Влияние самооценки на выбор стратегии поведения в конфликте

Психология конфликта.          Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям  для его выполнения. Они портят отношения между людьми, они вызывают нервное напряжение и стрессы, что может подорвать здоровье человека. Неудивительно, что люди не любят конфликтов и побаиваются их.          Однако хотим мы того или нет, нравится нам или не нравится, но конфликты в нашей жизни неизбежны. А раз так, то надо позаботиться о том,...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

СТ. БАТУРИНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН








Научно-исследовательская работа по теме:





«Влияние самооценки на выбор стратегии поведения в конфликте»








Автор работы:

ученица 9-Б класса

Романенко Ангелина

Руководитель: Первых С.А.



ст. Батуринская 2013 г.



СОДЕРЖАНИЕ

Ведение

Глава 1. Психология конфликта

1.1 Социология конфликта

Глава 2.Анализ конфликта

2.1 Структура конфликта

2.2 Динамика конфликта

2.3 Типология конфликтов

2.4 Стратегии поведения в конфликте

2.5 Способы выхода из конфликтов

Глава 3 Самооценка личности

Глава 4. Практическая часть

Заключение

Список литературы
















Введение

Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям для его выполнения. Они портят отношения между людьми, они вызывают нервное напряжение и стрессы, что может подорвать здоровье человека. Неудивительно, что люди не любят конфликтов и побаиваются их.

Однако хотим мы того или нет, нравится нам или не нравится, но конфликты в нашей жизни неизбежны. А раз так, то надо позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который они способны принести, и, если это возможно. Извлечь из них хоть какую-то пользу. Жить в мире и согласии - это замечательно. Но все-таки совсем без всяких конфликтов было бы, наверное, несколько скучновато. Но чтобы конфликт не портил нашу жизнь, необходимо знать:

  • Как предотвратить конфликт;

  • Как вести себя в ходе конфликта, зная стратегии поведения в конфликте;

  • Как завершить конфликт с наименьшими потерями, а может быть, и с каким-то выигрышем от его удачного разрешения.

Цель исследования: исследовать влияние самооценки человека на выбор стратегии поведения в конфликте.

Задачи:

  1. Изучить теоретическую литературу по психологии конфликта и самооценки личности.

  2. провести исследование самооценки личности и стратегий поведения в конфликтной ситуации.

  3. провести анализ практического исследования и сделать вывод.

Методы исследования:

- анализ научной литературы;

- диагностические методы изучения самооценки личности и стратегий поведения в конфликтной ситуации;

- беседы;

- наблюдения;

- анализ и сравнение.

Гипотеза исследования: уровень самооценки личности влияет на выбор стратегии поведения в конфликте, (заниженная самооценка - уступка и избегание, адекватная самооценка - сотрудничество и компромисс, завышенная самооценка - противоборство, реже компромисс).

Объект исследования: учащиеся 9-х классов МБОУ СОШ №9


  1. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА


Конфликт на латинском языке означает буквально столкновение. В словаре Ожегова слово « конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор»

Постепенно изучение конфликтов стало принимать практическую направленность: на первый план стал выдвигаться вопрос о средствах и способах улаживания конфликтов. В разработку улаживания конфликтов активно включились психологи. Наряду с социологией конфликта появляется новое научное направление-психология конфликта. Если социология конфликта ориентирована на рассмотрение социальных конфликтов в контексте теоретического анализа общественных отношений, то психология конфликта концентрируется на анализе межличностных и внутреличностных противоречий и на вопросах прикладного характера, связанных с нахождением психологических средств, способствующих разрешению конфликтов». С 1960-х годов по настоящее время в этой области получено немало ценных результатов. Значительный вклад в разработку психологии конфликта внесли работы К.Тамаса, М.Дойга, Д.Скотта и др.

В современной психологии выделяют ряд основных элементов конфликта:

- стороны (участники) конфликта;

- условия протекания конфликта;

- образы конфликтной ситуации;

- возможные действия участников конфликта;

- исход конфликтной ситуации.


