«Профориентация. Самоопределение» для учащихся 9-х классов

В современном обществе молодежи необходима помощь в самоопределение, им необходимо подсказать направить разобраться. Школа с квалифицированными кадрами (учителя, психологи) помогает это сделать.данный курс (программа которого представлена ниже) знакомит учащихся не только с многообразием мира профессий, а главное помогает изучить себя, познать свой внутренний мир : свои интересы, предпочтение, увлечения. В программе "Самоопределение" для учащихся 9 классов представлено планирование на учебный го...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зудиловская средняя общеобразовательная школа»




«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

________Е.В. Березанских

«____»____________2013

«УТВЕРЖДЕНО»

Протокол педсовета

Приказ № ___ от «___»____2013 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

«Зудиловская СОШ»

________Пахорукова Н.В.

Приказ № ___ от «___»____2013 г.



Рабочая программа

«Профориентация. Самоопределение»

для учащихся 9-х классов


на 2013-2014 учебный год













Рабочая программа составлена на основе программы

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии:

программа предпрофильной подготовки.

Учебно-методическое пособие. - 5-е изд. - М.: Генезис, 2011.




Составитель: Скулкина М.А.,

педагог -психолог

(Ф.И.О. учителя, предмет,

квалификационная категория)





с. Зудилово

2013г.



1.Пояснительная записка.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - выбор будущей профессии.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.

Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Данная программа основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации "Мои профессиональные намерения"» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».

Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

Задачи:

  1. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».

  2. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.

  3. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.

  4. Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.

Элективный курс «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение второго полугодия. Регулярность занятий - 1 раз в неделю.

Общее количество часов - 17.

Ожидаемые результаты:

  1. формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

  2. формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

  3. принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;

  4. создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Основные принципы работы:

  1. Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия - обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.

  2. Принцип исследовательской позиции.

  3. Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.

  4. Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.



2.Учебно - тематическое планирование:

План занятий по программе «Психология и выбор профессии»

п\п

Тема

Кол-во

часов

Дата


I. Что я знаю о своих возможностях


4


1

Самооценка и уровень притязаний.


1


2

Темперамент и профессия. Определение типа темперамента.

1


3

Определения типа мышления.

1


4

Внимание и память.

1



II. Что я знаю о профессиях


4


5

Классификации профессий. Признаки профессии.

1


6

Интересы и склонности в выборе профессии.


1


7

Определение профессионального типа личности.

1


8

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».


1



III. Способности и профессиональная пригодность.


2


9

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

1


10

Уровни профессиональной пригодности.

1



IY. Планирование профессиональной карьеры


7


11

Мотивы и потребности.


1


12

Ошибки в выборе профессии.


1


13

Пути получения профессии.


1


14

Навыки самопрезентации.


1


15

Стратегия выбора профессии.


1


16

Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры»

1


17

Защита проекта «Моя будущая профессия»


1



Всего


17




Литература:

1. Резапкина Г.В.Отбор в профильные классы.- М.: Гнезис, 2005.

2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: Гнезис, 2005.

3. Савченко М. Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.(9-11классы): (Под науч. ред. Л. А, Обуховой.-М.: Вако, 2005.


Методическое обеспечение.

1. Диагностика интересов и склонностей.

2. Методика «Профиль» (модификация «Карты интересов».)

3. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модефикация Г.В. Резапкиной)

4. Диагностика особенностей мышления.

5. Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан).

6. Опросник пира мышления. (сокращенный вариант).

7. Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций.

8. Тест умственного развития (ТУР).

Дополнительно:

Тест эмоций.

Методика выявления уровня социальной зрелости выпускников.











Лист коррекции:

№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу

Вид коррекции (совмещение, использование резерва)

Номера и темы уроков, которые подверглись коррекции








© 2010-2022