Конспект занятия для обучающихся 5 класса Дружный класс

Конспект урока в 5 классе в рамках психолого - педагогического сопровождения обучающихся 5 класса. Название - "Дружный класс". Цель: сплочение классного коллектива, позитивный эмоциональный настрой. Занятие расчитано на 40 мин. (1 урок). Дополнительно используются информационные технологии (презентация) с целью наглядности, музыкальное сопровождение каждого упражнения. Продуктом данного урока выступает плакат с серцами настроения, согласно которому педагог - психолог может самостоятельно проанал...
Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №1» г. Губкинский








Конспект занятия для обучающихся

5 классов в рамках

психолого - педагогического

сопровождения обучающихся 5 класса






















Автор - составитель:

педагог - психолог

Король Д.И.






Конспект занятия для обучающихся 5 классов


Цель: развитие навыков сотрудничества, сплоченности, развитие коммуникативных универсальных учебных действий

Задачи:

  • Формирование навыков взаимодействия между обучающимися, умения согласовывать свои действия с партнером.

  • Развитие навыков планирования деятельности, саморегуляции.

  • Развитие навыков бесконфликтного принятия решений.

Форма проведения: групповая.

Количество участников: 15 - 20 чел.

Материалы и оборудование: мультимедиапроектор для показа презентации, презентация с геометрическими фигурами и буквами, правила сплоченной работы для демонстрации их на классной доске, показатели настроения на доске, вырезанные сердца из разных цветов, видео фрагмент притчи, бланки "телеграмм" с именами всех участников группы, магниты, музыкальное сопровождение

Ход занятия:


1. Организационный момент

- Здравствуйте. Ребята, мне очень приятно вас всех видеть. Сегодня вас ждет интересная игра. Она называется «Дружный класс». Вам будут даны разные задания и упражнения. Они помогут вам стать дружнее. Начнем мы наше занятие как и принято - с приветствия друг друга.

2. Игра-приветствие «Здравствуй».

Цель: создать особую комфортную, доверительную атмосферу.

Педагог-психолог: Друзья мои, когда вы встречаетесь, какое самое первое слово говорите при встрече? (Здравствуйте.)

- Что желаем мы, когда говорим слово "здравствуйте"?(Здоровья)

- Какими еще словами можно поздороваться? (Добрый день.)

- А что желаем, когда говорим: добрый день? (Желаем добра.)

- Сейчас мы поучимся друг друга ласково приветствовать - встанем в круг, и я буду передавать игрушку рядом стоящему со словами: «Здравствуй, Ольга!», а вы все вместе повторять ласковое имя: «Здравствуй, Оленька!» и так далее». (Игра заканчивается, когда игрушка вновь окажется у психолога).

3. Упражнение «Мое настроение»

Педагог-психолог: - Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Сейчас я вам покажу картинки. Что это? (Сердечки). Посмотрите на эти сердца. Что с ними? (Они все разных цветов). Выберите облачко, у которого такое же настроение, как у вас. (На доску вывешивается плакат, на котором написано: красный цвет - синий цвет - зелёный цвет -

4. Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива.

Время: 10 минут.

Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

  • квадрат;

  • треугольник;

  • ромб;

  • букву;

  • птичий косяк.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

5. Притча «Гвозди»

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди... Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения. Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

- Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья - это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.

Основная часть

Беседа по теме занятия.

Цель: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе занятия.

Педагог-психолог: - Ребята, как вы думаете, почему мы все такие разные? Да потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности - у нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями, дружили с разными людьми - все это отложило на нас особый отпечаток. Каждый человек уникален и по-своему неповторим. И хотя мы такие разные, нужно научиться сосуществовать, дружить, общаться и терпимо относиться к особенностям характера и внешности других людей. Это важно помнить и в семье, и в обществе. Ребята, я бы хотел узнать в связи с этим, а как вы понимаете слово "конфликт" или какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Конфликт - это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и подробностей одного человека.

- Ребята, скажите, в предыдущей игре какое сходство объединило всех вас?

- Да, самое главное ваше сходство в том, что все вы являетесь учениками одного класса. Несмотря на то, что все вы разные, вас в школе воспринимают не как Лешу, Таню и т.д., а как единое целое - «класс».

