Рабочая программа по внеурочной деятельности по развивающему направлению «СИРС» для одарённых детей

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»




Рассмотрено Утверждаю приказом МАОУ «СОШ№4»

на заседании МС № ___________ от _____________

Протокол № _1_ от _31.08.2015г._ Директор школы ____________ Полякова Т.Ю.




Рабочая программа по внеурочной деятельности

по развивающему направлению «СИРС» для одарённых детей

/Система интенсивного развития способностей/





Продолжительность освоения программы: 3 года

Возрастная группа учащихся: 10-14 лет.

2 часа в неделю (70 часов)








Автор программы: Митрофанова Т.С.,

педагог-психолог.














г. Губкинский

2015 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса "Система интенсивного развития способностей" (СИРС) составлена на основе методических рекомендаций авторского коллектива разработчиков компьютерной программы «Система интенсивного развития способностей» для использования программы в образовательном процессе, которые изложены в методических пособиях:

  • Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение. Память. Методическое пособие. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 74с.

  • Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. / Под ред. чл.- корр. РАО Бобко И.М., Молокова Ю.Г.. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 48с.

  • Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие понятийного мышления. Методическое пособие. - Новосибирск, 2005.

Программа предназначена для реализации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартов основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «СОШ №4».

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Реализуется в работе с учащимися 4-7 классов.

Актуальность программы обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам образования, в которых важная роль отводится формированию универсальных (метапредметных) учебных действий, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов личности.

Компьютерная программа "Система интенсивного развития способностей" (СИРС) предназначена для развития психических познавательных процессов (мышление, представление, воображение, память, восприятие и внимание). В процессе работы по программе дети учатся использовать свои интеллектуальные способности, осваивают приемы мыслительной деятельности, развивается их творческий потенциал (неординарность подходов, оригинальность в решении вопросов), формируются навыки самоанализа и самоконтроля. Таким образом, учащиеся овладевают универсальными умениями и способами (познавательными, коммуникативными и регулятивными УУД). Это становится фактором повышения эффективности процесса образования учащихся, включая освоение предметных знаний, формирование компетенций, личностное самоопределение.

Цель: реализации программы - обеспечить развитие общих и специальных интеллектуальных способностей учащихся как основы для формирования у учащихся позиции субъекта образовательной деятельности.

Основными задачами курса являются:

реализация ФГОС - формирование умений учиться, которые активизируют деятельность по саморазвитию и самообразованию;

развитие психических познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления);

развитие пространственных представлений;

формирование приемов мыслительной деятельности (анализ, обобщение, аналогии, абстрагирование);

развитие навыков совершенной технике чтения «про себя» - быстрому чтению (зрительное считывание текстовой информации без использования речедвигательного аппарата);

развитие навыков оптимальной обработки текстовой информации;

развитие креативности.

Принципы организации содержания компьютерной программы СИРС: обоснование отбора содержания курса.

Сегодня перед системой образования поставлена стратегическая цель - обеспечение консолидации, конкурентоспособности и безопасности нации (личности, общества и государства). На основе требований государства, общества и семьи к результатам образования формируются государственные образовательные стандарты второго поколения.

Их методологической основой является системно-деятельностный (компетентностный) подход, позволяющий выделить основные результаты обучения в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий (УУД), определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в процессе освоения и преобразования окружающего мира.

Методологическую основу программы составили: деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); концепция применения компьютерных учебных средств (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, И.А. Морев и др.); концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина). Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.

Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога - развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

Этот пробел помогает заполнить организованная в системе внеклассная деятельность, что требует программно- целевого подхода к решению данной проблемы. Существует необходимость создания такой развивающей среды, в которой деятельность учащихся будет организована таким образом, чтобы появлялась возможность расширения воспитательного воздействия и передачи полученных знаний в виде продукта творческой деятельности.

Всё это актуализирует такие педагогические задачи, как:

организация учебного процесса, обеспечивающего освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий;

усиление практической составляющей содержания образования без ущерба фундаментального знания;

организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;

широкое использование информационно-коммуникационных технологий.

Одним из способов решения задачи формирования ведущей ключевой компетенции «научить учиться», формирования УУД является применение компьютерной системы интенсивного развития способностей (СИРС).

