Проблема адаптации в начальной школе

Процесс адаптации происходит путем активного приспособления личности к условиям социальной среды через освоение и принятие ею существующих норм, традиций, правил и т.д. В ходе приспособления происходит овладение индивидом различными социальными ролями, благодаря которым он может успешно развиваться и социализироваться. С другой стороны, в ходе данного процесса, помимо усвоения и принятия социального опыта, личность проявляет собственную активность и развивает свою уникальную индивидуальность, чт...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема адаптации в начальной школе.

Процесс адаптации происходит путем активного приспособления личности к условиям социальной среды через освоение и принятие ею существующих норм, традиций, правил и т.д. В ходе приспособления происходит овладение индивидом различными социальными ролями, благодаря которым он может успешно развиваться и социализироваться. С другой стороны, в ходе данного процесса, помимо усвоения и принятия социального опыта, личность проявляет собственную активность и развивает свою уникальную индивидуальность, что находит свое выражение в определенном обособлении.

Одним из первых опытов взаимодействия личности и среды является школа. Именно школа доводит до ребенка ценности и нормы общества, предлагая или предписывая ему определенные образцы поведения и деятельности, соответствующие общественным потребностям и целям. Школа, по сути, выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения). Таким образом, можно говорить о том, что именно на начальных ступенях образования происходит активная адаптация ребенка к социуму, первое интенсивное знакомство с нормами. Первоклассник, приходя в школу, сталкивается с качественно новой средой, и ему нужно время, чтобы адаптироваться к ней. Можно сказать, что изменение в жизни первоклассника - это смена привычного образа жизни, как на физическом, так и на эмоциональном уровне. Всякая новая ситуация является для ребенка неопределенной, незнакомой, даже при условии того, что он знает о ней и его специально готовят, информируют о предстоящих изменениях. Сталкиваясь с новой обстановкой, организм ребенка мобилизуется, приходит в состояние "боевой готовности", происходит обострение во всех слабых и трудных местах, что часто приводит к повышенной тревоге и проявлению хронических заболеваний. Именно поэтому важно не только знать об особенностях периода адаптации, но и о формах поддержки детей в этот период. Определенные трудности на пути ребенка будут всегда, и задача взрослых - не устранить их за него, не "подстелить соломку", а грамотно и аккуратно помочь ученику самому преодолеть их.

Итак, что ожидает ребенка, поступившего в 1-й класс. В первую очередь он сталкивается с необходимостью общения с большим количеством детей и взрослых. Естественно, у него уже есть опыт общения со взрослыми людьми, но, как правило, отсутствует опыт формального общения с ними. Зачастую количество взрослых, с которыми ребенок плотно взаимодействует, небольшое (родители, няня, воспитатели детского сада). Таким образом, на момент прихода в школу у младшего школьника может быть ограничена система общения со взрослыми. В то же время окружение ждет от ребенка, что он эту систему знает и должен быстро "влиться в струю".

С первых дней в школе ребенок знакомится с большим количеством норм, традиций и правил. Это знакомство происходит, как правило, спонтанно и требует оперативного овладения всей информацией. В силу того, что школьных норм довольно много, ученик может испытывать трудности в их усвоении. А взрослые, в частности педагоги, часто забывают о том, что, помимо обязанностей, каждый ребенок имеет и свои права, которые зачастую грубо нарушаются или просто игнорируются. Даже если ребенок не знает о своих правах, несоблюдение их взрослыми недопустимо на практике. Конечно, большинство детей в современной школе не осознает свои права, более 85%детей не знает, что у них есть свои права и в каких областях они могут проявлять свободу, имеют ли они право на отдых, на собственное мнение, на совершение ошибки, на плохое настроение. Вместе с тем практически все дети знают, что они "должны или не должны" делать в школе. Это касается таких областей, как поведение на уроке, вежливость, уважение к старшим, правила школы и т.д. Однако, несмотря на знание детей о том, как надо себя вести в школе, наблюдается сильное несоответствие их знаний и реального поведения. Возможно это происходит из-за нереализованности прав ребенка, а также расхождения между осознанием правил и недостаточно сформированной произвольностью. Адаптируясь к среде, ребенок должен проявлять собственную активность, что может отражаться в реализации им своих прав.

Еще одной важной составляющей процесса адаптации к школе является несоответствие физиологии ребенка требованиям школы, в частности режиму дня. Обычно дети не способны выдерживать весь объем и интенсивность урока, который им предлагается, даже при наличии физических пауз и смены видов деятельности. Психологические процессы еще недостаточно зрелы, что и вызывает подобные сложности. Трудности в восприятии материала и способности быть усидчивыми все 40 минут урока могут вызвать эмоциональную и физическую перегрузку учащегося, поэтому к этому факту необходимо отнестись особенно внимательно, прежде всего, педагогам. Сегодня наметилась тенденция родителей с самого раннего детства включать ребенка в различного рода дополнительные кружки, секции, занятия. Зачастую еще за год до поступления в школу родители начинают готовить своих детей к поступлению (как в вуз): ребенок посещает английский, плавание, танцы, рисование, грамоту и многое другое. Все это может привести к казусам и проблемам: отрицательно сказаться на мотивации ребенка к обучению в школе, повлиять на психофизическое самочувствие.

КАК ПСИХОЛОГ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ?

