• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с детьми ОВЗ (мастер-класс)

Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с детьми ОВЗ (мастер-класс)

Раздел Школьному психологу
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с детьми ОВЗ

(мастер-класс)

Если вы не знаете цели своего пути, ни одна дорога вас никуда не приведёт.
Генри Киссенджер

ЦЕЛЬ: Предоставление возможностей использования в коррекционно-развивающей работе различных методик, которые используются в групповой и фронтальной работе с детьми ОВЗ.

Ожидаемые результаты: Повысить интерес к различным методикам в коррекционно-развивающей работе педагогв-психологов при проведении групповых и фронтальных занятий.

Материалы и оборудование:

  1. Проектор и доска для демонстрации слайдов.

  2. Печатная информация (раздаточный материал)

  3. Ракушка (для рефлексии)

Первый этап.( Теория)

1. Обеспечение диагностико-коррекционного психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ реализуется через следующие формы:

  • диагностика вновь поступивших детей.

  • Определение актуальных и резервных возможностей

  • Анализ и организация исполнения рекомендаций ПМПК

  • Разработка и корректировка индивидуальных маршрутов коррекции

  • Консультирование родителей

  • Консультирование учителей

  • Диагностика уровня развития при переходе в следующий класс

Этапы

Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с детьми ОВЗ (мастер-класс)

Как вы уже заметили - одним из самых главных этапов является коррекционно-развивающая работа. В коррекционно-развивающей работе важны коррекционные программы, которые включают в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.

Проведение индивидуальных коррекционных занятий - это специальная пропедевтическая работа (в переводе с латинского - обучаю предварительно), способствующая усвоению детьми базисных знаний и умений, а также успешному обучению в школе.
Она основана на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной деятельности.

Второй этап.

А сейчас я хочу поделиться теми методиками которые используются на моих занятиях по КНПР ( коррекция недостатков психофизического развития ). Эти занятия проводятся вне расписания с детьми « группы риска». Наполняемость 5-6 человек.

2 этап (практика)

Цель данных методик: помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для человека.

Эпиграф: «Действительно уверенный в себе человек относится к себе с уважением»

  • Методика « Я горжусь»

Участникам предлагается закрыть глаза, представить себе лист бумаги, мысленно написать на нем слова « Я горжусь тем, что я …» а затем закончить это предложение с использование различных вариантов. Обсуждая результаты упражнения, ведущий вводит понятие самоуважения (самовосприятия)

  • Сказкотерапия « На дне моря» (Н.Шилова)

Глубоко-глубоко на дне моря обитают морские звезды.

На первый взгляд кажется, что в их жизни нет ничего особенно интересного: ползают себе по дну, ничего не делая, едят да спят. Но это только на первый взгляд...

Звезды живут семьями. Историю одной такой семьи я и хочу вам рассказать.

Наша звездная семья жила под большим темно-серым кораллом, который окружали бойко разросшиеся водоросли ламинарии.

Два раза в неделю звезда-мама рыхлила под ними песок и выгребала отмершие листья, из которых варила абсолютно несъедобный суп.

Каждый день звезда-папа уходил на добычу пропитания. Возвращался он поздно вечером уставший и раздраженный, так как достать еду в последнее время стало просто невозможно. Еще в этой семье жила звездочка-дочка. Ее звали Карина, и ей был уже год с лишним. Для морской звезды это приличный возраст.

Карина ходила в звездную гимназию, где ее учили правилам выживания в море. После гимназии она возвращалась домой и помогала маме-звезде по дому. И вот в жизни Карины наступил ужасный и очень странный период: ее стали считать взрослой, причем эта взрослость была однобокой, кажущейся, на самом деле ее не было.

Все старшие звезды говорили ей, что вести себя надо иначе, думать надо иначе, говорить иначе, потому что она теперь взрослая. Но принимать решения ей не давали. Однако это еще не полбеды, Карина могла это понять и жить дальше.

Была другая причина для расстройства и переживаний - это ее панцирь, ее внешность. Около двух месяцев назад она начала активно меняться: панцирь стал тонким, на нем появились впадины и выпуклости. Звездные лучики стали какими-то кривыми и опухшими.

Конечно, не только с Кариной стали происходить такие изменения, но это было слабым утешением. К тому же ее ровесницы были намного привлекательнее, хотя они тоже росли. И с ними все общались, они всегда были в центре внимания, а ее, кривую и некрасивую звездочку, естественно, никто не замечал.

