Конспект психологического занятия Жизненные ценности

Раздел Школьному психологу
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: Жизненные ценности.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: подвести к осознанию жизненных ценностей старшеклассников.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

  1. Познакомить с понятием «Жизненные ценности», их классификацией, закрепить данное понятие.

  2. Активизировать и развить навыки самопознания.

  3. Развить навыки самопрезентации и самовыражения.

  4. Развить навыки отстаивания своей позиции.

  5. Оптимизировать позитивную самооценку и Я - концепцию.

  6. Развить творческие способности.

  7. Снятие тревожности.

.

В своей статье польский ученый Богдан Идзяковски (2001, с.12 - 16) подводит итог своего сследования: «Ценностные ориентации, на ряду с жизненными ценностями индивида, составляют ценностно-смысловое ядро жизненной перспективы личности… Поэтому определение субъектом смысла своей жизни имеет решающее значение для формирования собственной биографии.».

Материалы и оборудование:

  1. Компьютер или ноутбук с проектором (для слайдовой презентации темы занятия).

  2. Записи спокойной музыки (для практической части урока).

  3. Карточки с названиями жизненных сфер и их содержанием.

  4. Распечатанные на принтере бланки к методике «Колесо жизни».

  5. Заготовки - шаблоны гербов к методике «Мой личный герб».

  6. Цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ручки, ластики, клей - карандаш, старые журналы и ножницы (дети приносят сами на занятие)

  7. Магнитная доска, магниты.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В начале занятия демонстрируется 1 слайд презентации с название темы занятия.

  1. Теоретическая часть урока.

Цель: Введение в новую тему. Познакомить с понятием «Ценности» и их разнообразием.

  1. СОДЕРЖАНИЕ: Ученикам задается вопрос:

Я: «Ребята, а что же такое ценности? Как вы понимаете это слово?». Дети активно предлагают свои варианты от самых абсурдных до разумных. Предложенные варианты ответов можно записать на доске. Но все дружно приходят к единому выводу. Далее ученики знакомятся с понятием «ценности».

После этого ученикам демонстрируется 2 слайд презентации: понятие жизненных ценностей.

Ценности - это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.

Алия:1.2. Затем ученикам можно предложить ответить на другой вопрос: «А какие ценности вы знаете? Как их можно классифицировать?». Ответы также можно записать на доске или ватмане. Обычно дети называют два самых распространенных варианта классификации ценностей человека - это материальные и духовные. После предложенных вариантов учащимся предлагается классификация ценностей в виде слайдовой презентации. Демонстрируется 3 слайд.

Виды ценностей:

  1. Я: Ценности могут быть неосознаваемыми - в виде смутных ощущений, образов, смысловых облаков, - тогда человек пытается объяснить их стихами, рисунками, музыкой или танцем.

  2. Алия: Они могут быть осознаваемыми, тогда человек может назвать их словами.

Осознаваемые ценности, в свою очередь могут быть:

  1. реальными, и тогда человек поступает в соответствии с ними.

  2. Но могут быть и декларативными или нереальными: тогда человек говорит одно, а делает другое.

Далее учащимся демонстрируется 4 слайд презентации.

Я: Кроме этого ценности еще бывают:

  • Профессиональные ценности - связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т.д.

  • Интеллектуальные - это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.

  • Физические - спорт, красота и гигиена тела, здоровье.

  • Духовные - вера в Бога, душевная гармония, личностное развитие и самосовершенствование.

  • Алия: Эмоциональные - открытость в общении, принятие людей такими какие они есть.

  • Этические - честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.

  • Эстетические - стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п.

  • Материальные - деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.

  • Культурные - искусство во всех своих проявлениях.

  • Патриотические - любовь к родине, к стране, традициям и т.д.


  1. Практическая часть урока.

    1. Демонстрируется 5 слайд презентации: сферы жизни человека. Упражнение

Я: «Сортировка». Цель: Развить навыки отстаивания своей позиции. Познакомиться с содержанием жизненных ценностей.

