- Преподавателю
- Школьному психологу
- План – конспект занятия «Значение пола в создании семьи и супружестве» из авторской педагогической разработки программы дополнительного воспитания подростков и молодёжи по подготовке к семейной жизни «Я открываю истину о жизни»
План – конспект занятия «Значение пола в создании семьи и супружестве» из авторской педагогической разработки программы дополнительного воспитания подростков и молодёжи по подготовке к семейной жизни «Я открываю истину о жизни»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петраченкова С.А. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План - конспект занятия «Значение пола в создании семьи и супружестве» из авторской педагогической разработки
программы дополнительного воспитания подростков и молодёжи
по подготовке к семейной жизни
«Я открываю истину о жизни»
педагога-психолога ГОКУ Областного детского дома г. Ангарска Петраченковой С.А.
Форма проведения: тренинговое занятие
Цель: осознание значения пола человека в супружестве
Время: 2 часа
Материалы: листы А4, ватман, ручки, карточки-звёзды с цитатами философов, краски, фломастеры, карандаши, модель «Символ сердца».
План занятия:
-
Круг «Приветствия» (10 минут);
-
Вступление ведущего (5 минут);
-
Упражнение- разминка «Почта» (10 минут);
-
Беседа-размышление «Необратимые соединения» (15 минут);
-
Упражнение «Скатерть» (5 минут);
-
Продолжение беседы-размышления «Необратимые соединения» (15 минут);
-
Групповое подведение итогов «Главные значения пола человека в супружестве» (5 минут);
-
Информационное сообщение «Значение полового акта человека» (5 минут);
-
Рисунок «Супружество-начало семьи» и обсуждение работ (30 минут);
-
Упражнение «Звездопад» (10 минут);
-
Круг «Благодарности» (10 минут).
-
Круг «Приветствия»
Участники занятия садятся в круг и по желанию делятся мыслями, с которыми они пришли на занятия, чувствами, обозначают своё настроение, высказывают свои пожелания и ожидания.
-
Вступление ведущего: объявляется тема занятия, цель.
-
Упражнение - разминка «Почта»
Участник называет имя другого участника, которому хочет послать письмо с наилучшими пожеланиями. Например: «Я посылаю это письмо Вите, потому что…» и называет какие-то положительные качества, комплименты или просто добрые слова поддержки в данный момент этому человеку, затем посылает импульс в одну сторону. Человек, получивший импульс, говорит, что письмо получил и благодарит пославшего. Потом далее также кому-то посылает такое же письмо. Главные условия - нельзя посылать письма одному и тому же человеку и письма должны получить все.
-
Беседа-размышление «Необратимые соединения»
Ребята, наверняка каждый из вас что-нибудь связывал. Мы замечали, что чем крепче узел, тем труднее его развязать. Для примера рассмотрим химическое соединение Н2О, как мы называем его в речи? (вода). Можно ли его рассоединить? (Да). Правильно, химическая реакция соединения Н2О обратима.
А существуют ли в мире связи - неразрушимые, необратимые? Можно ли разрушить (обратить процесс назад) соединение, которое возникло в момент твоего зачатия из половых клеток отца и матери?
Как известно, эти клетки соединились неразрывно, поскольку были разного пола: мужского и женского.
Таким образом, каждый из нас служит примером соединяющей связи, неразрывной, необратимой на всю жизнь - того что наиболее мужское с тем, что наиболее женское; того, что происходит от отца с тем, что происходит от матери.
Сперматозоид - это самая мужская клетка мужского организма, а яйцеклетка - самая женская клетка женского организма.
Возвращаясь в мыслях к своему НАЧАЛУ, выделим следующий аспект определения человека, указывающий на создание связи (создание семьи):
ЧЕЛОВЕК - это неразрывная соединяющая связь.
Связи между людьми могут быть дружескими, приятельскими, соседскими, братскими, супружескими, родительскими и т.д. И каждая связь имеет своё, отличное от других выражение, свой язык взаимопонимания.
Связывающее и объединяющее значение секса ясно показывает СЕМЬЮ, как группу, объединённую узами родства, очень глубоко укоренённую в природе человека. Начало каждого из нас - это образ творческого переплетения из дара отца и матери - женщины и мужчины. Человек не рождается из двух мужских или двух женских клеток.
