Творческий отчет по теме Школьная адаптация учащихся пятых классов

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МТворческий отчет по теме Школьная адаптация учащихся пятых классовУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 - МНОГОПРОФИЛЬНАЯ














Творческий отчёт по теме:

«Школьная адаптация учащихся пятых классов»




Составитель:

Педагог-психолог первой

квалификационной категории

Якимчук Н.А.














Введение...................................................................................................................3

Часть I. Теоретические основы проблемы учебной адаптации учащихся в основной школе

1.1.Теоретико-методологические подходы к адаптации обучающихся ………7

Часть II. Психолого-педагогическое сопровождение школьника в образовательном учреждении в период адаптации на различных ступенях обучения

2.1. Мой взгляд на проблемы адаптации ………………………………………. 10

2.2. Этапы адаптации в школе ………………………………………………….. 11

Часть III. Психологическое исследование по адаптации …………………. 13 Заключение…………………………………………………………………………14

Библиографический список ……………………………………………………...15
Приложения ……………………………………………………………………… 16







ВВЕДЕНИЕ


Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Действительно, на рынке труда успешно конкурировать может тот, кто не просто имеет хорошую профессиональную подготовку и самостоятельно решает возникающие вопросы, но обладает адаптированностью как осознанной способностью активно взаимодействовать с постоянно меняющейся внешней средой.

Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования: сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую проходят в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.

Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти - одиннадцатилетнего возраста в основную школу: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов - все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации.

Результаты диагностических исследований 2013 и 2014 годов показали динамику устойчивого роста тревожности учащихся пятых классов. А ведь дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это, в свою очередь, ведет к ослаблению защитных сил организма и, в конечном итоге, отражается на физическом и психическом здоровье ребенка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения.

Педагоги, наблюдая резкий спад успеваемости школьников в 5-х классах, хотя и часто поднимают вопрос о преемственности между начальной и основной школой, но стремятся получить результаты без учета адаптивных возможностей растущей личности.

Актуальность противоречия и проблемы определила тему исследования: «Учебная адаптация учащихся в процессе перехода из начальной в основную школу».

Ведущей идеей является идея приоритета адаптационных процессов на начальном этапе обучения в основной школе, которые направлены на обучение, развитие и воспитание школьника на основе педологической поддержки ребенка, обеспечивающей осуществление личностно-ориентированного обучения. Под этой поддержкой мы понимаем комплексную, регулируемую помощь ребенку в достижении желаемого им и необходимого обществу и государству результата в обучении, социально-психологическом развитии, при условии укрепления здоровья ребенка.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на параллели пятых классов.

Предмет исследования - сущность, факторы и условия успешной адаптации пятиклассников в основной школе.

Цель исследования - реализация авторской структуры успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.

Определение объекта, предмета и цели исследования, предварительное изучение психолого-педагогической литературы позволили сформулировать рабочую гипотезу. Адаптация учащихся к обучению в основной школе будет успешной, что проявится в их адаптированности, если:

• реализация учебно - воспитательных целей будет сопровождаться соответствующим комплексом валеологической, психологической, социальной и педагогической помощи, которую мы называем педологической поддержкой, на каждом этапе адаптации (первичной, частичной, полной);

• личностно и социально - ориентированный образовательный процесс будет представлять собой непрерывную цепь адаптирующих ситуаций, сознательно организуемых и выстраиваемых педагогами на основе этапно-компонентного подхода;
• управление адаптацией школьников будет осуществляться при помощи мониторинга, в основу которого положены индивидуально - групповые критерии успешности адаптации пятиклассников. Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи нашего исследования:

1. Изучить состояние проблемы адаптации школьников в процессе перехода из начальной в основную школу в теории и практике.

2. Определить критерии успешной адаптации учащихся 5-х классов и разработать мониторинг адаптации.

3. Разработать и проверить эффективность структуры успешной адаптации учащихся 5-х классов в основной школе и предложенной системы педологической поддержки пятиклассников в адаптационный период.

Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования:

1. Теоретические методы - моделирование, анализ, синтез, которые позволили выявить специфические стороны исследуемого процесса, определить и обосновать деятельность по адаптации пятиклассников.
2. Эмпирические методы - анкетирование, тестирование, включенное наблюдение, изучение документации.

Исследование условно подразделено на три этапа:

1. Первый этап - связан с анализом состояния проблемы в психолого-педагогической теории и практике, разработкой концепции исследования. Основное внимание уделялось адаптационному процессу учащихся при переходе из начальной в основную школу.

2. Второй этап - включал в себя структурирование адаптационного процесса пятиклассников. Вместе с тем уточнялась гипотеза, содержание работы. Проводился анализ материала, полученного методами наблюдения, беседы, анкетирования, психолого-педагогического диагностирования.

3. На третьем этапе проведена работа, на которой основное внимание было сосредоточено на определении эффективности предложенной структуры адаптации учеников при переходе в основную школу. Были систематизированы и обобщены результаты исследования, сформулированы методические рекомендации по адаптации пятиклассников.

