Родительское собрание на тему Ох, уж эти экзамены!

Ежегодно школьные психологи задаются вопросом, как провести собрание с родителями выпускных классов, чтобы они правильно смогли оказать поддержку детям при подготовке к экзаменам, дать совет по выбору предмета, настроить на продуктивную работу, снять тревожность и напряжение для достижения максимального результата. Ведь спокойный, чуткий, рассудительный родитель сможет вселить в ребенка уверенность в себе, целеустремленность при подготовке к экзамену.Мысленно, поставив себя на место выпускника, ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Ох, уж эти экзамены!»

Цель - формирование представлений о внутреннем мире и жизненных планов учащихся выпускных классов.

Продолжительность 30-40 минут

План родительского собрания:

1.​ заблаговременное анкетирование учащихся выпускных классов (составление диаграммы);

2.​ вступительное слово педагога-психолога, учителя;

3.​ анкетирование родителей (результаты остаются у родителей);

4.​ ознакомление родителей с результатами анкетирования детей;

5.​ притча-айкедо;

6.​ рефлексия.

I. Анкета "Что чувствует и думает учащийся выпускного класса о предстоящих экзаменах?" (Колесникова С.В., Краснобрыжая О.Н.)

В предложенной анкете выпускник выбирает готовые варианты ответа в скобках и отвечает на вопросы. Вопрос № 10 разработан на основе цветового теста Люшера (бланк см. приложение № 1).

1.Какие чувства вызывает предстоящая сдача ЕГЭ (ГИА)? (страх, тревогу; радость; спокойствие уверенность).

2.Что, по Вашему мнению, скажут (сделают) родители в случае неудачной сдачи ЕГЭ (ГИА)? __________________________________________________________________

3. С кем в первую очередь Вы готовы поделиться результатами ЕГЭ (ГИА), если они положительные? __________________________________________________________________

4. С кем в первую очередь Вы готовы поделиться результатами ЕГЭ (ГИА), если они отрицательные?_____________________________________________________

5. В случае провала на экзамене, какую помощь (поддержку) Вы хотели бы получить от родителей? __________________________________________________________________

6. В случае непоступление в ВУЗ в данном году, что Вы будите делать? (пойду работать; буду готовиться с репетитором к следующему году; ничего не буду делать; пойду служить; другое____________________________________________________________)

7. Как Вы считаете, готовы ли Вы к новому этапу в вашей жизни?____________________________________________________________

8. В случае неудачной сдачи экзамена сможешь ли ты уйти добровольной из жизни? (да; нет; не знаю).

9. В случае успешного сдачи ГИА или ЕГЭ вы самостоятельно выберете учебное учреждение или доверитесь мнению родителей? (самостоятельно; выберут родители).

10. Выберите цвет наиболее комфортный для Вас в данный момент и закрасьте человечка.

II. Вступительное слово:

Экзамены для учащихся - это всегда стрессовые ситуации. Единый государственный экзамен - новая форма проведения итоговой аттестации выпускников и вступительных экзаменов в ВУЗ. Все новое, неизвестное всегда является дополнительным источником тревожности. Следовательно, единый государственный экзамен может стать достаточно сильным стрессом для выпускников и их родителей. Необходимо помнить, что страх перед неизвестностью в условиях «информационного голода» ведет к расстройству психики и даже суициду. Доктор педагогических наук, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что Единый госэкзамен вполне способен подтолкнуть подростков к самоубийству. Именно в этой ситуации выпускник так сильно нуждается в психологической помощи и поддержке родителей. Психологическая поддержка - один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче экзамена. Поощрение, поддержка, реальная помощь, беседы, а главное - спокойствие взрослых помогут подростку успешно справиться с собственным волнением.

В экзаменационную пору основная задача родителей - создать комфортные оптимальные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может. Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что всё у него (неё) в жизни получится! Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей - положительных сторон старшеклассника. Именно в этом возрасте оценка старшего по возрасту очень ценна для подростка. Вера в успех, уверенность в своём ребёнке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения важны для него, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Уважаемые коллеги, не забудьте проинформировать и распечатать на отдельном листе памятку о полезных сайтах для родителей и выпускников: gia.edu.ru/ и ege.edu.ru/. Это официальный информационный портал государственной итоговой аттестации, где предоставляются сведения о расписании, экзаменационных материалах, критериях оценивания, о правилах подачи апелляции и многое другое.

III. Анкета для родителей выпускников (см. приложение № 2).

IV. Ознакомление родителей с результатами анкетирования детей.

V. Притча-айкедо.

Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию поучительную притчу-айкедо. Я прошу вас правильно отнестись к предстоящему испытанию, которое ожидает Вас и вашего подростка. Зачитывается притча.

Дорогие мама и папа!

С тех пор как я уехала в колледж, я была небрежна в написании писем. Сожалею о том, что была невнимательна и не писала до сих пор. Я сообщу вам сейчас обо всем, что произошло, но перед тем как вы продолжите чтение, пожалуйста, сядьте. Вы не будете читать дальше, пока не сядете, хорошо? Ну, сейчас я чувствую себя вполне хорошо. Перелом черепа и сотрясение мозга, которые я получила, когда выпрыгнула из окна своего общежития в тот момент, когда оно загорелось (вскоре после моего приезда сюда), теперь почти вылечены. Провела две недели в больнице и теперь могу видеть почти нормально, и головные боли бывают только раз в день. К счастью, пожар в общежитии и мой прыжок увидел дежурный оператор газовой станции, расположенной рядом с общежитием, и именно он позвонил в пожарный отдел и вызвал «скорую помощь». Кроме того, он навещал меня в больнице, и поскольку мне негде было жить после пожара, он любезно предложил разделить с ним его комнату. В действительности это полуподвальная комната, но она довольно мила. Он чудесный парень, мы влюбились друг в друга и собираемся пожениться. Мы пока не назначили точную дату, но свадьба будет до того, как моя беременность станет заметной.

