Разработка мастер-класса для педагогов Ситуация успеха участников образовательного процесса

Мастер-класс для педагогов: упражнения, психологические приемы, творческие задания, применение здоровьесберегающих технологий для создания ситуации успеха на уроке. Обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленным на создание ситуации успеха ученика на уроке. Через: 1. Информирование педагогов о психолого-педагогической сущности ситуации успеха;2. Инициирование профессиональной активности педагогов, использование их педагогического опыта;3. Развитие навыков сотрудничества.Рас...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс для педагогов

«Создание ситуации успеха участников образовательного процесса»

Цель мастер-класса: обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленным на создание ситуации успеха ученика на уроке.

Задачи:

  • Информирование педагогов о психолого-педагогической сущности ситуации успеха;

  • Инициирование профессиональной активности педагогов, использование их педагогического опыта;

  • Развитие навыков сотрудничества.

  1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые педагоги! Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность в ходе сегодняшнего мастер-класса.

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма - серьезная проблема обучения. Принято считать, что одним из условий сохранения психического здоровья ребенка является создание ситуации успеха в школе.

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

СИТУАЦИЯ-это сочетание условий, которые обеспечивают успех

УСПЕХ- это результат подобной ситуации

ОЖИДАНИЕ УСПЕХА- стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.

УСПЕХ с психологической точки зрения - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

Ситуация успеха - это субъективное переживание человеком личностных достижений, которая ежедневно развивается и совершается на уроке.

Сегодня через упражнения мы попытаемся систематизировать приемы и методы создания на уроке в школе ситуации успеха. Чтобы легко работалось, берем с собой хорошее настроение.

  1. Разминка «Я и мое уникальное качество».

К своему имени придумать качество, начинающееся на первую букву своего имени».

Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на педсовете.

  1. «Успех в жизни человека».

Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, труду. Ситуация успеха индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности. Ситуация успеха - успех - успешность - успешная личность.

Приемы создания ситуации успеха:

-похвала

-доверие

-стимулирование

- удивление

-поощрение

-признание

- обращение по имени

Действия учителя, обеспечивающие ситуация успеха:

1. Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.

2. Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.

3. Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.

4. Не сравнивайте ребёнка с другими, отмечайте «персональную исключительность».

5. Аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую Вы выставляете ученику.

6. Оценивайте действия ученика с акцентом на детали.

7. Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им своё мнение.

8. Не высказывайте недовольство ученику при всём классе, не применяйте угрозы.

9. Помните, что Вы, как педагог, формируете личность учащегося, его самооценку, и частично несёте ответственность за его дальнейшую судьбу.

Слагаемые создания ситуации успеха

1. Первое обязательное условие - атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.

2. Снятие страха - авансирование обучающихся перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребёнка, повышает активность и его свободу.

3. Ключевой момент. Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив - сильнейший механизм.

4. Реальная помощь в продвижении к успеху - скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности, и пути её выполнения.

5. Краткое экспрессивное воздействие - педагогическое внушение, собранное в яркий фокус: «За дело! Приступаем!»

6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).

7. Оценивание - оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы

Психологические критерии успешности урока:

  1. Учебная мотивация школьника, его интерес к предмету;

  2. Сознательность обучения, связь его с жизнью;

  3. Характер взаимоотношений «Учитель-ученик»;

  4. Учет индивидуальных особенностей личности учащихся.

IV. 1) Прием-упражнение «Обмен ролями».

Обмен ролями дает возможность высветить потенциал эмоционально-волевых возможностей учащихся. Мы с вами разделимся на 2 команды: ученики и учителя, каждой группе необходимо закончить предложения с позиции данного участника.

Ученики:

  • Если я получаю хорошую оценку - это значит, что…

  • Если я получаю плохую оценку - это значит, что…

  • Мне всегда приятно, когда взрослые в школе…

  • Я чувствую себя уверенно, когда в школе…

Учителя:

  • 1. Если я ставлю хорошую оценку - это значит, что…

  • 2. Если я ставлю плохую оценку - это значит, что…

  • 3. Мне всегда приятно, когда ученики в школе…

  • Я чувствую себя уверенно, когда в классе…

Рефлексия: Какие чувства вы испытывали, будучи в роли учеников? И всегда ли мы создаем ситуацию успеха, чтобы поддержать ребенка?

2) Прием «Волшебный стул». Часто ли вы друг другу говорите комплименты, хорошие и позитивные слова? Встанем в круг и по очереди будем говорить друг другу комплименты.

Приятно ли было их слушать? Или больше понравилось их говорить? Также и в нашей профессиональной деятельности. Одним детям необходимо похвала и внимание со стороны окружающих, а также теплое прикосновение. Другим достаточно сказать - молодец!

3) Прием «Эмоциональное поглаживание»

На уроке мы много раз повторяем Молодец! Умница! Дети привыкают к такому потоку ласкающих слов и некоторые перестают их замечать, а некоторые также начинают относиться к учителю - по - доброму, вежливо, уважительно. Здесь необходим индивидуальный подход.

4) Упражнение «Живой коридор» - все встают друг другу лицом, на счет 1-2-3 каждый должен выбрать определенное действие или просто жест, можно при помощи слов, показать, что вам сегодня было приятно общаться со всеми участниками мастер-класса (упражнение под музыку).

Вывод: Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием. Умение создавать ситуацию успеха в учебном процессе основано на сотрудничестве ребенка и учителя. Учитель формирует у школьника положительную «Я - концепцию».

Для этого необходимо:

1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, верить в нее.

«Все дети талантливы!».

2. Создавать учащимся ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учеба приносила ребенку радость.

"Учиться победно!".

3. понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству.

"Ребенок хорош, а плох его поступок".

4. Предоставлять возможности и помогать детям.

"В каждом ребенке - чудо, ожидай его".

ПАМЯТКА

  • Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности

  • Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

  • Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым

  • Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя

  • Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других

  • Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым


  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя

  • Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Афоризм «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха!

Спасибо вам за работу! Будьте добры, корректны и уважайте детские души!












ПРИЛОЖЕНИЕ

Советы учителям.

- Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

- Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия

- Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.

- И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.

- Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.

- Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!

- Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он - пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга - ничего со школой и с учениками не произойдет!

Памятка учителю!

Чтобы зайти в класс энергично, с хорошим бодрым настроем рекомендуем:

1. Утреннюю зарядку под музыку.

2. Точечный массаж лица. Активизируем и включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица в области виска, между бровями, верхней части щёк)

3. Релаксация (под музыку звуков природы).

Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» - вы откроете глаза. Окружающий вас мир - большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.













© 2010-2022