Поэтому можно сказать, что супружество дающее начало семье - по природе вещей это исключительно союз мужчины и женщины.
Соответственно семья - это не искусственное, придуманное человеком явление, а первоначальная натуральная община личностей и основная ячейка общества. На протяжении тысячелетий ничто и никто не изменил её природы, главных функций и значения. Тот, кто подвергает сомнению роль семьи - выступает против природы, что приводит к страданию самих членной семьи и разрушению общества.
Давайте подумаем и найдём ответы на вопросы:
-
Какие связи (отношения) существуют между людьми? Видимы ли они для глаз? Реальны ли они?
-
Как вы считаете, может ли человек чувствовать себя счастливым, лишённый этих отношений (отверженный)?
-
Можно ли в человеке отделить то, что в момент зачатия он получил от отца, от того, что он получил от матери?
-
Найди доказательства того, что семья принадлежит к природе человека, а значит к тому, что неизменно и окончательно, а не к плодам человеческой фантазии?
-
Упражнение «Скатерть» (авторское)
Цель: показать, что наши поступки и слова отражаются на других людях.
Ход: На табурет или небольшой столик постелить скатерть. Предположим, что один уголок скатерти это ты, а другие уголки - это близкие тебе люди. Теперь потянем за «свой» уголок скатерти. Отразилось ли это действие на других частях скатерти?
Ответить на вопрос: Является ли всё, что ты думаешь, делаешь, говоришь - только твоим личным делом, или же непосредственно либо опосредованно касается и других людей?
-
Продолжение беседы-размышления «Необратимые соединения»
Из нашей беседы мы открыли два существенных значения пола у человека: соединяющее и передающее жизнь.
Чтобы открыть следующие значения пола посмотрим на модель сердца (приложение 3).
-
Чем они отличаются? (форма, цвет - женская часть желтая, мужская - зелёная)
Теперь посмотрим на собранную модель сердца (приложение 3). Хотя эти части разные получается их сложить, в результате чего возникла целостность, единство.
-
При этом соединении перестала ли зелёная (мужская) часть быть собой? А жёлтая (женская)?
Вывод 1: Эти две абсолютно разные части - как символы - встречаясь, создают единство и целостность, не теряя своей тождественности, единства и отдельности. Одна из этих частей символизирует мужчину, а другая - женщину. Связываясь узлом Любви в супружеское единство, и женщина, и мужчина не перестают быть собой.
Вывод 2: Хотя эти части - символы совершенно разные, они соответствуют друг другу и дополняют друг друга. По отношению друг к другу они комплементарны, т.е. через Любовь дополняют друг друга. Речь идёт о взаимном дополнении не только в физической сфере, но и в духовной, психической, общественной.
Теперь посмотрим на сложенную модель (приложение 2) с другой стороны.
-
Как изменились цвета и почему?
Вывод 3: Благодаря любящему присутствию мужчины - женщина становиться всё более женственной.
Благодаря любящему присутствию мужчины - женщина становиться всё более женственной.
Благодаря любящему присутствию женщины - мужчина становиться всё более мужественным.
Таким образом, мы открыли ещё одно значение - взаимное усиление и укрепление ценности пола в супружестве.
-
Создаст ли одна часть символа сердца целостность без второй? И наоборот?
-
Может ли одна часть, принадлежа к другой, одновременно принадлежать также ещё к какой либо третьей части, не нарушая целостности и единства символа?
Вывод 4: Через верную Любовь она становится ДАРОМ для него; он - ДАРОМ для неё. ДАРОМ полным, бескорыстным, и неотъемлемым.
Нужно понимать эту Любовь как безусловную, т.е. любить человека ради него самого.
Теперь посмотрим на сложенную модель (приложение 5).
Венцом взаимного дара, знаком их объединяющей, исключительной и неотъемлемой Любви становится их ребёнок, которому они передают жизнь (символ красное, маленькое сердечко).
Поэтому он - одаривает её материнством, а она его - отцовством (значение передачи жизни).
