Психология обучения (работа с трудными детьми)

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психология обучения

( работа c «трудными» детьми )

Проблема «трудных» учащихся - одна из центральных психолого - педагогических проблем. Тяжёлое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства - всё это привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Конечно, правонарушения заметно увеличились и среди взрослого населения. Но всё же 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Причём появляются всё новые виды отклоняющегося поведения. Молодёжь участвует в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничает с мафией, занимается проституцией и сутенёрством, совершает экономические преступления. Важно знать, что число нигде не учащихся подростков возросло среди правонарушителей на 40% с лишним.

Определение понятия «трудные дети».е

Можно выделить 3 существенных признака, составляющих это понятие :

  • наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения (это определяется тестовыми и экспериментальными методиками);

  • нарушения поведения нелегко исправляются и корригируются;

  • такие дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.

Все ли дети трудные? Естественно, все дети на определённом этапе своего психического развития бывают трудными. Но в разной степени и относительно кратковременно. Поэтому есть смысл говорить о трудном школьнике лишь при наличии у учащегося устойчивых недостатков в характере и поведении.

Почему слово «трудные» пишется в кавычках? В советской школе это было связано с официальным мнением начальственных кругов, что нет по - настоящему трудных школьников, а есть плохие учителя. Это было выгодно, т. к. отвлекало людей от реальной социальной обстановки.

В настоящее время «трудный» (в кавычках) означает то, что он поддаётся педагогическому воздействию. Но есть дети трудные (без кавычек), на которых уже, порой, невозможны никакие воздействия.

За рубежом вместо понятия «трудные школьники» применяют выражение «учащиеся с проблемами».

Основные причины появления «трудных» детей и подростков.


  1. Природные предпосылки, генетический фактор, наследственная отягощённость. Но действуют они не прямо , а через социальные факторы.

  2. Неправильные отношения в семье.

  3. Просчёты школы.

  4. Изоляция от товарищей.

  5. Средовая дезадаптация вообще.

  6. Стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе.

и т. д.

Часто действует комплекс этих причин, а иногда одна - две.

Возрастные особенности психики ребёнка.

Понятие «ведущая деятельность» было введено С. Л. Рубинштейном , Л. С. Выготским . Она играет главную роль в развитии человека на определённом возрастном этапе. Её признаки следующие :

  • в ней возникают и развиваются новые виды деятельности;

  • внутри такой деятельности формируются и перестраиваются психические процессы;

  • от ведущей деятельности в основном зависят основные психологические изменения личности ребёнка.

Таким образом, для нормального возрастного развития и преодоления появляющихся трудностей требуется обеспечить прежде всего формирование ведущей деятельности.

Основные принципы и методики психокоррекции индивидуальных особенностей школьников.

Существуют 2 направления :

  • с опорой преимущественно на индивидуальную и групповую психотерапевтическую работу;

  • посредством вмешательства в педагогический процесс

( индивидуализация обучения и воспитания, оптимизация взаимодействия учителей и школьников).

Здесь происходит воздействие по преимуществу на следствие, а не на причину, т. е. симптоматическая коррекция. Однако она имеет смысл, т. к. не позволяет закрепиться в характере ученика негативным чертам. Методики такого типа результативны при соблюдении учителями и родителями ряда психолого - педагогических рекомендаций :

  1. Единообразие требований воспитателей.

  2. Адекватность требований : соответствие их возможностям ученика , предоставление ему права самому определять свои главенствующие интересы в жизни. Навязывание педагогами и родителями ученику собственных высоких стандартов и чуждых ему интересов (например, занятия музыкой, ин. языками, фиг. катанием и т. д.) вызывают обычно у школьника чувства неуверенности, неполноценности, ущербности, а порой и агрессии.

  3. Обеспечение эмоционального комфорта школьнику. Нежелательно, чтобы учащийся воспринимал учителя как настроенного против него чужого человека. Воспринимать

«трудного» школьника спокойно, а не взрываться со всё большей и большей силой при каждом новом их негативном высказывании и проступке.

  1. Усиление контроля. В нём особенно нуждаются импульсивные, невыдержанные дети. Рекомендуется за провинности их не столько наказывать, сколько вызывать чувство раскаяния за содеянное. Используются такие средства воспитательного воздействия, как стимуляция примерного поведения, демонстрация обиды, отказ от поощрения.