*На первых порах психолог не должен активно вмешиваться в процесс адаптации детей, особенно в первые недели. Ведь ребенок должен приобрести свой собственный , самостоятельный опыт приспособления. Это не означает, что психолог игнорирует и не реагирует на трудности первоклассников, безусловно, он обязан оказать необходимую поддержку в процессе адаптации как ребенку, так и педагогу. Но не стоит впадать в крайности: быть излишне назойливым в предложении помощи, сопровождая детей целыми днями.

*Формой поддержки детей в этот период является проведение коллективных игр, таких как "Посвящение в первоклассники"или занятий по адаптации детей к школе.

*На начальных этапах адаптации детей к школе психологу необходимо выяснить, насколько успешно и каким образом этот процесс протекает у конкретных детей. Поэтому важнейшим моментом является диагностика адаптации. Несмотря на наличие большого теоретического и практического материала относительно адаптации детей к школе, общепринятых стандартов диагностики адаптации личности к среде нет. Существуют различные точки зрения на то, что является показателем адаптированности ребенка к среде. Но часто психологи акцентируют внимание только лишь на одном аспекте, игнорируя другие. Понятно, что личность представляет собой взаимосвязь разных составляющих, взаимообусловленных друг другом. Поэтому любое явление или процесс, связанный с личностью, следует рассматривать в системе.

К сожалению, в настоящий момент отсутствует систематический подход и диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень адаптированности ребенка в школе. Многие психодиагностические методики напрямую не изучают процесс и характер адаптации к среде, но тем не менее косвенно могут дать информацию об этом (к примеру, тест Люшера или тесты тревожности). Важно применять прямую методику комплексной психодиагностики социальной адаптации личности, непосредственно решающую задачу определения адаптированности личности к среде. Диагностический инструментарий адаптации ребенка к школе должен изучать различные проявления и состояния ребенка, а не ограничиваться лишь диагностикой уровня тревожности и успеваемости. На основе предложенных методик можно сделать лишь предварительные выводы об уровне адаптации ребенка и его влиянии на различные аспекты личности, а также наметить те виды помощи, которые актуальны для данных детей. Полученные результаты по каждому тесту анализируются и интерпретируются отдельно друг от друга, хотя существует корреляция между показателями по отдельным методикам и сведение полученных данных в одну шкалу может дать общий уровень адаптированности ребенка. Данные, полученные с помощью методик, обрабатываются количественно и качественно. Диагностику адаптации ребенка к среде следует проводить не раньше чем через 2 месяца после начала обучения.

Если проанализировать идеи и подходы различных авторов (О.В.Панферовой, Н.В.Вострокнутовой, Л.С.Ивановой, О.В.Матвеевой, Е.А.Львовой, М.Р.Битяновой, Н.Е.Шустовой, А.А.Реан и др.), то можно выделить те сферы и уровни в развитии ребенка, которые отражают характер его адаптации к среде.



Диагностический инструментарий адаптации ребенка к школе.

Характер адаптации ребенка к среде определяется следующими сферами:

1.ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ, который включает в себя

эмоциональное самочувствие ребенка, переживание состояние равновесия или тревоги. В качестве основного теста следует использовать методику"Проективная методика диагностики школьной тревожности А.Н.Прихожан для учащихся 1классов" или "Шкала явной тревожности СМАS"для учащихся 2,3.4-х классов.

2.КОГНИТИВНЫЙ УРОВЕНЬ-это уровень развития самосознания, наличие у ребенка определенных умений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе. Диагностика данного уровня включает в себя определение того, насколько ребенок знает и осознает свои права и обязанности, существующие нормы и правила. В качестве основной методики следует использовать опросник для детей "Определение прав и обязанностей первоклассника".

3.ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ адаптации отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношений с другими людьми, т.е. одним из критериев адаптированности является внешнее поведение., которое соответствует требованиям среды. Для диагностики поведенческого уровня следует использовать методику "Изучение межличностных отношений в группе методом социометрии", опросник для учителей "Диагностика поведения и деятельности ребенка в 1классе".

По результатам диагностики необходимо выделить именно тех учащихся, у которых процесс адаптации сильно отстает.



Опросник для учителей "Диагностика поведения и деятельности ребенка

в 1-м классе"

Цель: изучение характера поведения детей в первые месяцы школьной жизни.

Время проведения: конец 1-й четверти, начало 2-й четверти.

Контингент: 1-й класс.

Необходимые материалы: опросник в виде бланка для всего класса, ручка.

Процедура проведения.

Инструкция для педагогов: "Внимательно прочитайте следующие утверждения. Они касаются поведения и деятельности каждого ребенка в разных сферах школьной жизни. Напротив фамилии каждого ребенка поставьте соответствующий знак в зависимости от того, характерно ли для него данное поведение: ВСЕГДА "+", ЧАСТО "+/-", РЕДКО "-".

Обработка данных:: каждый ответ переводится в соответствующий балл. Ответы "всегда" - 3балла, "часто" - 2, "редко" - 1. Максимальный результат - 90 баллов.

Вывод:

можно предположить, что ребенок, набравший максимальное количество баллов, стремится соответствовать ролевым ожиданиям взрослых и вести себя соответственно своему статусу. Также мы можем предположить о наличии у него созревшей внутренней позиции. Чем ниже количество баллов, тем у ребенка менее сформировано представление о своей социальной роли и о том, что от него требует школа и учителя. Это может быть связано как с определенными проблемами в воспитании ребенка (например, избалованность), так и наличием у него физиологической незрелости.

