- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с ОВЗ с нарушением внимания
Программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с ОВЗ с нарушением внимания
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова Н.В. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с ОВЗ с нарушением внимания.
На основе изученной литературы для коррекции развития внимания была разработана программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с ОВЗ, у которого нарушено внимание.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ имеющими нарушение внимания. Жалобы на недостаток внимания и усидчивости у них составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Поскольку постоянно приходится слышать жалобы учителей и родителей на невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей.
Без достаточной сформированности этой психологической функции процесс обучения младших школьников с ОВЗ практически невозможен. На уроке учитель привлекает учеников к учебному материалу, удерживает его внимание, переключая с одного предмета на другой. Для детей с нарушениями интеллекта внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, трудном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут.
Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.
При работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет развитие отдельных свойств внимания.
Программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с ОВЗ с нарушением внимания предназначена для учащихся 1-4 классов коррекционной школы.
Цель программы: развитие основных свойств внимания у младшего школьника с ОВЗ.
Программа рассчитана на 10 занятий при частоте встреч по 15-20 мин каждое.
Занятия проводятся педагогом-психологом.
Форма работы - индивидуальная.
Основным видом упражнений являются игровые упражнения, которые направлены на:
-
Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений -игровые упражнения на основе корректурных заданий, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения.
-
Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Игровые упражнения, которые основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постоянно увеличивается.
-
Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий.
-
Развитие навыка переключения внимания. Выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.
Основные задачи программы:
-коррекция распределения и устойчивости внимания;
-коррекция концентрации и объема внимания;
Основные методы, используемые во время занятий:
-словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;
-наглядные: наблюдение, иллюстрация;
-практические: игры-упражнения.
Программа коррекционно-развивающей работы основывается на ряде дидактических принципов коррекционной школы:
-воспитывающая и развивающая направленность обучения;
-научность и доступность;
-системность и последовательность;
-принцип наглядности;
-связь обучения с жизнью;
-сознательность и активность учащихся;
-индивидуальный и дифференцированный подходы.
Структура занятия представляется следующим образом:
1.Начало работы.
2.Разминка.
3.Работа по теме
4.Разминка
5.Завершение
Эффективность освоения программы выражается в повышении уровня развития основных свойств внимания.
По завершении курса занятий у учащихся должны произойти следующие изменения:
-повыситься устойчивость и концентрация внимания;
-повыситься объем и распределение внимания;
Помимо этого по завершении курса занятий учащиеся должны научиться:
-планировать действия контроля;
-действовать в соответствии с намеченным планом.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1.
Цель: Установление контакта с учеником, создание доверительной атмосферы, доверительных отношений.
№
Время
Этап
Содержание
Задача
Материал
Примечание
1
2
Начало работы
Знакомство
Создание дружелюбного настроя, атмосферы доверия и взаимопонимания
2
5
Разминка
«В магазине зеркал»
Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности
Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
3
10
Работа по теме
Выкладывание узора из мозаики по образцу
Увеличение объема и концентрации внимания
Образец, мозаика
4
5
Разминка
«Съедобное-несъедобное»
Разрядка, создание позитивных эмоций
Мел, мяч
5
3
Завершение
«Цветодиагностика»
Определение эмоционального состояния ребенка
Цветные карандаши, лист бумаги
Занятие 2.
Цель: Коррекция объема и устойчивости внимания.
№
Время
Этап
Содержание
Задача
Материал
Примечание
1
4
Начало работы
«В магазине зеркал»
Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности
Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2
5
Разминка
«Найди игрушку»
Увеличение устойчивости и объема внимания.
Игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате
3
10
Работа по теме
«Витрина магазина»
Увеличение объема внимания
Рисунок с изображением витрины магазина
4
3
Разминка
«Живое-неживое»
Разрядка, создание позитивных эмоций
5
3
Завершение
«Цветодиагностика»
Определение эмоционального состояния
Цветные карандаши, лист бумаги
Занятие 3.
Цель: Коррекция концентрации и объема внимания.
№
Время
Этап
Содержание
Задача
Материал
Примечание
1
4
Начало работы
«В магазине зеркал»
Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности
Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2
5
Разминка
«Что перепутал художник?»
Увеличение объема и концентрации внимания.
Игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате
3
10
Работа по теме
«Нанизывание бусинок»
Увеличение объема и концентрации внимания
Образец для нанизывания бус, бусинки, соответствующие образцу
4
3
Разминка
«Горячо-холодно»
Разрядка, создание позитивных эмоций
Игрушка, заранее спрятанная в комнате
5
3
Завершение
«Цветодиагностика»
Определение эмоционального состояния
Цветные карандаши, лист бумаги
Занятие 4.
Цель: Коррекция объема внимания.