  2. Поощрение активности. При этом гиперактивных и неорганизованных детей рекомендуется загружать полезной и увлекательной деятельностью, не оставляя им много времени для безделья. Иначе они могут использовать его для нежелательных взрослым действий.

  3. Предоставление самостоятельности в такой индивидуальной и возрастной форме, чтобы у школьника развилось чувство причастности, понимания значимости собственного места в жизни и социальной роли, повышению уровня ответственности и уверенности в себе.

  4. Избегать приклеивания ярлыков.

  5. Использование похвалы и поощрения. «Трудных» школьников хвалят за улучшение учебной деятельности, а не только за способности, за повышение уровня воспитанности, а также за усилия в творческой деятельности.

  6. Признание педагогом собственных ошибок и принесение извинения.

  7. Применение наказания в необходимых случаях.

Внимание и

трудности учебно - воспитательного процесса.

Неуспех в усвоении знаний часто становится основной предпосылкой возникновения отклоняющегося поведения.

Внимание не является самостоятельным психическим процессом, но составляет необходимую сторону каждого вида сознательной душевной деятельности. Без него невозможно полноценное учение, глубокое усвоение сообщаемых знаний. Более того , неумение человека управлять своим вниманием делает его неорганизованной, импульсивной личностью и вызывает многие трудности в жизни.

Внимание - это направленность и сосредоточение сознания на определённом объекте, обеспечивающие его наиболее ясное отражение.

Выделяют 3 вида внимания:

  • непроизвольное

  • произвольное

  • послепроизвольное.

Непроизвольное внимание зависит от характера внешнего раздражения (его силы, новизны, длительности действия, прерывности и пр.), психического состояния, прошлого опыта человека, непосредственного интереса. Стимулирование непроизвольного внимания - начало его включения в активную учебную деятельность.

Облегчает выработку произвольного внимания практическое действие (конспектирование во время чтения, подчёркивание отдельных мест текста и т. д. ),особенности рабочей обстановки, соответствующее психическое состояние (рабочая настроенность), самовнушение, привычка быть внимательным.

Выделены 4 свойства внимания:

  • устойчивость

  • объём

  • распределение

  • переключение.

Устойчивость зависит от возраста и индивидуальных особенностей школьника. В младших классах устойчивость внимания менее длительная. Там в течение одного урока требуется чаще менять виды учебной деятельности и предоставлять кратковременный отдых. В средних и старших классах возможности для развития этого свойства значительно большие. Поэтому на уроке можно более длительный период заниматься однородной учебной деятельностью. Но и там надо учитывать моменты колебания внимания. Индивидуальные особенности воспитания устойчивости внимания обусловлены типом темперамента. Например, холерику труднее выработать у себя устойчивость внимания, чем флегматику.

Объём внимания у старшеклассников равен 7+2

у младших - меньше почти вдвое.

Для увеличения объёма внимания у учащихся рекомендуется учить их выделять в процессе наблюдения крупные комплексы, а не отдельные мелкие объекты. Например, при чтении выделять не каждую букву в отдельности, а слоги и короткие слова целиком.

Распределение внимания развивается в такой сложной деятельности, в которой объединяются более простые и уже хорошо отработанные деятельности. Например, слушать лекцию и конспектировать её (в старших классах).

Переключения внимания можно добиться , если добиваться быстроты реакций, развивать волю.

Почему у школьника может возникнуть невнимательность?

Внешние причины: неинтересность и монотонность изложения педагогом учебного материала, слабая дисциплина в классе, неясность цели и плана урока, а также недостаточно свежий воздух в помещении, слишком высокая или слишком низкая температура в классе, посторонний шум, наличие ненужных новых пособий, утомление к концу дня.

Индивидуальные причины : отсутствие интереса к учебному предмету, слишком лёгкое или слишком трудное усвоение материала, неприятные семейные события, болезнь, переутомление, в том числе из - за просмотра большого количества кино - , теле - , видеофильмов, частого хождения с родителями в гости, занятиями в нескольких кружках, поздним засыпанием и т. д.