Бланк опросника.

Ф.И.О. заполняющего бланк ____________________________Дата_________________

Ученики:

( Ф.И.)


Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения


Способен длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности


При возникновения трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления.


Не требуется усилий для переключения с одного вида деятельности на другой.


Старается проявлять терпение в деятельности, выполняемой в трудных условиях.


Старается контролировать свое поведение в обычной и непривычной обстановке.



Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего урока.


Способен работать в одном темпе со всем классом, выключается из урока редко.


Достаточно активен на уроке, стремиться узнать новый материал и отвлекается очень редко.


Проявляет заинтересованность в получении новых знаний.


Понимает требования учителя и старается их выполнять в разных видах деятельности.


Старается выполнять правила в школе, а также правила установленные внутри коллектива.


Нарушает нормы и правила в школе достаточно редко(практически никогда).


Старается понять правила всей школьной жизни, им соответствовать.


Редко опаздывает в школу и не приносит домашние задания.


Не сопротивляется и не упорствует, когда нарушает правила и его наказывают.


Уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним.


Прислушивается к замечаниям учителя, старается их выполнить.


Способен выполнять какую-либо работу без посторонней помощи и контроля со стороны взрослого.


Способен занять себя какой-либо деятельностью во время свободного времени.


С удовольствием выполняет дополнительные поручения, даже если он не совсем интересные и требуют упорства и внимательности.


Практически любую работу выполняет старательно, несмотря на трудности и различные помехи (усталость, шум).


Способен взять себя в руки и сконцентрироваться в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или ограниченности движений.


Трезво оценивает свои силы и выполняет задания в соответствии с ними.


Старается добиться выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.


Готов выслушивать критику в свой адрес и стремиться изменять свое поведение в соответствии с ней.


Стремится соблюдать порядок в шкафу, на парте, в портфеле, в одежде и т.д.


Проявляет упорство, если сталкивается с трудностями.


Способен быстро справиться и мобилизовать себя в случае неудач.


Обычно спокоен, эмоциональные вспышки редки и непродолжительны.


Эмоциональный фон ребенка практически всегда положительный.


Владеет своими эмоциями в неожиданных ситуациях.


Как правило, умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.


Быстро успокаивается в случаях неожиданного эмоционального всплеска.


Активен в общении со сверстниками.


Не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьет первым.


Пользуется авторитетом среди сверстников.


Не отказывается от участия в общественных дополнительных делах.


Общителен, стремится проявлять заботу и помощь по отношению к другим.


При ответе у доски или у парты контролирует движение тела(позу, положения рук и ног),не паясничает и не гримасничает.


Отсутствуют навязчивые движения во время уроков(качание ног, рук, головы).

Выдерживает режим и нагрузку школы без физического переутомления.

Редко обращается к врачу.




Проблема адаптации в начальной школе

где С - социометрический статус -члена группы, R - полученные - членом группы выборы, отрицательные и положительные, N - 1 - число членов группы, не считая этого члена группы.

Вывод. Элементы социометрической структуры - это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает именно величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить об условно положительном и отрицательном статусах члена группы.

Перед школьным психологом стоит вопрос: к какому статусу относить ребенка, получившего определенное числовое значение выборов в группе. Числовые положительные и отрицательные значения нужно рассматривать в системе, в сравнении и относительно тех значений, которые получены другими членами группы. Статус ребенка определяется по следующим критериям:

*лидер получает максимальное число положительных выборов, отрицательные выборы у него обычно отсутствуют;

*высокостатусные члены группы - те, у кого набрано большое количество положительных выборов, но присутствуют 1 - 2 отрицательных выборов;

*среднестатусные члены группы - те, у кого присутствуют и положительные, и отрицательные выборы примерно в одинаковой пропорции;

*низкостатусные члены группы - те, кто получил большинство отрицательных выборов при наличии 1 - 2 положительных выборов (минусов больше, чем плюсов);

*отвергаемые члены группы - те, кто получил только отрицательные выборы группы;

*изолированные члены группы - те, кто не получил ни одного голоса - ни отрицательного, ни положительного.

Инструкция: Перед тобой ряд вопросов, прочитай их внимательно и напиши имена тех детей из класса, кого бы ты выбрал или нет.





Опросник для детей "Определение прав и обязанностей первоклассника".

Цель: изучение осознания детьми своих прав и обязанностей.

Время проведения: конец 1-й четверти, начало 2-й четверти.

Контингент: 1-й класс.

Регистрация данных:: на каждого ребенка заполняется индивидуальный бланк.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Процедура проведения. Ребенку предъявляется следующая инструкция:

"Сейчас я прочту тебе ряд предложений и утверждений, относящихся к школьной жизни.

Твоя задача - внимательно выслушать каждое предложение. И если ты согласен с ним и считаешь, что так можно поступать первокласснику, ты скажешь мне "Да", а если ты не согласен, скажешь "Нет".

Обработка: оценивается количество вопросов, совпавших с ключом. За каждый ответ, совпавший с ключом, ребенок получает 1 балл. Максимально он может набрать 25 баллов. Качественная обработка может проводиться через соотношения осознания ребенком прав и обязанностей: шкала "Обязанности" представлена вопросами 1,2,3,7,10,11,17,20, шкала "Права" - 5,6,8,9,12,13,14,15,16,18,19,21,22,23,24,25.

