Тренинг Позитивное самоутверждение и самооценка

 Тема: «Позитивное самоутверждение и самооценка» Цель: овладение навыками позитивного самоутверждения; повышение уровня самооценки. Задачи: снижение напряжения, тревожности; развитие вариативности мышления; отработка навыков и умений позитивного самоутверждения; обучение навыкам расслабления, поиск внутренних ресурсов; способствовать углублению процессов самораскрытия;   развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров мешающих полноценному самовыражению. Разработка данного тре...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Позитивное самоутверждение и самооценка»

Цель: овладение навыками позитивного самоутверждения;

повышение уровня самооценки.

Задачи:

снижение напряжения, тревожности;

развитие вариативности мышления;

отработка навыков и умений позитивного самоутверждения;

обучение навыкам расслабления, поиск внутренних ресурсов;

способствовать углублению процессов самораскрытия;

развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров мешающих полноценному самовыражению.

1 ЗАНЯТИЕ « ВЫЯВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ»

1. "Знакомство"

В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомого, реального политического деятеля или литературного героя и т. п

В дальнейшем на всем протяжении занятий участники обращаются друг к другу по этим именам. . Основная задача представления - подчеркнуть свою индивидуальность, сказать о себе так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего.

3атем участники садятся в большой круг и по очереди, представляясь, говорят о себе, подчеркивая свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т. п.).

В случае, если несколько участников выберут себе одинаковые имена, ведущий должен посоветовать им найти вариант этого имени, например Ира, Ирина, Ириша, Иришка, Ирочка, Иринка, Риша, Иришуля и т. п., или взять другое игровое имя.. И главное, каждый член группы должен почувствовать свою индивидуальность, даже в такой детали, как игровое имя.

2. Составление правил группы

  1. Правило внимательного слушания.

  2. Правило активности.

  3. Правило персонализации и персонификации в высказывании: правильно употреблять местоимения («Я», «ты».«Он» и «она» о присутствующих не говорят), говорить только о своих мыслях, чувствах. Нельзя сказать «Нам всем было интересно», только Я - сообщения и Ты - сообщения.

  4. Правило не вынесения проблемы за круг.

  5. Правило конфиденциальности: нигде, ни в каких контекстах не разглашаются тайны, проблемы участников тренинга.

  6. Правило «Стоп»: о своих границах заботится каждый, и тренер - о границах и правилах, если нарушаются - участник или тренер говорит «Стоп».

  7. Правило безопасности: о своей безопасности каждый заботится сам.

  8. Правило «Здесь и сейчас»: все участники говорят о том, что их волнует здесь и сейчас.

  9. Правило «безоценочности».

3. «Разминка» Выбрать метафору, которая символизирует состояние в данный момент. И метафору того, как хотелось бы, чтобы было. В паре с терапевтом, клиент работает с метафорой, изменяя ее маленькими "шагами", каждый из которых приближает к желаемому состоянию. После каждого шага, изменяющего метафору, клиент идентифицируется с получившимся предметом, и говорит о чувствах. Например, "камень в ущелье" может превратиться в "птицу в небесах".

4.Упражнение "На какой я ступеньке?"

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

- 1-4 ступенька - самооценка занижена

- 5-7 ступенька - самооценка адекватна

- 8-10 ступенька - самооценка завышена

5. Упражнение "Образ Я"

Цель упражнения: - более глубокое осознание личностного существования; - соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции.

Каждому участнику предлагается произнести слово "Я" с только ему присущей интонацией, мимикой, жестами. Нужно сделать это так, чтобы одним словом как можно полнее выразить восприятие своего "Я", свою индивидуальность и свое место в мире.

6. Процедура "Я-реальное и Я-идеальное"

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.

Участникам раздаются по 2 листа бумаги и карандаши. Ведущий просит нарисовать себя в "двух ипостасях": Я-реальное и Я-идеальное. Дается 10-15 минут. После этого происходит обсуждение:

- Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали идеальное или реальное?

- Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными?

7. Проективный рисунок "Я такой, какой я есть"

Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.

Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.

ВОПРОСЫ:

1.Сегодня вы работали над выявлением своей самооценки. Подтвердилось ли ваше мнение о самооценке (совпало или нет) после первого дня работы в группе?

2. Приходилось ли чувствовать себя не комфортно, были ли противоречия? В какие моменты?

3. Почувствовали что необходимо что-то менять в своей жизни?

4. Ваши пожелания и предложения для дальнейшей работы.

