- Преподавателю
- Школьному психологу
- Открытое занятие Путешествие во времени. Позитивное мышление
Открытое занятие Путешествие во времени. Позитивное мышление
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кухтик Ю.А. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Цель: формирование основ толерантной коммуникативной культуры.
Задачи:
-
Раскрыть детям психологическое содержание понятий «позитивное и негативное мышление», показать значение позитивного мышления для жизни человека;
-
Способствовать осмыслению ценности позитивного мышления;
-
Развитие креативности;
-
Помочь преодолеть негативные мысли о себе и окружающих людях;
-
Способствовать овладению навыками позитивными мышления, используя созданный группой алгоритм.
Материалы и оборудование:
-
Клубок толстых мягких шерстяных ниток пастельных тонов;
-
Бумага формата А4 на каждого учащегося и 3-5 листов бумаги формата А1 (ватман);
-
Акварельные краски или гуашь, кисти разных размеров - на каждого учащегося;
-
Магнитофон, коллекция записей классической музыки (сопровождающий фон).
Ход занятия:
1. Организационная часть
Дети рассаживаются на стулья, составленные в круг общения.
Упражнение «Комплименты в круге»
Психолог. Дорогие друзья! Сегодня мы начнем наше занятие с приятных слов другому человеку о его умениях и достоинствах. Вы, наверное помните, как называются такие слова? Совершенно верно, комплимент. Психолог начинает, дети подхватывают игру: протягивая нить и передавая друг другу клубок, говорят друг другу комплименты. Все комплименты сказаны? Никого не забыли?
Попробуйте теперь тихонько потянуть нить. Что вы чувствуете? Все мы связаны друг с другом, мы одно целое, между нами образовалось что-то общее.
Да. А чем мы с вами связаны, что сейчас нас объединило? (Хорошие, добрые слова). Верно. А пока слова не сказаны вслух, как они называются? (Наши мысли). Значит, сейчас мы связаны добрыми, положительными мыслями друг о друге!
Посмотрите, я послала в круг добрую мысль, и ко мне она вернулась. Пускай и выраженная другими словами. Как вы думаете, улучшилось у меня настроение, прибавилось ли у меня положительной энергии, силы?
А теперь представьте, что я послала бы кому- то из вас нехорошую мысль (насмешку, обиду, раздражение и др.) и у вас в руках сейчас черная нить… Как вы думаете, что бы я получила из круга обратно?..
Да, скорее всего, я бы сейчас держала два черных конца нити. Как бы это отразилось на мне? (плохое настроение, неуверенность в себе, отрицательная мысль об окружающих, может быть ухудшение здоровья, если это состояние будет долгим.)
Давайте смотаем наш клубочек светлых мыслей и обобщим наши рассуждения.
Психолог этим упражнением настраивает детей на коллективную работу, позитивное восприятие друг друга и вводит в новую тему.
2. Основная часть.
Психолог. Мы с вами рассуждали о том, что есть мысли положительные, добрые, хорошие о себе и окружающих, которые несут улучшение настроения, заряд бодрости, здоровья, увеличение сил не только психических, но и физических.
Такое мышление называется положительным или еще говорят «позитивным». И есть мысли отрицательные, плохие, недобрые, приносящие себе и другим людям не только плохое настроение, неуверенность в себе, недоверие окружающим, но и ухудшение физического здоровья, если эти мысли надолго «застрянут» у нас в голове.
Такое мышление назовем отрицательным или, как говорят, «негативным». Наверное, каждый из нас когда-нибудь испытывал на себе действие и тех, и других мыслей?..
Тогда вам, наверное, знакомо состояние, когда трудно прогнать от себя дурные мысли и настроиться на хорошее, «позитивное» мышление?.. (Да)
Может быть, у кого-то из вас есть свой способ изгнания «негативных» мыслей из головы?
Дети отвечают. Психолог уточняет ответы. Одобряет или. Если ответов нет. Сразу предлагает послушать сказку.
Сейчас я расскажу вам «Сказку о том, что могут натворить «темные» мысли», а вы внимательно слушайте и по ходу сказки попробуйте выбрать одну из «темных» мыслей, указанных на доске.
Представьте, как она могла выглядеть, если бы ее оживили волшебной палочкой, и изобразите ее на бумаге. Подпишите, какая мысль изображена на вашем рисунке (в этом задании заложен элемент проективной диагностики и одновременно проработка негативного состояния - выбранная может соответствовать его внутреннему состоянию в настоящий момент.)
«Сказка о том, что могут натворить темные мысли».
На одной прекрасной голубой планете жили добрые, сильные и красивые люди. Их мир завораживал своей красотой: теплые моря омывали цветущие материки, ласковое солнце круглый год дарило всему живому на планете тепло и изобилие.
Удивительно дружелюбные, необычные по виду и окраске животные и птицы, яркие краски цветов и деревьев, радующие душу… И люди, живя среди этой красоты, становились все более совершенными и душой и телом…
Но однажды прилетел на планету черный колдун на своем звездолете. Приглянулась ему дивная планета, а людей он возненавидел, так как у него самого душа была черная, полная злобы, а поэтому и внешность уродливая. Решил он извести людей, а планетой самому править.