  1. Социология конфликта.


Интерес к разработке общей концепции конфликта возник, прежде всего, в социологии. В конце 19-го века появились работы Г.Спенсера, М.Вебера, Л. Гумпловича, в которых конфликт стал рассматриваться как один из главных стимулов социального развития Г.Гумплович при этом усматривал основной источник конфликтов в борьбе людей за удовлетворение своих материальных потребностей.В начале 20-го века вышла работа немецкого социолога Г.Зиммеля, специально посвященная понятию социального конфликта. Но социология конфликта сложилась как особое, самостоятельное направление в социологии лишь к концу 1950-х годов благодаря трудам Р.Дарендора (Германия) и П.Козера (С.Ш.А.).Козер анализирует функции социального конфликта.Результаты его анализа и поныне остаются классическим образом описания этих функций.

К важнейшим негативным функциям конфликта относятся:

  • Ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях решения конфликта;

  • Неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;

  • Уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него;

  • Дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремится больше к победе во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий;

  • Материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.

Главными позитивными функциями социального конфликта являются:

  • Конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;

  • Он играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга;

  • Конфликт способствует структурировать социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников;

  • Он снимает «синдром покорности», стимулирует активность людей;

  • Он стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими собственной значимости;

  • В возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются незаметное до этого достоинства и недостатки людей, создаются условия для оценки людей по их моральным качествам, для выдвижения и формирования лидеров;

  • Развязывания конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход;

  • Конфликт выполняет диагностическую функцию(иногда полезно даже спровоцировать его, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел).

Глава 2. АНАЛИЗ КОНФЛИКТА


2.1 Структура конфликта.

Любой конфликт имеет определенную структуру. Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов, она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации и находится как бы «за кадром», часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, высказываемых пожеланиях. Различия внутренних и внешних позиций, участвующих в конфликте людей необходимо для того, чтобы стараться увидеть за внешним, ситуативным - внутреннее, существенное. Сфера конфликта может быть деловой и личностной. В ходе конфликта следует стремиться к тому, чтобы конфликт проходил в деловой сфере и не перетекал в личностную. Проще говоря, конфликтуйте культурно и не переходите «на личности».

2.2 Динамика конфликта

Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания (стадия 1), реализации (стадия 2),затухания (стадия 3).

Следует помнить, что успешно «блокировать» развитие конфликтной ситуации вы можете на стадии ее возникновения (стадия 1). Один из эффективных способов «блокировки» конфликта-переведения его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно- деятельностную. Если конфликт все же «разгорелся» (стадия 2),то подавить его уже не удается: страсти бушуют, участники возбужденны и всячески демонстрируют «силовые приемы». Конфликтная ситуация реализовалась, конфликтующие исчерпали свои силы и энергию, наступает стадия затухания (стадия 3). Воспитательная коррекция эффективна именно на данной стадии, когда произошла разрядка напряжения и участники «выплеснули» свои эмоции. У них возникают чувства виноватости, сожаления и даже раскаяния (факты получены и исследованы американским психологом Л. Уолтером). В этот период участники, как правило, готовы к позитивным изменениям, хотят стать лучше.

2.3 Типология конфликтов.

Существуют разнообразные варианты классификации конфликтов. Выбор той или иной классификации определяется тем, что всякая логически корректная классификация разбивает все множество конфликтов на классы по определенному признаку-основанию классификации. Таким основанием могут быть: состав участников конфликта, его содержание, длительность, причины, формы его протекания и пр. По этим основаниям выделяются следующие типы конфликтов:

  1. внутри личностные;

  2. межличностные;

  3. групповые (между малыми неформальными группами в составе одной общности);

  4. конфликты в организациях ( где конфликтующими сторонами являются группы-коллективы подразделений организации);

  5. межгрупповые конфликты между большими социальными группами(социальные, политические, межкультурные и пр.);

Различные типы конфликтов взаимосвязаны между собой. В ходе развития конфликта одного типа могут переходить в конфликты другого типа (внутри личностное в межличностные, межличностные в групповые).