2.ЗАНЯТИЕ «Избавление от установок»

Работа над собой - это не только разбор ошибок и преодоление слабо". Обратите внимание участников на степень их включенности в занятие и на те причины, которые, по мнению самих участников, мешают им быть искренними и откровенными. Не называя тренинговых имен, остановитесь на наиболее типичных ошибках членов группы, отметьте значимые для них эпизоды прошедшего занятия.

Откровенно перечислите то, что не понравилось участникам, и, конечно, проанализируйте замечания и пожелания. Обязательно скажите, как вы собираетесь реагировать на эту критику в ходе второго и последующих занятий. Данное занятие, в основном, посвящено рабате над раскрытием каждым участником своих сильных сторон. При этом следует иметь в виду, что работа над собой - это не только разбор ошибок и преодоление слабостей, отрицательных качеств и привычек, но и анализ тех качеств, которые помогают в борьбе с самим собой на пути самосовершенствования. Это, пожалуй, более важная сторона - поиск не виновника, а помощника и сподвижника самосовершенствования.

У каждого человека есть свои сильные стороны, которые помогают в различных ситуациях, но многие просто не привыкли думать о себе в позитивном ключе, чаще обращая внимание на свои недостатки.

Задача этого занятия - провести "инвентаризацию" именно сильных сторон личности каждого участника.

В самом начале участникам следует напомнить о главных правилах тренинга и в дальнейшем придерживаться определенной схемы занятия.

1. Упражнение «Мозговой штурм»

Цель упражнения: помочь участникам выявить что занижает их самооценку

Участникам предлагается высказать свои мысли по поводу негативных утверждений, которые занижают их самооценку.

2. Упражнение «Отпустить установку»

1. Вспомни негативную установку на то, что занижает самооценку и кто её дал.

2 . Нарисовать человека, давшего эту установку смешным.

3. Полюбить, простить этого человека и отпустить

3. Упражнение "Пессимист, Оптимист, Шут"

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1) Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, - только факты и действия.

2. Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность).

3. Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4. Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием - пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

5. Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.

6. После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

4. Упражнение -визуализация «Негативные убеждения»

Напишите свое негативное убеждение. Оцените по шкале от 0 до 10. 0- я в это не верю, это вообще не обо мне; 10- это не убеждение, а неоспоримый факт.

Вспомнить ощущения, которые возникли в этой ситуации.Далее работаем по пунктам, представляем

  1. место действия

  2. время действия (дата, год, время)

  3. действующие лица

  4. что происходит в настоящем времени

  5. оцените ситуацию от -10 до 10

  6. какой самый неприятный момент?

  7. Самый неприятный момент можно изменить( кроме времени)

  8. Опишите новую ситуацию в настоящем времени (дата)

  9. Оцените ситуацию от -10 до10

  10. Если оценка10- переходим к убеждению, если меньше, возвращаемся к шагу 7 и повторяем 7,8,9, пока не дойдем до 10

  11. Какие выводы можно сделать? Какие инсайты возникли в ходе медитации?

5.. "Без маски"

"Перед вами в центре крупа стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу, без всякой предварительной подготовки, продолжать фразу, начало которой написано в этой карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным!

Члены группы будут внимательно слушать вас, и если они почувствуют, что вы неискренни и неоткровенны, вам придется еще раз взять каточку, но уже с другим текстом, и попробовать ответить".

Участники садятся в большой круг. Каждый из них (по мере психологической готовности) берет карточку. Если возникает большая пауза, следует помочь участникам игры, пригласить их в центр круга, где находятся карточки.

Ведущему необходимо заранее подготовить карточки с текстом. Причем карточек должно быть больше, чем участников, на случай, если кто-то из них не сможет с первого раза выполнить задание.

Примерное содержание карточек:

"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…"

"Мне очень трудно забыть, но я..."

"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это..."

"Мне бывает стыдно, когда я..."

"Особенно меня раздражает то, что я..."

"Мне особенно приятно, когда меня..."

"Знаю, что это очень трудно, но я..."

"Иногда люди не понимают меня, потому что я..."

"Верю, что я еще..."

6. Техника "Распускание панцирей"

Данная техника предназначена для раскрепощения человека, обретения чувства уверенности, развития элегантности в движениях. В основу техники положены идеи телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха. Она включает в себя тридцать мини-упражнений.

Вильгельм Райх полагал, что каждое характерное отношение человека к чему бы то ни было имеет соответствующую ему физическую позу. Характер человека проявляется в его теле в виде мышечной ригидности или даже мускульного панциря. Расслабление такого панциря расковывает человека, делает его более уравновешенным и уверенным. Раскрепощённое тело позволяет как бы сбрасывать в окружающую среду лишнее эмоциональное напряжение. Проявление эмоций в движениях позволяет управлять как первыми, так и вторыми. Эмоции становятся более контролируемыми. Движения обретают выразительность и элегантность.

