Методическая разработка Паспорт сенсорной комнаты

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дальнеконстантиновская средняя школа»







Паспорт

сенсорной комнаты.





педагог-психолог

Соколова Юлия Александровна

С целью психологической разгрузки в школе оборудована сенсорная комната.

Характеристика помещения.

Сенсорная комната располагается на первом этаже школы. Общая площадь кабинета 56 кв.м. Помещение теплое, хорошо проветриваемое, имеет два окна с форточкой. Температура воздуха в кабинете - от 20 до 22 С.

Цвет стен, пола, мебели подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете установлена в контексте общей пластической композиции. Освещение в кабинете осуществляется при помощи ламп дневного света.

Помещение, оборудованное по индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее.

Назначение сенсорной комнаты.

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

Также обстановка сенсорной комнаты способствует:

  • нормализации психического состояния у обучающихся;

  • снятию мышечного напряжения;

  • созданию положительного эмоционального фона;

  • раскрытию творческих способностей;

  • активизации интеллектуальной деятельности;

  • выравниванию различных функций центральной нервной системы;

  • снятию утомления от насыщенного информационного потока;

  • гармонизации отношений со сверстниками и взрослыми.

Кабинет предназначен для проведения различных видов групповой и индивидуальной работы: тренинги, обучающие семинары, групповые и индивидуальные консультации, коррекционно-развивающие занятия, как с обучающимися так и с педагогами и родителями.

Работа с детьми проводится в группах не более 6 человек или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом и особенностями детей.

Оборудование сенсорной комнаты.

Интерактивное оборудование сенсорной комнаты условно можно разделить на два функциональных блока:

  • релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные маты, игрушки и библиотека релаксационной музыки;

  • активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные коврики, мячики и т.д.

Кабинет обеспечен музыкальным центром, позволяющим вести групповую и индивидуальную работу с применением музыкального сопровождения, что помогает проводить в кабинете релаксационные мероприятия психологической разгрузки.

Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на функциональные блоки:

Релаксационный блок - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн с шариками, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки. Ребенок или взрослый, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу с ребёнком.

Активационный блок - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, и т.д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.

Зрительно - звуковая среда - спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на ребёнка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

- Музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систем. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга ребёнка и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в сенсорной комнате целесообразно использовать специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пеньем птиц и т.п.

- Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей - в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они, то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой, а безопасное угловое акриловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.

- Безопасный оптико-волоконный пучок - водопад огромного числа тонких волокон, на концах которых, то загораются, то гаснут «звездочки». Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.

- Панно "Звёздное небо" в выключенном состоянии представляет панно в виде звёздного неба. После включения загораются лампочки и появляется оптический эффект светящегося круглого тоннеля, уходящего в бесконечность. Хорошее средство для зрительной стимуляции.

Тактильная среда - позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

- Сухой душ - шатёр из разноцветных атласных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных детей.

- Массажная тропинка-пазл для ног - это дорожка, которая собирается из пазлов с массажной поверхностью. Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным для людей любого возраста. Ходьба по ней полезна для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия. Для получения лучших ощущений, рекомендуем ходить по дорожке босиком или в тонких носках.

  • Массажные мячи и валики - предназначены для стимуляции тактильной чувствительности. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности они обеспечат вам широкий спектр разнообразных ощущений, которые вы можете получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточиться на своих ощущениях.

  • Мягкие модули - различные фигуры, на которых можно сидеть, что-то строить из них.

Материально-техническое оснащение кабинета.

№ п/п

Наименование

Количество

Мебель

1

Стенка для игрушек и пособий

1

2

Журнальный столик

1

3

Стеллаж С-1 680/2000/380

1

4

Стеллаж С-3 680/2000/380

1

5

Стеллаж СП-1 490/2000/380

1

6

Стеллаж

1

7

Стол письменный

1

8

Стул

3

9

Парты

4

10

Стулья детские

8

11

Кресло-груша

1

12

Аквакомплекс

1

13

Доска магнитно-маркерная

1

14

Жалюзи вертикальные пластиковые

2

15

Маты

3

Технические средства

16

Ультразвуковой распылитель эфирных масел «Эфа»

1

17

Подсветка для сухого бассейна «Коралл»

1

18

Музыкальный центр

1

Дидактические игры и игрушки

19

Мягкие модули «Пазлы»

6

20

Дидактическая мягкая игрушка «Черепаха»

1

21

Дидактическое пособие «Змейка»

1

22

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

1

23

Кубики Кооса «Сложи узор»

1

24

Мягкий игровой модуль «Перекати поле»

1

25

Настенное панно с карманами «Светофор»

1

Сенсорное оборудование

26

Комплект «Сенсорный уголок» (пузырьковая колонна, мягкое основание, угловое безопасное зеркало)

1

27

Бассейн сухой 135/135/30 (500 шариков)

1

28

Спуск в бассейн

1

29

Пучок фибероптических волокон с боковым сечением «Звездный дождь»

1

30

Настольный лабиринт с трубкой

1

31

Сухой душ

1

32

Сенсорный мяч

1

33

Тактильная дорожка

1

34

Шнуровка «Бусы»

1

35

Массажный коврик со следочками

1

36

Настенная интерактивная сенсорная панель «Лунная ночь»

1

37

Шар зеркальный

1

38

Шар «Молния»декоративный светильник имитирующий разряды молнии

1

39

Фонтан водный с подсветкой

1

40

Настенное панно «Бесконечность»

1

41

Панно «Водопад»

1

42

Акустическая тактильная настенная панель

1

43

Световой модуль с песком «Радуга»

1

44

Кварцевый песок

1

Методические средства

45

Комплект для детского психолога Семаго

1

46

Набор СD дисков для релаксации и сенсорной стимуляции (2 диска)

1

47

Тренажер памяти и внимания

1


План развития сенсорной комнаты на 2016 - 2016 учебный год.

1. Сделать и распространить памятки для родителей и педагогов школы.

2. Пополнить методическую и коррекционную литературу: пособия, психологические игры, тренинги, упражнения.

4. Пополнить набор физкультминуток.

5. Оформить зону песочной терапии.

6. Систематически оснащать психологический кабинет психологическими пособиями, литературой, аудио-видео записями.

7. Пополнить кабинет предметными и сюжетными картинками, игрушками, диагностическими таблицами, текстовыми материалами .



© 2010-2022