Ключ: положительные ответы на вопросы: 1,2,3,5,7,8,10,11,12,15,17,19,20,23,24 и

отрицательные ответы на вопросы: 4,6,9,13,14,16,18,21,22,25.

Вывод: так как математическая стандартизация опросника не проводилась, мы не можем говорить о жестокой градации уровней осознания (норма, выше и ниже нормы). Мы можем лишь предполагать, что дети, набравшие

более 20 баллов, в большей степени осознают свои обязанности и права,

от 15 - 20 баллов - не до конца понимают сущность прав и обязанностей в школе и

ниже 15 баллов - не имеют адекватных представлений о том, для чего вообще нужна школа.

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК.

Дата_____________Класс__________Ф.И.О. ребенка___________________________

Вопросы

Ответы

(да+или нет-)

1.Первоклассник не должен опаздывать на уроки

2.Первоклассник обязан выполнять все учебные задания, полученные от учителя

3.Первоклассник обязан здороваться со взрослыми

4.Первоклассник обязан быть всегда внимательным и активным на уроках и никогда не отвлекаться

5.Первоклассник имеет право на перемене заниматься своими делами

6.Первоклассник должен навсегда забыть в школе об играх и развлечениях

7.Первоклассник не должен перебивать учителя

8.Первоклассник имеет право на отдых

9.Первоклассник должен всегда быть тихим и молчать

10.Первоклассник не должен кричать, веселиться и играть на уроке

11.Первоклассник должен стараться хорошо учиться

12.Первоклассник может есть столько сколько считает нужным

13.Первоклассник должен сидеть весь урок, не двигаясь и не шевелясь

14.Первоклассник должен поднимать руку в столовой и на перемене, если хочет что-то спросить

15.Первоклассник имеет право на свое мнение, даже если оно отличается от других

16.Первоклассник не должен ссориться с одноклассниками, даже если они его обижают

17.Первоклассник должен быть аккуратным и опрятным

18.Первоклассник должен быть наказан за любое невыполнение правила, даже если он нарушил его один раз

19.Первоклассник имеет право быть неуспешным

20.Первоклассник должен стараться выполнять все правила и нормы школы

21.Первоклассник должен не отставать от своего класса во время выполнения учебных заданий

22.Первоклассник обязан быть всегда лучшим

23.Первоклассник имеет право совершать ошибки

24.Первоклассник имеет право на плохое настроение

25.В свое свободное время первоклассник должен играть только в те игры, которые предлагает учитель

Адаптация ребенка к школе

Методики

Эмоциональный компонент:

Уровень тревожности


Методика определения тревожности А.Н.Прихожан

Когнитивный компонент:

Уровень развития самосознания, принятие норм социального бытия.

Опросник для детей "Определение прав и обязанностей первоклассника"

Поведенческий компонент:

Характер поведения, взаимоотношения с другими людьми.

Социометрия.

Опросник для учителей "Диагностика поведения и деятельности ребенка в первом классе".

Готовность учащихся к школе(Л.А.Ясюкова).

Методики

Скорость переработки информации. Внимательность.

Тест Тулуз - Пьерона

Зрительно-моторная координация

Гештальт - тест Бендер

Память

Кратковременная речевая память

Кратковременная зрительная память

Речевое развитие

Речевые антонимы, речевые классификации, произвольное владение речью

Визуальное мышление

Тест Равена

Понятийное интуитивное мышление

Интуитивный речевой анализ-синтез

Интуитивный визуальный анализ-синтез

Понятийное логическое мышление

Речевые аналогии, визуальные аналогии

Понятийное речевое мышление

Интуитивный речевой анализ-синтез, речевые классификации, речевые аналогии

Понятийное образное мышление

Интуитивный визуальный анализ, визуальные классификации, визуальные аналогии

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление

Тревожность, настроение, энергия

Тест Тэммл -Дорки -Амен,

Тест Люшера

Критерии оценивания личностных универсальных действий.

Личностные универсальные действия

Основные критерии оценивания.

Диагностические методики для детей 6,5 - 7 лет

Методики для учащихся

9 - 10лет

Самоопределение

Внутренняя позиция школьника

-положительное отношение к школе

-чувство необходимости учения

-предпочтение уроков "школьного" типа урокам "дошкольного" типа

-адекватное представление о школе

-предпочтение социального способа оценки знаний -отметки - дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)

Методика "Беседа о школе" (модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера)

Самооценка

-когнитивный компонент

-регулятивный компонент

Когнитивный компонент:

-широта диапазона оценок

-обобщенность категории оценок

-представленность в Я-концепции социальной роли ученика

-рефлексивность как осознанное представление о качествах хорошего ученика

-осознание своих возможностей в учении на основе сравнения "Я" и "хороший ученик"

-осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения "Я" и "хороший ученик"

Регулятивный компонент:

-способность адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

Методика "Кто Я"(М.Кун)

Методика "Хороший ученик"

Методика казуальной атрибуции успеха/ неудачи

Смысло-образование

Мотивация учебной деятельности

-сформированность познавательных мотивов

-интерес к новому

-интерес к способу решения

-сформированность социальных мотивов

-стремление выполнить социально значимую деятельность, быть полезным обществу

-сформированность учебных мотивов

-стремление к самоизменению

-приобретению новых знаний и умений

-установление связи между учением и будущей проф. деятельностью

"Незавершенная сказка" "Беседа о школе" (модифицированный вариант Т.А Нежиновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера)

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензовой) Опросник мотивации

Методика "Беседа о школе"

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5 - 8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ученик должен ответить на вопросы: 1.Тебе нравится в школе?

