- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа элективного курса Планирование карьеры 2015-16 уч. год (9класс)
Программа элективного курса Планирование карьеры 2015-16 уч. год (9класс)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коломиец Ю.Г. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7» с углубленным изучением отдельных предметов Городского округа Стрежевой
Утверждено: Согласовано:
Директор МОУ «СОШ № 7» Зам. Директора по УВР
Портнова Г.П. Осинская Н.Н.
______________________ ______________________
«___»_______________2015 «___»_______________2015
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ»
Ступень обучения: 2
Класс: 9 классы
Срок реализации: 1 год
Примерная программа: развернутое тематическое планирование составлено на основе программ Н.Р.Огневой, Симоненко Л.А, Резапкиной Г.В.
Составитель: Коломиец Ю.Г.
Педагог-психолог МОУ «CОШ№ 7»
г. Стрежевой - 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс……………………………………………………………............3
-
Пояснительная записка
-
Актуальность
-
Практическая значимость
-
Связь с уже существующими по данному направлению программами
-
Вид программы
Цель и задачи программы……………………………………………………………………3
Отличительные особенности программы…………………………………………….……4
-
Базовые теоретические идеи.
-
Ключевые понятия
-
Этапы реализации, их обоснование и связь
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа…………….4
-
Возраст детей и их психологические особенности
-
Особенности набора
-
Число обучающихся по годам обучения
-
Режим занятий: общее количество часов в год, число часов
и занятий в неделю, периодичность занятий
-
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Уровень результатов работы по программе……………………………………………….5
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей……………………5
Ресурсное обеспечение программы………………………………………………………....5
-
Кадровое
-
Материально-техническое.
-
Краткий перечень оборудования, инструментов, материалов
-
Финансовое
-
Информационно-методическое (пособия, методическая
литература и т.п., интернет)
Содержание программы……………………………………………………………………...6
Список литературы…………………………………………………………………………6-7
-
Литература, используемая педагогом для разработки
программы и организации образовательного процесса
-
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
Учебно-тематический план………………………………………………………………..7-8
Приложение: Анкета готовности к профессиональному самоопределение «Путь в профессию»………………………………………………………………………………..9-11
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Актуальность
С 2006/2007 учебного года начался период перехода на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации и соответственно с 2005/2006 учебного года - введение предпрофильной подготовки в 9 классах. На сегодняшний день по данным социологических исследований каждый третий подросток покидает школу, не имея представления о том, кем он будет работать, второй после окончания ВУЗа работает не по специальности.
-
Практическая значимость
Элективный курс «Планирование карьеры» помогает учащимся 9 классов определиться с выбором будущей профессии посредством самодиагностики своих профессиональных способностей, склонностей, ценностей. На основе полученных знаний обучающиеся на уроках проводят самоанализ собственной профпригодности к той или иной сфере профессиональной деятельности. Посредством современных методик и технологий учатся строить, планировать и прогнозировать траекторию своего личного профессионального плана. Полученные знания позволяют сформировать осознанное и адекватное представление о себе как о субъекте будущей трудовой деятельности. Все перечисленное формирует у старшеклассников высокий уровень готовность к профессиональному самоопределению, которое в свою очередь обеспечивает уверенность в себе и своих силах.
-
Связь с уже существующими по данному направлению программами
Программа представляет собой углубленный модуль курса «Основы социализации личности». Помимо этого, элективный курс «Планирование карьеры» (как психологический) тесно связан с такими школьными предметами как история, обществознание, биологией, литературой и русским языком.
-
Вид программы
Программа является коррекционно-развивающей и общеобразовательной, поскольку дети получают навыки профессионального самоопределения, а также базовые психологические знания о профессиональных способностях, склонностях, ценностях и т.д., которые помогают успешному планированию своей профессиональной карьеры.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цели курса:
1) Формирование психолого-педагогический условий для осознанного и адекватного выбора будущей траектории профиля обучения.
2) Актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения, включающего в себя получение знаний о себе как о субъекте выбирающего профессию и мире профессий.
Задачи курса:
-
Повышение психологической компетентности обучающихся за счет развития уровня профессионального самосознания, определения профессиональной позиции в жизни.
-
Формирования адекватного оценивания себя и своих способностей и склонностей к той или иной профессии.
-
Формирование готовности к профессиональному самоопределению (информационному, эмоциональному, волевому).
-
Развитие навыков построения профессиональной карьеры.
-
Развитие у обучающихся готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
-
Базовые теоретические идеи
Программа элективного курса «Планирование карьеры» основана на идеях таких известных психологов: Климова, Пряжникова, Борейши, Холланда, Йовайши.
-
Ключевые понятия.
Карьера - это сложное и многообразное явление, которое имеет несколько разновидностей. Принято различать административную (управленческую) и профессиональную карьеру, а также вертикальную и горизонтальную карьеру.
Самоопределение - процесс развития человека.
Профессиональное самоопределение - определение критериев профессионализма.
Успех - ощущение счастья, удачливости, везения, гармонии, спокойствия жизни в целом.
-
Этапы реализации, их обоснование и связь.
Программа элективного курса «Планирование карьеры» состоит из 2-х учебных разделов:
-
Секреты выбора профессии и карьеры (программа экспресс - диагностики Г.В. Резапкиной).
-
Профессиональный успех и карьера (продолжение курса «Основы социализации личности»).
Учебный раздел «Секреты выбора профессии и карьеры» предназначен для актуализации процесса профессионального самоопределения, развития навыков самопознания, совершенствования и психокоррекции профессионального выбора и готовности к профессиональному самоопределению. Профессиональное самоопределение возможно только на основе глубокого изучения своих интересов, возможностей, качеств характера и т.д. данный раздел оснащен обширным психодиагностическим материалом, который анализируют и с которым работают сами обучающиеся под руководством педагога-психолога.
Раздел «Профессиональный успех и карьера» предназначен для развития и совершенствования навыков планирования своей профессиональной карьеры. Данный раздел включает развивающие игры «в профессию». Игровые занятия, способствующие развитию личности обучающихся, построены с целью оказания им психологической помощи в выборе будущей профессии и в целом направлены на развитие умения строить жизненную перспективу.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА
-
Возраст детей, их психологические особенности
Программа адресована для учащихся 9-х классов в возрасте от 15 до 16 лет. Потребность в самопознании, самопонимании является особо актуальной для подростков, поскольку в этот период наблюдается кризис рефлексии сопутствующий этому кризису поиск ответов на вопросы о самом себе, жизненном смысле, перспективах собственного развития и самоопределения (личностного, профессионального, социального, семейного и жизненного). В 9 классе возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Дети чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе из-за этого переживают страх, сильное волнение. Главным образом, такое повышение тревожности вызвано особым положением выпускного класса, предстоящими экзаменами, отбором в 10 класс и, возможно, началом нового жизненного пути.
-
Особенности набора детей на курс
Элективный курс «Планирование карьеры» является углублением в области спихологических знаний и коррекциооно-развивающим. Набор детей осуществляется по желанию, т.е. формируются группы. Также данный элективный курс предлагается учащимся из других школ. По окончании курса ставиться зачет.
-
Число обучающихся по годам обучения.
Максимальное число детей в группе - до 20 человек. Группы набираются каждую четверть.
-
Режим занятий: общее количество часов в год, число часов и занятий в неделю, периодичность занятий.
Количество занятий в год - 64 часа. Общее количество занятий в четверть - 16 часов. В неделю - 2 часа. Периодичность занятий - 1 раз в неделю.занятия проводятся каждую пятницу. Время проведения занятий - 40 минут.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Обучающиеся владеют:
-
Навыками построения и планирования профессиональной карьеры.