-
Групповое подведение итогов «Главные значения пола человека в супружестве»
Пять главных значений пола у человека в супружестве:
-
Объединяющая
-
Взаимодополняющая
-
Взаимное усиление и укрепление ценности пола
-
Супружеский дар
-
Передача жизни следующему поколению
-
Информационное сообщение «Значение полового акта человека»
В глубине сердца, большинство людей понимает, что сама сексуальность и поведение людей в этой области важны, что они имеют какое-то важное значение, глубокий смысл. Обнаружение этого смысла открывает необыкновенную красоту пола - как творческого материала и выражения Любви, благодаря которой возникают новые цепочки поколений человеческой семьи. Поэтому недостаточно только достигнуть определённого количества лет, созреть физически - но в работе ума и характера, совести и воли также необходимо созреть физически, общественно и духовно. Это значит понять сущность именно человеческой сексуальности совершить выбор истины и добра исследовать этому выбору.
В зрелой супружеской любви бессловесный «язык тела», который несёт сообщение: «ты для меня единственный на свете» - достигает своей вершины в акте супружеской любви. Он становиться самым глубоким выражением связи, наполненным уважением, нежностью и честностью. Для каждой супружеской пары самая глубокая правда этого самого «языка тела» является тайной, которую невозможно описать словами. Уже в первом переживании акта любви мужчина и его признание в любви, его дар - навсегда записываются в нервную систему, психику и душу женщины и наоборот. Именно эта «запись», называемая «Импринтинг - закон первых связей», особенно когда совершается в первый раз в жизни у мужа и жены, девственных до брака - может давать счастье на всю последующую жизнь.
Повторяемые с этого момента супружеские акты будут укреплять, и углублять любовную связь супругов.
Половой акт человека носит необратимый характер (после него нельзя вернуться к исходному моменту). Ведь это пробуждение «Источника жизни». Эта необратимость также проявляется в передаче жизни, ведь в ребёнке нельзя отделить то, что от отца, от того, что от матери.
Ребёнок - венец их единства, взаимного дополнения, дара и он является образом неразрывной связи.
Не каждый хочет брать на себя внутренний труд этого восхождения к взрослости, но каждый может этого достичь.
-
Рисунок «Супружество-начало семьи».
Ребята рисуют, а затем следует групповое обсуждение работ.
-
Упражнение «Звездопад»
Цель: мотивация участников на дальнейшую работу, регулирование эмоционального состояния.
Любите ли вы смотреть на звезды? Какие эмоции у вас возникают, когда вы смотрите на звезды? Звезды появляются на небе в вечернее время суток, и не каждый вечер мы можем наблюдать звездное небо, иногда небо затянуто облаками. Представьте теплый летний вечер, хочется посмотреть на звездное небо, помечтать о чем-то добром, приятном. А иногда хочется, чтобы упала звезда, чтобы загадать желание. И сейчас именно такой случай. У вас есть шанс увидеть и найти свою звезду, которая принесёт вам радость.
Инструкция: Оглянитесь по сторонам, и найдите свою собственную звезду из числа тех, которые находятся в помещении. Возьмите ту, которая вам более всех приглянулась. Прочитайте послание. Как то, что написано на ней отзывается в вас? Теперь, когда вы нашли свою звезду, по желанию озвучьте послание, написанное на ней, рассказав о его ценности и смысле.
Вопросы для обсуждения:
-
Какие чувства вы испытываете сейчас?
-
Что ценного вы нашли в своей звезде?
-
Что ценного и поучительного для себя вы нашли в послании звёзд других участников?
-
Круг «Благодарности»
Участники благодарят друг друга и отмечают особенно понравившиеся и запомнившиеся моменты.
Список используемой литературы
-
В.Э. Папис Жизнь и любовь/ В.Э. Папис; пер с польск. Новосибирск, 2001.-210 с
-
Е. Леванова Игры в тренинге. Личный помощник тренера/ Е. Леванова, А. Соболева, В. Плешаков, Г. Голышев - СПб.: Питер, 2012.-368 с
-
Э. Сгречча, Биоэтика: учебник/ Э. Сгречча, в. Тамбоне .- ББИ., 2001.- 434 с
-
Ю. Гипенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?».-Москва: АСТ, 2013.-238 с