- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа Арт-терапия Место без ограничений
Программа Арт-терапия Место без ограничений
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лебедева И.Ю. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа «Арт-терапия - «Место, без ограничений».
К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нарастание миграционных процессов, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность - эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.
Дети из таких семей, да и сами семьи нуждаются в экстренной комплексной психокоррекционной и психотерапевтической помощи. В трудах многих авторов описываются разные виды и формы работы с несовершеннолетними их неблагополучных семей. Однако конкретных технологий психологической помощи, которые не причинят вред детям и семьям данной категории еще крайне недостаточно. Этот факт подтверждает актуальность заявленной нами проблемы.
Мы предполагаем, что адекватно подобранные методы работы с данной категорий лиц позволят компенсировать негативное воздействие социального неблагополучия на психику ребенка и предотвратить нежелательные отклонения в его развитии.
Кроме того, мы думаем, что предлагаемая нами программа даст возможность существенно повысить уровень профессионализма не только психологов, но и других педагогических работников и включить их в общую систему комплексной всесторонней социально-реабилитационной работы.
Целью программы является
Социально - психологическая реабилитация несовершеннолетних и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Задачами программы являются:
-
выявить и устранить причины несоответствия психологического развития детей, сформированности у них возрастных новообразований, уровня развития знаний;
-
предупредить и скорректировать поведенческие и эмоциональные расстройства у детей и подростков;
-
сформировать и развить продуктивные межличностные отношения, моральные качества, соответствующие требованиям общества;
Психологические аспекты социальной реабилитации несовершеннолетних из неблагополучных семей:
-
окружающая социальная микросреда,
-
психологический климат в семье,
-
условия воспитания,
-
взаимоотношения с родителями
-
личность самих родителей
все выше перечисленное в обязательном порядке отражаются на ребенке.
Основные стратегические задачи и направления реабилитации:
-
Преодоление неосознанных защитных механизмов, прежде всего отрицания, блокирующих доступ к проблеме. Для этого, прежде всего, необходимо создание безопасной во всех отношениях атмосферы и повышения силы «Я», чтобы оно смогло перенести высвобожденные из подсознания непереносимые прежде переживания.
-
Помощь в узнавание способов заботы о себе и их отработка.
-
Работа с травмирующими событиями при поддержке специалиста, создающего атмосферу безопасности; анализ того, что произошло, и как это воздействовало на жизнь клиента.
-
Определение того, чему надо противостоять в семье, и разработка тактики противостояния.
-
Выражение негативных чувств, прежде всего гнева и стыда, и избавление от них.
-
Возвращение в семью (вначале воображаемое), исследование корней, планирование будущего контакта, формирование реалистических ожиданий, тренировка эффективных форм поведения.
-
Оценка достигнутого и создание, и осуществление ритуала празднования достижений. Для реализации этой стратегии используются, помимо внешних, организационных мероприятий, разнообразные методы.
Значительную группу составляют творческие задания, сочетающие диагностическую и терапевтическую функции. Практика показала их высокую эффективность в работе с неблагополучными семьями.
Как строить работу с неблагополучной семьей?
Принцип индивидуального подхода к проблеме неблагополучной семьи предполагает следующий примерный алгоритм действий:
-
Подготовка - предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы;
-
Установление контакта специалистов с членами семьи;
-
Выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;
-
Определение плана выхода семьи из тяжёлой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;
-
Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно.
-
Патронаж семьи (в случаях тяжелого неблагополучия может продолжаться до нескольких лет).
В реабилитационном (терапевтическом) процессе мы выделяем четыре основных аспекта. Это:
-
работа с ребенком, которая направлена на его развитие, гармонизацию психических и физических функций;
-
работа с родителями, включающая психотерапевтическое воздействие;
-
гармонизация взаимоотношений ребенка и родителей.
Все эти направления тесно связаны, но есть различия в подходах. Начиная общение с той или иной семьей, важно учитывать царящий в ней микроклимат. Важно также понять, каковы явные и скрытие мотивы несовершеннолетних или их семей, обращающихся за помощью в центр.
Одним из методов психологической реабилитации несовершеннолетних и их семей является арт-терапия. Чтобы не делал ребенок или взрослый, он в первую очередь творит - будь то лепка из глины, манки, аппликация или роль в театральной постановке. Многие взрослые, измученные бытовыми проблемами, повседневными заботами, перестают использовать в своей жизни творческий подход, загоняя тем самым себя в состояние, близкое к депрессивному. Поэтому, выполняя вместе с терапевтом различные творческие задания, родители вспоминают, а некоторые заново учатся творчески относиться к каждому своему действию. Это умение бессознательно переносится и в повседневную жизнь, позволяя находить новые, неожиданные решения в безвыходных, на первый взгляд, ситуациях. Арт-терапия - наиболее щадящий метод работы, который не позволяет «лезть в душу», чего так бояться многие дети и взрослые. Работу в арт-терапевтической мастерской можно рассматривать как первый этап психологической реабилитации для самих родителей, особенно для тех, кто неохотно идет на разговор с психологом о своих проблемах. Понятно, что за всем этим стоят различные страхи - оказаться не состоятельным, осознать, что в жизни все не так.