-
приемами самопознания и самосовершенствования.
Обучающиеся умеют:
-
определять свои способности,
-
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку,
-
строить стратегию своего будущего.
У обучающихся 9 классов сформированы:
-
представления о своем личностном и профессиорнальном потенциале,
-
профессиональная стратегия дальнейшего развития.
Результаты обучения проверяются с помощью методов тестирования и анкетирования.
УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Уровень результатов работы оценивается с помощью анкетирования и тестирования показателей готовности к профессиональному самоопределению следующим образом:
1 уровень - высокий (высоко сформированы)
2 уровень - средний (достаточно сформированы)
3 уровень - низкий (слабо сформированы)
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Достигнутые результаты и их динамика проверяются при помощи диагностической методики 2 раза в четверть: в начале и в конце курса. Для сбора и анализа результативности элективного курса используется анкета «Путь в профессию», целью которой является определение готовности к профессиональному самоопределению (информационной, эмоциональной, волевой).
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
В ходе работы с обучающимися предусмотрено использование современных психологических методик (диагностические, проективные, развивающие, игровые, арт-терапевтические и т.д.).
В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, индивидуальные и групповые беседы, диалог, дискуссия, метод проблемного обучения, профориентационные игры и упражнения, практические занятия, метод конкретных ситуаций.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
-
Кадровое
Реализация программы реализуется педагогом-психологом, курирующим начальную школу.
-
Материально-техническое
Реализация программы осуществляется в обычном кабинете школы с достаточной площадью. Кабинет должен быть оснащен ученическими партами, стульями.
-
Краткий перечень оборудования, инструментов, материалов.
Для демонстрации обучающих видеофильмов слайдовых презентаций кабинет должен быть оснащен интерактивной доской, проектором, компьютером, музыкальным проигрывателем. Дидактическим и раздаточным материалом, тетрадями для записей, бумагой формата А4, ватманами, канцелярскими принадлежностями.
-
Финансовое
Финансовое обеспечение реализуется администрацией школы, но часть материалов (методические пособия, книги, канцелярию на практике психолог приобретает на собственные средства).
-
Информационно-методическое
Выход в интернет, современные, разработанные УМК - учебно-методические комплекты, включающие в себя: рабочие тетради, методические пособия, дидактический материал.
Литература для учителя.
-
Арефьев. И.П. Технология. Профориентация: Тесты.- М,2005.
-
Борейша В.Б. Курс «Планирование карьеры», «Альфаплан 2015». Комплект материалов для преподавателя.
-
Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. //Вопр. психол. № 1, 2001. стр.57 - 66.
-
Методические материалы для психолога-профконсультанта. Под общей редакцией О.И. Шендель, Томск.-2004.
-
Психологическое сопровождение выбора профессию научно-методическое пособие. Под редакцией Л.М. Митиной, М.-2003г.
-
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.- М.: Генезис, 2005.
-
Экспресс - игры по профориентации. Вып.1: Сборник развивающих и активизирующих игр и упражнений по профориентации. - ТОЦРОМиППН. - Томск, 2004.
Литература для учащихся
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.- М.: Генезис, 2005.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ» 9 КЛАСС
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата (сроки)
Используемый ресурс/содержание
Вид контроля
Раздел 1. СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И КАРЬЕРЫ (8 часов).
1
Знакомство. Введение в элективный курс «Планирование карьеры».
