Презентация «Священные сооружения» 4 класс

Семинар – практикум по ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. (презентация к уроку «Священные сооружения») «Обеспечение психологической комфортности при изучении курса ОРКСЭ, как условие формирования  у обучающихся толерантного отношения к людям»   Толерантность – это  означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности Толерантное отношение  между людьми, отношения к миру в том числе и к мировым религиям  - закладывается  именно в детском возрасте,  а толерантное отношение  в классе и на уроке невозможно сформировать без создания психологической комфортности на уроках, которое передается потом и во взаимоотношениях на улице, в семье, с родственниками с близкими. Мозговая гимнастика направлена – для улучшения мозговой деятельности. Качания головой» - упражнение стимулирует мыслительные процессы), «Ленивые восьмерки» - упр. активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания «Шапка для размышлений» - улучшает внимание, ясность восприятия и речи Гимнастика для глаз – помогает расширить поле зрения, улучшить восприятие, укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения. Физ. минутка направлена: Упр. «Ухо - нос», «Перекрестное маркирование»   - перекрестные движения способствовать активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Познавательный аспект: -Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. - Формирование общеучебных умений и навыков. -формирование общей способности находить способы  достижения требуемого результата. Развивающий аспект: - Развитие речи -Развитие мышление ( в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, обобщать) -Развитие сенсорной , двигательной сферы Воспитывающий аспект: - Воспитание системы нравственных межличностных отношений - Воспитывать уважительное и бережное отношение к  различным религиям мира - Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения. Цель урока ознакомление со священными сооружениями достигнута. Формирование толерантности формируется в комплексной и системной работы.
Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар - практикум

«Обеспечение психологической комфортности при изучении курса ОРКСЭ как условие формирования у обучающихся толерантного отношения к людям» 22.12.2013 г.

Толерантность - это означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности

Толерантное отношение между людьми, отношения к миру в том числе и к мировым религиям - закладывается именно в детском возрасте, а толерантное отношение в классе и на уроке невозможно сформировать без создания психологической комфортности на уроках, которое передается потом и во взаимоотношениях на улице, в семье, с родственниками с близкими.

Мозговая гимнастика направлена - для улучшения мозговой деятельности.

Качания головой» - упражнение стимулирует мыслительные процессы),

«Ленивые восьмерки» - упр. активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания

«Шапка для размышлений» - улучшает внимание, ясность восприятия и речи

Гимнастика для глаз - помогает расширить поле зрения, улучшить восприятие, укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения.

Физ. минутка направлена:

Упр. «Ухо - нос», «Перекрестное маркирование» - перекрестные движения способствет активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Позновательный аспект:

-Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

- Формирование общеучебных умений и навыков.

-формирование общей способности находить способы достижения требуемого результата.

Развивающий аспект:

- Развитие речи

-Развитие мышление ( в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, обощать)

-Развитие сенсорной , двигательной сферы

Воспитывающий аспект:

- Воспитание системы нравственных межличностных отношений

- Воспитывать уважительное и бережное отношение к различным религиям мира

- Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Цель урока ознакомление со священными сооружениями достигнута. А формирование толерантности формируется в комплексной и системной работы и с каждым последующим урок мы продвигаемся на одну ступеньку выше.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

Г. АЛЕКСИН ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ










Разработка открытого урока по ОРКСЭ


Модуль « Основы мировых религиозных культур»

Тема: Священные сооружения









Педагог - Ковылина Анастасия Михайловна















Алексин 2013 г.


Тема: Священные сооружения.

Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий с обеспечение психологической комфортности при изучении курса ОРКСЭ как условие формирования у обучающихся толерантного отношения к людям .

Задачи:

  1. Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий - церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть.

  2. Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.

  3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

  4. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

  5. Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  6. Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом.

Задачи урока:

1. предметные - формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;


2. метапредметные - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

3. личностные - формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;

развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Основные термины и понятия: Синагога, церковь, алтарь, икона, фреска, мечеть, минарет, ступа, пагода.

Оборудование: ПК, мультимедиа, раздаточный материал, учебник, презентация к уроку, рабочая тетрадь ученика; смайлики.

Средства наглядности: фотографии священных сооружений с изображением внутреннего и внешнего убранства.

Структура урока

  1. Организация деятельности учащихся.

