- Преподавателю
- Школьному психологу
- Родительское собрание в 1 классе и презентация на тему Адаптация детей особой заботы
Родительское собрание в 1 классе и презентация на тему Адаптация детей особой заботы
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 1 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Соколова Е.Ю. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Адаптация первоклассника к школе
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.
Вот признаки успешной адаптации:
Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
Первоклассник достаточно самостоятелен:
-
без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы, аккуратно складывает свои вещи на стульчик в классе, после урока физкультуры старается аккуратно сложить свои вещи в пакет);
-
уверенно ориентируется в школьном здании (может выйти на перемену, сходить в туалет, спускается и поднимается из столовой);
-
при необходимости ученик сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых;
-
у него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена;
-
ему нравится его учительница и воспитательница, а также большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
(На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает:"Нет!")
А что представляет собой школьная дезадаптация?
Это когда все наоборот: сниженное настроение, пассивность, плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги, страхи. Сюда же относятся низкая успеваемость, драки со сверстниками и конфликты с учителями, плохой сон, частые простуды, обострение хронических заболеваний.
К сожалению, число детей, с трудом привыкающих к школе, год от года не уменьшается. Об этом говорят учителя начальных классов, это видно и по результатам диагностики, которую проводит каждый год в конце октября или начале ноября педагог - психолог школы.
Диагностика уровня адаптации первоклассников к школе состоит из двух частей:
-
Работа с анкетами классным руководителем и учителем, ведущим основные предметы.
-
Затем каждый первоклассник отвечает на вопросы анкеты, потом рисует картинку на тему "Дорога в школу". Вопросы анкеты касаются разных сторон школьной жизни: отношение к урокам и домашним заданиям; отношение к учителю; отношения со сверстниками. Проанализировав ответы педагогов, детей и особенности их рисунков, педагог - психолог выделяет три группы первоклассников.
Первая группа - те ребята, для которых период адаптации к школе прошёл успешно.
Вторая группа - это школьники, у которых адаптация вызывает определённые трудности.
Третья группа - это первоклассники, адаптирующиеся к новым условиям с огромным напряжением сил. Они, как правило, с самого начала школьной жизни получают немало критических замечаний в свой адрес, а им, наоборот, в этот сложный период особенно нужны внимание и грамотная психолого - педагогическая поддержка педагогов, родителей, психолога.
Как Вы можете узнать о результатах диагностики своего ребенка?
Ну, во-первых, у Вас, наверняка, уже сложилось вполне определенное мнение о том, насколько хорошо Ваш ребенок привыкает к школе: Вы разговариваете со своим первоклассником каждый день и слушаете его (я так надеюсь). Во-вторых, учительница и воспитатель класса, тоже Вам говорят, и к их мнению Вы прислушиваетесь (я так надеюсь). В-третьих, в октябре в 1 классе всегда проводится родительское собрание, посвященное вопросам адаптации. Я организую родительское собрание, знакомлю Вас с результатами диагностики по классу и индивидуальными результатами в целом Вашего ребенка, и отвечаю на Ваши вопросы.
Как быть, если до диагностики и родительского собрания ещё далеко, а у Вас уже появились вопросы, сомнения, трудности, связанные с адаптацией к школе вашего ребенка? Не ждите, пока проблема рассосётся сама собой. Опыт показывает, что в большинстве случаев этого не происходит. Приходите на индивидуальную консультацию в кабинет педагога - психолога, дни и часы приёма лучше уточнить в школе.
Пожалуйста, обратите внимание на то, чтобы ребенок не пропускал занятия! Это необходимое условие для появления результата.
Ведь любой навык формируется только в результате систематических тренировок.
С уважением, педагог - психолог школы Елена Юрьевна.