Тренинг для учителей по снятию нервно-психического напряжения

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Тренинг для учителей по снятию

нервно-психического напряжения

























Подготовила психолог

Береговой ООШ

Свиридова Марина Ромашовна





Тренинг для учителей по снятию нервно-психического напряжения.

Введение:

С давних пор профессия педагога относится к особо почитаемым и престижным, потому что учить детей - дело достойное и необходимое. Но работа педагога подчас сопряжена с противоречивыми мыслями и чувствами: не только гордостью за свою профессию, но и горечью и сомнениями в собственной компетентности, не только радостью от удачно проведенного занятия, но и отчаяньем от невозможности решить возникшую проблему. Непосильная физическая нагрузка (большое количество уроков, проверка тетрадей, классное руководство), необходимость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с огромным количеством людей - все это осложняет жизнь учителя. Именно поэтому представителям столь древней профессии зачастую необходима помощь специалиста, который подскажет, как справиться с негативными эмоциями, как восстановить силы после стресса, научит техникам уверенного поведения и способам саморегуляции.

Сегодня, на нашей встрече мы попытаемся понять, что же такое "синдром профессионального выгорания" и как мы можем себе помочь, если таковой обнаружится у нас с вами.

Цель: определить симптомы и причины эмоционального сгорания учителя и возможность предотвращения или снятия эмоционального напряжения. Освоить некоторые оперативные методы снятия эмоционального напряжения.

Материалы: бумага (формат А-4), фломастеры, маркеры, ручки

Участники: участники педагогического коллектива. Количество участников: 12-14 человек.

Время работы - 45-60 минут.

Ход занятия

Профессия педагога требует хорошего физического самочувствия и выносливости нервной системы. Работа по звонку, бережное отношение к каждой минуте урока напоминают конвейерный ритм жизни, постоянное пребывание на людях, отсутствие уединения мешают расслаблению и способствуют накоплению усталости. Обследование учителей показали, что к концу третей четверти 35% педагогов находятся в состоянии высокой степени истощения жизненных сил и на грани срыва адаптационных механизмов, 62% - на среднем уровне риска и лишь 3% имеют нормальное самочувствие.

Упражнение «Главное - второстепенное»

Напишите, пожалуйста, в первый столбик, 3 вещи или действия, которые для вас является главным на сегодняшний день, что необходимо сделать в первую очередь. А теперь представьте себя на пенсии, вы сидите в кресле качалке, может быть на берегу моря, подумайте, что для вас сейчас важно, что вам необходимо. И напишите это во второй столбик.

А теперь я хочу вам рассказать о пирамиде ценностей, я не знаю, кто её автор, правильна она или нет, это должен каждый оценить сам, но мне бы очень хотелось, чтобы вы задумались над ней и по возможности приняли и придерживались в повседневной жизни. Давайте вместе с вами расставим ценности, кого мы должны любить, прежде всего:

  1. Мы в первую очередь должны любить себя (только когда любишь себя, то внутри себя есть гармония, тогда многое получается).

  2. Мужчина (женщина).

  3. Дом, очаг (у каждого человека, должен быть дом, где тепло и уютно, комфортно, где его любят и ждут).

  4. Дети.

  5. Родители (Очень часто в суматохе дней, ежедневной рутине мы не замечаем своих близких, не говорим им как мы их любим, как они нам нужны. А порой приходя с работы уставшие и злые, начинаем срывать на них свой негатив, но когда теряешь кого- то из родителей, меня сейчас поймут те кто это испытал, понимаешь что очень многое для них не сделал, да и не сказал, да и позвонить та было некогда. А теперь уже поздно, начинаешь прокручивать все это, но уже ничего не изменить….).

  6. Сестры, братья, друзья. (Бывая на различных тренингах очень редко люди говорят о своих сестрах, братьях и друзьях. А ведь это очень важные люди в нашей жизни, это те люди к которым мы обращаемся, когда нам плохо, те на кого можно опереться, попросить помощи).

  7. И только на 7 месте у нас стоит работа.

Упражнение «А все равно хорошая!».

Предлагаю сделать два круга - внутренний и внешний. Внешний представляет себя в роли начальства и высказывает претензии, а внутренний на все замечания отвечает «А все равно хорошая».

Пластилинотерапия - это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.

Цель: научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.

Материалы: пластилин, ватман, простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Инструкции:

  1. Вылепите своё эмоциональное состояние.

  2. «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.

  3. Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.

  4. Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.

  5. Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.

  6. Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

Ход упражнения: Группа садится во круг стола, им предлагаются ватман, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли было выполнять упражнение?

  2. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

  3. Возникали ли разногласия в ходе работы?

Упражнение «Главное - второстепенное»

Предлагаю теперь нам вернуться к первому столбику и подумать насколько это важно, а может необходимо что-то переместить из второго столбика в первый.


© 2010-2022