Основной базой исследования явилась муниципальная общеобразовательная средняя школа № 2-многопрофильная.

Новизна проведенного нами исследования заключается в следующем:

• определено понятие «учебная адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу», выявлены ее факторы и условия;

• впервые введено понятие «педологическая поддержка»;

• выделены индивидуальные и групповые критерии учебной адаптированности пятиклассников;

• создана структура адаптации учащихся 5-х классов, опирающаяся на этапно-компонентный подход, который предполагает поэтапное включение в звенья адаптационного процесса сфер интегрированного «Я» ученика: эмоциональной, практически - действенной, интеллектуальной, волевой, физической, которые играют ведущую роль в механизме адаптации.


Теоретическая значимость исследования заключается:

• в раскрытии содержания понятия «педологическая поддержка», которая представляет собой всестороннюю помощь учащимся в конкретных условиях с регулированием меры помощи по этапам адаптации в основной школе;

• в раскрытии сущности адаптации учащегося пятого класса в основной школе как процесса взаимодействия ученика и учителя, ведущего к изменениям и в субъектах деятельности, и в образовательной среде основной школы;

• в обосновании и создании структуры адаптации пятиклассников, что предусматривает деятельность всего педагогического коллектива на основе этапно-компонентного подхода.

Практическая значимость проведенного исследования заключается:

• в разработке методических рекомендаций для учителей школ по обеспечению успешной учебной адаптации учащихся 5-х классов в основной школе;

• в создании учебного пособия для учащегося пятого класса, позволяющего активизировать осознанную деятельность самого ребенка при адаптации в основной школе.

Проведенное исследование позволило вынести на защиту следующие положения:

• структура адаптации школьников при переходе из начальной в основную школу представляет собой взаимодействие всех сторон интегрированного «Я» пятиклассника с образовательной средой основной школы на основе этапно-компонентного подхода;

• в условиях личностно - ориентированной образовательной парадигмы система педологической поддержки при переходе учащихся из начальной в основную школу является ведущим фактором успешной учебной адаптации пятиклассников;

• в основу мониторинга адаптации учащихся 5-х классов положены индивидуально-групповые критерии успешности учебной адаптации, включающие в себя показатели состояния здоровья, уровня развития мышления, произвольности, учебной мотивации, уровня воспитанности и развития межличностных отношений, уровня предметных знаний и сформированности общеучебных умений.

Достоверность полученных результатов и сформулированных выводов обеспечивалась методологической обоснованностью, опорой на фундаментальные положения психологии и педагогики, применением методов, адекватных цели, задачам исследования.


































Часть I

Теоретические основы проблемы учебной адаптации учащихся в основной школе


1.1. Теоретико-методологические подходы к адаптации обучающихся.

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется динамичностью и изменчивостью. Но люди по-разному реагируют на изменения, происходящие как в обществе, так и их личной жизни, то есть отличаются по степени приспособляемости (адаптивностью).

«Адаптация» - это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает различные адаптивные системы. Термин "адаптация" происходит от латинского слова adaptatio -приспособление. Может быть, поэтому многие авторы дают его дефиницию через перевод и определяют адаптацию как приспособление организма к условиям среды.

Нами были проанализированы различные определения термина «адаптация» по следующим параметрам: 1) определение через перевод, что, по сути, является тавтологией;

2) определение адаптации как процесса, явления, результата, признака (системы признаков);

3) выделение видов адаптации;

4) выяснение роли адаптанта по отношению к внешним условиям.

Мы разделяем мнение Ю. А.Урманцева, который с целью разработки в рамках общей теории систем учения об адаптации и адаптациогенезе, проанализировал существующие определения адаптации и выделил типичные их недостатки:

1. тавтологичность;

2. вызванное этим обстоятельством отсутствие в них указаний на существенные признаки;

3. охватывание ими, как правило, одного или реже нескольких классов адаптации во много раз большего числа существующих;

4. отсутствие определения адаптации вообще;

5. отсутствие методологических "указаний" о возможных путях ее изучения.

Возьмем за основу дефиницию рассматриваемого термина, данную Ю. А. Урманцевым, как наиболее общее определение адаптации.

Итак, адаптация представляет собой сообразную или сообразуемую с особенностями объекта и среды его обитания систему признаков, способную реализовать его (объекта) цели в этой среде, созданную и создаваемую в ответ на действительные и возможные действия факторов. Второй вариант определения - это приноравление системы признаков объектом-системой к особенностям среды его обитания для реализации им его целей в этой среде".

