Публикация Правильная позиция в общении - залог продуктивного взаимодействия

«Я ХОРОШИЙ, ТЫ ХОРОШИЙ»  Томас А. Харрис.     Общение в образовательной среде – одно из главных средств по эффективности педагогического воздействия.  Качество его зависит от профессиональной культуры педагога. Наше общение подобно обмену ходами, сделке, которую мы совершаем между собой, сами о том не задумываясь . И в каждый момент разговора проявляется одно из этих состояний под воздействием посланной информации.   Качество общения зависит от эффективности занимаемой позиции: пристройка сверху...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Публикация Правильная позиция в общении - залог продуктивного взаимодействияПАМЯТКА

ДЛЯ «Правильная позиция в общении - залог

педагога продуктивного взаимодействия»

«Я ХОРОШИЙ, ТЫ ХОРОШИЙ» Томас А. Харрис.

Общение в образовательной среде - одно из главных средств по эффективности педагогического воздействия. Качество его зависит от профессиональной культуры педагога.

Наше общение подобно обмену ходами, сделке, которую мы совершаем между собой, сами о том не задумываясь . И в каждый момент разговора проявляется одно из этих состояний под воздействием посланной информации.

ПОЗИЦИИ, ЗАНИМАЕМЫЕ ПАРТНЕРАМИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ:

ПРИСТРОЙКА СВЕРХУ

РОДИТЕЛЬ

ПРИСТРОЙКА СНИЗУ

ДИТЯ

ПРИСТРОЙКА РЯДОМ

ВЗРОСЛЫЙ

Публикация Правильная позиция в общении - залог продуктивного взаимодействияПубликация Правильная позиция в общении - залог продуктивного взаимодействияПубликация Правильная позиция в общении - залог продуктивного взаимодействия

ПОУЧИТЕЛЬНАЯ, ПОЛОЖЕНИЕ ЗАВИСИМОЕ, РАЗГОВОР НА РАВНЫХ

НПубликация Правильная позиция в общении - залог продуктивного взаимодействияАЗИДАТЕЛЬНАЯ ПО ПОДЧИНЕННОЕ

О

Качество общения зависит от эффективности занимаемой позицииТНОШЕНИЮ К СОБЕСЕДНИКУ

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЙ:

РПубликация Правильная позиция в общении - залог продуктивного взаимодействияОДИТЕЛЬ. Независимый, авторитарный, безапиляционный, предупреждающий, запрещающий, берущий ответственность на себя. Сидящий в каждом из нас родитель сосредоточил все поучения, предостережения, правила и законы. Физические признаки родителя: хмурит брови, поджимает губы, поднимает вверх указательный палец, снисходительно кивает головой, изображает на лице ужас, топает ногой, «ломает руки», при разговоре ставит руки на бедра, скрещивает их на груди, , вздыхает, похлопывает собеседника по плечу, покровительственно гладит его по голове.

Есть у него и характерные слова: «Запомни раз и навсегда!», «Не смей этого делать!», «Только попробуй!», «Сколько раз надо повторять одно и то же?»

Если собеседник отвечает «никогда», если утверждает, что что-то происходит «всегда», знайте, что в вашем собеседнике проявился РОДИТЕЛЬ.

ДПубликация Правильная позиция в общении - залог продуктивного взаимодействияИТЯ. Это состояние, в котором человек любого возраста может оказаться в определенный момент. Упрямство, необоснованный страх, необузданное веселье, обида - это все проявления оставшегося в нас детства. Посмотрите на обидевшегося собеседника - его лицо напоминает обиженного ребенка. Есть в состоянии дитя и много положительного. Любознательность, стремление к творчеству, способность к фантазии, к тому, чтобы в привычном увидеть непривычное, в знакомом - незнакомое, желание исследовать, испытать радость открытий. Наверное, не был бы способен человек к изобретениям, к художественному творчеству, если бы не сохранял в себе состояние ДИТЯ.

ДИТЯ выражает себя главным образом не словами, а проявлением эмоций: плачет, дуется, вспыхивает от раздражения или возмущения, вздрагивает от неожиданности, восторгается, удивляется, смеется, смущается. Вначале его характеризуют такие слова: «хочу», «не хочу», « не буду», превосходные степени «самый-самый», «лучше всех». Если проявляется упрямство, упорство у взрослого человека, эти слова характерны и для его речи.

