- Преподавателю
- Школьному психологу
- Публикация Правильная позиция в общении - залог продуктивного взаимодействия
Публикация Правильная позиция в общении - залог продуктивного взаимодействия
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Грицан Н.А. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПАМЯТКА
ДЛЯ «Правильная позиция в общении - залог
педагога продуктивного взаимодействия»
«Я ХОРОШИЙ, ТЫ ХОРОШИЙ» Томас А. Харрис.
Общение в образовательной среде - одно из главных средств по эффективности педагогического воздействия. Качество его зависит от профессиональной культуры педагога.
Наше общение подобно обмену ходами, сделке, которую мы совершаем между собой, сами о том не задумываясь . И в каждый момент разговора проявляется одно из этих состояний под воздействием посланной информации.
ПОЗИЦИИ, ЗАНИМАЕМЫЕ ПАРТНЕРАМИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ:
ПРИСТРОЙКА СВЕРХУ
РОДИТЕЛЬ
ПРИСТРОЙКА СНИЗУ
ДИТЯ
ПРИСТРОЙКА РЯДОМ
ВЗРОСЛЫЙ
ПОУЧИТЕЛЬНАЯ, ПОЛОЖЕНИЕ ЗАВИСИМОЕ, РАЗГОВОР НА РАВНЫХ
НАЗИДАТЕЛЬНАЯ ПО ПОДЧИНЕННОЕ
О
Качество общения зависит от эффективности занимаемой позицииТНОШЕНИЮ К СОБЕСЕДНИКУ
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЙ:
РОДИТЕЛЬ. Независимый, авторитарный, безапиляционный, предупреждающий, запрещающий, берущий ответственность на себя. Сидящий в каждом из нас родитель сосредоточил все поучения, предостережения, правила и законы. Физические признаки родителя: хмурит брови, поджимает губы, поднимает вверх указательный палец, снисходительно кивает головой, изображает на лице ужас, топает ногой, «ломает руки», при разговоре ставит руки на бедра, скрещивает их на груди, , вздыхает, похлопывает собеседника по плечу, покровительственно гладит его по голове.
Есть у него и характерные слова: «Запомни раз и навсегда!», «Не смей этого делать!», «Только попробуй!», «Сколько раз надо повторять одно и то же?»
Если собеседник отвечает «никогда», если утверждает, что что-то происходит «всегда», знайте, что в вашем собеседнике проявился РОДИТЕЛЬ.
ДИТЯ. Это состояние, в котором человек любого возраста может оказаться в определенный момент. Упрямство, необоснованный страх, необузданное веселье, обида - это все проявления оставшегося в нас детства. Посмотрите на обидевшегося собеседника - его лицо напоминает обиженного ребенка. Есть в состоянии дитя и много положительного. Любознательность, стремление к творчеству, способность к фантазии, к тому, чтобы в привычном увидеть непривычное, в знакомом - незнакомое, желание исследовать, испытать радость открытий. Наверное, не был бы способен человек к изобретениям, к художественному творчеству, если бы не сохранял в себе состояние ДИТЯ.
ДИТЯ выражает себя главным образом не словами, а проявлением эмоций: плачет, дуется, вспыхивает от раздражения или возмущения, вздрагивает от неожиданности, восторгается, удивляется, смеется, смущается. Вначале его характеризуют такие слова: «хочу», «не хочу», « не буду», превосходные степени «самый-самый», «лучше всех». Если проявляется упрямство, упорство у взрослого человека, эти слова характерны и для его речи.
Любопытство, любознательность рождает другие характерные для состояния ДИТЯ слова : «ПОЧЕМУ», ЗАЧЕМ», «КАК?» И другие, которые свидетельствуют о том, что в ребенке пробуждается ВЗРОСЛЫЙ, познающий мир.
Постепенно ВЗРОСЛЫЙ становится сильнее РОДИТЕЛЯ и ДИТЯ.
Однако состояние ДИТЯ остается у взрослого человека на всю жизнь. Если это проявляется в эгоцентризме, капризах, неуравновешенности, безответственности - плохо и человеку, и окружающим.
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА педагогом-психологом Грицан Н.А. по материалам И.И. Зарецкой «Коммуникативная культура педагога и руководителя».
Если в фантазии, стремлении к новому, неизведанному, в чувстве юмора, эмоциональной отзывчивости - прекрасно, значит, победило творческое начало ДИТЯ.
ВЗРОСЛЫЙ. Умеет считаться с ситуацией, с состоянием и настроением другого, он рассудительный, сомневающийся, меньше утверждает, больше спрашивает, способен распределять ответственность между собой и другими. У ВЗРОСЛОГО обдуманная, реальная концепция понимания мира, людей и ситуаций общения. Как он выглядит? Он смотрит на собеседника открытым взглядом, очень внимателен. Его мимика , жесты выразительны. Словесные признаки ВЗРОСЛОГО говорят об аналитическом, вдумчивом подходе к предмету общения: почему, каким образом, вероятно, возможно, полагаю, думаю, правильно ли я вас понял, не находите ли вы и т.п.
Но значит ли это, что для продуктивности общения стоит всегда стремиться к тому, чтобы быть в состоянии взрослого? Конечно, нет! Бывают ситуации, когда необходима пристройка сверху и проявление жесткой позиции РОДИТЕЛЯ, особенно тогда, когда есть необходимость предупредить нежелательное обстоятельство, дать совет или потребовать выполнения установленного порядка. Бывают ситуации, когда эмоциональная реакция, отношение с юмором к происходящему оказываются самой целесообразной позицией, и в вас проявляется состояние ДИТЯ.
Мы склонны к рефлексии произошедшего. Произошло нечто хорошее, и нам приятно мысленно представить себе, как все происходило. Что-то встревожило, обидело Вас, вывело из состояния равновесия, и Вы долго «перемываете» произошедшее, анализируете свою позицию, отношение тех, с кем оказались в неприятной для Вас ситуации. По сути дела в этих случаях Вы проводите трансактный анализ, разбор «ходов» состоявшегося коммуникативного акта.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
ОЦЕНИТЕ СТЕПЕНЬ СВОЕГО СОГЛАСИЯ С КАЖДЫМ ИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В БАЛЛАХ от 0 до 10.
№
вопросы
баллы
1.
Мне порой не хватает выдержки
2.
Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять
3.
Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей
4.
Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях
5.
Меня провести нелегко
6.
Мне нравится быть педагогом
7.
Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому
8.
Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события
9.
Каждый должен выполнять свой долг
10.
Нередко я поступаю ни как надо, а как хочется
11.
Принимая решения, я стараюсь продумать их последствия
12.
Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить
13.
Я, как и многие люди, бываю обидчива
14.
Мне удается увидеть в людях больше, чем они говорят о себе
15.
Дети должны безусловно следовать указаниям родителей
16.
Я - увлекающийся человек
17.
Мой основной критерий оценки человека - объективность
18.
Мои взгляды непоколебимы
19.
Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать
20.
Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны
21.
Люди должны соблюдать все правила. Независимо от обстоятельств
Определите позицию, преобладающую в вашем общении - пересчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:
1
4
7
10
13
16
19
Дитя
2
5
8
11
14
17
20
Взрослый
3
6
9
12
15
18
21
Родитель