В наиболее общей форме адаптация проявляется в эволюционном развитии органического мира с точки зрения филогенеза: сам факт существования биологического вида - результат филогенетической адаптации. Не менее распространены адаптивные процессы в отдельном организме, проявляющиеся на протяжении одной жизни, в онтогенезе. В понятие адаптации включено диалектическое единство среды обитания и самого объекта-системы, единство и борьба противоположностей. Как отмечает В. Н. Грибов, адаптация как процесс взаимного замирения среды и организма направлена на достижение равновесия, что является итогом адаптации. Процесс удержания равновесия через адаптацию называется гомеостазисом. Автор выявил соотношение категорий "равновесие", "гомеостазис", "организм", "среда" через категорию "адаптация": понятие "адаптация" является опосредованным звеном между объектами "организм" и "среда" и между процессами "равновесие" и "гомеостазис".

Целесообразно уточнить мнение В. Н. Грибова: "Равновесие между организмом и средой есть итог процесса адаптации. Сам же этот процесс есть механизм обеспечения гомеостазиса, то есть процесса, обеспечивающего равновесие между организмом и средой". Поскольку существует, на наш взгляд, еще одна важная точка зрения на адаптацию как на процесс взаимодействия субъекта и объекта, субъекта и субъекта (Т. Г. Дичев, И. К. Кряжева, В. С. Олейников, В. Б, Орлов и др.), в результате которого неизбежно происходят изменения в обеих взаимодействующих частях. Изменения касаются появления новых признаков, новой комбинации признаков, частичному исчезновению или полной утрате части признаков и т. д. Взаимодействие всегда ведет к какой - либо доминанте, доминированию чего-либо: одного субъекта над другим, субъекта над объектом или наоборот, и соответственно, к приспособлению к этой доминанте. В тоже время появление доминанты как неизбежный момент эволюции всего живого являет, по сути, вторую и ведущую, активную сторону адаптационного процесса - приспосабливание. Мы акцентируем внимание на том, что механизм адаптации, выработанный в эволюционном развитии, позволяет организму существовать в постоянно меняющихся условиях среды. Но и организм тоже не находится в статическом состоянии, то есть система «организм - среда» находится в состоянии динамического неравновесия, следовательно, процесс адаптации должен осуществляться всегда. Благодаря адаптации достигается сохранение гомеостаза в данной системе.

Адаптационные процессы происходят на различных уровнях: молекулярном, клеточном, на уровне отдельных функций, органов, целого организма и определенных систем. В зависимости от этого авторы, исследуя проблемы адаптации, выделяют следующие ее виды: биологическая, физиологическая, социальная, психологическая, психическая, сенсорная, профессиональная, художественная, учебная, литературная, техническая, лингвистическая. Причем все перечисленные виды могут вступать во взаимодействие, образуя, например, биохимическую, социально-психологическую адаптацию и т. д. Подчеркнем, что сложные адаптационные процессы в реальной действительности представляют собой единое целое, но для построения логической структуры нашего исследования нам необходимо вычленить определенные виды адаптации.

В ходе нашего исследования мы изучаем учебную адаптацию школьников в процессе перехода из начальной в основную школу, которая связана родовидовыми отношениями с социальной адаптацией. Социальная адаптация, как адаптация вообще, представляет собой диалектическое единство объекта-системы и среды реализации его цели, в данном случае единство социального организма и социальной среды. С одной стороны, происходит формирование собственной природы человека, с другой - создание среды.
Характеризуя социальную адаптацию, следует отметить, что здесь проявляется преемственность между биологическими и социальными механизмами. Л. С. Выготский писал, что "биологическое через социальные факторы переплавляется в социальное; биологическое, органическое - в личное; "естественное", "абсолютное", безусловное - в условное. Это и есть собственный материал психологии", тем самым, подчеркивая связь биологического, социального, психологического. Физиологическая адаптация представляет собой процесс взаимодействия биогенной основы личности с внешней средой (анатомические и возрастные особенности, процессы обмена веществ, внутренние системы, процессы созревания и развития организма).

Социальная адаптация вызывает противоречивые мнения у разных авторов. Например, Э. Эриксон, А. Б. Орлов говорят об опасности ассимиляции личности, потере идентичности в предельных случаях. Но это может выступать одним из возможных вариантов, исходов социальной адаптации. Основываясь на определении адаптации, можно сделать вывод, что целью адаптации, как процесса, является самореализация объекта-системы через систему определенных признаков, то есть позиция объекта-системы активна. Следовательно, способность объекта-системы адаптироваться говорит о сохранении его идентичности, поскольку реализуется его цель. При широкой трактовке (Ж. Пиаже, Г. Балл) адаптация понимается как единство противоположно направленных процессов аккомодации и ассимиляции. Причем аккомодация обеспечивает модификацию функционирования организма или субъекта в соответствии со свойствами среды, а в процессе ассимиляции изменяются те или иные компоненты среды, перерабатываемые согласно структуре организма или схемы поведения субъекта. Процессы аккомодации и ассимиляции тесно связаны между собой, но в конкретных случаях один из них может выступать в ведущей роли.