2.4 Стратегии поведения в конфликте.

При переходе конфликта из потенциального в актуальный он может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный.

Неконструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.

Конструктивным межличностным конфликтом считается тот, при котором оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов, отношений и не касаются личностных сторон противоположной стороны. При этом наблюдаются различные стратегии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации:

  • сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

  • компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки;

  • избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

  • уступка - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами;

  • противоборство, настаивание на своем, защищая свои интересы, выиграть во что бы то ни стало.

2.5 Способы выхода из конфликтов.


Завершение конфликта может быть достигнуто либо самими конфликтантами без помощи посторонних лиц, либо путем подключения третьей стороны. Существуют несколько способов действий, последствие которых конфликтующие стороны могут попытаться выйти из состояния конфликта. Это: насилие, разъединение, примирение, переговоры, выигрыш- проигрыш, что соответствует таким общепринятым способам как соперничество, сотрудничеством, компромисс, избежание, приспособление.

Насилие

История человечества наполнена множеством примеров обращения к силе для разрешения конфликтов на самых различных уровнях. Насилие было источником страшных трагедий и нравственных потерь, но оно еще долго будет существовать. Во- первых, его предпочитают те, кто сильнее. Во - вторых, коли сила есть, то ума не надо, как говорится в известной русской поговорке. Причин « сильный всегда прав» знаменует в первую очередь торжество глупости. В-третьих, иногда реализация этого принципа оказывается самым быстрым тактическим способом разрешения конфликта. Однако силовое разрешение всегда малоэффективно. Подавленная силой сторона принимается к скрытому сопротивлению, а порой и к открытому бунту, для подавления которого снова требуется сила. Конфликт может окончательно разрешиться разве только с полным уничтожением слабой стороны. А вообще разрешение конфликта с позиции силы часто оказывается для победителя очень дорогим по затратам и к тому же весьма ненадежным успехом.

Разъединение

В этом случае конфликта разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами.

Безусловно, разъединение конфликтов полностью разрешает конфликт. Но даже если разъединение осуществимо, оно ведет к постконфликтной ситуации, которая может оказаться весьма болезненной.

Когда конфликтующие стороны связаны общим делом, разъединение их является средством разрешения конфликта, к которому прибегают как к самой крайней мере.

Примирение

Мирное улаживание разногласий может произойти « само собой», на основе молчаливого прекращения « военных действий» друг против друга. В этом случае конфликт утихает, но в любой момент он может вспыхнуть вновь.

Но, как правило, примирение достигается лишь в результате переговоров между конфликтантами, заканчивающихся принятием согласованного решения о дальнейшем поведении друг друга.

Переговоры

Переговоры есть главная и наиболее эффективная форма разрешения конфликта. К переговорам надо заранее подготовиться. Требуется, прежде всего, составить себе ясное представление о том, чего хотите и на что можете рассчитывать вы, и чего хочет и на что может рассчитывать ваш оппонент.

В зависимости от того, каковы намерения конфликтантов, они могут выбирать наиболее подходящей для них стиль ведения переговоров. Можно выделить четыре основных стиля ведения переговоров.

Жесткий стиль. Соответствует стратегии соперничества. Ведя переговоры в этом стиле, вы настаиваете на своих требованиях, не идете на уступки, добиваетесь победы, оказывая давление на оппонента.

Мягкий стиль. Соответствует стратегии приспособления. Вы проявляете уступчивость, идете навстречу желаниям оппонента.

Торговый стиль. Этот стиль соответствует стратегии компромисса. При переговорах в торговом стиле вы должны идти навстречу интересам партнера, «выторговывая» у него взамен уступки в вашу пользу. Сотруднический стиль. Этот стиль соответствует стратегии сотрудничества. При ведении переговоров в таком стиле вы ставите своей целью в максимальной степени удовлетворить как свои интересы, так и интересы оппонента.

Выигрыш - проигрыш.