Основным эффектом освоения данной техники таким образом является образование прочной связи между внутренним и внешним состоянием.

Техника включает в себя 30 мини-упражнений, на каждое из которых отводится минута. Не следует торопиться или наоборот затягивать выполнение каждого упражнения. Следует стремиться к тому, чтобы укладываться ровно в тридцать минут. Уверенное чередование упражнений является залогом хорошего освоения техники так называемого распускания мышечных панцирей, то есть снятия зажатостей.

Мы будем работать с мышечными панцирями в семи областях:

1. В области глаз. Защитный панцирь в этой области проявляется в неподвижности лба и невыразительных малоподвижных глазах, которые смотрят как бы из-за карнавальной маски. Глаза могут быть наоборот чересчур подвижными, "бегающими". Глазной панцирь сдерживает проявления любви, заинтересованности, презрения, удивления и вообще практически всех эмоций.

2. В области рта. Этот панцирь состоит из мышц подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, гримасничания, радости, удивления.

3. В области шеи. Этот сегмент включает мышцы шеи, язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач, страстность, томность, азарт.

4. В области груди. Данный защитный панцирь состоит из широких мышц груди, плечей, лопаток, а также грудную клетку и руки с кистями. Панцирь сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди.

5. В области диафрагмы. Включает диафрагму, солнечное сплетение, различные органы брюшной полости, мышцы нижних позвонков. Этот панцирь удерживает в основном сильный гнев и вообще волнение.

6. В области живота. Этот панцирь включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом неожиданного нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни.

7. В области таза. Седьмой панцирь включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, как бы торчит. Ягодичные мышцы напряжены вплоть до болезненности. Таз "мёртвый" и не сексуальный. Тазовый панцирь подавляет возбуждение, гнев, удовольствия, кокетство.

Перед упражнениями желательно переодеться в лёгкую, не стесняющую движения, одежду. Или хотя бы снять лишнее: пиджак, галстук, туфли и т.п. Для выполнения некоторых упражнений понадобится лежать.

Если возникают какие-то неприятные ощущения, то прекратите на несколько секунд выполнение упражнения, после чего продолжайте. Во время каждого упражнения можно делать несколько таких пауз.

Упражнения

1. Сядьте на корточки. Успокойте дыхание. Скажите себе: "Я спокоен. Я совершенно спокоен. Я уверенно смотрю в будущее. Мне нравятся новые ощущения. Я открыт для изменений". Старайтесь добиться такого состояния покоя, какое у вас бывает утром выходного дня, когда не надо никуда спешить.

ГЛАЗА

2. Откройте глаза как можно шире.

3. Двигайте глазами из стороны в сторону: вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали.

4. Вращайте глаза по часовой стрелке, против часовой.

5. Смотрите искоса на разные вещи вокруг себя.

РОТ

6. Изобразите сильный плач.

7. Посылайте воздушные поцелуи разным вещам вокруг, при этом сильно и с напряжением вытягивая губы.

8. Изобразите шамкающий рот: втяните губы внутрь, как-будто у вас нет зубов. Прочтите шамкающим ртом какое-нибудь стихотворение.

9. Чередуя, изображайте сосание, улыбку, кусание и отвращение.

ШЕЯ

10. Изобразите рвотные движения. Старайтесь и не стесняйтесь.

11. Покричите как можно громче. Если кричать категорически нельзя, то пошипите как змея.

12. Сядьте на корточки. Высуньте как можно дальше язык.

13. Троньте свою голову слегка пальцем. После этого ваша голова должна болтаться, как будто она лёгкий воздушный шарик, а ваша шея как-будто нитка. Повторите несколько раз.

ГРУДЬ

14. Сядьте на корточки. Сделайте глубокий вдох. При этом сначала раздувается живот, а потом уже расширяется грудная клетка. Глубокий выдох. Опять сначала сдувается живот, потом уже сокращается грудная клетка.

15. Изобразите, что вы дерётесь с помощью только рук: колотите, рвите, царапайте, дёргайте и т.д.

16. Вдохните и постарайтесь поднять свою грудь как можно выше, как будто стараетесь ею коснуться потолка. Можете даже встать на цыпочки. Выдохните, немного отдохните и повторите.

17. Потанцуйте, активно двигая грудью, плечами, руками. Старайтесь, чтобы танец был страстный и сексуальный.