Г. А. Балл подчеркивает, что при исследовании адаптации необходимо учитывать многослойность компонентов системы "индивид - среда", так как одни и те же, в объективном проявлении события могут трактоваться по-разному. Мы разделяем это мнение. Реализацию субъектом его целей можно рассматривать как специфический вид ассимиляции, то есть адаптационный процесс, обеспечивающий равновесие субъекта со средой. Принятие и решение личностью задач, предложенных ей извне, можно трактовать как проявление аккомодации, то есть приспособления к среде. Но если задача принята личностью, стала ее задачей, то действия, направленные на ее решение, выступают как проявление ассимиляции. Г.А. Балл отмечает, что если речь идет об аккомодации, то есть адаптация рассматривается в узком смысле, тогда возможно использование выражения "адаптация к среде", но когда адаптация характеризуется в широком смысле, следует применять термин "адаптация в среде". Мы рассматриваем социальную адаптацию школьника как процесс, с одной стороны, активного освоения личностью внешней среды (условия обучения в основной школе) с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, склонностям, возможностям, таким образом, обогащается субъектный опыт личности, происходит ее дальнейшее развитие, поэтому используем выражение "адаптация ученика в основной школе". А с другой стороны, это процесс приноравливания образовательной среды школы к субъекту адаптации через создание системы адаптивных ситуаций, в то же время, школа как носитель богатейшего социального опыта, который следует передать индивиду, делает все возможное, чтобы индивид принял и усвоил его.

Социальная и психическая адаптации тесно взаимосвязаны. Мы определяем психическую адаптацию как процесс установления соответствия психических свойств, состояний и процессов личности при ее деятельности и окружающей среды. Кроме того, А. В. Морозов подчеркивает, что данный процесс «позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды». Учебная адаптация, предполагает приспособление ученика к форме и содержанию обучения, что также меняется при взаимодействии с адаптантом через
дифференциацию. Адаптация учащихся в основной школе является одним из видов учебной адаптации. Под учебной адаптацией учащегося при переходе из начальной в основную школу мы понимаем процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы, в результате чего, устанавливается оптимальное соответствие, с одной стороны, возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития, с другой стороны, условий образовательной системы. При этом приоритетным результатом взаимодействия мы считаем обогащение субъектного опыта ребенка, развитие его индивидуальности, его Я - образа. Гибкость среды школы проявляется в ее способности быстрого реагирования на образовательные потребности ученика через простраивание индивидуальной траектории его обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения.





II. Психолого-педагогическое сопровождение школьника в образовательном учреждении в период адаптации на различных ступенях обучения


2.1. Мой взгляд на проблемы адаптации

На всём протяжении своей работы в школе одним из главных направлений своей деятельности считаю разрешение проблемы адаптации учащихся пятых классов. Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

И у пятиклассников изменяется социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за того, что не знает, какими будут требования новых учителей, особенности и условия обучения. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.

Такое психологическое напряжение, если будет достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.

С повышенной тревожностью ребёнок не может адекватно воспринимать школьную жизнь, строить отношения с одноклассниками и учителями. Все это осложняет учебный процесс. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.

Начинается новый учебный год - начинается процесс адаптации. Эффективность этого процесса зависит от активности, как ученика, так и педагога. Мои задачи в пятых классах:

- помочь в адаптации к «разноголосице» требований учителей;

- в осознании самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»);

-в выявлении (пояснении, понимании) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда - акцент на полоролевое взаимодействие;

-в принятии новой позиции - ученик второй ступени школы.

2.2. Этапы адаптации в школе


В своей работе я выделяю следующие этапы:

1. Разработка программы для работы с 5-ым классом.

2. Психолого-методические консультации для учителей - предметников.

3. Проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребёнка в школе, ознакомление с материалами адаптационного периода.

4. Психологические консультации для классных руководителей по вопросам адаптации.

5. Проведение психологических тренингов, уроков, классных часов с целью скорейшего прохождения адаптационного периода.

6. Итоговый анализ результатов адаптационного периода, построение психолого - педагогических задач для каждого конкретного класса.

7. Проведение итоговых психолого-педагогических совещаний.

Моя работа психолога начинается с проведения семинара-практикума, который проводится в начале сентября, когда известны классные руководители будущих 5-х классов. Цель семинара-практикума - помочь учителям осознать смысл адаптационного периода и принять его идеи (приложение №1).

В конце адаптационного периода ( конец первой учебной четверти) проводится совещание с классными руководителями 5-ых классов и учителями -предметниками для обмена впечатлениями между педагогами об особенностях

5 -ых классов и отдельных детей. Через несколько дней после этого я встречаюсь с классными руководителями для того, чтобы провести итоговый анализ адаптационного периода. Мы определяем задачи для продолжения работы с конкретным классом, которые составляют основу плана воспитательной работы классного руководителя на предстоящий учебный год, и содержание необходимой помощи психолога в работе с классом и отдельными детьми.

