Статья Агрессия. Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей

Материал статьи "Агрессия. Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей." можно использовать для проведения родительского собрания в школах 8 вида.Рассказывается об эмоциях детей, их проявлении.О воле,о том, что дети характеризуются недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии со сколько-нибудь отдалёнными целями. Характерным признаком для данной категории подростков является расстройство эмоционально-волевой сферы, что выражается ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание.

Агрессия. Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей.

"Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли".Эрих Фромм

Уважаемые мамы, папы!

Тема нашей встречи "Агрессия детей - причины и предупреждение"

очень актуальна на сегодня. Что же такое агрессия?

Агрессия - это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически и вербально. Для многих родителей тема агрессии весьма значима. Так, защита детей от агрессии окружающих или же воспитание детей сильных духом, способных противостоять насилию без агрессивных форм поведения, становится для них первостепенной задачей.

У наших детей, страдающих нарушениями интеллекта, эмоционально-волевая сфера существенно отличается.

Типичным для личности этих детей является отсутствие инициативы и самостоятельности. Им свойственны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия. Большинство из них легко поддаются внушению и в то же время упорно сопротивляются всему новому и неизвестному. Такие дети - рутенты во всем: прогулку любят совершать по определенным, знакомым местам, учебные вещи в классе стараются расположить в строго определенном порядке. Они любят заниматься старым, хорошо известным делом, - так как косность и стереотипность поведения - отличительная черта детей с умственной отсталостью.

Эмоции у детей обнаруживают относительную сохранность. Многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. Когда их хвалят, они бурно проявляют свою радость, при порицании часто обижаются, могут быть вспыльчивыми, агрессивными.

Эмоциональные реакции детей проявляются по-разному. Так, для одних характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Дети как бы безразличны к воздействующим на них раздражителям. У других - реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев неадекватные, эмоции не отличаются многообразием и дифференцированностью им свойственно «тугоподвижность» эмоциональных проявлений.

Чувства учащихся незрелы, недостаточно дифференцированы: тонкие оттенки чувств им недоступны, они могут только испытывать удовольствие и неудовольствие. Одни дети поверхностно переживают все жизненные события, быстро переходя от одного настроения к другому, а другие отличаются инертностью переживаний. Переживания примитивны, полюсны: либо удовольствие, либо неудовольствие.

Воля у наших детей характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии со сколько-нибудь отдалёнными целями. Они откладывают самые неотложные дела и устремляются погулять, могут не прийти в школу. В дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребёнка. Для детей характерны несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям, воздействиям. Такие дети легко внушаемы, некритично воспринимают советы взрослых. Их легко подговорить, обидеть близкого или слабого человека, сломать чужую вещь. Наряду с этим они могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление разумным доводам, сделать наперекор тому, о чём просят. Личность такого ребёнка формируется на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Однако, она полностью не освобождается от подчинения влиянию окружающей среды, не приобретает независимости. При выполнении конструктивных заданий дети плохо ориентируются в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не соотносят их с образцами. Вместо предложенной им задачи, они решают более простую. Они руководствуются более близкими мотивами.

Характерным признаком для данной категории подростков является расстройство эмоционально-волевой сферы, что выражается в проявлении агрессивного поведения.

Становление агрессивного поведения у подростков с признаками умственной отсталости - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, учебным заведением, а также массовой информации.

Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия», дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют» их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства.

Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка) Стратегии воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стиль поведения ребенка

Почему ребенок так поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребенка

«Прекрати!», «Не смей так говорить». Родители наказывают ребенка

Агрессивный (ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте)

Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал

Агрессивный (ребенок продолжает действовать агрессивно)

Ребенок думает, что все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера

Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим

Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях

Скорее всего, ребенок научиться управлять своим гневом

Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей

Как можно помочь агрессивным детям?

Интерактивная беседа.

- Чтобы снять агрессивность, можно:

  • Забить несколько гвоздей в мягкое бревно

  • Погоняться за кошкой (собакой).

  • Пробежать несколько кругов вокруг дома

  • Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)

  • Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей)

  • Постирать белье

  • Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физическими упражнениями

  • Сломать несколько ненужных игрушек

  • Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит»

  • Стучать карандашом по парте

  • Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить

  • Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его

  • Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.

  • Помыть посуду

  • Принять прохладный душ

  • Послушать музыку

  • Громко спеть любимую песню

  • Пометать дротики в мишень

  • Попрыгать на одной ноге

  • Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции

  • Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.

  • Пускать мыльные пузыри

  • Устроить бой с боксерской грушей или подушкой

  • Пробежать по коридору школы, детского сада

  • Полить цветы

  • Быстрыми движениями руки стереть с доски

- Успехов в воспитании детей!


© 2010-2022