ДИАФРАГМА

18. Резко сокращая диафрагму, делайте короткие выдохи через широко открытый рот. Диафрагма, расслабляясь, приводит к вдоху. Вдох-выдох должен занять одну секунду. Примерно одна пятая секунды - резкий выдох, четыре пятых - плавный вдох.

19. Дышите животом: он должен как можно сильнее раздуться, а потом войти внутрь и как бы прилипнуть к позвоночнику.

20. Лягте на спину. Делая выдох, поднимите туловище и постарайтесь схватить руками стопы ног. Задержите дыхание. Вернитесь в исходную позицию. Повторите.

21. Лягте на живот. Делая вдох, поднимите корпус и как можно дальше назад откиньте голову.

ЖИВОТ

22. Делая удары животом, бейте им разные объекты вокруг себя.

23. Заложите руки за голову. Своими боками продолжайте бить объекты вокруг себя.

24. Попросите кого-нибудь подержать вас за талию. Откиньтесь назад насколько это можно. Если делаете упражнение в одиночку, просто положите руки на пояс и прогнитесь назад.

25. Встаньте на четвереньки и изобразите разные кошачьи движенья.

ТАЗ

26. Изобразите лягающуюся лошадь.

27. Лягте на спину. Бейте тазом о коврик.

28. Стоя, одну руку положите на нижнюю часть живота. Другую руку заложите за голову. Делайте неприличные движения тазом.

29. Расставьте ноги как можно шире. Переносите вес поочерёдно на левую и правую ногу.

ЗАВЕРШЕНИЕ

30. Свободный танец. Попробуйте станцевать что-нибудь свое, оригинальное

7. Упражнение "Чемодан в дорогу"

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

ВОПРОСЫ

  1. Что помогало в работе над собой?

  2. Что так и не получилось?

  3. В чем причины?

  4. Все ли понятно в правилах по которым работает группа?

Все желающие делятся впечатлениями о прошедшем занятии.

3.ЗАНЯТИЕ «Повышение уровня самооценки»

Цель занятия - способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия, продолжить развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

На этом занятии основное внимание обращается на анализ участниками своих слабых личностных сторон. Каждому из них нужно дать возможность глубоко и полно осознать эти стороны своей личности.

В процессе этой работы участнику необходима теплая поддержка всех членов группы

Участники садятся в большой круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера.

Комментарий. Участники могут обращаться непосредственно ко всем сразу или к конкретному человеку, например к партнеру, сидящему справа. Во время этой психологической разминки участники должны настроится на доверительный стиль общения, помочь друг другу включиться в продуктивную работу, продемонстрировать свое доброе и уважительное отношение ко всем членам группы.

Следует обращать особое внимание на то, какими словами, каждый участник приветствует своего партнера, не его манеру устанавливать контакт.

Ведущему целесообразно разобрать типичные ошибки, допущенные участниками, и самому продемонстрировать наиболее продуктивные способы вхождения в контакт - приветствия человека.

1. Упражнение "Cамоанализ"

- Возьмите лист бумаги и в течение 5 минут дайте не менее 5 ответов на каждый из вопросов:

1. Какие качества и умения помогают Вам быть предприимчивым [каким -либо другим] человеком?

2. Какие Ваши привычки и качества мешают Вам проявлять предприимчивость [что-либо еще]?

Затем участники объединяются в микро-группы по 4-5 человек и обсуждают ответы, при необходимости каждый участник комментирует свои ответы.

2.Техника "Формирование уверенности"

Предназначение. Качества. Уверенность. Цельность

Упражнение направлено на формирование, развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Также может помочь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа "Я не могу это сделать" или "Я недостаточно умелый".

Содержание

Используя эту технику силы ума, вы можете избавиться от страхов и тревог, получить уверенность в себе, которая вам нужна, чтобы успешно встретить предстоящие испытания и вновь обрести хорошее самочувствие.

Вы можете использовать эту технику чтобы предотвратить появление у вас каких-либо сомнений в своих силах путем регулярного использования данных методов для подтверждения того, что вы способны сделать все, что захотите.

Вы можете использовать эту технику для того, чтобы чувствовать уверенность в себе, потому что вы полностью владеете ситуацией.

Нельзя быть уверенным, не осознавая того, в чём собственно проявляется эта уверенность. И вот пять основных шагов по приобретению чувства собственного достоинства при помощи этой техники.

1. Отдать себе ОТЧЁТ и осознать свои положительные качества, таланты и достижения, выгодно отличающие вас от других лично знакомых вам людей.

2. УТВЕРДИТЕСЬ в мысли, что у вас есть качества, которые вы хотите развить. Постоянно повторяйте это, работая над развитием этих качеств.