2.Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3.Представь, что встретил малыша из детского сада, который о школе ничего не знает. Он тебя спрашивает: "Кто такой "хороший ученик?" Что ты ему ответишь?

4.Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?

5.Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание - там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

6.Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: " ......?" Подумай сам, о чем он может тебя спросить.

7.Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница говорит тебе: "Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь, - шоколадку, игрушку или пятерку в журнал".

Критерии оценивания: 1.Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

2.Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков "школьного" типа урокам "дошкольного" типа.

3.Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).

Уровни оценивания: 0. Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.

1.Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной деятельности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2.Возникнловение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец "хорошего" ученика, но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

3.Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Проба на познавательную инициативу "Незавершенная сказка".

Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьников.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие - умение задавать вопрос.

Возраст: : 6,5 - 8лет.

Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании.

Описание задания: ребенку читают незнакомую сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ему вопрос: "Ты хочешь у меня что-нибудь спросить?"

Критерии оценивания:

1.Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжал чтение сказки.

2.Активность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не задает вопросов.

2.Средний уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку.

3.Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.



Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы.

Цель: выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев.

Возраст: 6,5 - 7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описания задания: то же, что и в предыдущем.

Текст рассказа:

Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и захотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось.

Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка ,на которой стояли банки, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.

Вопросы:

1.Кто из детей больше виноват?

2.Кто заслуживает наказания? Почему?

Критерии оценивания:

выделение мотивов поступка (ответы на вопросы 1 и 2)

Уровни оценивания:

К вопросу1:

1Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка - ответа нет; оба виноваты.

2.Ориетация на объективные следствия поступка - виноват больше Сережа, потому что он разбил 5 чашек, а Петя только одну.

3.Ориентация на мотивы поступка - Сережа хотел помочь маме, а Петя - съесть варенье, виноват больше Петя.

К вопросу 2:

1.Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка - следует наказать обоих.

2. Ориентация на объективные последствия поступка - следует наказать Сережу,т.к. он разбил больше чашек.

3.Ориентация на мотивы поступка - Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя - удовлетворить свои желания. Ориентация на намерения героя. Проявление децентрации как учета намерений героев рассказа.

К проблеме формирования коммуникативных умений детей

младшего школьного возраста.

В психологии выделяются три базовых аспекта коммуникативной деятельности:

взаимодействие, сотрудничество, интериоризация.

1.Коммуникативное взаимодействие:

коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

2.Коммуникация как условие интериоризации и рефлексии.

Универсальные учебные действия (УУД) образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

3.Коммуникация как кооперация.

Третью большую группу коммуникативных УУД образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование условий по достижению общей цели, организации и осуществления совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.

Базовые, т.е. абсолютно необходимые для начала обучения ребенка в школе, характеристики коммуникативной деятельности:

* потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

* владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

* положительное отношение к процессу сотрудничества;

* ориентация на партнера по общению;

* умение слушать и собеседника и др.

Методики, которые могут быть использованы для диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД:

1."Левая и правая сторона"- методика Ж.Пиаже.

2."Братья и сестры" - методика Ж.Пиаже.

3"Кто прав?" - методика Г.А. Цукерман.

4"Рукавички" - методика Г.А. Цукерман.

5."Дорога к дому"-модифицированный вариант методики"Архитектор-строитель"

1.КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ИНТЕРАКЦИЯ)

Задание 1 "Левая и правая стороны"

(методика Ж.Пиаже)

Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые УУД: коммуникативные.

Возраст: 6,5 - 7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.

Задания.

1.Покажи мне свою правую руку (сидя или стоя лицом к ребенку). Теперь левую. Покажи мне правую ногу. Левую.

2.Покажи мне мою левую руку. Теперь правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.

Варианты заданий. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Потом правую. Дотронуться до его левой ноги, Потом правой.

3.На столе перед ребенком лежат монета и карандаш: монета - с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Ребенок должен ответить, где находится карандаш - слева или справа. А монета?

4.Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке - монета, а в левой руке - карандаш. Ребенок должен ответить, находится монета в левой или в правой руке. А карандаш?

Критерии оценивания:

* понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;

* соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Показатели уровня выполнения заданий:

1.Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях.

2.Средний уровень: правильные ответы даются только в первом и третьем заданиях.

Ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.

3.Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т.е. учитывает отличия в позиции другого человека.

Задание 2. Братья и сестры

(методика Ж.Пиаже)

Оцениваемые У У Д: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера).

Возраст: 6,5 - 7 лет.

Форма (ситуация) оценивания: индивидуальное обследование ребенка.

Метод оценивания: беседа.

Задания

1.В семье моих знакомых два брата - Саша и Володя. Ответь, сколько братьев у Саши. А у Володи?

2.У девочки Наташи есть две сестры - Оля и Маша. Ответь, сколько сестер у Оли. А у Маши?

3.Ответь, сколько сестер в семье?

Критерии оценивания:

* понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;

* координация различных точек зрения.

Показатели уровня выполнения заданий:

1.Низкий уровень: ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех заданиях.

2.Средний уровень: правильные ответы в первом или в первом и во втором заданиях. Ребенок учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.

3.Высокий уровень: правильные ответы во всех трех заданиях, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.



3.Методика "Кто прав?"

(методика Г.А.Цукерман).

