Рабочая программа по элективному курсу Профессиональное самоопределение по УМК Азбука профориентации 21 века

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по элективному курсу Профессиональное самоопределение по УМК Азбука профориентации 21 векаРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.Уренгой,4 мкр., дом 39А тел(факс)34934 9-31-77 Urengoi_1@ mail.ru

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 1»

п.г.т. Уренгой Пуровского района

__________/Волокитина А.С./

Приказ № ______ от « ____» августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Профессиональный выбор»

9 класс




Учитель: Аминникова Наталья Сергеевна,

первая квалификационная категория




«Согласовано»

Заместитель директора по

НМР

__________/Подрезова С. В./

Рассмотрено на заседании методического совета

протокол № ___ от « ____» августа 2015 г.


2015 - 2016 учебный год





Пояснительная записка

Рабочая программа «Профессиональный выбор» составлена на основе авторской программы «Азбука профориентации XXI века» авторами которой являются: Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагина А.А. /Азбука профориентации XXI века. / Под общей ред. Богайцевой М.В. - ЗАО «Межрегиональная служба труда и жизнеобеспечения», Салехард, 2010. - 251с.

Учебник: «Азбука профориентации XXI века Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагина А.А. / под общей редакцией кандидата пед. наук М.В. Богайцевой.- Салехард, 2010».

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), в том числе для проведения практических работ - 20 часов, зачетных работ - 2 часа.

Актуальность

Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профориентационного курса «Азбука профориентации XXI века» вообще и в частности ориентации школьников на рабочие профессии. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути. Так как именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я» в единстве трех основных его составляющих: когнитивной, эмоциональной и регуляторной.

Особенностью обучающихся, на которых направлена реализация данной программы (девятиклассники), является их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации в рамках предпрофильной подготовки.

Цель данного курса: создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах; сформировать способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.

Задачи курса:

  1. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».

  2. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.

  3. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.

  4. Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

Каждое занятие состоит из практической и теоретической части. Теоретическая часть включает изучение личности мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, элементов исследовательской и проектной деятельности.

Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • опыт познавательной деятельности (учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-исследовательские, учебно-коммуникативные);

  • опыт осуществления способов деятельности (учебно-организационные);

  • опыт творческой деятельности (учебно-интеллектуальные, учебно-организационные, учебно-коммуникативные);

  • опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений (учебно-организационные).

Новизна программы

Настоящая программа предназначена для содействия социально-психологической адаптации подростков в области профориентации. Данный курс ставит своей целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессии и самостоятельно анализировать профессии составить представления о том, как функционирует рынок труда и какие особенности существуют на региональном рынке труда, и в результате сформировать информационную готовность молодежи к профессиональному выбору.

Основными разделами программы являются:

Раздел 1. Психологические аспекты профессионального выбора. «Что я знаю о себе?»

Раздел 2. Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»

Раздел 3. Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?»

Раздел 4. Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда?»

Раздел 5. Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?

Заключение

Принципы и подходы, лежащие в основе программы.

Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными признаками:

  • достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);

  • актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);

  • обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);

  • доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);

  • привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).

Профинформация, характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

  • Проектной деятельности;

  • Творческой деятельности.

Реализация данной программы позволит:

  • сформировать у учащихся адекватные представления о себе и своем профессиональном соответствии;

  • сформировать знания учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

  • обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

  • сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов реальных социальных условиях;

  • помочь учащимся принять осознанное решение о профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения;

  • повысить мотивацию молодежи к труду.

Контроль уровня обученности проводится в соответствии с Уставом ОУ, включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения курса. Средства контроля находятся в логической связи с содержанием учебного материала и соответствуют требованиям к уровню усвоения материала.

Содержание программы:

Введение.

Тема 1. Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии.

Раздел 1. Психологические аспекты профессионального выбора. «Что я знаю о себе?»

Тема 1. Понятие личности. Эмоции. Природная сила личности. Темперамент.

Интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты личности. Понятие «эмоции». Темперамент, его основные свойства и типы. Психологическая характеристика темперамента и его проявления в деятельности.

Тема 2. Побудительные силы человека - мотивы, интересы, склонности. Понятие мотива, интереса склонности. Основные теории мотивации. Влияние структуры мотивации и мотивации и сформированности интересов на успешность деятельности. Ценностные ориентации. Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. Собственные ценностные ориентации.

Тема 3. Способности Профессионально важные качества

Понятия общих и специальных способностей, влияние на продуктивность деятельности. Присущие учащимся способности.

Профпригодность, профессионально важные качества.

Тема 4. Коммуникативная успешность. Барьеры коммуникации

Понятие «конфликт», его виды, стадии, источники, способы разрешения, положительные и отрицательные стороны. Навыки эффективного поведения в конфликтной ситуации. Коммуникация в человеческом сообществе, коммуникабельность как черта личности. Понятие коммуникативного барьера. Способы преодоления коммуникативного барьера. Навыки рефлексии, самопознание и самоанализ.

Тема 5. Самооценка Целеполагание и образ будущего. Этапы профессионального самоопределения.

Понятие самооценки и разные ее деформации: заниженной и завышенной. Формирование позитивного будущего. Освоение навыков целеполагания и выработки стратегий их достижения.

Раздел 2. Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»

Тема 1. Понятие «профессия». Классификация профессий. Классификация профессий по предмету труда.

Представление существующих профессий и их спецификаций. Особенности профессий, классификация. Принципы профессионального выбора.

Тема 2. Профессии типа «человек-человек». Профессии типа «человек-художественный образ».