3. Представьте себе, что вы преуспевающая личность, ДОСТИГШАЯ каких-либо целей, что ваши усилия признаны другими людьми.

4. Представьте себя ПРОЦВЕТАЮЩИМ, богатым и имеющим все, что вы хотите.

5. Чувствуйте себя уверенно, чувствуйте уверенность своих силах и владение ситуацией, где бы вы ни были. Чувствуйте уверенность КАЖДОЙ КЛЕТОЧКОЙ своего организма.

3. Креотивная визуализация.

Включается релаксационная музыка.

I этап.

Упражнение «Познакомьтесь со своим проводником».

Закройте глаза и глубоко расслабьтесь...

Вся необходимая нам мудрость и знания находятся в нас. Они доступны нам через интуицию, которая связывает нас со Вселенским разумом. Однако часто нам кажется трудным найти путь к своей высшей мудрости. Лучше всего это сделать, познакомившись со своим внутренним проводником.

Этот внутренний проводник известен нам под многими именами, такими, как советчик, духовный руководитель, воображаемый друг или учитель. Это высшая составляющая нас часть, которая приходит к нам в различных формах, но обычно принимает вид человека, с которым можно поговорить и который относится к нам как мудрый любящий друг.

Приводимое здесь упражнение поможет вам познакомиться со своим духовным проводником.

Идите в свое внутреннее святое место и проведите там несколько минут, расслабляясь и настраиваясь... Теперь представьте, что в этом святом месте вы стоите на дороге, уходящей вдаль... Вы идете по дороге, а навстречу вам движется существо, излучающее чистый, яркий свет...

По мере приближения вы начинаете различать, мужчина это или женщина, как он (она) выглядит, какого возраста, в какой одежде. Чем ближе он (она) приближается, тем больше деталей вы видите. Поприветствуйте этого человека и спросите, как его (ее) зовут. Пусть это будет любое имя, какое придет вам в голову, об этом не нужно заботиться...

Теперь покажите своему проводнику ваше святое место. Ваш проводник будет указывать вам на что-то, чего вы никогда до этого не замечали, вы оба будете рады общению друг с другом...

Спросите своего проводника, не хочет ли он (она) сказать вам какой-либо совет. Если хотите, можете задавать какие-то особенные вопросы. Возможно, вы получите незамедлительный ответ, в противном случае не отчаивайтесь, ответ придет к вам позже в той или иной форме...

Когда, насладившись присутствием своего проводника, вы почувствуете, что на это раз достаточно, поблагодарите его, высказывая ему свое уважение, и попросите его (ее) снова посетить ваше святое место...

Откройте глаза и вернитесь к внешнему миру.

Ваш проводник может время от времени менять форму или имя, а может оставаться неизменным целые годы. В одно и тоже время у вас может быть несколько проводников.

Ваш проводник ждет вас всегда, когда вам нужны помощь, поддержка, мудрый совет, знания, творческое вдохновение, любовь или дружба. Многие люди, наладив с ним свои отношения, встречают его каждый день во время медитации.

II этап.

Нарисуйте цветными карандашами или красками те образы, которые вы видели, чтобы закрепить ресурсный эффект.

III этап.

Можете записать ответы на вопросы, которые вы получили.

4. "Скажи мне, кто твой друг"

Каждый участник в течение 3-4 минут набрасывает "психологический портрет" кого-либо из членов группы. Указывать на признаки, особенно внешние, по которым можно сразу узнать конкретного человека, нельзя. В "портрете" должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека.

3атем написавший выступает со своей информацией перед группой, а остальные пытаются угадать, чей это портрет.

Комментарий.

Во время обсуждения участники называют свои кандидатуры, аргументируя принадлежность "психологического портрета" именно им. Тот, кто узнал себя в представленном портрете, также имеет право заявить об этом и обосновать свой вывод. Автор "психологического портрета" не должен сразу говорить, кто из участников прав. Он делает это лишь после того, как выскажутся все желающие.

5. "Отверженный"

"У каждого из нас, наверное, есть черты характера, привычки, мешающие нам в жизни, которые мы хотели бы изменить.

Один из участников сейчас выйдет из комнаты на некоторое время. Все остальные члены группы должны будут сформулировать 5-7 причин, по которым данного человека можно (или нужно) "отвергнуть". Например, часто бывает груб с окружающими, слишком заносчив, крайне необщителен, очень обидчив и т. д.".

Выбирается "секретарь", основная задача которого - записать все причины, перечисленные членами группы, на отдельный лист. Причем в список причин включаются только те, которые приняты большинством голосов.

Комментарий.