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 8 - 10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описания задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы.

Текст 1. Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: "Вот здорово!" А Саша воскликнул: "Фу, ну и страшилище!"

Как ты думаешь кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?

Текст 2. После школы три подруги решили готовить уроки вместе.

- Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа.

- Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя.

- А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Текст 3. Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.

-Давай купим ему это лото, - предложила Лена.

- Нет, лучше подарить самокат, - возразила Аня.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? Что бы ты предложил подарить? Почему?

Критерии оценивания:

- понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;

- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- учет разных потребностей и интересов.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

2.Средний уровень: частично правильный ответ - ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не сможет обосновать свои ответы.

3.Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.

2.КОММУНИКАЦИЯ КАК КООПЕРАЦИЯ

Задание 4.. Рукавички

(методика Г.А.Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации).

Оцениваемые УУД: коммуникативные.

Возраст: 6,5 - 7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами. Анализ результата.

Задания. Детям, сидящим парами, дают одно изображение рукавички и прося украсить рукавички одинаково, т.е. так, чтобы они составили пару.

Дети могут сами придумать узор, но сначала им придется договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

* продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

* умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

* взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

* взаимопомощь во время рисования;

* эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом); нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости); отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения заданий:

1.Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем мнении.

2.Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3.Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

3.КОММУНИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ(передача информации другим людям, речевые действия).

Задание 5 "Дорога к дому"

(модифицированный вариант методики"Архитектор - строитель")

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.

Возраст: 8 - 10 лет.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за столом, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис.6а), другому - карточку с ориенирами - точками (рис.6б). Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию - дорогу к дому - по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 6,в).

Критерии оценивания: -

продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

- умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

- способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Уровни оценивания:

1.Низкий уровень: узоры не построены или похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

2.Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.

3.Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцами.



Анализ результатов диагностики уровня сформированности готовности к коммуникации у младших школьников.

В результате анализа полученных данных могут быть выделены два или три типа первоклассников с точки зрения характеристики их общения в школе.

Учащиеся первой группы, условно можно назвать эгоцентричным типом, отличаются низким уровнем готовности к общению при недостаточной популярности в среде сверстников. Дети этой группы испытывают наибольшие трудности в ситуациях, связанных с сотрудничеством и взаимодействием (вежливо обратиться к сверстникам, просить о помощи, помогать, благодарить, договариваться, подчиняться, слушать на уроке и в свободном общении).

Ко второй группе могут быть отнесены первоклассники с ярко выраженной позитивной "Я - концепцией и наличием положительного отношения к одноклассникам. Они дружелюбны, имеют положительный статус в группе, удовлетворенность общением, успешность в общении и развитии большинства коммуникативных умений, а также низкие или средние показатели неуверенности, эгоцентризма и эгоистических проявлений.

К третьей группе могут принадлежат школьники , имеющие средний уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений при негативной "Я-концепции" и крайне недоверчивым, настороженном отношении к окружающим в сочетании с низким социометрическим статусом. Они испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений (отказываться, командовать, говорить в присутствии одноклассников на уроке и в свободном общении).

Недостаточная коммуникативная готовность детей может иметь серьезные последствия. При отсутствии целенаправленной помощи учителя, психолога в условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются очень плохо, "концервируются" в виде негативного стиля общения. Они могут носить хронический характер, постепенно переходить в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты. Проведение целенаправленной работы по созданию в класс условий для преодоления эгоцентрической позиции, успешного формирования навыков эффективного сотрудничества учащихся со сверстниками - вот главная задача в совместной работе психолога и учителя начальной школы.

Критерии оценки коммуникативного компонента универсальных учебных действий детей 6,5 - 7 лет.

Базовые виды коммуникативных универсальных учебных действий.

Общий уровень развития общения (предпосылки формирования)

Основные критерии оценивания

Типовые задания

1

2

3

4

1. Коммуникация как взаимодействие(интеракция). Коммуникативные действия направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях.

- потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника.

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;

- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Задание "Левая и правая стороны"

(Ж.Пиаже).

Задание "Братья и

сестры"(Ж.Пиаже)

2.Коммуникация как кооперация. Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

- умение договариваться, находить общее решение;

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Задание "Рукавичка" (Г.А.Цукерман).

3.Коммуникация как условие интериориизации. Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

- способность строить для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

- умение с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера по деятельности.

Задание "Дорога к дому" (модифицированный вариант).

Адаптация ребенка к школе

Методики

Эмоциональный компонент:

уровень тревожности

Методика определения тревожности, А.Н.Прихожан

Когнитивный компонент:

Уровень развития самосознания, принятие норм социального бытия

Опросник для детей "Определение прав и обязанностей первоклассника",Л.М.Новикова

Поведенческий компонент:

Характер поведения, взаимоотношения с другими людьми.

Социометрия.

Опросник для учителей "Диагностика поведения и деятельности ребенка в первом классе", Л.М.Новикова

Универсальные учебные действия(УУД)


Личностные универсальные действия:

-внутренняя позиция школьника,

-мотивация учебной деятельности

Методика "Беседа о школе"

(модифицированный вариант Т.А.Нежновой)

"Незавершенная сказка".

Коммуникативные универсальные действия:

-коммуникативное взаимодействие,

-коммуникация как кооперация.

Методика"Левая и правая стороны",Ж.Пиаже

"Братья и сестры",Ж.Пиаже.