Этот метод позволяет снять напряжение, преодолеет защитные барьеры, возникающие в процессе работы между психологом и пациентом. Именно поэтому желательно, чтобы и арт-терапией, и последующим психологическим консультированием занимался один и тот же специалист.
Виды деятельности, предусмотренные программой
Сознательная целенаправленная деятельность
Программа предусматривает каждому воспитаннику свободу для художественно-творческого решения социально-реабилитационной задачи. Постепенно способность детей к целенаправленной творческой деятельности должна стать критерием художественного развития воспитанников.
Обсуждение работ воспитанников
Этот вид чрезвычайно активизирует внимание детей. Обсуждаются достоинства и недостатки. Воспитанники сами находят слова и образы для выражения понимания своего эмоционального состояния.
Самостоятельная работа
Она вводиться для закрепления приобретенных на занятиях навыков и формирования умений, для расширения представлений о связях в искусстве с жизнью, для наблюдений жизни и искусства.
Работы коллективного творчества
Многие декоративные и конструктивные изделия выполняются на занятиях в процессе коллективного творчества.
Принципы построения программы
-
Многофакторность воздействия на личность и окружающую ее среду.
-
Использование разнообразных форм проведения работы (групповая, индивидуальная, самостоятельная).
-
Обсуждение результатов и эффективности работы программ со всеми заинтересованными лицами, выявление ошибок, проблем и путей их преодоления.
В качестве основных принципов онтогенетически ориентированной системой арт-терапии нами рассматриваются следующее:
-
принцип субъективности (отношение к участникам арт-терапевтического процесса не как к пассивным реципиентам коррекционных и развивающих воздействий как к личностям с индивидуальным набором потребностей, взглядов, установок и т.д.)
-
принцип активности (всемерное вовлечение участников арт-терапевтического процесса в разные формы творческого самораскрытия с проявлением ими инициативы и ответственности);
-
партнерство в терапевтических отношениях (уважение позиции клиента, иногда «следование» за его инициативой, стимулирование его к выражению своих чувств и мыслей);
-
опора на наглядно-чувственный характер деятельности (активное использование визуальных, музыкально-аудиальных, кинестетических и игровых средств самовыражения, стимулирование творческого самовыражения);
-
постоянная обратная связь (отчет участников арт-терапевтических занятий о своих чувствах, мыслях и впечатлениях от работы и взаимодействия друг с другом и ведущим; комментирование ведущим особенностей творческой экспрессии и поведения участников);
-
единство и взаимодополнение вербальной и невербальной экспрессии (чередование в ходе арт-терапевтических занятий изобразительной деятельности, движения и танца, музицирования, сочинения историй и обсуждений);
-
взаимопроникновение лечебных, профилактических, развивающих, обучающих элементов;
-
сочетание группового характера коррекционного процесса с индивидуализацией его задач в соответствии с социально-психологической и педагогической диагностикой каждого клиента;
-
интегративность (активизация и развитие в ходе занятий эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности, преодоление противоречий между чувствами, мыслями и поступками);
-
системность (восприятие поведения и проблем участников арт-терапевтического процесса в контексте терапевтических, групповых и социальных отношений и широкого набора различных факторов риска и здоровьесбережения);
-
ориентация на саморазвитие, доверие к внутренним ресурсам организма и психики ребенка с параллельным привлечением внешних ресурсов;
-
признание регрессивных психологических реакции в качестве закономерных и даже необходимых для развития онтогенетически более зрелых и совершенных форм психической деятельности.
Механизмы и место реализации программы
1 часть:
Оснащение программы оборудованием, методическими рекомендациями и наглядными пособиями.
2 часть:
Работа по программе, мониторинг и обработка результатов программы.
Групповая работа проходит два раза в неделю с детьми (1 час) и один раз в неделю с родителями (1 - 1,5 часа). Индивидуальная терапия проходит в зависимости от назначения, но не более двух раз в неделю.
В целях наилучшей организации и осуществления арт-терапевтической программы целесообразно деление частей на следующие основные этапы:
-
этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики;
-
коррекционный этап, оценка промежуточных результатов;
-
этап завершения работы, оценка конечных результатов.
На этапе подготовительных организационных процедур и исходной диагностики решаются следующие задачи:
-
создание и оборудование арт-терапевтической студии.
-
проведение предварительных собеседований, отбор и подготовка кандидатов для участия в индивидуальных и групповых занятиях.