Покопался колдун в своей черной душе и извлек оттуда бесчисленное множество темных мыслей и мыслишек. Здесь были мысли зависти, лени, злости, коварства, обиды, предательства, неуверенности в себе, жадности, ненависти, трусости… Да мало ли найдется в черной душе такого «добра»?
Запечатал колдун эти мысли в волшебный сосуд и, улетая, сбросил на планету. Разбился сосуд о землю, и разлетелись темные мыслишки среди людей. А чтобы не могли люди этим мыслям противостоять, колдун в последнюю ночь пребывания на планете облетел все жилища и похитил у людей их силы воли. Запечатал их в большой сундук и бросил на дно морское. Потер руки от удовольствия и отправился на своем звездолете дальше по своим черным делам, решив вернуться на эту планету лет через сто и с легкостью стать ее правителем, так как был уверен, что никого из людей уже в живых не останется.
С тех пор начались на той планете несчастья. Распространившиеся мысли колдуна залетали в головы людей и там застревали. Застревали потому, что избавиться от них без силы воли было не так-то просто. Кроме того (вы, наверное, знаете этот секрет) - любая мысль подпитывается Воображе6нием и Фантазией.
Стоило в голове человека зародиться хотя бы и мелкой пакостной мыслишке, как она, подкормившись людским воображением, начинала расти, набираться сил и превращаться в такую большую, основательно продуманную, что могла уже этим человеком управлять. Ведь изгнать эту мысль (то есть отказаться от ее продумывания) без силы воли не каждому удавалось.
Были, конечно, отдельные люди, у которых опять начала расти их сила воли, питаемая силой доброго сердца. Но мало у кого из людей оказалось сильное сердце.
Вот так и получилось. Плохие мысли стали рождать в людях плохие желания, а эти желания стали толкать людей на плохие действия и поступки. Все меньше в людских головах оставалось места для дум о хорошем и красивом, их вытесняли «темные» мысли-мыслишки.
Люди, переставшие думать о других, не хотели ничего ради других делать. Начались на планете ссоры, обман, поднялась волна ненависти друг к другу, начались войны. Казалось, всю планету окутало огромное серое облако агрессии, жестокости и равнодушия.
Стала планета задыхаться от этой негативной людской энергии и заболела. Поднялась температура на поверхности планеты, и изменился климат. Стали умирать на ней цветы, деревья, животные и птицы. Разбушевались ураганы, поднялись высокие волны цунами, в горах стали извергаться вулканы, начались волнения. И все живое, и даже сама планета, оказались на краю гибели. Но большинство людей уже не могли опомниться, так как не научились контролировать свое мышление, и в их души проникла черная негативная энергия.
Только дети еще могли что-то изменить, так как их души еще не успели потемнеть, и они были способны отличить добро от зла, красоту от убожества.
И вот однажды, собрались вместе дети всей планеты и стали думать, как спасти свою планету и народ. Думали-думали и вот что придумали…
Психолог. Ребята, что придумали дети, мы с вами узнаем позже, а сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось на рисунках (рассматривают и обсуждают некоторые рисунки).
Упражнение «Погода» (телесно - ориентированное упражнение).
Цель: используя образное и телесное восприятие подтолкнуть к осознанию изменчивости и цикличности жизненного пути.
Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он - бумага, второй - художник. Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала
-
теплый ласковый ветер,
-
затем усиливающийся ветер,
-
затем дождь,
-
сильный ливень, переходящий в град,
-
снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка,
-
в конце ласковое теплое солнышко, согревающее всю землю.
По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.
Психолог. Ребята, а сейчас вы разделитесь на две группы, и каждая группа совместно придумайте окончание сказки, которую я вам читала. Давайте договоримся, что конец ее должен быть позитивным.
Придумывают, зачитывают конец сказки.
Позитивный конец сказки закрепляют работой на экране мультимедийной установки (прикрепляют цветы, добрые слова на изображении планеты).
-
3. Заключительная часть
Упражнение «Путешествие» (медитация)
Звучит спокойная музыка.
Психолог предлагает участникам занять удобное положение, закрыть глаза и проговаривает: представьте, что вы отправились в путешествие.
И вот вы идете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы - они собирают мед. Поют птицы - они радуются, что вы идете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает Вам, что очень важно идти именно гуда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу.
Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.
Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...
Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то - хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
Рефлексия
- Какие чувства Вы испытываете после путешествия?
Психолог. Итак, на этом занятии мы получили новое знание о том, каким может быть наше мышление.
-
Кто назовет новые понятия, с помощью которых мы можем это знание передать?
-
Почему для человека важно позитивное мышление и почему вредны негативные мысли?
-
Какая сила помогает человеку избавляться от негативных мыслей?
-
Что питает мысль и делает ее сильнее? (фантазия, воображение)
-
С каким заданием вам сложно было справиться?
-
Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?