Форма проведения учебных занятий - практикум (тренинг). Учащиеся выполняют задания на специальных компьютерных тренажерах. Занятие начинается с диагностики, определения тренировочной скорости (максимальной скорости, при которой ученик может выполнить задание), которая в процессе работы за тренажером постепенно увеличивается. Затем осуществляется контроль изменения показателей (разница между первоначальной тренировочной скоростью и скоростью на данном этапе обучения) и, таким образом, определяется новая тренировочная скорость для следующего этапа. Полученные данные заносятся в индивидуальную для каждого учащегося ведомость результатов (приложение).

Планируемые результаты. В соответствии с требованиями ФГОС ООО реализация программы направлена на достижение личностных и метапредметных образовательных результатов.

Личностные результаты:

- ответственное отношение к учению,

- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- навыки смыслового чтения;

- компетентность в области использования ИКТ.

Прогнозируемые результаты работы учащихся непосредственно в компьютерной программе СИРС отражены в Содержании курса по разделам.

Контроль достижения планируемых результатов осуществляется путем проведения входной и итоговой диагностик (контроль изменения показателей) в рамках каждого модуля программы. Полученные данные заносятся в индивидуальную для каждого учащегося ведомость результатов (приложение). На основе сравнения результатов диагностик делается вывод о динамике развития интеллектуальных способностей каждого учащегося, который фиксируется в портфолио учащегося.

Мониторинг сформированности личностных и метапредметных результатов освоения программы осуществляется также в рамках соответствующих диагностических мероприятий, проводимых в гимназии.






Содержание курса

Компьютерная программа СИРС-2 состоит из 2 модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров.

Раздел «Система развития наглядно-образного и творческого мышления»

Танграм Предназначен для развития наглядно-образного мышления и креативности . Тренажёр основывается на конструировании около 100 разнообразных видов (зайчик, змея, буйвол и т.д.), каждый вид состоит из 7 геометрических фигур. Имеются возможности вращения, перемещения и автоматической стыковки элементов. Содержит автоматическое распознавание правильности выполнения упражнения - проверка правильности сборки фигуры с занесением результатов выполнения заданий в базу данных. Есть несколько уровней сложности выполнения заданий в зависимости от уровня развития наглядно-образного и креативного мышления, а также в зависимости от скорости и объема зрительного восприятия графических образов с 2 режимами работы: Диагностика и Обучение.

Тренажер «Тест Равенна». Тренажер «Танграм».

Прогнозируемые результаты обучения

развитие наглядно-образного мышления и креативности на основе конструирования фигур.

Раздел «Понятийное мышление»

Включает в себя несколько тренажеров, каждый из которых способствует развитию понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.

Тренажер «Чувство стихосложения». Тренажер «Словарь». Тренажер «Словарь наоборот». Тренажер «Глаголы». Тренажер «Переносный смысл слов». Тренажер «Последовательности». Тренажер «Пословицы». Тренажер «Фразеологизмы». Тренажер «Ориентировка в тексте». Тренажер «Окончания». Тренажер «Существенное понимание».

Прогнозируемые результаты обучения

развитие когнитивных навыков: восприятие, внимание, память;

увеличение словарного запаса обучающихся;

развитие понятийного мышления (ориентировка в тексте, стихосложение, смысловая догадка, чувство юмора, пополнение словарного запаса).

Раздел «Устный счёт»

Умение считать в уме остается полезным навыком и для современного человека, несмотря на то, что он владеет всевозможными устройствами, способными считать за него. Помимо утилитарного назначения, приемы устного счета позволят вам научиться организовывать себя в различных жизненных ситуациях. Кроме того, умение считать в уме, несомненно, положительно скажется на имидже ваших интеллектуальных способностей и выделит вас среди окружающих. Что же необходимо знать и уметь обычному человеку, чтобы овладеть такой феноменальной способностью? На сегодняшний день существуют различные методики, помогающие научиться быстро считать в уме. Изучив многие подходы к обучению навыку считать устно, можно выделить 3 основных составляющих данного навыка:

1. Способности. Способность концентрировать внимание и умение удерживать в краткосрочной памяти несколько вещей одновременно. Предрасположенность к математике и логическому мышлению.

2. Алгоритмы. Знание специальных алгоритмов и умение оперативно подобрать нужный, максимально эффективный алгоритм в каждой конкретной ситуации.

