- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая программа по элективному курсу Профессиональное самоопределение по УМК Азбука профориентации 21 века
Рабочая программа по элективному курсу Профессиональное самоопределение по УМК Азбука профориентации 21 века
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аминникова Н.С. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.Уренгой,4 мкр., дом 39А тел(факс)34934 9-31-77 Urengoi_1@ mail.ru
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 1»
п.г.т. Уренгой Пуровского района
__________/Волокитина А.С./
Приказ № ______ от « ____» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Профессиональный выбор»
9 класс
Учитель: Аминникова Наталья Сергеевна,
первая квалификационная категория
«Согласовано»
Заместитель директора по
НМР
__________/Подрезова С. В./
Рассмотрено на заседании методического совета
протокол № ___ от « ____» августа 2015 г.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Профессиональный выбор» составлена на основе авторской программы «Азбука профориентации XXI века» авторами которой являются: Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагина А.А. /Азбука профориентации XXI века. / Под общей ред. Богайцевой М.В. - ЗАО «Межрегиональная служба труда и жизнеобеспечения», Салехард, 2010. - 251с.
Учебник: «Азбука профориентации XXI века Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагина А.А. / под общей редакцией кандидата пед. наук М.В. Богайцевой.- Салехард, 2010».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), в том числе для проведения практических работ - 20 часов, зачетных работ - 2 часа.
Актуальность
Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профориентационного курса «Азбука профориентации XXI века» вообще и в частности ориентации школьников на рабочие профессии. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути. Так как именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я» в единстве трех основных его составляющих: когнитивной, эмоциональной и регуляторной.
Особенностью обучающихся, на которых направлена реализация данной программы (девятиклассники), является их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации в рамках предпрофильной подготовки.
Цель данного курса: создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах; сформировать способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.
Задачи курса:
-
Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
-
Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
-
Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
-
Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.
Каждое занятие состоит из практической и теоретической части. Теоретическая часть включает изучение личности мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, элементов исследовательской и проектной деятельности.
Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
-
опыт познавательной деятельности (учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-исследовательские, учебно-коммуникативные);
-
опыт осуществления способов деятельности (учебно-организационные);
-
опыт творческой деятельности (учебно-интеллектуальные, учебно-организационные, учебно-коммуникативные);
-
опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений (учебно-организационные).
Новизна программы
Настоящая программа предназначена для содействия социально-психологической адаптации подростков в области профориентации. Данный курс ставит своей целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессии и самостоятельно анализировать профессии составить представления о том, как функционирует рынок труда и какие особенности существуют на региональном рынке труда, и в результате сформировать информационную готовность молодежи к профессиональному выбору.
Основными разделами программы являются:
Раздел 1. Психологические аспекты профессионального выбора. «Что я знаю о себе?»
Раздел 2. Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»
Раздел 3. Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?»
Раздел 4. Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда?»
Раздел 5. Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?
Заключение
Принципы и подходы, лежащие в основе программы.
Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными признаками:
-
достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);
-
актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);
-
обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
-
доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);
-
привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).
Профинформация, характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
-
Проектной деятельности;
-
Творческой деятельности.
Реализация данной программы позволит:
-
сформировать у учащихся адекватные представления о себе и своем профессиональном соответствии;
-
сформировать знания учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
-
обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
-
сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов реальных социальных условиях;
-
помочь учащимся принять осознанное решение о профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения;
-
повысить мотивацию молодежи к труду.
Контроль уровня обученности проводится в соответствии с Уставом ОУ, включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения курса. Средства контроля находятся в логической связи с содержанием учебного материала и соответствуют требованиям к уровню усвоения материала.
Содержание программы:
Введение.
Тема 1. Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии.
Раздел 1. Психологические аспекты профессионального выбора. «Что я знаю о себе?»
Тема 1. Понятие личности. Эмоции. Природная сила личности. Темперамент.
Интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты личности. Понятие «эмоции». Темперамент, его основные свойства и типы. Психологическая характеристика темперамента и его проявления в деятельности.
Тема 2. Побудительные силы человека - мотивы, интересы, склонности. Понятие мотива, интереса склонности. Основные теории мотивации. Влияние структуры мотивации и мотивации и сформированности интересов на успешность деятельности. Ценностные ориентации. Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. Собственные ценностные ориентации.
Тема 3. Способности Профессионально важные качества
Понятия общих и специальных способностей, влияние на продуктивность деятельности. Присущие учащимся способности.
Профпригодность, профессионально важные качества.
Тема 4. Коммуникативная успешность. Барьеры коммуникации
Понятие «конфликт», его виды, стадии, источники, способы разрешения, положительные и отрицательные стороны. Навыки эффективного поведения в конфликтной ситуации. Коммуникация в человеческом сообществе, коммуникабельность как черта личности. Понятие коммуникативного барьера. Способы преодоления коммуникативного барьера. Навыки рефлексии, самопознание и самоанализ.
Тема 5. Самооценка Целеполагание и образ будущего. Этапы профессионального самоопределения.
Понятие самооценки и разные ее деформации: заниженной и завышенной. Формирование позитивного будущего. Освоение навыков целеполагания и выработки стратегий их достижения.
Раздел 2. Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»
Тема 1. Понятие «профессия». Классификация профессий. Классификация профессий по предмету труда.
Представление существующих профессий и их спецификаций. Особенности профессий, классификация. Принципы профессионального выбора.
Тема 2. Профессии типа «человек-человек». Профессии типа «человек-художественный образ».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей. Анализ содержания труда, классификация, знакомство с профессиями.