Важным этапом адаптационного периода является совместная подготовка мной и классными руководителями первого в учебном году родительского собрания (приложение№4).

Моя помощь классным руководителям заключается в том, чтобы:

• настроиться на идею сотрудничества с родителями;

• определить стратегию работы с родителями в течение года;

• предложить различные формы взаимодействия с родителями.

В конце собрания я приглашаю обращаться за помощью к психологу при возникновении, каких - либо проблем с ребёнком (как в учебном, так и личностном плане).






Часть III. Психологическое исследование по адаптации

На этапе адаптации детей в среднем звене школы психологическая диагностика направлена, в первую очередь на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводилась в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.

При обследование пятиклассников учитывались система психолого -педагогических требования к содержанию статуса ученика 5 класса.


учебный год

адаптированы


неполная адаптация

дезадаптация

2012-2013

95%

4%

1%

2013-2014

80%

16%

4%

2014-2015

83%

14%

3%

Как один из показателей социальной адаптации в школе является диагностика по тревожности. Анализ показателей тревожности у школьников позволил выявить неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи.

Отслеживая результаты за последние три года (2012-2015 учебный год) можно увидеть, что у детей в начале года идет всегда тенденция к увеличению уровня тревожности, это говорит о том, что дети переживают социальный стресс, страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

1 срез (начало года)

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Высокая

30%

25%

32%

Повышенная

25%

34%

23%

Нормальная

45%

38%

41%

«Чрезмерное спокойствие»

0

3%

4%

В конце учебного года была проведена повторная диагностика по тревожности, и видна была тенденция к уменьшению % детей с высоким уровнем тревожности.

2 срез (начало года)

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Высокая

7%

7%

10%

Повышенная

26%

20%

18%

Нормальная

67%

73%

70%

«Чрезмерное спокойствие»

0

1%

2%

На основе результатов проводилось консультирование классных руководителей, им даны были рекомендации по работе с тревожными детьми. С детьми с высоким уровнем тревожности проводилась коррекционно - развивающая работа, как индивидуально, так и в микрогруппах, которые формировались на основе сходства проблем (приложение №2, №3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате построенного таким образом адаптационного периода достигаются следующие цели:

- понимание учителями тех трудностей, с которыми сталкиваются ребята при поступлении в школу, переходе на вторую или третью ступень обучения;

- установление в классе доброжелательной атмосферы, при которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;

- снижение тревожности у учащихся, ускоренное прохождение адаптационного периода;

Но не все дети, в силу своих психологических и физиологических особенностей, успешно преодолевают адаптационный период. И работу с ними я продолжаю на протяжении длительного времени. Для этих детей выстраивается адекватный процесс обучения, способствующий их учебному благополучию. Свою задачу в работе с этими детьми я вижу в оздоровлении их внутреннего мира, создании ситуации успеха, как на уроках, так и во внеурочное время.

Мне нравятся слова психолога Н.И.Козлова о том, что в каждом человеке, как во Вселенной, есть всё, нужно только уметь открыть и использовать нужное. Что я и стараюсь делать в своей работе.







Библиографический список


  1. Битянова М. Содержание работы психолога в начальной школе М.,2000.

  2. Бригите Байль и др. Без паники: переходный возраст М.,1998.

  3. Волков Б.С. Психология ранней юности М.,2001.

  4. Давыдов В.В. Психологическое развитие младших школьников, М.,1995.

  5. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии, Ижевск,1996.

  6. Колбик Е.Г.«Первый раз в пятый класс»,М.,2003.

  7. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.,1989.

  8. Мухина В.С. Детская психология. М., 1992.

  9. Немов Р.С. Психология М.,1998.

  10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе М.,1996 г.

  11. Петровский А.В. Психология развивающейся личности М.,1987.

  12. Фопель К. Создание команды, М.,2001.
































Приложение №1

Семинар для учителей 5-х классов

ПЛАН:

1.Вступление «Притча о быстрой лошади».

2.Основная часть

а) проблемы адаптационного периода;

б) решение проблемных ситуаций;

в) задачи адаптационного периода.

3.Заключение. Рефлексия.

ХОД СЕМИНАРА:

Разговор с педагогами начинаю с притчи, которая помогает учителям настроиться на работу, «оторваться» от текущих дел. «Притча о быстрой лошади». «Мудрец спросил у торговца лошадьми: «Почему у тебя одна лошадь стоит в десять раз дороже другой?» - «Потому что бежит в десять раз быстрее». - «Но ведь если она поскачет в неверном направлении, то будет в десять раз быстрее удаляться от цели...». Торговец задумался - и сбавил цену». Адаптационный период - это время в начале года, когда есть возможность выбрать направление в педагогической работе на этот год и с этими детьми.

Далее предлагаю учителям ответить на вопрос: «Представьте себе ситуацию: Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе. Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?» Участники семинара пишут ответы индивидуально, затем обмениваются мнениями в группе и представляют общий ответ, где все мнения учтены.

