Коррекция познавательного и эмоционального развития детей с ЗПР

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа с.Стерлибашево Муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан




Коррекционно-развивающая программа

для детей с задержкой психического развития



Педагог - психолог МБОУ НОШ с.Стерлибашево Файрузова Зухра Тахировна

с.Стерлибашево, 2014г.

Коррекция познавательного и эмоционального развития
детей с ЗПР

Коррекционно-развивающая программа включает в себя коррекцию познавательного развития детей, коррекция эмоционального развития детей, развитие произвольности в любом виде деятельности.

Цель-коррекция и развитие поврежденных психологических механизмов, формирование сложных процессов на базе простых полноценных психических функций.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР помогает снизить уровень тревожности, формирует эмоционально-позитивное настроение, активизирует познавательное развитие, совершенствует навыки учебной деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки.

Продолжительность занятий на 30-40 минут, проводятся раз в неделю.

Занятие 1

Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания.

Задачи: коррекция устойчивости и произвольности внимания, формирование самоконтроля, развитие способности определять эмоции.

Содержание занятия.

Упражнение «Запоминай порядок». 5-6 человек выстраиваются в ряд. Водящий на 30 секунд поворачивается в их сторону, затем, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Потом водит другой.

Упражнение «Кто быстрее». Предлагаются колонки с геометрическими фигурами. Детям надо как можно быстрее вычеркнуть часто встречающуюся геометрическую фигуру, например, квадрат. Задачу изменяют: предлагается одну фигуру зачеркнуть, а в другой - поставить определенный знак.

Упражнение «Полет самолета». Представьте: летит самолет, из него выпрыгивает человек, раскрывается парашют и опускается на землю. Детям предлагается показать четыре момента:

летит самолет;

отделился человек;

раскрылся парашют;

человек на земле.

Упражнение «Цветы». Детям раздают цветы, вырезанные из цветной бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается рассмотреть их и рассказать, что они чувствуют, выбрать наиболее привлекательный цветок.

Занятие 2

Цель: развитие основных свойств внимания и памяти.

Задачи: коррекция зрительной памяти, тренировка распределения внимания, контроль эмоционального состояния.

Содержание занятия:

Упражнение «Зеркало». Водящий изображает разные эмоциональные

состояния, а дети повторяют. Когда дети запомнят изображения эмоциональных состояний, то на изображение эмоционального состояния, показанного водящим, дети должны показать противоположное.

Упражнение «Сверхвнимание». Ребенку предлагают закодировать с помощью знаков фразу по образцу и ставят пластинку со сказкой. После выполнения задания ребенка просят рассказать о сказке.

Упражнение «Запомни узор». Ребенку предлагается образец с узором, состоящим из геометрических фигур. Просят внимательно рассмотреть все детали узора и зарисовать.

Упражнение «Кляксы». Рисование руками, используя краски с целью эмоциональной разрядки.

Занятие 3

Цель: развитие смыслового запоминания.

Задачи: коррекция логического запоминания, развитие связной речи, развитие воображения.

Содержание занятия:

Упражнение «Пиктограмма». Я буду называть слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того, чтобы легче было запоминать, на каждое слово нужно нарисовать такой рисунок, чтобы он помог вспомнить. Качество рисунка не имеет значения. Слова и буквы писать нельзя. После выполнения задания дети с помощью рисунков вспоминают слова.

Игра «Почтальон». Почтальон приносит зашифрованную срочную телеграмму, где по 2-3 графически изображенным эмоциям надо догадаться о содержании событий.

Упражнение «Цветоощущения». Детям предлагается закрасить лист бумаги красками в зависимости от настроения и сочинить рассказ по данному рисунку.

Занятие 4

Цель: развитие образно-логического мышления.

Задачи: развитие пространственного восприятия, формирование словесно-логических операций.

Содержание занятия:

Игра «Найди тайник». Ребенку показывается план комнаты, где отмечено место тайника. Ребенок по плану ищет тайник в реальной комнате.

Упражнение «Угадай предмет». Угадать надо предмет по описанию его существенных признаков. Ребенок задает вопросы, пытаясь отгадать, какой предмет загадан.

Упражнение «Лото». В лото используются два цвета: зеленый - обозначает растения, красный - обозначает животных. На игровом поле - различные растения и животные. Выигрывает тот, кто быстрее закроет цветными фишками игровое поле.

Упражнение на выбор эмоций. Ребенку предлагают картинки с изображением различных эмоциональных состояний и предлагают выбрать ту, которая больше подходит настроению.

Занятие 5

Цель: развитие словесно-логических операций.

Задачи: формирование способности к обобщению и классификации, развитие умения сравнения, развитие воображения.

Содержание занятия:

Упражнение «Раскрась картинку». Раскрасить картинку по образцу, свободная классификация.

Упражнение «Поиск сходных предметов». Дается предмет, и среди других предметов надо найти, сходные с ним. Например: бабочка - птица, облако, комар, самолёт.

Игра «Маски». На одного ребенка надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы отгадать, чья это маска, остальные дети изображают этого животного.

Игра «Облака». Детям предлагаются разноцветные облака разной формы и условные обозначения цветов. Каждый ребенок выбирает себе облако по настроению.

Занятие 6

Цель: развитие звуковых и смысловых компонентов речи.

Задачи: обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

Содержание занятия:

Упражнение «Скороговорки». Дети по очереди проговаривают скороговорки.

Упражнение «Рассказ». Составить рассказ по сюжетной картинке, придумайте недостающую часть рассказа. Ребенку показывают четыре картинки, которые связаны между собой, предлагают разложить их по порядку и придумать рассказ. Затем предъявляется пятая картинка, и ребенок вместе со взрослым анализирует, насколько правильно он связал все картинки единым сюжетом.

Игра «Подари нам радугу». Ребенок рисует и раскрашивает радугу по следующим зонам: игра, занятие, друзья, воспитатель, семья, детский сад, школа, используя условное обозначение цвета.

Занятие 7

Цель: развитие связной речи.

Задачи: развитие монологической речи, развитие воображения.

Содержание занятия:

Игра «Сказочные звери». Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть различные животные. Одни рассказывают про сказочного зверя, остальные угадывают зверя и сказку.

Игра «Сочиняем сказку». В шкатулке кружки различного цвета. Вытаскиваем кружок и придумываем, кто это будет в сказке и т.д. Составляем текст, рисуем сказку.

Занятие 8

Цель: развитие воображения.

Задачи: развитие творческих способностей, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Содержание занятия:

Упражнение «Рисунок эмоции». Детям предлагают вспомнить и зарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, радость, страх, удивление, удовольствие.

Упражнение «Завершение рисунков». Надо завершить незаконченный рисунок.

Упражнение «Необыкновенное животное». Придумай и нарисуй необычное. После рисования просим детей описать животное и назвать его.

Игра «Лепестки». Детям предлагают лепестки разного цвета. Ребенок выбирает понравившийся лепесток и рассказывает, что произойдёт с ним в будущем.

© 2010-2022