- Давайте теперь подведем итог, какие правила необходимо соблюдать членам команды, чтобы работа была сплоченной и команда достигла намеченной цели:

  • следовать намеченной командной цели

  • оказывать поддержку друг другу

  • поддерживать доброжелательные и доверительные отношения

  • уважать мнение другого человека

  • работать увлеченно, творчески, с удовольствием

  • рационально распределять между собой обязанности и ответственно их выполнять.

6. Игра «Вместе».

Ведущий: «Стулья нужно поставить в круг спинками в центр (количество стульев в игре меньше количества участников примерно на 25%, например, для 12 участников 8 стульев). Остальные стулья поставьте у стены.

Встаньте в круг вокруг стульев. Когда я дам команду «Ходим, ходим…», начните спокойно двигаться по часовой стрелке вокруг стульев. По команде: «Вместе!» вам нужно занять места на стульях. Поместиться должны все! При этом нельзя, чтобы стопы ног опирались на пол или другие предметы. В таком состоянии вы должны замереть и продержаться 10 секунд. Я буду считать вслух.

Интересно, а вы сможете выполнить это задание, если убрать еще один стул? Вам нужно время для поиска решения? Нет? Тогда - «Ходим, ходим….»

Ведущему на заметку. Когда группа замирает на стульях Вам нужно быстро обойти вокруг стульев и проверить выполнение инструкции. Если инструкция нарушена, результат не засчитывается. Детям дается время обсудить и придумать варианты размещения всем вместе на этих стульях.

Если условие выполнено, то детям предлагается убрать один стул и выполнить то же самое упражнение на меньшем количестве стульев. За каждым успешным результатом следует уменьшение количества стульев. Хороший результат - три человека на один стул. Время игры - 10 минут.

Ведущий: «Вы справились! Это хороший результат! Стулья можно поставить в круг на свои места. Наша игра подходит к концу. Давайте обсудим, что сегодня вам понравилось, что удалось, какие встречались трудности, чем была для вас полезна эта игра, какие выводы вы для себя сделали, чему научились (дети высказывают свои мнения вслух).

7. Упражнение "Телеграмма".

Цель: Формирование навыка позитивного восприятия друг друга.

Психолог раздаёт бланки "телеграмм" с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нём сказать. После выполнения задания психолог собирает телеграммы и читает послания. Адресаты, получив сообщение, высказывают вслух свои впечатления по желанию.


8. «Веселые молекулы».

Цель: сплочение команды, стимуляция двигательной расторможенности участников, формирование самоконтроля. Вторичная выгода: разделение участников на пары.

Время выполнения: 3 минуты.

Описание упражнения: участники перемещаются по классу, не глядя на окружающих, стараясь не пересекаться с другими. Ведущий хлопает в ладоши и называет число. Задача участников - по хлопку объединиться в группы, количество молекул в которой равно названному числу.


9. Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Время: 5-7 минут.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.

  2. Побороться руками.

  3. Помириться руками.

  4. Выразить поддержку с помощью рук.

  5. Пожалеть руками.

  6. Выразить радость.

  7. Пожелать удачи.

  8. Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Анализ урока

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.

Педагог-психолог: - Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? (ответы детей)

Педагог - психолог: А теперь давайте вернёмся к нашим сердцам, которые прикреплены у вас на груди. Как я вам уже говорила, они показывают ваше настроение. Теперь давайте сделаем групповой коллаж (вывешивается ватман) из этих сердец. Сейчас вы, по желанию, можете поменять цвет своего сердца, в зависимости от того изменилось ваше настроение или нет и выбрать сердце того цвета, которое показывает ваше настроение на момент окончания занятия. Если же ваше настроение не изменилось, то вы можете не менять цвет своего сердца. А теперь когда все определились с цветом сердца, я предлагаю вам по очереди подходить к ватману и приклеивать своё сердце на него, чтобы у нас получился «Коллаж настроения».

Педагог - психолог: Спасибо всем за участие! Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы - единое целое, каждый из Вас - важная и необходимая, уникальная часть этого целого! И я хочу чтобы мы закончили наше занятие стихотворением! Вы его повторили за мной и запомнили!

Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить!

До новых встреч!!!!

Педагог - психолог Д.И. Король



© 2010-2022