Важно, чтобы педагоги осознали чувства ребенка, оказавшегося в новой ситуации, его трудности, так как от соответствующей позиции классного руководителя зависит эффективность адаптации школьника. Поэтому следующее задание такое: «Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс. С какими трудностями могут встретиться дети, придя в школу, попадая в новый класс?» (Вот как на вопрос о трудностях школьников ответили классные руководители 5-х классов:

1) стены новой школы;

2) отношения между «новичками» и «старожилами»;

3) неизвестность требований учителей в среднем звене школе;

4) личность классного руководителя;

6) смысл обучения в средней школе;

7) испытание границ допустимых нарушений;

8) преподнесение себя.

Далее мы обсуждаем учителями те аспекты школьной жизни, которые вызывают трудности. Прослушивая ответы всех педагогов, отмечая возрастную специфику возможных трудностей школьников.

«Что можно сделать учителю, чтобы помочь ребятам преодолеть эти трудности?»- таким может быть следующий вопрос обсуждения. По сути, предлагается определить возможные задачи адаптационного периода. Когда ответы готовы, я прошу проранжировать их в порядке значимости: выявляются первостепенные задачи. Группа учителей 5-х классов на последний вопрос ответила так:

• снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в классе;

• познакомить детей друг с другом и классным руководителем;

• познакомить ребят со школой, с режимом дня в школе;

• познакомить первоклассников со школьными правилами и создать условия для принятия их детьми.

В конце семинара-практикума я предлагаю участникам письменно продолжить предложения. («Я сомневаюсь, что во время адаптационного периода...») и прошу дать 3-5 вариантов ответа. Это задание помогает классным руководителям «проговорить» свои опасения, связанные с адаптационным периодом. Затем диктую второе предложение: «Я надеюсь, что во время адаптационного периода...» и предлагаю продолжить последнее в 3-5-ти вариантах.









Приложение № 2

Задания и игры для организации активного взаимодействия.

1-й этап адаптации

1. Знакомство можно организовать в процессе игры «Броуновское движение» (продолжительность - 40 минут - 1 час).

Инструкция:

"Пусть каждый решит, какое у него любимое время года (любимое блюдо, любимая сказка и т.д.). Надо найти себе попутчика. Ходите по классу и повторяйте свое любимое время года: «Я люблю...» Если встретите человека, который называет то же, что и вы, возьмитесь за руки и ходите вместе, ища себе новых попутчиков».

После того, как дети нашли себе единомышленников, они садятся по группам. Каждая группа придумывает себе название и символ, затем рисует их на листе бумаги. Рисунок называется «Наша группа». Группа может представить классу своих членов.

После представления детей и рисунков происходит обсуждение ситуации выполнения задания. В ходе обсуждения нужно ответить на вопросы:

• Что мешало в работе?

• Что помогало?

• Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?

2. Игра «Конструирование» (продолжительность - 40 минут - 1 час).

У каждой группы на столе пакет с набором деталей одежды: для платья и для комбинезона. По цвету, отделке и раскрою все варианты одежды отличаются. Ни в одном конверте нет достаточного набора деталей для сборки. Однако в сумме во всех конвертах есть все необходимые детали. Но это заранее не оговаривается. На доске представлены черно-белые модели одежды.

Инструкция:

«Мы - портные в ателье; закройщики раскроили разные платья и комбинезоны и прислали нам детали, чтобы сшить их вместе. Приступайте к работе, но следите, чтобы ни одна деталь не потерялась, иначе какое-то платье окажется без рукава, а какой-нибудь комбинезон без штанин. Кто будет готов и соединит все детали одежды - сообщите об этом учителю».

Если в группах возникают вопросы о цветовом несоответствии деталей, то учитель предлагает обсудить создавшуюся ситуацию:

• Что делать с этими деталями?

• Как поступать дальше?

• Что нужно делать, чтобы собрать модели? И т.д.

Необходимо подвести детей к решению о взаимном обмене нужными деталями между группами. После игры проводится обсуждение возникших в ее ходе ситуаций.

3. Работа всего класса в одном кругу. Игра «Угадай, что это?» (продолжительность - 30-40 минут).

Ведущий из числа учащихся выходит с учителем и получает задание представить по своему выбору какой-либо предмет без слов, с помощью пантомимы. С классом договариваемся, к какой теме относится изображаемый предмет: животные, птицы, мебель и т.д. Ведущий перед классом представляет заданный ему предмет. Дети должны угадать этот предмет.

Цель игры: развитие внимания, взаимопонимания, воображения, умения принимать чужое мнение и корректировать свои действия для лучшего понимания их другими людьми.

Инструкция:

"Ребята, сейчас ведущий покажет вам какой-нибудь предмет, а вы попытайтесь угадать, что это».

Ведущему: «Придумай какой-нибудь предмет, изобрази его и продемонстрируй ребятам».