СОДЕРЖАНИЕ: Ребятам предлагается поделиться на 3 группы и раздаются карточки с названиями семи сфер жизни и их внутренним содержанием или ценностями и дается следующая инструкция: «Ваша жизнь состоит и будет состоять не только из одной работы по выбранной вами будущей профессии или еще не определенной, но и из других значимых сфер жизни, представленных на данном слайде. Я вам предлагаю выполнить следующее задание: каждой группе нужно рассортировать по содержанию сфер жизни в соответствии с названиями. На выполнение задание вам дается 2 минуты». После того как ребята рассортируют карточки им предлагается выйти к доске и продемонстрировать свою работу, закрепив на магнитной доске полученный совместный результат, который обсуждается.

  1. Алия: Методика «Колесо жизни». Цель: вербально и письменно закрепить систему жизненных приоритетов, развить навыки самопознания и самопрезентации.

СОДЕРЖАНИЕ: Включается приятная музыка. Детям раздаются бланки с основными жизненными ценностями и предлагается ранжировка «на глаз» предъявленных сфер жизни от самого важного до второстепенного. Задание выполняется самостоятельно. После выполнения задания индивидуально ученикам предлагается проговорить полученный результат в парах, т.к. на класс большинство детей не всегда охотно вербализируют свой результат, поскольку он еще достаточно неустойчив. В парах такая работа проводится более охотно. Рефлексия упражнения: детям задается вопрос: Трудно ли вам было определить для себя самое важное в жизни или наоборот? У кого возникли трудности и почему?

  1. Я: Методика «Мой личный герб». Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, самопрезентации, творческие способности, гармонизация внутреннего мира. Оптимизировать самооценку.

СОДЕРЖАНИЕ: Продолжает звучать приятная музыка. Ученикам раздаются бланки с заготовками гербов или они рисуют свой вариант. Ребятам предлагается нарисовать свой личный герб и попытаться изобразить на нем свои важные жизненные ценности (внутренне содержание жизненных сфер). Детям, кто не хочет рисовать по каким-либо причинам предлагается с помощью старых журналов, клея и ножниц выполнить герб в технике коллажа на уже готовом шаблоне. Можно предложить учащимся уже готовые контуры гербов, состоящих из щита и ленты, или придумать форму щита самим.

Внизу под гербом предлагается подобрать надпись для ленты, отражающую в очень короткой форме ценности, принципы, позицию, девиз ученика. Это может быть слово или фраза - на русском или другом языке.

По ходу выполнения задания учащиеся нередко вступают в дискуссии и споры друг с другом. По окончании занятия можно предложить ребятам по-очереди рассказать о своем гербе и ответить на вопросы: что он изобразил на своем гербе и почему именно эти ценности для него важны.

Рефлексия занятия. СЛАЙД. Цель: получить обратную связь от учеников, подвести итог занятия. Бланки, каждый по очереди говорит или по желанию: что понравилось, а что нет.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Карточки к упражнению «Сортировка».

Карточки с названием ценностей.

1.ДУША

2.ТЕЛО


3.ОТНОШЕНИЯ


4.ХОЗЯЙСТВО

5.СЕМЬЯ


6.УЧЕБА И РАБОТА

7.ХОББИ




Карточки с содержанием жизненных ценностей.

1

2

3

4

ЛЮБОВЬ К БОГУ

ГАРМОНИЯ ДУШИ И ПСИХИКИ

ВНУТРЕННЕЕ РАЗВИТИЕ

ПОБЕДЫ И ПОРАЖЕНИЯ ДУХА

ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ

ЗДОРОВЬЕ

СПОРТ

КРАСОТА И ГИГИЕНА ТЕЛА


ДРУЖБА

ОБЩЕНИЕ

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТАТУС

УВАЖЕНИЕ

ПРИЗНАНИЕ


ДЕНЬГИ

ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ

ЛИЧНОЕ ИМУЩЕСТВО

ФИНАНСОВЫЕ НАКОПЛЕНИЯ


5

6

7


ЛЮБОВЬ

ДЕТИ

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

ЖИЗНЬ С РОДИТЕЛЯМИ

СВОЯ СОБСТВЕННАЯ БУДУЩАЯ СЕМЬЯ

КАРЬЕРА

ЗНАНИЯ

ЭРУДИЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УЧЕБА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РОСТ






УВЛЕЧЕНИЯ

РАЗЛЕЧЕНИЯ

ПУТЕШЕСТВИЯ

ОТДЫХ




Приложение 2.


Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок Я на уроке Итог

1. интересно 1. работал 1. понял материал

2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал

3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял



© 2010-2022