Невнимательность может стать привычкой, закрепиться как отрицательная черта характера. В таких случаях говорят о возникновении рассеянности.

Рассеянность бывает двух видов :

  1. В одних случаях она выражается в отсутствии устойчивости внимания, в постоянном переключении внимания с одного вида деятельности на другой. Именно такая рассеянность внимания бывает у многих неуспевающих и недисциплинированных школьников. Она присуща также многим экстравертированным личностям.

  2. В других случаях рассеянность происходит от слишком большого сосредоточения на своих мыслях и переживаниях. Такая рассеянность бывает у усиленно занимающихся учёбой школьников, в том числе и у отличников и вообще у увлечённых каким - либо делом подростков и юношей. Она бывает у интровертов.

Для предупреждения рассеянности детей важно добиваться выполнения ими режима дня с достаточным по времени сном и пребыванием на воздухе.

В чём заключается индивидуальный подход к «трудному» школьнику в данном случае ? В том, чтобы понять, насколько невнимательность повлияла на возникновение у этого ученика отклоняющегося поведения. Далее рекомендуется изучить, какие именно свойства внимания нуждаются в развитии или коррекции, чтобы определить наиболее точно воздействующие на его внимание средства.

Сенсорика и трудные проблемы учебно - воспитательного процесса.

В детском саду и начальной школе ощущениям и восприятию

уделяется достаточно внимания. В средних и старших классах они подвержены неупорядоченным, несогласованным воспитательным влияниям. .средняя школа не только не поддерживает, а тормозит развитие ощущений и восприятия. Так, школьник никогда не овладеет разговорной речью на иностранном языке, если у него не развивать фонематический слух. Такой ученик просто не будет различать многие звуки иностранного и русского языка.

Ощущение - простейший психический познавательный процесс, возникающий при непосредственном действии раздражителя на органы чувств и заключающийся в отражении отдельных свойств этого раздражителя. Анатомо - физиологическим органом, с деятельностью которого связано возникновение ощущений, является анализатор (зрительный, слуховой, обонятельный и т. д. ). У людей отмечается известное предпочтение или доминирование одних анализаторов над другими. Считается, что 80 - 90 % информации человек получает с помощью зрения. В то же время некоторые исследователи утверждают, что наибольшее эмоциональное воздействие на женщин оказывают слуховые стимулы, а на мужчин - зрительные. Учитель может сам определить ведущий анализатор у детей.

Современная психология продолжает выяснять через исследование индивидуальных особенностей ощущений цвета и формы личность человека. Например, это тест Люшера. Он основан на утверждении, что выбор цвета часто отражает направленность конкретного человека на определённый вид деятельности, настроение, характерные черты его. Его применяют с младшего школьного возраста.

ПРОВЕСТИ ТЕСТ.

Характеристика цветов :

синий - спокойствие и удовлетворённость,

сине - зелёный - уверенность, настойчивость,

оранжево - красный - сила воли, агрессивность, возбуждение,

светло -жёлтый - стремление к общению, экспансивность,

весёлость,

фиолетовый - тревожность,

коричневый - стресс,

чёрный - переживание страха,

серый - огорчение.

Важным является взаимное расположение цветов.

Учащиеся, занимающиеся в однообразной и длительно не меняющейся обстановке класса и школы, лишённые красочных учебных пособий и технических средств обучения, месяцами выслушивающие монотонные сообщения учителей, вполне закономерно начинают испытывать скуку и связанное с ней состояние сенсорного голода, или голода по впечатлениям. Им бывает неприятен сам вид школы и угасает интерес к учению. А что происходит дальше? Как при пищевом голоде человек стремится съесть побольше вкусных продуктов, так многие подростки и юноши при сенсорном голоде хотят получить вне стен школы как можно больше ярких и сильных впечатлений (от грохочущей музыки, ревущего стадиона, энергичных танцев, вина, сигарет, наркотиков и т. д. )

Перцепция и учёт её индивидуально - типологических особенностей

в учебно - воспитательном процессе.

Восприятие (перцепция) - психический познавательный процесс, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств человека и заключающийся в отражении этого раздражителя в целом.