Участники конфликта обычно считают его завершение удачным или неудачным для себя. Логика борьбы заставляет их оценивать удачный результат разрешения конфликта, как выигрыш, а неудачный проигрыш. Теоретически для двух конфликтантов может быть четыре подхода к разрешению конфликта.

  1. Выигрыш-проигрыш. Конфликтующая сторона считает, что ее выигрыш должен быть достигнут за счет проигрыша ее оппонента. Для достижения этой цели он часто прибегает к различным формам социального давления, а то и к прямому насилию.

  2. Проигрыш-выигрыш. Конфликтующая сторона настроена пораженчески. Она видит в своем оппоненте слишком сильного врага, борьба с которым обречена на неудачу. Конфликт обычно завершается мирно, однако проигравшая сторона испытывает напор сдерживаемых эмоций. И это может привести к различным формам мщения за свое унижение.

  3. Проигрыш-проигрыш. Этот подход к разрешению конфликта предполагает, что конфликтующая сторона идет на проигрыш, но вместе с тем ставит и своего оппонента в положение проигравшего» Пусть я погибну, но и он тоже погибнет».

  4. Выигрыш-выигрыш. При этом подходе конфликтующая сторона стремится к такому выходу из конфликта, который даст выигрыш не только ей, но и другой стороне. Она предлагает другой стороне сотрудничество в разрешении конфликта. Зона разногласий для не -не поле битвы с врагом, а рабочая площадка доя совместного поиска взаимовыгодных решений.

Оценивая рассмотренный подход к разрешению конфликтов с точки зрения их эффективности, Б. Саркисян делает следующие выводы:

«Выигрыш-выигрыш»- подход, эффективный при проведении переговоров с оппонентом, использующим любую стратегию, особенно, с ориентирующимся на такой же подход или же «выигрыш-проигрыш»

«Выигрыш-проигрыш»- эффективен в экстремальной ситуации, когда важен только определенной результат и безразличны дальнейшие деловые связи.

«Проигрыш-проигрыш» - может быть намеренно использован, если результат переговоров имеет второстепенное значение и преследуются иные цели.

«Проигрыш- выигрыш» - самый неудачный подход. Применение его вряд ли можно оправдать, и лучше всего избегать его.

Завершение конфликта с помощью третьей стороны.

На уровне парного взаимодействия нет других форм разрешения конфликта, кроме указанных. Но взаимодействие конфликтующих сторон может быть перенесено на другой уровень, если привлечь к разрешению конфликта третью сторону. Тогда возникают новые способы выхода из конфликтов.

Эти способы зависят от позиций, которую будет занимать третий участник. Он может выступать в двух ролях: 1) как сила, поддерживающая одну из конфликтующих сторон, и 2) как независимый от них и беспристрастный посредник.

В первом случае завершение конфликта достигается опять-таки с помощью насилия, а также путем социального давления. Во втором- возникают следующие формы разрешения конфликта: суд, арбитраж и медиация.

Насилие и социальное давление.

Насилие с привлечением третьего участника способна совершить более слабая сторона над более сильной. Фактор силовой поддержки играет огромную роль в социальных конфликтах самого различного масштаба.

Что же касается социального давления, это одна конфликтующая сторона оказывает его на другую, используя в качестве поддерживающей силы какие-то служебные инстанции и организации, печать, рекламу и другие средства общественного воздействия.

Суд

Суд - одно из самых замечательных изобретений человечества. В суде третьей стороной выступает представитель общественной власти.

В судебном разбирательстве реализуется принцип разрешения конфликтов: «прав тот, на чьей стороне закон».Обращение в суд является ныне общепринятой формой разрешения разнообразных конфликтов. Однако разрешение конфликтов в судебном порядке при всех своих достоинствах имеет и свои недостатки.

Во-первых, никакой кодекс законов не может учесть все возможные нюансы человеческих взаимоотношений и поступков. Во-вторых, справедливость судебного решения зависит не только от применения закона, но и от способности судебных органов достаточно глубоко разобраться в существе дела. Разрешение конфликта требует, кроме знания законов, еще проницательности, мудрости и т. д.