Методика "Рукавички",Г.А.Цукерман.



Готовность учащихся к школе

УУД / .МЕТОДИКИ

Скорость переработки информации. Внимательность

Регулятивные учебные действия,

Тест Тулуз-Пьерона.

Зрительно-моторная координация.

Регулятивные учебные действия.

Гештальт-тест Бендер

Память

Регулятивные учебные действия.

Кратковременная речевая память

Кратковременная зрительная память

Речевое развитие

Познавательные учебные действия

Речевые антонимы, речевые классификации, произвольное владение речью

Визуальное мышление

Познавательные учебные действия.

Тест Равена

Понятийное интуитивное мышление

Познавательные учебные действия.

Интуитивный речевой анализ-синтез

Интуитивный визуальный анализ -синтез.

Понятийное логическое мышление

Познавательные учебные действия

Речевые аналогии ,визуальные аналогии

Понятийное речевое мышление

Познавательные учебные действия

Интуитивный речевой анализ-синтез,

Речевые классификации,речевые аналогии

Понятийное образное мышление

Познавательные учебные действия

Интуитивный визуальный анализ,

Визуальные классификации, визуальные аналогии

Абстрактное мышление

Познавательные учебные действия

Абстрактное мышление

Тревожность

Тест Тэммл-Дорки-Амен

Настроение, энергия

Тест Люшера



Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан)

Шкалы: уровень школьной тревожности

Назначение теста

Методика была разработана в 1980-1982 гг. А.М.Прихожан на основании методики Amen Е.W., Renison N. (1954). Методика предназначена для для диагностики школьной тревожности у учащихся 6-9 лет.

Описание теста

Для проведения теста необходимо 2 набора по 12 рисунков размером 18 х 13 см в каждом. Набор А предназначен для девочек, Набор Б - для мальчиков. Номера картинок ставятся на обороте рисунка.

Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально. Требования к проведению стандартны для проективных методик. Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед показом некоторых рисунков даются дополнительные инструкции.

Инструкция к тесту

Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все - и взрослые, и дети - нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка № 1.) Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое - грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо - веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо.

Выполнение задания по картинке №1 рассматривается как тренировочное. В ходе его можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.

Затем последовательно предъявляются картинки №2-12. Перед предъявлением каждой повторяются вопросы: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?

Перед предъявлением картинок №2, 3, 5, 6, 10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного из персонажей-детей и рассказывать о нем.

Тест

Проблема адаптации в начальной школе Проблема адаптации в начальной школе

Проблема адаптации в начальной школе Проблема адаптации в начальной школе

Проблема адаптации в начальной школе Проблема адаптации в начальной школе

Проблема адаптации в начальной школе Проблема адаптации в начальной школе

Проблема адаптации в начальной школе Проблема адаптации в начальной школе

Проблема адаптации в начальной школе Проблема адаптации в начальной школе

Проблема адаптации в начальной школе Проблема адаптации в начальной школе

Проблема адаптации в начальной школе Проблема адаптации в начальной школе

Проблема адаптации в начальной школе Проблема адаптации в начальной школе

Проблема адаптации в начальной школе Проблема адаптации в начальной школе

Проблема адаптации в начальной школе Проблема адаптации в начальной школе

Проблема адаптации в начальной школе Проблема адаптации в начальной школе

Обработка и интерпретация результатов теста

Оцениваются ответы на 10 картинок (№2-11). Картинка №1 - тренировочная, №12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. Вместе с тем следует обратить внимание на редкие случаи (по данным А.М.Прихожан, не более 5-7%), когда ребенок на картинку №12 дает отрицательный ответ. Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны быть рассмотрены отдельно.

Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (например, на картинке № 6 - выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Источники

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С.47-60.



Для педагогических работников учреждений дошкольного и дополнительного образования, учителей начальных классов

Проблемные курсы

«Предшкольное образование проблемы и перспективы»

Модули:

  1. Модели предшкольного образования:

    • Коррекционные группы (логопедические), для детей, нуждающихся в особых формах предшкольного образования.

    • «Домашний гувернер» для детей-инвалидов и детей имеющих медицинские противопоказания к посещению образовательных учреждений.

    • Группы кратковременного пребывания на базе общеобразовательных школ (4 часа).

    • Группы кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений (4часа)

    • Группы кратковременного пребывания на базе учреждений дополнительного образования детей, соответствующих санитарными и противопожарным требованиям (4 часа)

  1. Программы развития универсальных учебных действий у детей 3 - 6 лет (особенно личностный компонент универсальных учебных действий самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания определяется личностной готовностью ребенка к школьному обучению.

  2. Формы, методы, методики, технологии развития универсальных учебных действий детей 3 - 6 лет.

  3. «Технологии освоения дошкольниками социальных ролей»

  4. «Методики развития мотивов учения дошкольников.

  5. Аутентичный инструментарий оценивания личностных достижений ребенка в процессе предшкольного образования (Портфолио).

Оптимальной формой аутентичного оценивания личностных достижений учащегося является портфолио. Разработанный инструментарий позволяет отслеживать достижения детей по следующим направлениям: отражение его индивидуальных образовательных достижений (через различные образовательные продукты); динамика образовательной и творческой активности, направленность его интересов; оценка и самооценка личностных достижений, рефлексия собственной деятельности; фиксация шагов в процессе личностного совершенствования.

