Психологический семинар «Технологии педагогического взаимодействия»

Профессия педагога является наиболее стрессовой среди множества профессий, т.к. связана с постоянным общением (коллеги, ученики, родители). Трудности, связанные с взаимодействием и общением приходится испытывать как молодым педагогам, так и педагогам со стажем. В связи с этим актуальны, на наш взгляд, и просто необходимы интерактивные мероприятия, направленные на отработку практических навыков общения и взаимодействия педагогов с участниками образовательного процесса.  Предлагаю вашему вниманию ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологический семинар-практикум с педагогами 2011-2012 уч.г.

Правила педагогического взаимодействия



В основе профессии учитель - лежит общение - профессиональное, межличностное. Нам приходится общаться с родителями, детьми с коллегами.

Коммуникативные способности являются частью профессиональной культуры педагога. Высокий уровень их развития, умение правильно реагировать в сложных ситуациях на уроке и вне определяет профессионализм педагога, а также умение сохранить собственное здоровье. Навыки конструктивного поведения педагога в конфликтных ситуациях являются "техникой личной психологической безопасности" в профессиональной деятельности.

Конфликты являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт. Школьная жизнь буквально насыщена педагогическими конфликтами.

Педагогические конфликты - это особая группа конфликтов. Н.В. Самоукина выделяет 3 больших группы педагогических конфликтов, одну из которых составляют конфликты взаимодействия учащихся и педагогов, учащихся между собой.

Поэтому каждому учителю необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, эффективных способах разрешения.

Американский исследователь М. Дойч подчеркивал, что конфликты ведут к развитию общества, стимулируют поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирными средствами, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко доходит до насилия.

Динамика конфликта складывается из 3 стадий:

1. нарастание

2. реализация

3. затухание

Структура конфликта складывается из

  • внешней и внутренней позиции участников,

  • их взаимодействий

  • объекта конфликта.

Внутренняя позиция участника конфликта - цели, интересы, мотивы;

Внешняя позиция участника конфликта - речевое поведение, мнение, точка зрения, пожелание.

Сфера конфликта - деловая и личностная.

Учащиеся

Рассмотрим пример: В классе есть ученик, который ведет себя вызывающе, грубит, выглядит (по вашему мнению) ужасно: длинные волосы, порванные джинсы, майка. Вы делаете ему замечание, требуя изменить поведение и внешний вид. В ответ ученик ведет себя еще хуже - он бунтует и на следующий день приходит одетым вызывающе, да и поведение безобразное. Получилось все наоборот. Знакомый случай? Давайте разберемся. Делая замечание, вы ориентировались только на поведение и внешний вид подростка. Это внешняя позиция участника. А как же внутренняя? Где она? А ее-то вы и не учли. Конфликтные отношения с подростком изменяться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его поведение, а на внутреннюю позицию, то есть сможете понять его цели, интересы, мотивы. В данном случае это стремление быть взрослым, выделиться, утвердить свое «я».

Что является объектом конфликта в данной ситуации?

Ученик и педагог имеют разные объекты: для учителя объект - дисциплина в школе и классе, для подростка - стремление к самоутверждению. Сфера конфликта - деловая ситуация.

Решение конфликта можно начать с объединения объектов: решая задачу поддержания дисциплины, учитель поручает подростку дело, в котором он может добиться успеха, удовлетворить свою потребность в самоутверждении. При этом есть одно важное правило:

Нельзя допускать, чтобы конфликт из деловой сферы переходил в личностную. Мы часто говорим: «Ты - грубый и невоспитанный! По математике у тебя - одни двойки. Лентяй! Не можешь заставить себя приготовить домашнее задание! А еще и разговариваешь, когда надо сидеть и слушать хотя бы на уроке!»

Сможем ли мы в данном случае решить конфликт?

Мы перешли из деловой ситуации в личностную.

Как можно было бы сказать педагогу?

Давай вместе подумаем, почему у тебя проблемы с математикой. Тебе неинтересно или ты что-то не понял?

Успешно блокировать конфликт можно на стадии его возникновения. Один из самых эффективных способов блокировки конфликта - переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. «Отрицательная энергия» израсходуется в деятельности и не выплеснется во взаимоотношениях.

Конфликт разгорелся - стадия реализации. Когда силы и энергия исчерпаны, наступает стадия затухания. Разрядка напряжения произошла и участники конфликта «выплеснули» свои эмоции. Тогда на этой стадии эффективна воспитательная коррекция: беседы, выяснение причин конфликта.

Упражнение « Голова»

Цель: снять неприятные соматические изменения

Инструкция: Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, где вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.



Игра « Договор».