№
Время
Этап
Содержание
Задача
Материал
Примечание
1
4
Начало работы
«В магазине зеркал»
Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности
Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2
5
Разминка
«Найди тень»
Развитие наблюдательности
Рисунок с отбрасываемой предметом тенью
3
10
Работа по теме
«Исключение лишнего»
Увеличение объема внимания
Картинка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных
4
3
Разминка
«Кто летает?»
Разрядка, создание позитивных эмоций
Список названий предметов
5
3
Завершение
«Мое настроение»
Определение эмоционального состояния
Цветные карандаши, лист бумаги
Занятие 5.
Цель: Коррекция объема внимания.
№
Время
Этап
Содержание
Задача
Материал
Примечание
1
4
Начало работы
«В магазине зеркал»
Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности
Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2
5
Разминка
«Сравни, назови, сосчитай»
Развитие наблюдательности
Рисунок рыбы в аквариуме
3
10
Работа по теме
«Срисовывание по клеточкам (1 уровень сложности)»
Увеличение объема внимания
Чистый лист бумаги в крупную клетку, образец для рисования, карандаши
Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. Используется цветной карандаш
4
3
Разминка
«Светофор»
Разрядка, создание позитивных эмоций
5
3
Завершение
«Мое настроение»
Определение эмоционального состояния
Цветные карандаши, лист бумаги
Занятие 6.
Цель: Коррекция объема внимания.
№
Время
Этап
Содержание
Задача
Материал
Примечание
1
4
Начало работы
«В магазине зеркал»
Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности
Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2
5
Разминка
«Кто внимательнее?»
Развитие наблюдательности
Картинки с изображением разного количества звезд
3
10
Работа по теме
«Срисовывание по клеточкам (2 уровень сложности)»
Увеличение объема внимания
Чистый лист бумаги в крупную клетку, образец для рисования, карандаши
Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. Используется цветной карандаш
4
3
Разминка
«Кто летает?»
Разрядка, создание позитивных эмоций
5
3
Завершение
«Мое настроение»
Определение эмоционального состояния
Цветные карандаши, лист бумаги
Занятие 7.
Цель: Коррекция распределения и устойчивости внимания.
№
Время
Этап
Содержание
Задача
Материал
Примечание
1
4
Начало работы
«В магазине зеркал»
Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности
Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2
5
Разминка
«Построй дорожку»
Увеличение устойчивости внимания
Таблица с различным расположением геометрических фигур по строкам, фишки
Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием то ведущий помогает ему
3
10
Работа по теме
«Найди отличия»
Научить распределять внимание
Карточка с изображением двух картинок, имеющих отличия
4
3
Разминка
«Живое-неживое»
Разрядка, создание позитивных эмоций
5
3
Завершение
«Мое настроение»
Определение эмоционального состояния
Цветные карандаши, лист бумаги
Занятие 8.
Цель: Коррекция распределения и устойчивости внимания.
№
Время
Этап
Содержание
Задача
Материал
Примечание
1
4
Начало работы
«В магазине зеркал»
Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности
Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2
5
Разминка
«Найди героев передачи»
Развитие наблюдательности и распределения внимания
Карточки с изображением героев детской передачи (Хрюши, Степашки, Фили), замаскированных в рисунке, карандаш
3
10
Работа по теме
«Смешанный лес»
Увеличение устойчивости и распределения внимания
Рисунок с изображением замаскированных деревьев
4
3
Разминка
«Кто летает?»
Разрядка, создание позитивных эмоций
5
3
Завершение
«Мое настроение»
Определение эмоционального состояния
Цветные карандаши, лист бумаги
Занятие 9.
Цель: Коррекция устойчивости внимания.
№
Время
Этап
Содержание
Задача
Материал
Примечание
1
4
Начало работы
«В магазине зеркал»
Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности
Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2
5
Разминка
«Корова Маня и ее хозяйка»
Увеличение устойчивости внимания
Рисунок с изображением лабиринта, простой карандаш
3
10
Работа по теме
«Рассыпавшееся слово»
Увеличение устойчивости внимания
4
3
Разминка
«Изобрази зверюшку»
Разрядка, создание позитивных эмоций
5
3
Завершение
«Мое настроение»
Определение эмоционального состояния
Цветные карандаши, лист бумаги
Занятие 10.
Цель: Коррекция распределения и устойчивости внимания.
№
Время
Этап
Содержание
Задача
Материал
Примечание
1
4
Начало работы
«В магазине зеркал»
Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности
Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2
5
Разминка
«Кого испугался охотник?»
Увеличение устойчивости внимания
Рисунок с изображением леса, зверей и охотника
3
10
Работа по теме
«Строители»
Научить распределять внимание
Бланк с 4 рисунками, один из которых-образец, а 3 остальные отличаются от образца недостающими деталями, простой карандаш
4
3
Разминка
«Съедобное-несъедобное»
Разрядка, создание позитивных эмоций
Мел, мяч
5
3
Завершение
«Мое настроение, дом счастья, прощание»
Определение эмоционального состояния
Цветные карандаши, лист бумаги