Тот, кто угадает, становится ведущим. Игра завершается обсуждением. Эту игру можно проводить и по командам, когда вся команда или коллективно, или индивидуально показывает пантомиму.

4. Игра «Моргалки».

Класс делится на пары: мальчик - девочка. Пары образуют два круга: внутренний и внешний, становятся в затылок друг другу, лицом в центр круга. Тот, кому подмигнул ведущий, должен выбежать в центр круга, а стоящий за ним - успеть удержать его.

Тот, кому удалось вбежать в круг, становится ведущим, а ведущий занимает его место.

Через некоторое время пары меняются местами. Игра заканчивается, когда интерес достигает апогея.

Домашнее задание по итогам первого этапа адаптации:

«Дома, пожалуйста, опишите свое самое яркое впечатление от того, что мы делали в классе. Это может быть сочинение, стихотворение, рисунок или что-то еще. Завтра мы обсудим ваши впечатления».

2-й этап адаптации

1. Игра «Доброе слово».

«Давайте поприветствуем друг друга, скажем теплые слова». (По кругу, начать может учитель: «Здравствуй, Вова. Очень приятно снова видеть тебя» и т.д.) (10-15 мин.)

2. Обсуждение домашнего задания. Ни словом, ни жестом не надо осуждать «забывших» выполнить домашнее задание. Обсуждение хорошо провести так, чтобы всех заинтересовать в выполнении домашнего задания. Продолжительность обсуждения - 30-40 минут.

3. «Демонстрация моды». Класс делится на две команды. Каждая команда получает задание (продолжительность - 1-1,5 час.).

Инструкция:

«Вы учились в начальной школе, сейчас перешли в среднее звено школы. Давайте придумаем модели одежды для учеников начальной школы и для учеников ее среднего звена».

Группы выбирают ту модель, над которой они будут работать. Проходят показ и комментарии. Затем проводится обсуждение, в ходе которого ребята должны ответить на вопросы:

• Что общего в созданных моделях?

• В чем их отличие?

4. Создание образа «Портрет настоящего школьника».

Инструкция:

«Каждый возьмите, пожалуйста, листочки и назовите (напишите) как можно больше качеств настоящего школьника. Пишите сразу то, что приходит вам в голову. Через 3 минуты вы объединитесь в пары и «складывайте» ваши представления о «настоящем» школьнике, договариваясь об общих смыслах. Затем пары объединяются в «четверки» (через 5 мин.). И, наконец, «четверки» объединяются в «восьмерки» («шестерки»), где портрет настоящего школьника приобретает все более зримые очертания. Далее каждая группа выбирает своего спикера, который и представляет полученный в группе результат всему классу (все варианты записываются на доске). Затем группе задаются вопросы на пояснение смысла сказанного и написанного. По ходу обсуждения снимаются все спорные моменты и выясняются нюансы».

Цель данного действа: увидеть наиболее значимые смыслы и понятия в образе «настоящего школьника» и одновременно многообразие взглядов, мнений ребят.

5. Общий рисунок.

Предварительно каждый ребенок выбирает 1-2 цветных карандаша, мелка и т.д.

Инструкция:

«Перед вами - лист ватмана, на котором в течение 5-7 минут вам предлагается нарисовать портрет настоящего школьника так, чтобы в нем были отражены все основные смыслы, о которых мы сегодня говорили. Все рисуют одновременно, создавая общий образ».

Обсуждение организуется следующим образом: каждый ребенок, по очереди передавая друг другу «волшебный» карандаш-микрофон, рассказывает всем, что для него важно отразить в рисунке. Ребятам предлагается дать название рисунку.

6. Игра на взаимопонимание «Разговор через стекло» (продолжительность - 30-40 минут).

Инструкция:

«Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а второй - стоит на перроне. Между вами - закрытое окно. Вы пытаетесь передать друг другу важную информацию... Остальные наблюдают и стараются понять, о чем вы говорите, понимаете ли вы друг друга».

С парой, которая будет «разговаривать», можно договориться о том, кто будет получатель информации, а кто - «передатчик». Предупредите, чтобы информация не была длинной.

Вопросы для обсуждения:

а) выяснить, что поняли «наблюдатели»;

б) выяснить у «работающей» пары: что понял получатель информации и что передавал информатор;

в) выяснить у группы:

что помогало лучшему пониманию партнера;

что мешало;

что нужно делать, чтобы тебя лучше понимали.

7. Игра «Путаница».

Двое ведущих выходят из помещения. Оставшиеся, взявшись за руки, образуют круг и перепутываются, не выпуская рук друг друга. Ведущие возвращаются и пытаются распутать «путаницу».

Домашнее задание по итогам второго этапа адаптации:

Нарисуйте рисунок «Наш класс». Постарайтесь дать как можно больше ответов на вопрос: «Какой я в классе?»

По итогам адаптационного процесса готовится альбом класса с результатами домашних заданий.

На третьем этапе адаптации можно провести игру «Скульптура класса».