Да еще звезды-родители, которые постоянно твердили, что Карина и так красивая, что внешность не главное, что с возрастом все изменится. Но это с возрастом, а теперь как жить? Карина хотела, чтобы ее замечали сейчас, сейчас приглашали в гости, а не потом, когда-то в будущем.

И вот когда ее в очередной раз не пригласили на день рождения, Карина поняла, что она никому не нужна. Она сидела в своей коралловой комнате, чувствуя себя забытой, брошенной, никому не нужной, и горько плакала. Жизнь проходила мимо нее, она не видела ничего радостного в будущем. «Если все так плохо, - спросила себя Карина, - зачем же мне тогда жить?» Этот вопрос, а точнее, ответ на него, который она даже вслух боялась произнести, напугал ее.

И в этот момент она увидела себя в зеркале: на нее смотрело съежившееся, зареванное существо с маленькими красными, опухшими глазенками. «Просто ничтожество какое-то... - подумала Карина и сама возмутилась этому. - Это неправда, я не ничтожество! Да я не суперзвезда, но ведь звезда! У меня есть друзья, которые меня понимают и ценят, пусть их немного, но ведь все-таки есть! И в конце концов, у меня есть мозги, я сообразительная, пусть об этом не все знают, но все в моих руках».

Сказав все это, Карина поняла, что она верит в себя, в свои силы, в свои способности. И с этой мыслью она умиротворенно заснула. Следующую неделю Карину никто не мог узнать: она отвечала на уроках, помогала одноклассникам выполнять задания, она была веселой, жизнерадостной и общительной. К ней стали обращаться за помощью, прислушиваться к ее мнению. И она как-то незаметно для себя оказалась в центре внимания других морских звезд.

Вот такая вот история приключилась в одной звездной семье глубоко-глубоко на дне моря.

Вопросы для обсуждения

  • Почему огорчалась Карина?

  • Что ей не нравилось в себе?

  • Почему она не верила взрослым?

  • Как Карине удалось поверить в себя?


  • Методика « Звезда самоуважения»

Предлагается слайд с позитивными качествами, так же каждому ученику раздаются карточки с этими же качествами. Так же раздается готовый шаблон звезды. На лучах учащиеся пишут свои позитивные качества и раскрашивают или украшают по своему усмотрению. Посредине пишется имя. Звезды наклеиваются на плакат, который вывешивается на доске.

На слайде указаны следующие качества: Активность, артистичность, бескорыстие, благородство, великодушие, воля, доброжелательность, дружелюбие, жизнелюбие, заботливость, интеллигентность, искренность, любознательность, мудрость, оптимизм, остроумие, отважность, отзывчивость, правдивость, приветливость, решительность, романтичность, собранность, трудолюбие, терпимость, точность, улыбчивость, честность, щедрость, умение слушать, умение понимать, упорство, уступчивость.

Рефлексия.

Участники с помощью ракушки делятся своими впечатлениями о проведенных методиках.

3 этап

В результате проведенного мастер-класса цель была достигнута с помощью следующих методик и приемов:

  1. Слайдовая презентация.

  2. Игры и упражнения.

  3. Элементы арт-терапии.

Использованные формы, приемы и методы работы на мастер - классе:

  1. Диалог и дискуссия.

  2. Индивидуальная (упражнения: «Я горжусь..», «Звезда самоуважения»)

  3. Обмен мнениями, впечатлениями (рефлексия)

  4. Сказкотерапия и арт терапия (элементы)

Данные методы выбраны с учетом репрезентативной системы восприятия участников мастер-класса:

  1. Визуальной репрезентативная система - слайдовая презентация темы и принципов работы, стимульный и раздаточный материал .

  2. Аудиальная репрезентативная система - лекционная подача информации, релаксационная инструментальная музыка на практической части.

  3. Кинестетическая репрезентативная система - практический опыт, выполнение упражнений.

Результатом коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с детьми ОВЗ является улучшение показателей по психологическим критериям.

Результаты представлены в диаграмме 5 - е классы. Сентябрь 2012 года, апрель 2013 года работа по программе Хухлаевой « Тропинка к своему Я»

Социометрия


Уровень воспитанности




^ Методика исследования удовлетворенности учащихся школьной жизнью



Наличие позитивных изменений в эмоционально-личностной и поведенческой сфере детей свидетельствует об эффективности данных занятий.








Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа № 22 (VII вида)»

городского округа «Город Якутск»

677009 г. Якутск, ул. Рыдзинского, д. 5, телефон 43-90-28





Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с детьми ОВЗ

(мастер-класс)






Подготовила: педагог-психолог: Скорая И.В

© 2010-2022