Возможные варианты:

а) Выходивший участник после составления списка причин, по которым его можно "отвергнуть", приглашается ведущим. Он должен сначала сам назвать возможные причины "отвержения", которые, по его мнению, могла написать группа.

После этого ему вручается список, который составила группа. Участник может задать любой вопрос, если есть такая необходимость.

б) Список причин, составленный группой, не зачитывается, а оставляется для следующего упражнения "Мои слабые стороны".

6. "Мои слабые стороны"

"Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе.

Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках; важно отметить то, что является или может являться причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. п.

Крайне важно, чтобы вы "не брали в кавычки" свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, чтобы вы говорили об этом прямо и откровенно. На это вам дается 3 минуты".

Это упражнение направлено, в первую очередь, на определение каждым участником собственных слабых сторон, на формирование привычки анализировать свои недостатки, но при его выполнении у участника должна быть возможность опереться на сильные стороны своего характера.

7. "Мои сильные стороны"

Каждый из вас должен рассказать остальным участникам о своих сильных сторонах - о том, что он любит, ценит, принимает в себе, что дает ему чувство внутренней свободы и уверенности.

Существенно также отметить те качества, которые вам импонируют, но они вам несвойственны и вы хотите выработать их в себе.

Крайне важно, чтобы вы "не брали в кавычки" свои слова, внутренне отказываясь от них, не умаляли своих достоинств, чтобы вы говорили прямо, уверенно, без всяких "но...", "если...", "может быть..." и т. п.

Вам дается на это 3 минуты. Даже если вы окончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали и просить разъяснения, но не имеют права высказываться.

Может быть, значительная часть вашего времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены".

Ведущий дает участникам 3-5 минут на подготовку и затем предлагает первому начать. По истечении 3-х минут ведущий даст сигнал, означающий, что время первого истекло. Далее вступает в работу второй участник, в распоряжении которого также 3 минуты, и так до тех пор, пока не выскажутся все члены группы.

Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон каждым участником, но и на формирование привычки думать о себе положительно. Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участники избегали любых, даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики пресекается.

8.Домашнее задание "Я глазами группы"

"Ответьте на один вопрос: "Каким человеком меня воспринимает группа и отдельные участники?" Опишите подробно, как вас оценивает группа.

Например: "Группа в целом воспринимает меня как спокойного, малоподвижного человека, неэмоционального, обеспокоенного чем-то не очень серьезным. Игорь, наверное, считает меня застенчивым, а Светлана - не очень симпатичным и т. д."

ВОПРОСЫ

1. Какие чувства у вас вызвали упражнения выполненные сегодня?

2.В какие моменты было тяжелее всего и как вы с этим справились?

3. Что оказалось более значимым?

4. ЗАНЯТИЕ Я - ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Цель занятия - отработать навыки понимания окружающих людей, их внутреннего душевного мира, закрепить стиль доверительного общения и умения постоянного самоанализа.

Необходимо активизировать процессы самораскрытия и самоанализа участников с тем, чтобы они успели проделать необходимую работу за последние занятия.

1. "Зоопарк"

"Приветствуя сегодня друг друга, мы будем опираться на наши ассоциации, вызванные миром животных или птиц. Вступая в контакт со своим партнером, вы должны сказать ему, с каким животным (птицей) вы связываете его образ, и объяснить, что лежит в основе вашей ассоциации".

Участники располагаются традиционно в общий круг, и первый обращается к партнеру, например сидящему справа, устанавливая контакт. Таким образом, этюд приветствия осуществляется по кругу. Во время разговора двух участников остальные члены группы должны внимательно слушать, отмечать как положительные, так и отрицательные стороны контакта.

Участник, который не может сразу сказать, какого животного или птицу напоминает собеседник, вправе пропустить контакт, он должен извиниться перед партнером и спросить разрешения объяснить свою ассоциацию, но только после окончания этюда.

Комментарий.

Ведущий должен обратить внимание участников на стиль вступления в контакт, на манеру разговора, положение рук и головы, движение тела, голос, интонации и т. д.

2. "Я глазами группы"

"А теперь обсудим домашнее задание. Каждый должен высказать свое мнение о том, каким человеком его видит группа в целом и отдельные участники".

Участники работают в большом тренинговом круге. После выступления участника группа, внимательно выслушав его, может сказать ему о том, в чем он оказался прав, а в чем ошибался, и попросить внести корректив в сообщение.

Ведущему следует настроить участников на работу в режиме "эксперта". Например, один из участников сказал: "Мне кажется, что Юра воспринимает меня как замкнутого человека". Юра может подтвердить это впечатление или внести коррективы, объяснив, что это не совсем верное впечатление и т. д. Такой откровенный разговор должен состояться в ходе этого тренинга.