И, наконец, последнее. Постановления суда должны выполняться. После решения спора в суде одна или обе стороны зачастую остаются недовольны решением судьи. И они будут личности уклоняться от выполнения судебного решения, будут снова и снова добиваться пересмотра дела.

Арбитраж.

Арбитраж отличается от суда тем, что роль третьей стороны доверяется лицу, решению которого обе конфликтующие стороны добровольно обязуются подчиниться. Главное в арбитраже - это, что конфликтанты добровольно отказываются сами решать конфликты и проявляют готовность согласиться с тем решением его, которое предложит арбитр.

Эффективность разрешения конфликта с помощью арбитража во многом зависит от того, насколько умен, справедлив и авторитетен арбитр. Во многих случаях, кандидатура арбитра определяется по соглашению между самими конфликтантами.

Когда конфликтующие стороны доверяют арбитру и заранее обязуются согласиться с его решением, вероятность того, что они будут это решение выполнять, достаточно высока. Но все-таки решение арбитра,- это не решение самих конфликтантов. Оно им навязывается со стороны. И вполне возможно, что кто - то из них окажется недовольным этим решением и сочтет его несправедливым.

  1. САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ


Интерес человека к самому себе, к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть из этого интереса и возникла сама психология как наука. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе («образ «Я») и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок, структуры и функций «образа «Я» представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как известно, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности. Возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними. Человек включается в деятельность и общение и там черпает некоторые существенно важные ориентиры для своего поведения. Все время сверяет то, что он делает, с тем, чего от него ожидают окружающие.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой).

Самооценка складывается из двух понятий: уровня притязаний и уровня возможностей.

Виды самооценки: завышенная, заниженная, адекватная.

Уровень возможностей

Заниженная самооценка

Уровень притязаний

Уровень притязаний

Завышенная самооценка

Уровень возможностей

Уровень притязаний

Адекватная самооценка Уровень возможностей

Экспериментально показано, что уровень своих притязаний личности устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Методика на выявление самооценки ребенка.

Положительные качества личности:

  1. аккуратность

  2. вдумчивость

  3. гордость

  4. жизнерадостность

  5. заботливость

  6. застенчивость

  7. искренность

  8. мечтательность

  9. настойчивость

  10. нежность

  11. непринужденность

  12. обаяние

  13. отзывчивость

  14. подвижность

  15. принципиальность

  16. поэтичность

  17. радушие

  18. сдержанность

  19. упорство

  20. восприимчивость

Инструкция: отметьте черты в положительном множестве, которые принадлежат вам лично.

Обработка результатов: посчитайте количество выбранных вами положительных множеств, разделите на общее количество этих множеств, посчитайте коэффициент по формуле Q = Количество ваших черт

Общее количество черт

Ключ: если Q выше 0,6 (стремится к 1), то самооценка завышенная;

если Q ниже 0,3 (стремится к 0), то самооценка заниженная;

если Q в пределах от 0,4 до 0,6, то самооценка адекватная.



Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»


Инструкция: ребята, постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

ЧАСТО - поставьте 3 балла

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла

РЕДКО - 1 балл

ВОПРОС:

«Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

  1. Угрожаю или дерусь.

  2. стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

  3. Ищу компромиссы.

  4. Допуская, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

  5. Избегаю противника.

  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

  8. Иду на компромисс.

  9. Сдаюсь.

  10. Меняю тему…

  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять. С чего все началось.

  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

  14. Предлагаю мир.

  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста: подсчитайте количество баллов под номерами 1,6,11 - это тип поведения «А». Когда вы подсчитаете баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1,6,11

Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2,7,12

Тип «В» - сумма баллов под номерами 3,8,13

Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14

Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10,15

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А»- это стиль противоборства. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» - это сотрудничество. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В»- «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - это уступка. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.