Любопытство, любознательность рождает другие характерные для состояния ДИТЯ слова : «ПОЧЕМУ», ЗАЧЕМ», «КАК?» И другие, которые свидетельствуют о том, что в ребенке пробуждается ВЗРОСЛЫЙ, познающий мир.

Постепенно ВЗРОСЛЫЙ становится сильнее РОДИТЕЛЯ и ДИТЯ.

Однако состояние ДИТЯ остается у взрослого человека на всю жизнь. Если это проявляется в эгоцентризме, капризах, неуравновешенности, безответственности - плохо и человеку, и окружающим.

ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА педагогом-психологом Грицан Н.А. по материалам И.И. Зарецкой «Коммуникативная культура педагога и руководителя».

Если в фантазии, стремлении к новому, неизведанному, в чувстве юмора, эмоциональной отзывчивости - прекрасно, значит, победило творческое начало ДИТЯ.

ВПубликация Правильная позиция в общении - залог продуктивного взаимодействияПубликация Правильная позиция в общении - залог продуктивного взаимодействияЗРОСЛЫЙ. Умеет считаться с ситуацией, с состоянием и настроением другого, он рассудительный, сомневающийся, меньше утверждает, больше спрашивает, способен распределять ответственность между собой и другими. У ВЗРОСЛОГО обдуманная, реальная концепция понимания мира, людей и ситуаций общения. Как он выглядит? Он смотрит на собеседника открытым взглядом, очень внимателен. Его мимика , жесты выразительны. Словесные признаки ВЗРОСЛОГО говорят об аналитическом, вдумчивом подходе к предмету общения: почему, каким образом, вероятно, возможно, полагаю, думаю, правильно ли я вас понял, не находите ли вы и т.п.

Но значит ли это, что для продуктивности общения стоит всегда стремиться к тому, чтобы быть в состоянии взрослого? Конечно, нет! Бывают ситуации, когда необходима пристройка сверху и проявление жесткой позиции РОДИТЕЛЯ, особенно тогда, когда есть необходимость предупредить нежелательное обстоятельство, дать совет или потребовать выполнения установленного порядка. Бывают ситуации, когда эмоциональная реакция, отношение с юмором к происходящему оказываются самой целесообразной позицией, и в вас проявляется состояние ДИТЯ.

Мы склонны к рефлексии произошедшего. Произошло нечто хорошее, и нам приятно мысленно представить себе, как все происходило. Что-то встревожило, обидело Вас, вывело из состояния равновесия, и Вы долго «перемываете» произошедшее, анализируете свою позицию, отношение тех, с кем оказались в неприятной для Вас ситуации. По сути дела в этих случаях Вы проводите трансактный анализ, разбор «ходов» состоявшегося коммуникативного акта.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

ОЦЕНИТЕ СТЕПЕНЬ СВОЕГО СОГЛАСИЯ С КАЖДЫМ ИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В БАЛЛАХ от 0 до 10.

вопросы

баллы

1.

Мне порой не хватает выдержки

2.

Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять

3.

Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей

4.

Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях

5.

Меня провести нелегко

6.

Мне нравится быть педагогом

7.

Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому

8.

Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события

9.

Каждый должен выполнять свой долг

10.

Нередко я поступаю ни как надо, а как хочется

11.

Принимая решения, я стараюсь продумать их последствия

12.

Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить

13.

Я, как и многие люди, бываю обидчива

14.

Мне удается увидеть в людях больше, чем они говорят о себе

15.

Дети должны безусловно следовать указаниям родителей

16.

Я - увлекающийся человек

17.

Мой основной критерий оценки человека - объективность

18.

Мои взгляды непоколебимы

19.

Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать

20.

Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны

21.

Люди должны соблюдать все правила. Независимо от обстоятельств


Определите позицию, преобладающую в вашем общении - пересчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

1

4

7

10

13

16

19

Дитя

2

5

8

11

14

17

20

Взрослый

3

6

9

12

15

18

21

Родитель


© 2010-2022