Тема 3. Профессии типа «человек-техника». Профессии типа «человек-природа»
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей. Анализ содержания труда, классификация, знакомство с профессиями.
Тема 4. Профессии типа «человек-знак». Профессии типа «человек-бизнес».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей. Анализ содержания труда, классификация, знакомство с профессиями.
Тема 5. Профессиограммы.
Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.
Раздел 3. Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?»
Тема 1. Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления.
Виды учреждений профессионального образования. Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.
Раздел 4. Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда?»
Тема 1. Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Региональный рынок труда (особенности и тенденции развития). Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодежи.
Механизмы функционирования рынка труда. Специфические черты рынка труда ЯНАО. Возможности трудоустройства в ЯНАО.
Раздел 5. Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?
Тема 1. Типичные ошибки при выборе профессии. Стратегии принятия решения в выборе профессии.
Способы избегания типичных ошибок при выборе профессий. Способы аналитического решения профессионального самоопределения.
Заключение
Тема 1. Социально-психологические исследование (анкетирование)
Уровень эффективности курса. Сформированность профессиональных планов. Навыки планирования. Процесс самоопределения учащихся.
Тематический план
Разделы и темы
Количество часов
Всего
в т.ч. практ. работ
в т.ч. зачетн. работ
Введение
1
1
Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии Социально-психологическое исследование (анкетирование)
1
Психологический аспект профессионального выбора. «Что я знаю о себе?»
11
2
Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент
1
3
Изучение интересов и мотивов
1
1
4
Ценностные ориентации
1
1
5
Способности (общие и специальные способности, качества успешного человека)
1
1
6
Профессионально важные качества
1
1
7
Коммуникативная успешность
1
1
8
Барьеры коммуникации
1
1
9
Самооценка
1
1
10
Целеполагание и образ будущего
1
1
11
Этапы профессионального самоопределения
1
1
12
Карта самопознания
1
Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»
10
13
Понятие «профессия». Классификации профессий. Классификация профессий по предмету труда
1
14
Профессии типа «человек - человек»
1
1
15
Профессии типа «человек - знак»
1
1
16
Профессии типа «человек - художественный образ»
1
1
17
Профессии типа «человек - техника»
1
1
18
Профессии типа «человек - природа»
1
1
19
Профессии типа «человек - бизнес»
1
1
20,21,22
Просмотр профессиограмм
3
1
Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?»
3
23
Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты
1
24
Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации Правила поступления
1
25
Информация, необходимая при выборе учебного заведения
1
Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда?»
4
26,27
Основные понятия и определения
2
1
28
Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Региональный рынок труда (особенности и тенденции развития)
1
1
29
Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодежи
1
1
Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?»
2
30
Типичные ошибки при выборе профессии
1
1
31
Стратегии принятия решения в выборе профессии
1
1
Заключение. «Моя профессиональная карьера»
3
32
Социально-психологическое исследование (анкетирование).
1
1
Индивидуальный профессиональный план
2
ВСЕГО:
34
20
2
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
-
Методическое пособие «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010
-
Рабочая тетрадь учителя «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010
-
Презентации для занятий учебно-методического комплекса «Азбука профориентации XXI века»
-
Видеопрофессиограммы для учебно-методического комплекса «Азбука профориентации XXI века»
-
Профориентационная диагностика.
-
Учебно-методическое пособие для щкольных психологов «Я и моя профессия» /Резапкина Г.В. - М.: Генезис, 2009
Литература для учителя:
1. «Рабочая тетрадь учителя: Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагина А.А. / под общей редакцией кандидата пед. наук М.В. Богайцевой. - Салехард, 2010».
2. Гид молодого специалиста. Методическое пособие: А.Палагин,Е. Филатова, Д.Фролов, Н. Кудряшова/ редактор Е.Филатова. - Салехард, 2012
3. MULTIMEDIA - поддержка предмета: 3 диска с презентациями по курсу «Азбука профориентации XXI века».
Литература для учащихся:
1.«Рабочая тетрадь ученика: Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагина А.А. / под общей редакцией кандидата пед. наук М.В. Богайцевой.- Салехард, 2010».
2. MULTIMEDIA - поддержка: диск «Профессиональная диагностика».
Приложение
Оценивание эффективности профориентации школьников
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится; достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее обества в нных.
-
Следующий результативный критерий - потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии - это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности.
-
Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
-
В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.
-
Последний результативный критерий - наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних - дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
Тексты текущих и тематических контрольных работ:
1. Перечислите типичные ошибки при выборе профессии.
2. Установи соответствие:
1) Личность -
а) человек как единичное природное существо
2) Человек -
б) сложное образование, которое формируется в процессе взаимодействия человека с другими людьми, в ходе совместной деятельности и общения
3) Индивид -
в) биосоциальное существо, наделенное знанием и способностью к деятельности
3. Определите тип темперамента:
а) эмоции бурные, вспышками, резкая смена настроений. Решителен, инициативен, резок, неуживчив.
б) Эмоции слабо выражены, сильно переживает по незначительным поводам. Нерешителен, не верит в свои силы. Склонен к одиночеству, замкнутости.
4. Назовите тип Вашего темперамента.
5. Перечислите рекомендации по выбору работы в соответствии с Вашим типом темперамента.
6. Закончи предложения (используя понятия: характер, темперамент)
а) Воспитывается при жизни -
б) Передается по наследству -
7. Закончи предложения.
а) Экстраверт - это человек, который…
б) Интроверт - это человек, который …