-
исходная диагностика и определение показаний для применения индивидуальной и групповой арт-терапии и ее конкретных техник, игр и упражнений.
-
знакомство, формирование терапевтического альянса (терапевтических отношений) и взаимного доверия участников группы.
-
вовлечение прошедших исходную диагностику кандидатов в арт-терапевтический процесс, освоение ими пространства арт-терапевтического кабинета.
На коррекционном этапе программы решаются следующие задачи:
-
поддержка атмосферы высокой взаимной терпимости и психологической безопасности участников арт-терапевтического процесса.
-
раскрытие индивидуальных потребностей, чувств и проблем участников арт-терапевтического процесса в изобразительной и иной творческой деятельности и обсуждениях.
-
структурирование и организация поведения и опыта участников т арт-терапевтического процесса, удержание их внимания на деятельности и терапевтических (групповых) отношениях.
-
укрепление и развитие творческого альянса.
-
преодоление препятствующих самораскрытию тревоги, психологических защит и сопротивления.
-
постепенная коррекция имеющихся у участников нарушений поведения и эмоциональных расстройств.
-
развитие у участников арт-терапевтического процесса более адаптивных моделей поведения, здоровых потребностей и формирование положительной «Я-концепции».
-
оценка промежуточных эффектов арт-терапевтической программы и, в случае необходимости, ее корректировка.
Второй (коррекционный) этап делится на две стадии:
-
переходную стадию;
-
рабочую стадию.
На этапе завершения работы и оценки конечных результатов программы решаются следующие задачи:
-
открытая и всесторонняя проработка связанных с завершение арт-терапевтической программы чувств.
-
закрепление полученного положительного опыта.
-
формирование у участников арт-терапевтического процесса механизмов собственной поддержки.
-
в случае необходимости планирование дальнейшей работы.
-
подведение участниками личных итогов.
-
оценка результатов программы
Кадровое обеспечение программы
Для реализации программы в качестве соисполнителей привлекаются:
-
воспитатели
-
социальные педагоги
-
специалисты дополнительного образования
-
психологи
-
специалисты консультативной службы
-
специалисты правовой службы
-
медицинский персонал
-
врач психиатр МУЦГРБ.
Конкретными показателями результативности программы будут считаться:
-
сформированность адекватного восприятия себя и окружающего мира; самоопределение; осознание и принятие себя; осмысление своих взглядов; осознание своих проблем.
-
морально-нравственное воспитание: развитие эмпатии; сформированность зрелого понимания любви; сформированность бережного и ответственного отношения к природе и предметному миру в целом; сформированность умения понимать свои чувства и испытывать сочувствие; сформированность осознания и принятия общественных норм и правил.
-
развитие коммуникативных навыков: сформированность навыков эффективной коммуникации, переоценка своих взаимоотношений с людьми;
-
снятие психологического напряжения и активизация внутренних ресурсов: осмысление и принятие собственного жизненного опыта; сформированность позитивной установки и пробуждение желания положительных изменений; ориентация на ключевые моменты жизни, заострение внимания на радостных и счастливых переживаниях.
-
осмысление тем и понятий, определяющих мировоззрение (любовь, одиночество, поиск смысла жизни, истинные мотивы, понятия душевного покоя, детство и взрослость, жизнь и смерть, сон и явь).
-
осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас».
-
развитие эмоционально-волевой сферы.
-
развитие познавательной сферы, сформированность и повышение мотивации учебной деятельности.
Эффективность:
Экономическая - сокращение расходов здравоохранения на одного ребенка.
Социальная - оздоровлении психологии детей, формирование мотивации здорового образа жизни.
Научно-практическая - внедрение в социально-педагогическую практику интенсивных методов психологической работы.
Заключение
Методы психологической работы с несовершеннолетними и их семьями, описанными, в данной работе, являются наиболее современными из всех психологических средств психокоррекции. Практика показывает их высокую эффективность в работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию. В нашей работе они используются уже в течении полугода и дают хорошие положительные результаты. Эти методы позволяют компенсировать психологические последствия травм, нанесенных ребенку или его семье при различных формах травмирующего и неприемлемого физического, экономического, психологического воздействий.
Для повышения эффективности социальной и психокоррекционной работы мы обобщили, систематизировали выше перечисленные виды работы и создали единую комплексную программу. Программа носит комплексный характер и реализуется в ходе скоординированной деятельности всех специалистов учреждения.
Данная программа уже дает положительные результаты и, по нашему мнению, может использоваться не только в социально-реабилитационных центрах, а также в деятельности практикующих психологов, психологов и педагогов средних дошкольных и общеобразовательных учреждений, воспитателей и специалистов детских домов для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса. В этом состоит, по нашему мнению, практическая ценность предложенной нами программы.