  2. Мозговая гимнастика

  3. Проверка усвоения материала прошлого урока и домашнего задания

  4. Введение в тему. Постановка проблемы.

Какие еще религии мы еще знаем и к каким. религиям можно отнести священные сооружения которые мы еще подробно не изучали

  1. Объяснение нового материала.

- Демонстрация презентации.

- Физ. минутка

6. Закрепление материала

- Заполнение таблицы.

Священные сооружения религий мира

Православная

культура

Иудейская

культура

Исламская

культура

Буддийская

культура


6.Проверка усвоения знаний (игра)

7.Подведение итогов урока. Рефлексия

8.Задание на дом: нарисовать рисунок или фото с изображением священных сооружений

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

1 слайд

Приветствие детей.

На прошлом уроке мы начали знакомство со священными сооружениями религиозных культур. Сегодня мы продолжим знакомство.

Но скачала, мы с вами выполним мозговую гимнастику.

2,3 слайды

2. Мозговая гимнастика

Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы), дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. - 30 сек.

«Ленивые восьмерки» (упр. активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания), нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости» восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. - 30 сек.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речи), «надеть шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза - 30 сек.

Гимнастика для глаз - смотрим на экран и следим глазами за бабочкой



3. Проверка усвоения материала прошлого урока .

1. Со священными сооружениями, каких мировых религий мы уже познакомились? (иудаизм, православие). - 4 слайд

2. Как называется священное сооружение в православии? (церковь, храм) 5 слайд

3. А в иудаизме подобное сооружение как называется? (синагога, дом для молитв) - 5 слайд

4. Сколько храмов может быть в иудаизме? ( один) - 6 слайд

5. сколько раз был разрушен храм богов? (два) - 7 слайд

6. что уцелело от разрушенного храма? ( стена плача) - 8 слайд

7. По какому яркому признаку мы узнаем, что перед нами церковь? (купола и крест) - 9 слайд

8. Какие особенности имеют купола в православных храмах? (формы куполов и цвет купола) -10 слайд

Какие формы существуют?:

шлемовидной формы ( в честь защитников отечества) - 10 слайд

луковичной формы ( как свеча) - 11 слайд

Различаются по цвету:

Золотые купола - символ небесной славы.- 12 слайд

Зелёные купола посвящаются Троице и символизировали цвет Святого Духа.- 12 слайд

Синие купола со звёздами посвящены Пресвятой Бого­родице.- 13 слайд

Храмы серебряного цвета -посвящались святым.

9. По какому яркому признаку мы узнаем, что перед нами синагога? (шестиконечная звезда)- 14, 15 слайд

10. священная книга, светильник в иудаизме ? (тора, менора) - 16 слайд

Внутреннее устройство синагоги обязательные элементы: (ответ детей)

- арон кодеш (шкаф, для хранения Торы), менора (светильник). - 17, 18 слайд

Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения. - 19 слайд

У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. Украшают синагогу витражи, фрески, резьба по дереву. Людей изображать нельзя - 20 слайд

11. священная книга в православии? (библия) - 21 слайд

Внутреннее устройство церкви обязательные элементы:

(алтарь, иконостас, иконы, свечи).

Самое священное место в храме - алтарь.. На иконостас ставятся иконы -изображения Христа и святых. В центре иконостаса находятся Царские врата - 22, 23 слайд

Стены храма расписаны фресками. Самое священное место в храме - алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может туда входить- 24,25 слайд

Мужчины и женщины вместе находятся в храме, мужчина снимает головной убор, женщина в платке и длинной юбке.



  1. Введение в тему

Мы говорили, что совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях, в двух религиях мы уже познакомились со священными сооружениями, и я предлагаю познакомиться со св. сооружениями в других религиях. - 26 слайд

О священных сооружениях, каких религий мы ещё не знаем? (буддизм и ислам).- 27 слайд

Совершенно верно, я предлагаю посмотреть как же они выглядят, какие они красивые и какие разные, чем отличаются друг от друга.

Я предлагаю вам посмотреть презентацию. И сделать запись в тетради в виде таблицы.

Дети рисуют таблицу

Сооружения Ислама

Сооружения Буддизма


  1. Работа над темой

Просмотр презентации по необходимости запись в тетеради.