«Д» - это избегание. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Глава 4. Практическая часть

В 2013- 2014 учебном году в 9-х классах мною была проведена диагностика самооценки учащихся и диагностика стратегий поведения в конфликтной ситуации. Для этого использовались:

- Методика на выявление самооценки ребенка;

- Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

Результаты диагностики можно представить в виде таблицы (Приложение №1)

Анализ результатов диагностики показал, что 10 учащихся имеют заниженную самооценку, из них у 7 учащихся (70%) преобладают такие стратегии поведения в конфликте как избегание и уступка. У 3 учащихся с заниженной самооценкой преобладают стратегии противоборство и компромисс, можно предположить, что это психологическая защита. Результаты можно представить в виде круговой гистограммы:

Влияние самооценки на выбор стратегии поведения в конфликте

Пять учащихся имеют завышенную самооценку и у всех преобладают жесткий стиль поведения в конфликтной ситуации (противоборство) и реже компромисс. Результаты можно представить в виде круговой гистограммы:

Влияние самооценки на выбор стратегии поведения в конфликте

17 учащихся имеют адекватную самооценку, у 11 учащихся (65%) преобладают такие стратегии поведения в конфликте как сотрудничество, компромисс, реже избегание и уступка. У 6 учащихся с адекватной самооценкой преобладает жесткий стиль поведения и низкий уровень стратегий избегания и уступки. Возможно, это связано с воспитанием человека, а также с недостаточным знанием психологии конфликта.

Результаты можно представить в виде круговой гистограммы:

Влияние самооценки на выбор стратегии поведения в конфликте

Вывод: исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что гипотеза наша верна и что от самооценки личности зависит выбор стратегий поведения в конфликте, и в тренинге бесконфликтного поведения необходимо особое внимание обратить на изменение самооценки учащегося, на развитие самосознания и формирования позитивного образа «Я».

Процент совпадений гипотезы можно представить в виде гистограммы:

Влияние самооценки на выбор стратегии поведения в конфликте

Заключение

В заключении своей работы мне бы хотелось сделать следующие выводы: для того, чтобы сделать жизнь гармоничной, мы должны стать искусными в предотвращении конфликтов, в их регулировании и в справедливом, практически эффективном и надежном их разрешении.

Главными позитивными функциями социального конфликта являются:

  • Конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;

  • Он играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга;

  • Он снимает «синдром покорности», стимулирует активность людей;

  • Он стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими собственной значимости;

  • В возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются незаметное до этого достоинства и недостатки людей, создаются условия для оценки людей по их моральным качествам, для выдвижения и формирования лидеров;

  • Развязывания конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход;

  • Конфликт выполняет диагностическую функцию (иногда полезно даже спровоцировать его, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел).

При переходе конфликта из потенциального в актуальный он может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный.

При неконструктивном межличностном конфликте разрушаются межличностные отношения.

Конструктивным межличностным конфликтом считается тот, при котором оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов, отношений и не касаются личностных сторон противоположной стороны. При этом наблюдаются различные стратегии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации: сотрудничество, компромисс, избегание, уступка, противоборство.

Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать вывод:

  • что гипотеза наша верна и, что от самооценки личности зависит выбор стратегий поведения в конфликте;

  • в тренинге бесконфликтного поведения необходимо особое внимание обратить на изменение самооценки учащегося, на развитие самосознания и формирования позитивного образа «Я».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов /для начальной школы/, Санкт-Петербург, 2001г.

  2. Конфликтология, под ред. Кармина А.С. Санкт - Петербург, 1999г.

  3. Краткий психологический словарь, под ред. Петровского А.В., Москва, 1993г

  4. Рогов Е.И. Общая психология, Ростов - на - Дону, 1995г

  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома, Москва 1991г.

  6. Социальная психология, под ред. Скрипкиной Т.П. Ростов - на - Дону, 1995г

  7. Сценарии классных часов /составители: Аджиева Е.М., Байкова Л.А. и др./, Москва 2000г.

  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1-4, Москва 1999г.


© 2010-2022