3. " Я тебя понимаю"

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 2-3 минут в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен подтвердить правильность и достоверность предположений или опровергнуть их. Оба партнера вправе комментировать высказывания друг друга.

Комментарий.

Варианты:

а) участники разбиваются на пары еще до начала упражнения. Какое-то время они работают самостоятельно, описывая состояние своего партнера, а затем читают друг другу свои сообщения и обсуждают их.

б) участники, располагаясь в большом кругу, сами называют члена группы, который по их желанию и будет описывать их состояние.

4. "Автопортрет"

Каждый участник в течение 5-7 минут должен составить подробную психологическую самохарактеристику, включающую не менее 10-12 признаков. Но в характеристике не должно быть внешних примет, по которым можно сразу узнать описываемого человека. Например, самому маленькому по росту в данной группе нельзя писать "Мне доставляет много переживаний мой маленький рост".

Это должно быть психологическое описание вашего характера, ваших привязанностей, взглядов на мир, на взаимоотношения людей и т. д. После написания характеристик участники сдают их ведущему (или одному из членов группы), который, перемешав листы, начинает зачитывать "автопортреты".

Остальные члены группы должны по тексту узнать автора. Члены группы вправе вносить коррективы в автопортрет участника, например добавить несколько штрихов к особенностям его характера, которые они увидели во время занятий.

Комментарий.

Ведущему целесообразно приготовить для этого упражнения стандартную бумагу, чтобы у всех участников были одинаковые листы для написания психологического автопортрета. Работу над автопортретами лучше проводить на фоне музыкального сопровождения.

5. . "Прокуроры и адвокаты"

"Один из членов группы на некоторое время становится "обвиняемым". Он садится на отдельный стул, с левой стороны от него в один ряд садится половина участников, которые выступают в роли "прокуроров". Их основная задача - найти слабые стороны "обвиняемого". "Прокуроры" могут выдвигать свои обвинения либо коллективно, когда от имени группы выступает один представитель, выражающий общее мнение после обсуждения всех поступивших предложений, либо индивидуально.

Другая половина группы (сидящая с правой стороны от "обвиняемого") выступает в роли "адвокатов", основная задача которых - указать присутствующим на положительные, сильные стороны "обвиняемого".

Эта группа также может работать либо коллективно, либо индивидуально. 3адача участников - активно отнестись к личности "обвиняемого", помочь ему еще раз более полно осознать как свои слабые, так и сильные стороны.

После высказываний "прокурора" и "адвокатов" у "обвиняемого" есть право задать любой из сторон вопросы, если ему что-то непонятно в "обвинениях" или "доводах защиты".

Комментарий.

Эту процедуру могут пройти все участники, но только по их собственному желанию. Время для высказываний той и другой стороны не ограничено. При смене "обвиняемого" группы меняются ролями. Участник, выступавший на процессе в роли "обвиняемого", возвращается в ту группу, из которой он уходил.

6. "Брачное объявление"

"Ваша задача - составить текст брачного объявления, в котором нужно прежде всего указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком большое внимание своим физическим данным. Вы привлекательны и обаятельны? Молоды и красивы? К тому же еще и высокого роста? Это прекрасно!

А ваш характер, привычки, особенности общения с людьми и отношения к ним? Ваши любимые занятия? Чем вы можете заинтересовать другого человека?

Не следует писать и о наличии квартиры, дачи, машины и гаража. Если это все есть, можно только порадоваться за вас. Но причем здесь брачное объявление? Ведь вы пишите о себе, а не о вашем состоянии.

Не забудьте в нескольких словах охарактеризовать ваш идеал. Каким вы его себе представляете? Но описание идеала не должно занимать более 1/3 всего объявления".

. "БРАЧНОЕ ОБЬЯВЛЕНИЕ"

"Теперь посмотрим, какими у вас получились брачные объявления. Каждый читает свой вариант, а остальные члены группы выступают в роли экспертов. Внимательно выслушав очередное объявление, они могут внести коррективы - добавить то положительное и привлекательное, что забыл написать о себе сам авторы.

Комментарий.

Ведущий может собрать брачные объявления, а затем, зачитывая их по одному, предоставить участникам возможность узнать по этим объявлениям авторов, и уже после этого внести коррективы в текст объявления.

ВОПРОСЫ

  1. Что нового вы узнали о себе?

  2. Какие чувства вы испытали в ходе сегодняшнего занятия?

  3. Какие возникли вопросы?