Священные сооружения Ислама

28 слайд

Священным городом у мусульман считается Мекка. В его центре находится главная и крупнейшая в мире мечеть аль-Харам. Город является центром паломничества у мусульман. Они собираются возле Кааба (священный камень в Мекке). Не мусульманам в Мекку въезд запрещен. Где бы мусульманин не находился, он молится лицом в сторону Мекки.

Что же характерно для мечети как архитектурного сооружения?

Священные здания мусульман называются мечети. - 29 слайд

Мече́ть ( с арабского- «место поклонения») - мусульманское богослужебное архитектурное сооружение. Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом.

30 слайд

Купол мечети имеет полукруглую форму и увенчан полумесяцем.

Полумесяц на куполах мечетей и минаретах стал появляться около 650 лет назад. Одной из предположительных причин появления полумесяца является то, что мусульманское летоисчисление ведется по лунному календарю. Как и минарет, он помогает отличать мечети от прочих строений.

31 слайд

Рядом с мечетью находится башни - минарет, с которых верующих призывают на молитву. Мечеть может иметь несколько минаретов. По традиции их не должно быть больше, чем в священной Мекке. (не более 8).

32 слайд

Важнейший элемент любой мечети - михраб, то есть священная ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу, перекрытая аркой или куполом, и вставленная в раму. Лицо молящегося должно быть обращено к этой священной нише. Эта ниша указывает, куда мусульмане должны повернуться лицом во время молитвы. Перед михрабом стоит имам - человек, руководящий коллективной молитвой.

33 слайд

Внутри мечети нет изображений живых существ, они украшены лишь специальными надписями и орнаментами.

34 слайд

Также заметное место в мечети занимает забил - фонтан для ритуальных омовений. По традиции мусульманин перед молитвой сначала должен сделать ритуальное омовение. Забил является также и питьевым фонтаном.

35, 36 слайды

В мечеть входят без обуви, пол заслан коврами.

37 слайд

Женщины не молятся рядом с мужчинами. Женщины должны располагаться на балконах или в конце зала за занавесом. Одежда женщин должна закрывать все их тело, кроме лица и кистей рук.

38 слайд)

Буддийские священные сооружения

Тело Будды было сожжено на погребальном костре, а его прах ученики поместили в ступы.

39, 40,41 слайды

- На что похожа ступа?

Она похожа на половину шара, на купол, полусферу. Так вот, именно такую форму должно было иметь погребальное сооружение Будды. По легенде, он сам объяснил своим ученикам, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу. Называется такое сооружение «ступа» - что значит «погребальный холм». Внутри ступы нет пространства, в неё нельзя войти. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка - «дворец богов» - для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы - шпиль, устремленный в небо.

Ступа - модель Вселенной: классическая полусферическая форма символизирует небосвод или же гору Меру (по представлениям древних индийцев, центр мироздания); шпиль представляет собой мировую ось; квадратная платформа или ступенчатая терраса вокруг ступы символически приглашают верующего начать восхождение к божественной вершине.

41 слайд

Ступа ориентирована по сторонам света, взойти на нее или на террасу, ее окружающую, как правило, можно с четырех сторон, однако самая священная лестница находится на востоке. Форма многоярусного культового сооружения, закрытого для входа, под которым или внутри которого замурованы реликвии - священные тексты, части одежды, волосы или частицы останков Будды

42,

Потом стали строить все более сложные, они превратились в высокие многоярусные строения, которые называются пагоды.

Большие, устремленные вверх многоярусные башни, высота которых достигает 50 метров и более.

43 СЛАЙД

Такую башню видно издалека. В ней несколько этажей-ярусов. Каждый ярус-этаж отделяется от другого яруса своеобразной кровлей с заостренными и приподнятыми кверху краями.

В пагодах живут монахи-буддисты, которые изучают учение Будды и пытаются постичь истину.

44 слайд

Буддийский храм внутри- это обычно большой прямоугольный зал. Перед изображением божеств устанавливается алтарь - обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы.

45, 46 слайды

Заходя в буддийский храм, люди должны снимать головной убор. В храме можно сидеть на скамейках или на полу. Считается, что лучше всего во время службы совершать обход храма по ходу солнца, т.е. слева направо, стараясь при этом не поворачиваться спиной к алтарю.