Инструкция:

«Давайте построим живую скульптуру нашего класса. Пусть каждый найдет себе место в этой скульптуре».








Приложение № 3

Тренинг по адаптации в 5-х классах

Цель: Сплочение нового коллектива, осознание себя членом коллектива.

Каждый человек сам по себе имеет ценность, каждый по-своему красив. Давайте попробуем сравнить себя с цветком, ведь каждый цветок тоже красив по-своему.

«Цветник»

Сейчас каждый из вас попробует сравнить себя с цветком. Каждый цветок красив по-своему: Один очень яркий, другой - не яркий, но с очень приятным запахом. Выберите цветок, на который, как вам кажется, вы похожи./По кругу все по одному человеку выбирают цветок, который им подходит/.

«Букеты»

Букеты можно создавать из живых цветов, а можно создавать, красиво общаясь, друг с другом. Сейчас мы будем создавать с вами различные букеты.

Пока играет музыка, вы свободно двигаетесь по классу или танцуете. Как только музыка выключается все собираются в «букеты» (сначала «букеты состоят из 3 цветков, затем из 4)Букеты всё время должны меняться.

Какие красивые букеты у нас с вами получились! А сейчас мы постараемся с вами создать одну большую цветущую клумбу.

«Клумба»

Сейчас с закрытыми глазами, касаясь, друг друга, постарайтесь встать в круг, т.е. сделать круглую клумбу для всех наших цветов. Не подсматривайте, так не интересно! Как вы думаете, круг уже получился? Посмотрите: получился ли у нас круг?

Теперь садимся на свои места. Когда люди общаются, друг с другом они как бы создают букеты. Им в этом помогают две вещи. Во - первых, они знают, что они разные, непохожие друг на друга, каждый уникален и неповторим. А вторая - люди знают о том, что у них есть много общего и это помогает им общаться, находить общий язык.

«Квадраты»

Ведущий предлагает вытянуть разноцветные кусочки. А теперь нужно найти все кусочки одного цвета и составить квадрат. В течение 2-3 минут ребята должны объединиться и составить квадраты.

Все садятся по группам, как собирали квадраты

А сейчас следующее задание.

«Что нам нравится всем»

Сейчас за 3-4 минуты вы должны найти в своих группах как можно больше признаков(во внешности, в характере, в интересах, в способностях, во вкусах) которые вас объединяют. Надо найти минимум 5 таких признаков

Посмотрите как много в нас общего. Да, мы все разные, но у нас есть много общего, и мы можем интересно общаться друг с другом!

Мы сегодня увидели, какой красивый букет у нас получился. И имя этому шикарному букеты - 5 Б.

«Прощание»

А сейчас мы с вами будем придумывать ритуал прощания. Иногда люди просто машут рукой на прощание, а мы придумаем своё прощание.

Сначала ведущий, затем классный руководитель, придумывают способ прощания. Все по кругу передают прощание.












Приложение № 4

ВРЕМЯ КРИЗИСА

Переход из начальной школы в среднюю

Материал для проведения родительского собрания

Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».

СОВПАДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ

Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание - все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.

С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.

Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.

НА ПЕРВОМ МЕСТЕ - ФОРМА

С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе.

Он продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.

Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто - и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (ботаника, физика, история). И самое главное - каждый предмет ведет новый учитель.

Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.

Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками - взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

НАЧАТЬ СНАЧАЛА

Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.

Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником.

Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации.

Вот пример из жизни десятиклассницы Маши, выбравшей для себя гуманитарное направление.

Маша в начальной школе считалась слабой ученицей, часто получала тройки и двойки. Свою учительницу побаивалась, с одноклассниками отношения у нее не ладились. В общем, в школу ходить не любила.

Начальную школу она закончила с тройками по русскому языку, математике и «натянутой» четверкой по чтению. На первом же уроке литературы в пятом классе Маша что-то отвечала новой учительнице, и в конце урока та похвалила девочку и поставила ей в дневник пятерку за урок. Маша была изумлена - она получила пятерку, как ей казалось, ни за что. Незнакомая учительница выделила ее.

Наверное, именно с этого дня урок литературы стал любимым для Маши, она стала больше читать, с нетерпением ждала уроков литературы. И хотя с русским языком у Маши по-прежнему были проблемы, ей стало гораздо интереснее учиться, и из троечницы Маша превратилась в хорошистку.

Именно возможность для ребенка начать учебную жизнь сначала и является ключевым положительным моментом перехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.

Физиологические изменения

Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.

Неуверенность в себе

Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать.

Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.

Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки.

Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.

Личные проблемы

Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста - психолога.

Отсутствие способностей

Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

Отсутствие интереса

Очень частое явление - ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому, что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.

Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.

Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.

Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.

Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать.

Собственный огород или даже цветы на подоконнике - хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).

А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов.


ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.

Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.

Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.

Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.

Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.

Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий на продленке.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

28

© 2010-2022