  1. Диагностические методики отслеживания развития универсальных учебных действий ребенка на этапе предшкольного образования

Диагностические методики отслеживания развития универсальных учебных действий ребёнка на этапе предшкольного образования

1. Личностные универсальные учебные действия

Действия самоопределения и смыслообразования.

- выявление сформированности внутренней позиции школьника,

- выявление мотивации учения (Беседа о школе, модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина),

- выявление сформированности познавательных интересов и инициативы (Проба на познавательную инициативу),

- выявление адекватности понимания причин успеха/неуспеха в деятельности (Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха).

Универсальные учебные действия нравственно-этического оценивания.

- выявление ориентации ребенка на моральное содержание ситуации и усвоения нормы справедливого распределения (Задание на норму справедливого распределения),

- выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи (Задание на усвоение нормы взаимопомощи),

- выявление ориентации на мотивы героев решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации) (Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006).

2. Регулятивные действия

  • выявление развития регулятивных действий при выполнении задания выкладывания узора по образцу (Выкладывание узора из кубиков).

  • выявление умения находить различия в объектах (Проба на внимание (поиск различий в изображениях)

3. Познавательные действия

  • выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества (Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж.Пиаже, А.Шеминьска, 1952).

  • выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова).

  • выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов (Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)

4. Коммуникативные действия

- изучение коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) (интеллектуальный аспект общения) («Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997), «Братья и сестры» (Пиаже, 1997).

- изучение коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию) (Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман,)

- изучение коммуникативно-речевые действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации) («Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).

Психолого-педагогический инструментарий диагностики развития универсальных учебных действий

1. Личностные универсальные учебные действия

  • Действия самоопределения и смыслообразования.

  • выявление сформированности Я-концепции и СО (Методика КТО Я? (модификация методики Куна)

  • выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности (Рефлексивная самооценка учебной деятельности).

  • определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса («Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»)

  • опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности (Опросник мотивации).

  • выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности (Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха).

Универсальные учебные действия нравственно-этического оценивания.

  • выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм - справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации (Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже)

  • выявление усвоения нормы взаимопомощи (Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами).

  • выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм Анкета «Оцени поступок» (Дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

2. Регулятивные действия

- выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля (Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая).

3.Познавательные действия

  • выявление сформированности действия поискового планирования как умения разрабатывать программу выполнения действий для достижения поставленной цели (Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака)

  • выявление сформированности общего приема решения задач (Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой).

  • определение умения ученика выделять тип задачи и способ ее решения (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой).

4. Коммуникативные действия

  • изучение коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) (интеллектуальный аспект общения) («Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967); Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., [1992])

  • изучение коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию) (Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)

  • изучение коммуникативно-речевых действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации) (Задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование…, 2007).

Социализация:

Проблемы социализации
Роль и значение социализации в целом. Проблема социализации в раннем детстве, ее значение в этот период. Проблема социализации и адаптации. Агенты социализации в младенчестве. Механизм социализации в младенчестве. Проблема социализации детей в дошкольном возрасте. Агенты социализации дошкольников. Роль агентов социализации в развитии социальных навыков ребенка, направления и средства взаимодействия агентов социализации с ребенком. Особенности социализации дошкольников в условиях семьи и ДОУ. Сравнительное исследование особенностей социализации в условиях детского дошкольного учреждения и семьи. Изучение уровня сформированности и степени осознания социальных навыков дошкольников на примере культурно-гигиенических навыков. Изучение способности к социальному взаимодействию в процессе игры, обучения и трудовых операций

Дошкольник в современном мире
Личностно-ориентированная педагогика и психология дошкольников. Дошкольное обучение и развитие. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Духовное воспитание детей. Патриотическое воспитание дошкольников. Игровая деятельность в воспитании дошкольников. Физическое развитие дошкольников

Взаимодействие с социумом как условие социализации дошкольника
Возрастание роли образования. Педагогическая функция ДОУ (воспитание, обучение, подготовленность к школе). Взаимодействие институтов детства (в лице семьи, школы, музея и других единомышленников в воспитании дошкольника)

Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников. Игровые методы диагностики и коррекции.
Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности. Сбор информации об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции.

Игра как средство социализации дошкольника
Проблемы социализации детей дошкольного возраста. Игра как одно из средств устранения трудностей в социализации дошкольника. Игра - важнейшее средство социализации дошкольников. Социальный характер детской игры. Игрушка как неотъемлемая часть игры дошкольников. Руководство игрой в условиях ДОУ и семьи. Система деятельности по использованию игры как средства социализации дошкольников. Изучение трудностей в социализации детей. Опытно-экспериментальная работа по реализации системы игр, способствующих социализации дошкольников. Рекомендации по руководству игрой в условиях ДОУ и семьи.

Гуманистическая социализация дошкольников (система М. Монтессори)
Стадии социализации в процессе обучения и воспитания. Ценностно-нравственное развитие личности дошкольника. Адаптивность к внешним изменениям и активность интериоризиризации ценностей и норм педагогической системы (систему дошкольного развития М. Монтессори)

Формирование планетарного сознания как средства социализации личности дошкольника
Формирования планетарного сознания - перспективный запрос современной жизни страны. Планетарное сознание как часть процесса социализации личности (расширение рамок общественного сознания, его составных частей: национального, исторического). Технологии приобщения дошкольников к непреходящим человеческим ценностям: истине, справедливости, добру, красоте и т.д.



© 2010-2022