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей. Анализ содержания труда, классификация, знакомство с профессиями.

Тема 3. Профессии типа «человек-техника». Профессии типа «человек-природа»

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей. Анализ содержания труда, классификация, знакомство с профессиями.

Тема 4. Профессии типа «человек-знак». Профессии типа «человек-бизнес».

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей. Анализ содержания труда, классификация, знакомство с профессиями.

Тема 5. Профессиограммы.

Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.

Раздел 3. Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?»

Тема 1. Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления.

Виды учреждений профессионального образования. Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.

Раздел 4. Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда?»

Тема 1. Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Региональный рынок труда (особенности и тенденции развития). Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодежи.

Механизмы функционирования рынка труда. Специфические черты рынка труда ЯНАО. Возможности трудоустройства в ЯНАО.

Раздел 5. Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?

Тема 1. Типичные ошибки при выборе профессии. Стратегии принятия решения в выборе профессии.

Способы избегания типичных ошибок при выборе профессий. Способы аналитического решения профессионального самоопределения.

Заключение

Тема 1. Социально-психологические исследование (анкетирование)

Уровень эффективности курса. Сформированность профессиональных планов. Навыки планирования. Процесс самоопределения учащихся.



Тематический план



Разделы и темы

Количество часов

Всего

в т.ч. практ. работ

в т.ч. зачетн. работ

Введение

1



1

Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии Социально-психологическое исследование (анкетирование)

1



Психологический аспект профессионального выбора. «Что я знаю о себе?»

11



2

Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент

1



3

Изучение интересов и мотивов

1

1

4

Ценностные ориентации

1

1

5

Способности (общие и специальные способности, качества успешного человека)

1

1

6

Профессионально важные качества

1

1

7

Коммуникативная успешность

1

1

8

Барьеры коммуникации

1

1

9

Самооценка

1

1

10

Целеполагание и образ будущего

1

1

11

Этапы профессионального самоопределения

1

1

12

Карта самопознания

1


Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»

10



13

Понятие «профессия». Классификации профессий. Классификация профессий по предмету труда

1



14

Профессии типа «человек - человек»

1

1

15

Профессии типа «человек - знак»

1

1

16

Профессии типа «человек - художественный образ»

1

1

17

Профессии типа «человек - техника»

1

1

18

Профессии типа «человек - природа»

1

1

19

Профессии типа «человек - бизнес»

1

1

20,21,22

Просмотр профессиограмм

3


1

Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?»

3



23

Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты

1



24

Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации Правила поступления

1


25

Информация, необходимая при выборе учебного заведения

1


Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда?»

4



26,27

Основные понятия и определения

2

1


28

Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Региональный рынок труда (особенности и тенденции развития)

1

1

29

Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодежи

1

1

Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?»

2



30

Типичные ошибки при выборе профессии

1

1


31

Стратегии принятия решения в выборе профессии

1

1


Заключение. «Моя профессиональная карьера»

3



32

Социально-психологическое исследование (анкетирование).

1


1

Индивидуальный профессиональный план

2



ВСЕГО:

34

20

2



Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение для учителя:


  1. Методическое пособие «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010

  2. Рабочая тетрадь учителя «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010

  3. Презентации для занятий учебно-методического комплекса «Азбука профориентации XXI века»

  4. Видеопрофессиограммы для учебно-методического комплекса «Азбука профориентации XXI века»

  5. Профориентационная диагностика.

  6. Учебно-методическое пособие для щкольных психологов «Я и моя профессия» /Резапкина Г.В. - М.: Генезис, 2009

Литература для учителя:

1. «Рабочая тетрадь учителя: Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагина А.А. / под общей редакцией кандидата пед. наук М.В. Богайцевой. - Салехард, 2010».

2. Гид молодого специалиста. Методическое пособие: А.Палагин,Е. Филатова, Д.Фролов, Н. Кудряшова/ редактор Е.Филатова. - Салехард, 2012

3. MULTIMEDIA - поддержка предмета: 3 диска с презентациями по курсу «Азбука профориентации XXI века».

Литература для учащихся:

1.«Рабочая тетрадь ученика: Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагина А.А. / под общей редакцией кандидата пед. наук М.В. Богайцевой.- Салехард, 2010».

2. MULTIMEDIA - поддержка: диск «Профессиональная диагностика».




















Приложение

Оценивание эффективности профориентации школьников

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится; достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее обества в нных.

  • Следующий результативный критерий - потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии - это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности.

  • Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

  • В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.

  • Последний результативный критерий - наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних - дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:


Тексты текущих и тематических контрольных работ:

1. Перечислите типичные ошибки при выборе профессии.

2. Установи соответствие:

1) Личность -

а) человек как единичное природное существо

2) Человек -

б) сложное образование, которое формируется в процессе взаимодействия человека с другими людьми, в ходе совместной деятельности и общения

3) Индивид -

в) биосоциальное существо, наделенное знанием и способностью к деятельности

3. Определите тип темперамента:

а) эмоции бурные, вспышками, резкая смена настроений. Решителен, инициативен, резок, неуживчив.

б) Эмоции слабо выражены, сильно переживает по незначительным поводам. Нерешителен, не верит в свои силы. Склонен к одиночеству, замкнутости.

4. Назовите тип Вашего темперамента.

5. Перечислите рекомендации по выбору работы в соответствии с Вашим типом темперамента.

6. Закончи предложения (используя понятия: характер, темперамент)

а) Воспитывается при жизни -

б) Передается по наследству -

7. Закончи предложения.

а) Экстраверт - это человек, который…

б) Интроверт - это человек, который …


© 2010-2022