Сравним определения ощущения и восприятия. Сходство между ними в том, что это процессы непосредственного познания реальных объектов. Различие сводится к тому, что через ощущения мы познаём отдельные свойства предмета познания, а в восприятии мы получаем целостный образ его

(имидж). Восприятие возникает на основе ощущений, но не сводится к их сумме.

Свойства восприятия : непосредственность, целостность, предметность, структурность, константность, осмысленность, избирательность.

Воспринимать можно : другого человека, пространство (форму, величину, взаимное расположение объектов, их рельеф), времени, движения. Если есть нарушения восприятия, то ученик не может понять предмет, не осознавая этого.

Например,

нарушение восприятия другого человека влечёт конфликт с учителями или учениками,

нарушение восприятия пространства влечёт непонимание таких предметов как геометрия, география, изобразительное искусство и черчение; движения - физкультуры; времени - истории, литературы, физики.

Существуют 2 способа восприятия :

  • детализирование

  • угадывание.

Для детализирования характерно преобладание вычленен -

ных, развёрнутых форм отвлечённого анализа, с трудом завершающихся синтезом ( созданием определённого образа ), наблюдению присущ по преимуществу абстрактный характер, образ формируется постепенно, последовательно, процесс наблюдения в значительной степени выражен в речи, вербализован : слова используются для подробного описания, объяснения, определения увиденного, также характерны рационализм, логичность : выводы из наблюдаемого делаются на основе аргументации и анализа фактов, гипотезы тщательно проверяются. В процессе детализирования наблюдатели используют искусственные формы : различные символы, знаки, цифры, буквы.

При угадывании образы создаются легко, т. е. развит синтез. При этом пространственный и цветовой анализ не вычленен,а включён в свёрнутом виде в процесс формирования образа. Наблюдению присущ конкретный характер, образ формируется одномоментно. Речь используется заметно меньше, наблюдение мало вербализировано; слова используются главным образом для называния, словесное описание процесса создания образа очень часто отсутствует вообще. Угадывание нерационально, интуитивно : нет достаточно обоснованных выводов, объяснения сформулированного образа ; внимание направлено на естественные формы окружающих предметов

(лица, фигуры и т. д.).

Из сказанного следует, что у применяющих способ детализирования легче развить точность, тщательность, полноту наблюдения, развёрнутое описание увиденного. У угадывающих школьников лучше формируется быстрота восприятия, его целостность, вариативность создаваемых объектов. Способ угадывания получил название правополушарного приёма и переработки информации, способ детализирования - левополушарного.

ПРОВЕСТИ ТЕСТ.

При построении учебно - воспитательного процесса учителю окажет помощь учёт следующих положений :

1.Применение обоих способов восприятия отмечается во всех возрастных группах школьников и взрослых.

2.В одном и том же классе имеются учащиеся с доминированием в восприятии одного из способов или применяющие оба приблизительно одинаково.

3.Существует известное предпочтение в пользовании указанными способами : в начале младшего школьного возраста и у подростков выявляется у многих склонность к угадыванию, в другие периоды - кдетализированию.

4.В конце младшего школьного возраста и в отдельные периоды у подростков наблюдается ухудшение перцептивной деятельности учащихся, вызванное его перестройкой. В такие периоды учащиеся для преодоления трудностей развития перцепции особо нуждаются в помощи учителей.

5.Во многих случаях к концу обучения в школе уровень перцепции у школьников понижается, а в студенческом возрасте - повышается и становится более ярко индивидуально выраженным. Это объясняется это отсутствием специальных педагогических приёмов развития перцепции в средних и старших классах отечественной школы и единообразием методов преподавания, делающих невозможным эффективный индивидуальный подход к отдельному ученику.

В нашей школе происходит опора лишь на способ детализирования.



Как развивать указанные способы восприятия у школьников ?