5. ЗАНЯТИЕ

Цель занятия - закрепить полученные навыки и умения самораскрытия и самоанализа, подвести итоги работы группы, оказать психологическую поддержку участникам, ответить на все возникшие вопросы.

Рекомендации ведущему

Одно из основных положений, которое должны понять и усвоить участники, заключается в том, что в жизни каждому из нас следует ориентироваться не на других, а на уровень развития своих способностей. Не стоит ни думать, ни говорить: "Он более добрый, чем я", лучше: "Я сегодня немного добрее, чем был вчера".

Всегда найдется человек, который в чем-то превосходит нас. Он или умнее, или бескорыстнее и т. д. Что тогда? Чувство неполноценности, зависть или злоба? Но зачем портить себе жизнь? Не лучите ли радоваться тем изменениям, которые происходят в нас самих, праздновать очередное собственное личностное достижение.

Этим занятием завершается тренинг, поэтому нужно организовать обсуждение всех возникающих вопросов для того, чтобы у участников не оставалось неразрешенных проблем, которые возникли во время работы группы.

1. "Твоё лучшее качество"

"На этот раз традиционное приветствие в начале занятия мы проведем в виде светского приема. Все члены группы, свободно передвигаясь по комнате, должны подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, т. е. подчеркивать лучшее качество партнера, которое вы в нем видите и цените больше всего.

Не надо торопиться. Желательно, чтобы каждый участник обратился ко всем членам группы".

Комментарий.

Для этого этюда необходимо отвести достаточное время, чтобы все участники смогли подойти друг к другу. Не забудьте подобрать соответствующее музыкальное сопровождение.

2. Упражнение «Кристаллизация»

На листе бумаги напишите одно слово (существительное) состояние в котором вам комфортно находиться. (Например: радость). В столбик напишите16 слов которые могут вызвать у вас такое состояние. Обьединив их подряд по два, напишите одно слово которое характеризует эту пару. Получилось восемь слов. Проделайте тоже самое еще два раза. Из двух последних слов должно получиться понятие. Нарисовать то, что получилось в цвете.

2. "Привет, индивидуальность"

"Продолжим процесс активного группового общения.

Только сейчас во время беседы с партнером вам нужно поговорить об индивидуальности друг друга. Желательно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил на первом занятии. Если вы не помните этой индивидуальной черты партнера, вам следует извиниться, а затем обязательно поделиться своими представлениями о его своеобразии".

Комментарий.

Во время этого этюда у участников должна быть возможность свободного передвижения.

3. "Последняя встреча"

"Представьте себе, что наши занятия уже закончились, и вы расстались. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть конкретный участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Сделайте то, что вы не успели сделать на предыдущих занятиях. Не откладывайте свое решение на завтра! Действуйте здесь и теперь".

Комментарий.

Этот этюд целесообразнее провести, затемнив помещение, включив спокойную медленную музыку, дав возможность участникам расслабиться, закрыть глаза и вспомнить все прошедшие занятия.

4. "А что дальше?"

"Теперь обсудим ваши перспективные цели и те конкретные шаги, которые вы намерены предпринять для их осуществления.

У каждого из вас есть 3-4 минуты для того, чтобы рассказать об этом всей группе. Члены группы могут задавать вопросы, конкретизировать цели, помогать в определении шагов по их достижению. Главная

задача - составить программу ваших действий на ближайшее будущее".

5. "Ласковые имена»

Члены группы садятся в большой круг и рассказывают, какие ласковые имена они вспомнили, какие чувства испытывали при этом и т. д.

Комментарий.

В ходе этого упражнения следует обратить внимание на искренность и раскованность участников, на их готовность говорить откровенно, умение описывать свои переживания и желание делиться ими с окружающими. Целесообразно организовать процесс в парах, когда участник обращается к другому и говорит этому человеку то, что он приготовил дома.

6. "Кто я?"

"Возьмите ваш лист бумаги, на котором уже есть ответы на этот вопрос. Подумайте, как еще вы могли бы ответить на него сегодня, может быть, вы что-то хотели добавить, а написанное ранее изменить или совсем убрать. Все в ваших силах, вы вправе сделать это. У вас есть 3 минуты. Отвечайте на вопрос: "Кто я?".

3атем мы приступим к обсуждению ваших ответов. Группа проводит обсуждение в режиме большого тренингового круга.

ВОПРОСЫ

  1. Каким вы представляете себя?

  2. Что главное увидели и подчеркнули в себе?

  3. Как изменился ваш взгляд на самого себя от занятия к занятию?

  4. От чего вам пришлось отказаться? Почему?

  5. Что новое вы заметили в себе самом во время тренинга?

© 2010-2022