Формирование критического мышления как способ акмеологического развития потенциала личности

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педсовет 24.03.2015 г.

Тема: "Формирование критического мышления как способ акмеологического развития потенциала личности".

Руководитель группы - Щасливая Е.А., выступающие: - Щасливая Е.А., Сороглы Н.А.

Приложения - Презентация, видеофрагменты уроков 1-А класса (Гайворон Е.Б.), 1- Б класса (Сороглы Н.А.), 3 класса (Пахомова И.Ю.)

«Неграмотным человеком завтрашнего дня

будет не тот, кто не умеет читать,

а тот, кто не научился при этом учиться»

А. Тофлер

Стремясь развивать детей в акмеологическом пространстве, где на первый план выходит личность: как происходит самоорганизация, самовоспитание, самоактуализация человека и как ему добиться вершин в развитии, нам необходимо давать детям информацию не в виде готовых знаний, а в виде возможностей развить умения оценить, осмыслить, применить полученную информацию. Овладевая знаниями, человек должен научиться рассматривать информацию с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности, т.е. мыслить критически.

В условиях акмеологической школы важно: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по ТРКМ в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.

ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность)


1. Что такое критическое мышление. Модель.

Методический прием «Кластер». Кластер - (от анг -гроздь) - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Это «наглядный мозговой штурм».

1. Посередине чистого листа (доски) написано ключевое слово "КМ"

2. Модель «планета и ее спутники»: 5 групп «набрасывают» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. 1-я орбита: 5 листов - набросков о теме КМ. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге - структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами следует соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Итак, термин «КМ» известен давно из работ известных психологов Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л.С. Выготского.

С одной стороны, КМ ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, конфликт, дискуссию; с другой стороны: КМ - «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

- что за фаза была? (вызова)

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

Технология учит современного ученика:

  • критически мыслить;

  • проявлять активность в познании окружающего мира;

  • владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информации;

  • аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника (уважая личность);

  • эффективно взаимодействовать с информационными пространствами;

  • добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.

Технология дает учителю:

  • умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;

  • возможность использовать эффективные методики, которые способствуют развитию КМ и самостоятельности в процессе обучения;

  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей;

  • быть не источником информации, а равным партнером и в общении и в конструировании знания, которое рождается в процессе обучения.

Роль учителя в ТРКМ:

  • направляет усилия учеников в определенное русло;

  • сталкивает различные суждения;

  • создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

  • дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.


Начиная работать по данной технологии, учитель должен чётко представлять себе и соблюдать следующие правила:

1. положительное внимание к личности ученика (уточнять, а не критиковать, выслушивать до конца, не прерывать);

2. понимание того, что существует определенный риск, так как используются другие формы работы;

3. быть терпимым к неопределённости.

Педагогу так надо организовать занятие, чтобы и он сам мог оказаться на уроке в роли ученика, т.е. учиться вместе со своими учениками. У детей необходимо пробудить внутреннюю мотивацию к учёбе. Учителю необходимо научиться быть терпимым к ошибкам детей, научить их самим додумываться до верного ответа. (видео уроков)

(Сороглы Н.А.)

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа).

Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

На каждой стадии урока мы используем определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность, такие как: «Знаю - не знаю», «Знаю - хочу узнать - узнал», «Верите ли вы, что …», «Толстые и тонкие вопросы», «Синквейн», работа в группах, парах

На стадии вызова (её присутствие на каждом уроке обязательно) Деятельность учителя направлена на актуализацию у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе, помощь учащимся в определении направления в изучении темы. Ученик «вспоминает», что ему известно по этому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально или в группах.

Например: в 1 - Б классе на уроке русского языка по теме «Большая буква в именах собственных» использовался прием «Концептуальная таблица», т.е. детям были даны два столбика слов на сравнение. Обучающиеся сравнивая эти слова, выводят тему урока. (фрагмент урока 1 - Б класса)

Например: в 3 классе на уроке математики по теме «Устная нумерация в пределах 1000» использовались прием «Знаю - не знаю». На этапе Ситуация успеха обучающимся даны примеры, с которыми дети легко могут справиться. А на Ситуации разрыва были даны примеры с решением которых, дети раннее не сталкивались. (фрагмент урока 3 класса)

Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют стратегия «Чтение с остановками», прием «Дерево предсказаний», «Работа в группах», «Мозговой штурм», «Инсерт», «Фишбоун», «Кластер».

Методический прием «Верите ли вы, что …»

Сейчас в группах вы должны ответить на вопросы и обосновать один из них. (Учитель заранее называет группе номер вопроса.)

Верите ли, вы …

- что КМ есть мышление самостоятельное? (каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных);

  • КМ - это мышление обобщенное? (информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом; чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору "сырья" - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций);

  • КМ проблемное и оценочное? (оно начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать);

  • КМ - аргументированное? (критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами);

  • КМ есть мышление социальное? (всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими: «совершенство» может быть достигнуто только в чьем-то присутствии).

Итак, фаза осмысления продолжается...(Сороглы Н.А.)

Стадия рефлексии предполагает использование учениками полученных навыков, уметь производить анализ информации, на его основе задавать вопросы, корректировать их, выносить оценочные суждения в нестандартных ситуациях.

Например: в 1 - А классе на уроке чтения по теме «Буква Щ» дети наглядно демонстрируют умения анализировать полученную информацию и выносить оценочные суждения. (фрагмент урока 1 - А класса)

Письменная рефлексия (рисунки-ассоциации) позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого).

Синквейн - происходит от франц. слова «cing» - пять. Стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

1 строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным.

2 строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными

3 строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами

4 строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме\

5 строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы. например-

Земля

Живая, красивая

Кормит, дышит, живёт

На Земле есть атмосфера

Жизнь

Вывод: Итак, мы общались активно, плодотворно, из объекта обучения вы стали полноправными участниками процесса. Мы вели монологи, диалоги, полилоги.

Атмосфера уважительного отношения к чужому, пусть даже неверному мнению, приводит к открытому диалогу, провоцирует на дискуссию, исключает боязнь получить за неправильный ответ неудовлетворительную оценку.

Важное значение для нас сегодня играет собственное удовлетворение от процесса. Использование стратегии развития КМ, сотрудничество на уроке позволяют всех включить в учебный процесс, создать условия для формирования интеллектуальных умений, обеспечить три составляющие успеха: интеллектуальное, коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.

Не давать готовых истин! Пусть обучаемые доходят до всего сами!

Удачи в ваших начинаниях!


© 2010-2022