1 час
сент
Упражнение «Снежный ком», игра «Автопортрет»
Записи в тетрадях. Анкета «Путь в профессию»
2
В мир профессии «по компасу» (продолжение)
1 час
сент
Лекция, обсуждение, тест Дж. Голланда Упражнение «Визитка», дискуссия
Выполнение упражнений
3
Знакомство с миров профессий
1 час
сент
Лекция, обсуждение, профориентационая игра «Или-или» Климова, тест «Цвет и профессия»
Записи в тетрадях
4
Знакомство с миром профессий (продолжение)
1 час
сент
Упражнение «Молекула профессионального будущего», обсуждение
Выполнение упражнения в тетрадях
5
Здоровье и профессия
1 час
сент
Лекция, тест «Вегетативная лабильность», обсуждение
Записи, выполнение теста
6
Медицинские противопоказания
1 час
сент
Упражнение «Профессия и здоровье»
Выполнение упражнения
7
Знания и карьера
1 час
сент
Мини-лекция, тест «Эрудит», упражнение «Реклама профиля»
Записи, тестирование
8
Тип мышления и профессия
1 час
сент
Лекция, обсуждение, тест «Тип мышления»
Записи, тестирование
Раздел 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ И КАРЬЕРА (8 часов).
9
Внутренние ресурсы успешной карьеры
1 час
окт
Лекция, обсуждение, тест «Социальный интеллект»
Записи, тестирование
10
Внутренние ресурсы успешной карьеры (продолжение)
1 час
окт
Тесты «Трудно ли вас вывести из равновесия?», «Решительный ли вы?», «Подвержены ли вы стрессу?», «Ваше отношение к карьере»
Выполнение тестов в тетрадях
11
Ценности как основание личной и профессиональной стратегии
1 час
окт
Мини-лекция, обсуждение, упражнения: «Донорское сердце», упражнение «Колесо жизни»,
Записи, выполнение упражнений
12
Ценности как основание личной и профессиональной стратегии (продолжение)
1 час
окт
Арт-методика «Мой герб», упражнение «Миллион долларов»
Выполнение упражнений
13
Цели как основание личной и профессиональной стратегии
1 час
окт
Упражнения: «Линия жизни», «Что есть цель?»,
«Техника целеполагания», «4 цели»
Выполнение упражнений в тетрадях
14
Цели как основание личной и профессиональной стратегии (продолжение)
1 час
Окт
Упражнения «Ресурсы для успеха», «План достижения цели», «Радуга»
Выполнение упражнений в тетрадях
15
Итоговое занятие. Защита проектов «Мой план карьеры».
1 час
Окт
Методика «ЛПП»
(сл. презентации)
Выполнение зачетного задания
16
Итоговое занятие. Зачет.
1 час
Окт
Упражнение «Чемодан»
Анкета «Путь в профессию»
Итоговая диагностика.
Анкета обратной связи
Приложение: Анкета готовности к профессиональному самоопределению
«Путь в профессию».
Дорогой друг! Выбор профиля обучения по профессии - дело не простое. Необходимо разобраться в своих способностях и склонностях, познакомиться с интересующими профессиями, научиться отстаивать свою точку зрения. Нам важно знать, как ты осуществляешь свой выбор. Предлагаем тебе ответить на вопросы.
-
Информационная готовность (знание мира профессий)
-
Знаешь ли ты, какие профессии востребованы сегодня на рынке труда?
-
Да, знаю.
Могу перечислить эти профессии______________________________________
Какие профессии тебя интересуют______________________________________
-
Знаю, но очень мало.
-
Практически ничего не знаю.
-
Можешь ли ты сейчас определить, к какому типу относится интересующая тебя профессия?
-
Профессия предполагает работу:
-
с людьми
-
с техникой
-
знаками, формулами, языками
-
с живой природой
-
с искусством, творчеством
-
Затрудняюсь ответить
-
Никогда не думал об этом
-
Что ты знаешь о предполагаемой профессии?
-
У меня достаточно глубокие знания:
-
Требования к данной профессии
-
Требования к уровню образования
-
Виды работ, выполняемые специалистом на данном рабочем месте
-
Знаю только внешнюю сторону профессии:
-
Условия работы
-
Уровень оплаты труда
-
-
Практически ничего не знаю о профессии
-
Какими источниками о профессиях ты пользуешься?