47 слайд

А теперь, давайте немного отдохнем и сделаем небольшую физ. минутку

4. Физ. минутка

Упр. «Ухо - нос» -левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Перекрестное марширование» - Ребята медленно шагают на месте, попеременно касаясь, то правой, то левой рукой до противоположного колена.

48 слайд

Беседа с классом

- Со священными сооружениями, каких мировых религий мы сегодня познакомились? (ислам, буддизм)

- как называются священные сооружения (мечеть, ступа, пагода)

- По какому яркому признаку мы узнаем, что перед нами ступа или пагода? (шпиль , половинка шара, платформа)

- По какому яркому признаку мы узнаем, что перед нами мечеть? (Купол мечети имеет полукруглую форму и увенчан полумесяцем.)

5.Закрепление материала.

49 слайд

Раздать заготовленные таблицы. Заполнить таблицы самостоятельно. Взаимопроверка. Проговорить ошибки.

Священные сооружения исламской культуры

Священные сооружения православной культуры

Священные сооружения иудейской культуры

Священные сооружения буддийской культуры

Мечеть

Церковь

Синагога

Ступа

пагода

49 слайд

6. Давайте поиграем отвечая только да или нет (близ опрос)

Для выполнения следующего задания я задаю вопросы, а вы отвечаете либо «да», либо «нет». Готовы?

Вопросы каждой команде задаются по очереди.


Игра «Да -нет»

ВОПРОСЫ К ИГРЕ «ДА-НЕТ»

  1. У пагоды есть колокола? - нет

  2. У православного храма купол с крестом? - да

  3. Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? - нет

  4. Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? - Да

  5. В синагоге прихожане сидят на полу? - нет

  6. В православном храме мы увидим иконы? - да

  7. Синагога - это здание где молятся иудеи? - да

  8. Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? - да

  9. У пагоды два купола? - нет

-Теперь объединитесь по 4 человека от каждой команды я приглашаю представителя, он выбирает понравившийся конверт и вместе с командой выполняет задание из конверта. (нужно собрать св. сооружение из разрезанных кусочков и рассказать о этом сооружении все что вы запомнили)

Что же у вас получилось. Пожалуйста, представители-рассказчики от команды вам слово. (Далее выслушиваются составленные рассказы о священных сооружениях, которые получились в процессе сборки мозаики. На экране высвечивается четыре изображения). В каждом конверте мозаика, при сложении которой получится изображение либо мечети, либо синагоги, либо православного храма, либо ступы, либо пагоды. Задача собрать, закрепить на бумаге и подготовить краткий рассказ о данном сооружении, указать характерные, отличительные особенности данного сооружения.

7 .Подведение итогов темы:

- Со священными сооружениями, каких религий мы познакомились? (ислам, буддизм, христианство, иудаизм)

- Как называются священные сооружения мировых религий? ( синагога, храм, церковь, мечеть, ступа, пагода)

- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений? (красивые, величавые, великолепные, необычные,…)

- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему? (ответы детей)

- Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять,…)

- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения? (ответы детей)

- Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками.

И многие священные сооружения мира внесены во всемирный фонд ЮНЕСКО

51, 52, 53, 54 слайды

(посмотрите на экран, дети смотрят какие храмы внесены во всемирный фонд ЮНЕСКО ( по одному храму от каждой религии)/

А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий? (конечно, можем) А почему так бывает? (ответы)

-В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу… и люди разных вероисповеданий живут в мире и согласии.

55 слайд

Что общего во всех священных сооружениях?

- что там собираются люди для молитвы и веры и общения с богом.

Домашнее задание

Кто захочет можете вместе с родителями нарисовать или приклеить рисунок с изображением одного из священных сооружений.

56 слайд

Рефлексия. Вот и закончилось наше знакомство со священными сооружениями религий мира. Посмотрите на экран и ответьте на вопрос или закончить любое предложение, которое вы видите на экране. Дети по кругу передают мячик высказывают свое мнение о уроке.

  • Понравилось ли занятие?

  • Я сегодня узнал….

  • Я запомнил…

  • Легче всего мне было…

  • Для меня было особенно трудно…..

  • Самым интересным на уроке было…

57 слайды

У вас на столе лежат смайлики, оцените свою работу на уроке и поместите выбранный смайлик на доске в соответствующей колонке.


© 2010-2022