3. Тренировка и опыт, значение которых для любого навыка никто не отменял. Постоянные тренировки и постепенное усложнение решаемых задач и упражнения позволят вам улучшить скорость и качество устного счета.

Прогнозируемые результаты обучения

Увеличение скорости устного счёта в 2-5 раз

Учебно - тематический план

№ п/п занятий

Наименования разделов,

темы занятий

Содержание занятий

Формы организации деятельности учащихся

Мониторинг достижения учащимися планируемых результатов

Система развития наглядно-образного и творческого мышления

1

Тренажер «Тест Равенна», «Танграм».

Тренажеры для развития наглядно-образного мышления и креативности на основе конструирования около 100 фигур.

Диагностика. Тренинг

2

Тренажер «Тест Равенна», «Танграм».

Тренажеры для развития наглядно-образного мышления и креативности на основе конструирования около 100 фигур.

Тренинг.

3

Тренажер «Тест Равенна», «Танграм».

Тренажеры для развития наглядно-образного мышления и креативности на основе конструирования около 100 фигур.

Контроль изменения показателей.

Понятийное мышление

4

Тренажер: Стихи (чувство стихосложения, последовательности).

Тренажер для развития понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.

Диагностика. Тренинг.

5

Тренажер: Стихи (чувство стихосложения, последовательности).

Тренажер для развития понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.

Контроль изменения показателей.

6

Тренажер: Понятийное мышление (переносной смысл слов, фразеологизмы, существенное понимание).

Тренажер для развития понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.

Диагностика. Тренинг.

7

Тренажер: Понятийное мышление (переносной смысл слов, фразеологизмы, существенное понимание).

Тренажер для развития понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.

Контроль изменения показателей.

8

Тренажер: Словарь (словарь, словарь наоборот, глаголы).

Тренажер для развития понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.

Диагностика. Тренинг.

9

Тренажер: Словарь (словарь, словарь наоборот, глаголы).

Тренажер для развития понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.

Контроль изменения показателей.

10

Тренажер: Ориентировка в тексте.

Тренажер для развития понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.

Диагностика. Тренинг.

11

Тренажер: Ориентировка в тексте.

Тренажер для развития понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.

Контроль изменения показателей.

Развитие быстрого чтения

11

Тренажер Пословицы, антонимы: увеличение скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.

Тренажер «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.

Диагностика. Тренинг.

12

Тренажер Пословицы, антонимы: увеличение скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.

Тренажер «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.

Контроль изменения показателей.

Развитие вычислительных навыков

13

Тренажёр Устный счёт: увеличение скорости мыслительных процессов

Тренажёр « Устный счёт» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов, предназначен для развития навыков устного счета.

Контроль изменения показателей.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект

Для обучающихся:

Компьютерная программа СИРС 7.0

Для педагога:

Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. / Под ред. чл.-корр. РАО Бобко И.М., Молокова Ю.Г.. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 48с.

Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение. Память. Методическое пособие. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 74с.

Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие понятийного мышления. Методическое пособие. - Новосибирск, 2005.

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

мультимедийные компьютеры,

локальная сеть;

мультимедиа проектор;

принтер;

Программные средства:

операционная система Windows;

компьютерная программа СИРС1, СИРС2, СИРС3:

тренировочные упражнения,

индивидуальные карточки,

Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды».

Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры».

Тренажер «Картинки в клетках. Морфинг».

Тренажер «Цифры и буквы».

Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр».

Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени».

Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени».

Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени».

Тренажер «Порядок слов».

Тренажер «Запоминание цветов».

Тренажер «Плоские буквы».

Тренажер «Распознавание букв».

Тренажер «Кубики».

Тренажер «Лабиринты».

Тренажер «Тест Равенна».

Тренажер «Танграм».

Тренажер «Чувство стихосложения».

Тренажер «Словарь».

Тренажер «Словарь наоборот».

Тренажер «Глаголы».

Тренажер «Переносный смысл слов».

Тренажер «Последовательности».

Тренажер «Пословицы».

Тренажер «Фразеологизмы».

Тренажер «Ориентировка в тексте».

Тренажер «Окончания».

Тренажер «Существенное понимание».

Тренажер «Таблица».

Тренажер «Пословицы».

Тренажер «Антонимы».

Тренажер «Текст в строчку».

Тренажер «Текст в столбец».

Тренажер «Чтение текста. Тип тренинга: затирка/закраска.






© 2010-2022