-
Мои источники информации достаточно обширны:
-
Справочники, энциклопедии, буклеты
-
Периодические издания: газеты, журналы
-
Интернет
-
Профессиограммы
-
Беседы со специалистами, работающими по той или иной профессии
-
Консультации психолога, профконсультанта
-
Я получаю нужную мне информацию от людей из моего окружения:
-
Беседы с родителями, родственниками
-
Беседы с друзьями, знакомыми
-
Беседы с учителями
-
Никакими источниками информации я не пользуюсь
-
Волевая готовность (самостоятельность выбора профиля, уровень действования и планирования)
-
В сегодняшней ситуации про себя могу сказать:
-
Да, я могу принять решение о том, какой профиль обучения выбрать, и могу обосновать свой выбор.
-
Я могу принять такое решение только при чье-либо поддержке, но обосновать свой выбор не могу.
-
Мне достаточно сложно принять такое решение и тем более обосновать его.
-
С каким утверждением ты полностью согласен:
-
Мой выбор сферы деятельности достаточно хорошо спланирован, продуманы все шаги к достижению цели и запасные варианты выбора и я с легкостью могу их перечислить: 1)________2)________3)______ Запасные варианты:______________
-
Мой выбор сферы деятельности спланирован, но не все мои шаги (действия) хорошо продуманы, нет запасных вариантов выбора
-
У меня нет четкого плана выбора сферы деятельности
-
Знаешь ли ты, что такое «портфолио»?
-
Да, знаю. Могу перечислить основные требования к его составлению___________
-
Знаю лишь в общих чертах
-
Не знаю
-
Можешь ли ты защитить свой планируемый профиль перед приемной комиссией?
-
Да, смогу
-
Вряд ли смогу
-
Нет, не смогу
-
Эмоциональная готовность (социальное самочувствие в ситуации выбора)
-
Выбери одно утверждение, с которым ты полностью согласен:
-
Я испытываю положительные эмоции, когда начинаю представлять свое профессиональное будущее.
-
Иногда у меня возникает чувство тревоги, когда я представляю свое профессиональное будущее.
-
Когда я пытаюсь представить свое профессиональное будущее, меня охватывают отрицательные эмоции (страх, раздражение, тоска и т.п.).
-
Знание себя (соответствие)
-
Задумываешься ли ты, к овладению какой профессией у тебя есть способности?
-
Да, я думаю об этом
-
Лишь, тогда, когда заходит об этом разговор
-
Нет, никогда не задумывался
-
Как ты считаешь, насколько твои качества, способности соответствуют предполагаемой профессии?
-
Полностью соответствует
-
Скорее соответствуют
-
Не знаю
-
Выбери одно утверждение, с которым ты полностью согласен:
-
Я достаточно хорошо знаю свои недостатки и достоинства и, исходя из них, я выбрал свой профиль
-
Я не всегда учитываю свои особенности
-
Я считаю, что необязательно учитывать свои особенности при выборе профессии
-
Выбери одно утверждение, с которым ты полностью согласен:
-
При выборе профиля нужно учитывать как свой талант, так и востребованность будущей профессии
-
Я считаю, что очень важно выбрать профиль, который поможет выбрать профессии которые тебе близки
-
При выборе профессии нужно ориентироваться только на престижность данной профессии, и ее востребованность
Обработка и интерпретация данных мониторинга готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Перед обработкой данных все ответы переводятся в баллы:
Вариант a - 2 балла, вариант b - 1 балл, вариант c - 0 баллов
Параметр готовности
№ вопросов
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Информационная
1-4
7-8 баллов
4-6 баллов
0-3 баллов
Волевая
5-8
7-8 баллов
4-6 баллов
0-3 баллов
Эмоциональная
9
2 балла
1 балл
0 баллов
Соответствие способностей и выбираемого профиля
10-13
7-8 баллов
4-6 баллов
0-3 баллов
Общий уровень готовности к профилю
1-13
20-26
13-19
0-12
13