Статья Школа-территория здоровья

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Школа- территория здоровья»

Человеку необходимо не только физическое здоровье, но психологическое здоровье. Главный критерий хорошего психологического здоровья человека - его успешная социальная адаптация в обществе.

Ключевое слово, характеризующее психологическое здоровье, - это гармония человека как с самим собой, так и с окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.

Каковы же критерии психологического здоровья личности?

  • Понимание себя.

  • Позитивное самовосприятие.

  • Способность к самоуправлению.

  • Включенность в эмоционально-доверительное общение со сверстниками.

  • Способность к сопереживанию и принятию других.

  • Сформированность жизненных ценностей и планов.

  • Стремление к гуманистическим ценностям.

Для психологического здоровья норма - это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать развитию общества. Норма - это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения.

Для эффективной организации психологической поддержки надо определить факторы риска нарушения психологического здоровья детей.

Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения. Школьная тревожность - это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций - ситуаций взаимодействия с различными компонентами школьной образовательной среды.

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание - это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Однако интенсивность переживания тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.

Что же способствует формированию школьной тревожности и ее закреплению? Можно выделить несколько факторов. В их число входят:

  • учебные нагрузки;

  • неспособность учащегося справиться со школьной программой (может быть вызвана различными причинами: повышенным уровнем сложности учебных программ, не соответствующих уровню развития детей; недостаточным уровнем развития высших психических функций, педагогической запущенностью, недостаточной профессиональной компетентностью учителя; психологическим синдромом хронической неуспешности);

  • неадекватные ожидания со стороны родителей (прежде всего ожидания, касающиеся школьной успеваемости). Чем больше родители ориентированны на достижение ребенком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребенка тревожность;

  • неблагоприятные отношения с педагогами (стиль взаимодействия учителя с учениками, завышенные требования учителя, избирательное отношение к ребенку, нарушающему правила поведения на уроке;

  • регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

  • смена школьного коллектива или неблагоприятные отношения в коллективе (благополучные отношения с одноклассниками являются важнейшим ресурсом мотивации посещения школы). Сохранить психическое и психологическое здоровье у ребенка можно в том случае, если есть благоприятный психологический климат в коллективе.

В школе необходимо создать для ученика такую атмосферу, чтобы он чувствовал себя успешным. Нельзя допускать хронического неуспеха и неудач, поскольку это навсегда может отбить интерес к учению. Что может сделать учитель? Например, намеренно спросить ученика о том, что он хорошо знает и умеет, похвалить, если ребенок сам вызвался отвечать, похвалить за подготовку к уроку. Никогда нельзя допускать, чтобы ученик воспринимал неправильно выполненное задание как показатель собственной неполноценности и личной недостаточности. Излишняя требовательность учителя становится бедствием для учеников с невротической склонностью к панике, с потребностью защищать позитивные впечатления. Ошибка для них - катастрофа, они впадают в отчаяние, вопреки действительности у них возникает чувство «я ничего не умею».

Неблагоприятные психологические состояния и ряд личностных особенностей влекут за собой повышение уровня невротизации, что является признаком дезадаптации и риском для здоровья.

Психологически здоровый человек

· умеет адекватно оценивать ситуацию, себя, других людей, свои возможности, достоинства и недостатки;

· владеет своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией, своими интересами, индивидуальными возможностями;

· способен находить с людьми общий язык, управлять конфликтами;

· способен действовать;

· способен к достижению и поддержанию необходимого уровня интеллектуальной работоспособности;

· имеет чувство юмора, остроумен;

· способен радоваться жизни, любить и быть любимым;

· принимает себя, удовлетворен своей жизнью, самодостаточен;

· способен сохранять оптимистический настрой даже в трудных жизненных ситуациях;

· стремиться творить добро, помогать, заботиться о ком-либо.

Велика роль школы, семьи, ближайшего окружения школьника в формировании его отношения к учебе, к здоровью, здоровому образу жизни.

Образ жизни родителей - модель, по которой ребенок строит свои отношения с миром, в том числе в вопросах заботы о своем здоровье. В подростковом возрасте закономерно усиливается влияние сверстников на формирование установок. При негативном характере этого влияния усиливается риск приобщения к психоактивным веществам, другим вредным привычкам, что постепенно закладывает аргумент многих недугов, проявляющихся годы спустя.

Поэтому родителям, и нам, учителям, необходимо овладеть методами и приемами практической психологии здоровья, что позволит всем нам противопоставить негативным влияниям окружающей среды такую систему ценностей и установок, умений и навыков, которые выступят своеобразным противоядием от многочисленных воздействий природной и социальной среды.

Психологическое здоровье школьника - основа его благополучия в жизни.

© 2010-2022