- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинг для учителей по снятию нервно-психического напряжения
Тренинг для учителей по снятию нервно-психического напряжения
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Свиридова М.Р. |
Дата | 22.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тренинг для учителей по снятию
нервно-психического напряжения
Подготовила психолог
Береговой ООШ
Свиридова Марина Ромашовна
Тренинг для учителей по снятию нервно-психического напряжения.
Введение:
С давних пор профессия педагога относится к особо почитаемым и престижным, потому что учить детей - дело достойное и необходимое. Но работа педагога подчас сопряжена с противоречивыми мыслями и чувствами: не только гордостью за свою профессию, но и горечью и сомнениями в собственной компетентности, не только радостью от удачно проведенного занятия, но и отчаяньем от невозможности решить возникшую проблему. Непосильная физическая нагрузка (большое количество уроков, проверка тетрадей, классное руководство), необходимость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с огромным количеством людей - все это осложняет жизнь учителя. Именно поэтому представителям столь древней профессии зачастую необходима помощь специалиста, который подскажет, как справиться с негативными эмоциями, как восстановить силы после стресса, научит техникам уверенного поведения и способам саморегуляции.
Сегодня, на нашей встрече мы попытаемся понять, что же такое "синдром профессионального выгорания" и как мы можем себе помочь, если таковой обнаружится у нас с вами.
Цель: определить симптомы и причины эмоционального сгорания учителя и возможность предотвращения или снятия эмоционального напряжения. Освоить некоторые оперативные методы снятия эмоционального напряжения.
Материалы: бумага (формат А-4), фломастеры, маркеры, ручки
Участники: участники педагогического коллектива. Количество участников: 12-14 человек.
Время работы - 45-60 минут.
Ход занятия
Профессия педагога требует хорошего физического самочувствия и выносливости нервной системы. Работа по звонку, бережное отношение к каждой минуте урока напоминают конвейерный ритм жизни, постоянное пребывание на людях, отсутствие уединения мешают расслаблению и способствуют накоплению усталости. Обследование учителей показали, что к концу третей четверти 35% педагогов находятся в состоянии высокой степени истощения жизненных сил и на грани срыва адаптационных механизмов, 62% - на среднем уровне риска и лишь 3% имеют нормальное самочувствие.
Упражнение «Главное - второстепенное»
Напишите, пожалуйста, в первый столбик, 3 вещи или действия, которые для вас является главным на сегодняшний день, что необходимо сделать в первую очередь. А теперь представьте себя на пенсии, вы сидите в кресле качалке, может быть на берегу моря, подумайте, что для вас сейчас важно, что вам необходимо. И напишите это во второй столбик.
А теперь я хочу вам рассказать о пирамиде ценностей, я не знаю, кто её автор, правильна она или нет, это должен каждый оценить сам, но мне бы очень хотелось, чтобы вы задумались над ней и по возможности приняли и придерживались в повседневной жизни. Давайте вместе с вами расставим ценности, кого мы должны любить, прежде всего:
-
Мы в первую очередь должны любить себя (только когда любишь себя, то внутри себя есть гармония, тогда многое получается).
-
Мужчина (женщина).
-
Дом, очаг (у каждого человека, должен быть дом, где тепло и уютно, комфортно, где его любят и ждут).
-
Дети.
-
Родители (Очень часто в суматохе дней, ежедневной рутине мы не замечаем своих близких, не говорим им как мы их любим, как они нам нужны. А порой приходя с работы уставшие и злые, начинаем срывать на них свой негатив, но когда теряешь кого- то из родителей, меня сейчас поймут те кто это испытал, понимаешь что очень многое для них не сделал, да и не сказал, да и позвонить та было некогда. А теперь уже поздно, начинаешь прокручивать все это, но уже ничего не изменить….).
-
Сестры, братья, друзья. (Бывая на различных тренингах очень редко люди говорят о своих сестрах, братьях и друзьях. А ведь это очень важные люди в нашей жизни, это те люди к которым мы обращаемся, когда нам плохо, те на кого можно опереться, попросить помощи).
-
И только на 7 месте у нас стоит работа.
Упражнение «А все равно хорошая!».
Предлагаю сделать два круга - внутренний и внешний. Внешний представляет себя в роли начальства и высказывает претензии, а внутренний на все замечания отвечает «А все равно хорошая».
Пластилинотерапия - это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.
Цель: научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.
Материалы: пластилин, ватман, простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.
Инструкции:
-
Вылепите своё эмоциональное состояние.
-
«Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.
-
Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.
-
Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.
-
Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.
-
Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.
Ход упражнения: Группа садится во круг стола, им предлагаются ватман, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.
Вопросы для обсуждения:
-
Легко ли было выполнять упражнение?
-
С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
-
Возникали ли разногласия в ходе работы?
Упражнение «Главное - второстепенное»
Предлагаю теперь нам вернуться к первому столбику и подумать насколько это важно, а может необходимо что-то переместить из второго столбика в первый.