Да, мама и папа, я беременна. Я знаю, что вы мечтаете стать дедушкой и бабушкой и что вы радушно примете ребенка и окружите его той же любовью, преданностью и нежной заботой, какими окружали меня в детстве. Причина задержки заключения нашего брака состоит в том, что мой друг подхватил незначительную инфекцию, которая мешает сдать добрачные анализы крови, а я неосторожно заразилась от него. Я уверена, что вы встретите моего друга с распростертыми объятьями. Он добрый и хотя не очень образованный, но зато трудолюбивый. Теперь, после того как я сообщила вам, что случилось, хочу вам сказать, что пожара в общежитии не было, у меня не было сотрясения мозга и перелома черепа, я не была в больнице, я не беременна, я не помолвлена, я не инфицирована и у меня нет друга. Однако я получаю низкие баллы по обществознанию и математике и хочу, чтобы вы смотрели на эти оценки мудро и снисхождением.

Ваша любящая дочь Настя.

Родители, помните, что всё в этом мире относительно. Любите своего ребенка и принимайте его таким, каков он есть.

VI. Рефлексия.

Примерные вопросы для рефлексии:

1.​ Понравилось ли Вам собрание? Что нового узнали?

2.​ Какой момент собрания вас эмоционально затронул?

3.​ Что приобрели в результате участия в сегодняшнем собрании?

4.​ Возможно ли перенести полученный опыт в повседневную реальность?

Литература:

Ковпак Д.В. 111 баек для психотерапевтов. - СПб.: Питер, 2014.

Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест Люшера диагностика нервно-психического состояния. Методическое руководство. Издание - 2. - СПб.: ИМАТОН, 2007.

Приложение № 1.

10. Выберите цвет наиболее комфортный для Вас в данный момент и закрасьте человечка.

Родительское собрание на тему Ох, уж эти экзамены!

Предлагаемые цвета:

Родительское собрание на тему Ох, уж эти экзамены!-состояние покоя, потребность в отдыхе,

эмоциональная стабильность, душевная

привязанность в отношении к партнеру,

умиротворение, гармония, удовлетворенность.

Родительское собрание на тему Ох, уж эти экзамены!

притязаний, стремление к самовыражению, успеху

и власти, деловитость, настойчивость, уверенность

в себе, энергичная защита свои позиций.

Родительское собрание на тему Ох, уж эти экзамены!-энергичная активность, стремление к успеху через

борьбу, возбужденность, потребность действовать

и расходовать силы, лидерство, инициативность.

Родительское собрание на тему Ох, уж эти экзамены!-надежда на легкость, радость, расслабление,

стремление к новому, освобождение, оптимизм,

раскрепощение, восприимчивость, расширение

возможностей.

Родительское собрание на тему Ох, уж эти экзамены!-впечатлительность, эмоциональная выразительность

чувствительность, интуитивное понимание,

зачарованность, мечтательность, восхищение.

Родительское собрание на тему Ох, уж эти экзамены!

-комфорт телесных ощущений, физическая легкость,

Сенсорная удовлетворенность.

Родительское собрание на тему Ох, уж эти экзамены!

- отрицание, окончание, отказ, отречение, неприятие,

протест, небытие.

Родительское собрание на тему Ох, уж эти экзамены!- нейтральность, неучастие, социальная

отгороженность, свобода от обязательств.

Приложение № 2.

Анкета для родителей выпускников (Колесникова С.В., Краснобрыжая О.Н.).

1.Какие чувства у Вас вызывает предстоящая сдача ЕГЭ (ГИА) вашим ребенком?

(страх, тревогу, спокойствие, уверенность, радость и др.).

__________________________________________________________________

2.Что Вы скажите (сделаете) вашему ребенку в случае неудачной сдачи ЕГЭ (ГИА)?

__________________________________________________________________

3.Как Вы считаете, с кем в первую очередь поделится ваш ребенок результатами ЕГЭ (ГИА), если они положительные?

__________________________________________________________________

4.Как Вы считаете, с кем в первую очередь поделится ваш ребенок результатами ЕГЭ (ГИА), если они отрицательные?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какую помощь Вы могли бы предоставить вашему ребенку, в случае неудачи на экзамене?

__________________________________________________________________

6.Ваши действия, в случае непоступления вашего ребенка в высшее учебное заведение в данном году?

__________________________________________________________________

7.При выборе высшего учебного заведения, отдадите ли вы предпочтение желанию вашего ребенка или примите решение самостоятельно?

__________________________________________________________________

8.Как Вы считаете, в случае неудачной сдачи ЕГЭ (ГИА), могут ли возникнуть у вашего ребенка мысли о добровольном уходе из жизни?

__________________________________________________________________Благодарим за искренние ответы!

© 2010-2022