Развитие детализирующего восприятия у учащихся связано с привитием им умения наблюдать и воспитанием у них наблюдательности. Условиями успешного овладения методом наблюдения являются : постановка цели наблюдения, выработка и следование плану конкретного наблюдения, систематичность и осмысленность его, фиксация результатов наблюдения и т. д. Когда наблюдение становится привычной чертой характера человека, мы говорим о появлении у него наблюдательности. Для воспитания у рассеянного школьника наблюдательности рекомендуется :

  • помочь ему овладеть методом наблюдения;


  • постоянно тренировать его в применении этого метода в жизни и научить оценивать правильность результатов, сделать наблюдение привычным для ребёнка;


  • развивать у школьника любознательность, «охоту» за фактами;


  • поощрять учащихся к постановке как можно большего количества вопросов в процессе наблюдения. Не осуждать учащихся за наивные вопросы, а тем более не насмехаться над ним за это. Вопросы вначале всегда наивны, но их постановка всегда свидетельствует о пробуждающейся умственной активности школьника, развитии его мышления;


  • научить школьника длительному наблюдению, а затем быстрому. Станиславский тренировал наблюдательность актёра так : вначале давал ему для наблюдения и последующего описания нескольких предметов 30 сек., а постепенно период наблюдения сводил до 3 -4 сек.;


  • проводить совместное наблюдение в классе и во время внеклассных мероприятий (посещение кинотеатров, театров, походов по родному краю) с последующим коллективным обсуждением;


  • чаще применять средства наглядности в процессе обучения.

Для формирования угадывающего восприятия необходимо использовать наглядные пособия, развивающие у учащихся умение образно сравнивать. Сравниваться должны естественные объекты (люди, животные, предметы быта), а не геометрические фигуры и предметы с искусственной, абстрактной формой. Так, учащимся предлагают предметно неопеделённые изображения и спрашивают : «На что они похожи?» Полезно проводить соревнование : «Кто увидит в таком изображении больше образов? У кого они более оригинальны и разнообразны?». Также проводятся такие упражнения : по одной или очень немногим ключевым деталям надо как можно скорее узнать объект в целом.



Память и учёт её особенностей в учебно - воспитательном процессе.

Многие неудачи в учении у «трудных» школьников связаны с их неумением запоминать и сохранять в сознании большое количество информации. Происходит это обычно при переходе в средние классы, когда количество подлежащего усвоению материала существенно увеличивается, а способам его заучивания никто из учителей не учит. Положение усугублялось также тем, что преподавание в советской школе имело преимущественно репродуктивный характер, т. е. основной упор делался на память учащихся.

Память - психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что мы раньше называли, переживали или делали.

Существует 3 группы видов памяти :

1.Двигательная, эмоциональная, образная, словесно - логическая.

Они различаются по тому, что запоминается.

2.Непроизвольная и произвольная.

Они отличаются наличием или отсутствием цели запоминания.

3.Кратковременная, долговременная, а также их своеобразное сочетание -оперативная.

Они различаются длительностью запоминания.

90% наших учебников развивают, в основном, словесно - логическую память, т. е. ориентированы на левополушарных детей, что делает неуспевающими многие худ. натуры из числа школьников.

От видов памяти отличают типы памяти. Если в видах памяти отражено, что человек запоминает, то в типах памяти, как запоминает.

Различают : зрительный, слуховой, двигательный и смешанный типы памяти (зрительно - двигательный, зрительно - слуховой, слухо - двигательный ).

Все типы памяти упражняемы.

Индивидуальные особенности памяти связаны с её продуктивностью. Она выражается в быстроте, прочности, точности и готовности памяти.

Подробнее поговорим о механическом и смысловом запоминании. Механическим запоминанием является запоминание без установления логической связи между частями. Основное условие его успешности - частота повторения материала. Смысловое запоминание включает в себя мышление. Они тесно связаны.

Например, без механического запоминания невозможно усвоение родного и иностранных языков.

ПРОВЕСТИ ТЕСТ.

ПРИВЕСТИ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Способствует развитию всех типов памяти ЧТЕНИЕ.

Кроме рассмотренных выше причин появления трудностей у школьников, есть ещё проблемы, связанные с мышлением, воображением, эмоционально - волевой сферой, гиперсексуальностью, способностями, темпераментом, акцентуациями, самооценкой, мотивацией, стилем семейного воспитания, социального окружения.

Важное значение имеет для учащегося ШКОЛА.

Учёными отмечено, что многочисленные случаи плохого поведения и низкой успеваемости учащихся чаще всего обусловлены двумя основными факторами : частотой сменяемости учителей и значительными изменениями состава учащихся класса (особенно деление на «сильных» и «слабых»). При этом большого значения не имеет старая это школа или новая, большая или маленькая.

© 2010-2022