Цель: поиск и выработка предложений, удовлетворяющих потребности другой стороны.

Инструкция: Участники делятся на 3 группы: «учителя», «ученики», «родители»

Ситуация: Учащиеся - старшеклассники предлагают классному руководителю в один из выходных дней выехать со всем классом за город на турбазу с ночевкой. Классный руководитель соглашается при условии, что поедут и несколько родителей. Родители отказываются.

В данной ситуации различие интересов сторон может привести к конфликту.

Задание: обсудить сложившуюся ситуацию с точки зрения представителей, чьи интересы вы представляете. Записать в 3 колонки таблицы интересы, проблемы, предложения той группы участников, которую вы представляете.

интересы

проблемы

предложения

- Как договориться всем участникам, исходя из своих интересов?

- Что поможет достичь договоренности?

- Что мешает?

Обсуждение. Рефлексия

Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения».

(7 мин)

- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные - это:

Улыбка,

имя собеседника

комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело - это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.


«Трудные» родители:

·Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.

Основная цель общения педагога с родителями - объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).

На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)

Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы - просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

Вторая фаза беседы с родителем - конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

·необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

·подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

·показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.


Притча О конфликтах...

Когда-то, уже довольно давно, один умный мужчина сказал мне, что любой конфликт похож на хлопок в ладоши! Для того, чтобы он состоялся нужно две руки, желание хлопать и сила для удара. Две руки он тогда сравнил с двумя партнерами, которые усердно выясняют отношения, причем вклад каждого в развитие конфликта 50 %.

Он говорил, что есть люди, которые очень любят хлопать в ладоши - по поводу и без повода! Одни любят очень сильные хлопки, такие, после которых руки, аж горят, другие - любят хлопать для видимости еле-еле. Он предложил похлопать в ладоши - тихонько, сильно, очень сильно, сильно-пресильно. И все это делалось для того, чтобы потом, вступая в конфликт, наше тело вспоминало эти "овации".

Как известно, самая сильная память - это память тела. Теперь, когда я становлюсь участницей конфликта, я все время вспоминаю эти ладоши и хлопки. Иногда, я даже начинаю хлопать, чтобы вспомнить и показать родным, что происходит. К сожалению, все мы так часто увлекаемся самим конфликтом, желанием быть правым и сделать по-своему, что причиняем боль и себе, и родным-близким-любимым.

Жизнь так коротка и быстротечна! Любви всем нам, Радости, Здоровья и Терпения. Так давайте хлопать в ладоши на концерте, в цирке, на футболе, поздравляя и радуясь друг за друга.

Рефлексия "ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА"

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором - мусорная корзина и на третьем - мясорубка. На желтом листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.

На синем листочке - то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату.

Серый листок - это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка".

Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.













Приложения












































Рекомендации по эффективному педагогическому общению

1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и т. д.

2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное.

3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.

4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу.

5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.

6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении).

7. Продуктивность общения.

8. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий.

Правила педагогического общения.

Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

Правило 4. Совместная деятельность сближает людей.

Правило 5. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении

Правила общения

с «трудными родителями»

На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя.

Памятка для учителей


План анализа педагогической ситуации:

1. Уясните педагогический смысл описанной ситуации, т.е. опишите ситуацию с точки зрения формирования личности ребенка, его жизненного опыта, взглядов, позиции (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.).

2. Вычлените педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в формировании личности ребенка, к которому ведет описанная ситуация. Выясните или предположите истоки этого конфликта.

3. Определите педагогическую цель (планируемый результат, которого хотелось бы достичь в данной ситуации).

4. Сформулируйте несколько (пять-шесть) вариантов решения конфликта, эффективного поведения педагога в этом случае.

5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант педагогической деятельности в данной ситуации.

6. Определите критерии достижения и методы оценки планируемого результата.

Вторая фаза беседы с родителем - конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

  1. необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

  2. подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

  3. показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

  4. не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

  5. обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.












Психологический семинар «Технологии педагогического взаимодействия»Психологический семинар «Технологии педагогического взаимодействия»Психологический семинар «Технологии педагогического взаимодействия»



Психологический семинар «Технологии педагогического взаимодействия»Психологический семинар «Технологии педагогического взаимодействия»Психологический семинар «Технологии педагогического взаимодействия»Психологический семинар «Технологии педагогического взаимодействия»Психологический семинар «Технологии педагогического взаимодействия»Психологический семинар «Технологии педагогического взаимодействия»Психологический семинар «Технологии педагогического взаимодействия»Психологический семинар «Технологии педагогического взаимодействия»Психологический семинар «Технологии педагогического взаимодействия»

© 2010-2022