«Обучение педагогов бесконфликтному общению на занятиях с элементами тренинга. »

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ БЕСКОНФЛИКТНОМУ ОБЩЕНИЮ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ПСИХОЛОГИЧЕСИЕ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА.

Составитель: Кузьмина О.Е., педагог-психолог МБОУ СОШ №69 г.Воронеж

Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу.

Сегодня никого не нужно убеждать, что учить ребёнка может только развивающийся педагог.

Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета, - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю.

Конфликты - неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети и учителя перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.

В данной статье мы предлагаем разработку группового занятия с педагогами, направленное на развитие умения командного взаимодействия, способности формированию навыков бесконфликтного общения, корректировки своего поведение в сторону снижения его конфликтогенности.

Представленное методическое занятие включает в себя набор упражнений и методик, выстроенных в целостную систему.

Занятие состоит из вводной, основной и заключительной части

Основными формами работы являются: деловая игра, упражнения на формирование определенного качества, групповые рисунки, коллективные обсуждения, краткие сообщения ведущего по теме , релаксация.

Результатами данного занятие станет

  • Повышение интереса педагогов к себе как личности и профессионалу;

  • Повышение профессиональной активности педагогов;

  • Развитие навыков рефлексии собственной деятельности;

  • Сплочение педагогического коллектива;

  • Применение полученной информации на практике;

  • Овладение навыками бесконфликтного общения.

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов

«Решаем педагогические конфликты».

Цель: обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтов путем осмысления содержания конфликтной ситуации и оптимизации личного поведения.

Задачи:

1.Предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах;
2.Помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности;
3.Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;
4.Развить умения и навыки командного взаимодействия.

Оборудование: презентация, раздаточный материал: «Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации», конфликтные ситуации, бланки для упражнения «модальность», бумага, музыка для упражнения «Молекулы» и релаксация с записью текста.

Разминка «Ассоциация»

Давайте вместе с вами сейчас попробуем определить, что такое конфликт? Как вы его понимаете, буквально по одному слову от каждого участника.

Конечно, каждый ответ правильный .Но ведь эти разногласия откуда-то появляются.

Давайте с вами возьмем листок бумаги, который лежит перед вами, сверните его, пожалуйста, пополам, еще раз пополам. Оторвите левый угол, теперь правый. Разверните. Похожи ли наши произведения?

В процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по -разному, что ведет к непониманию друг другу, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

Введение в тему

Школьная жизнь насыщена конфликтами и сегодняшнее занятие полностью посвящено рассмотрению педагогических конфликтов и возможных путей их решения.

Игра «Камушек в ботинке»

Можете рассказать мне, что происходит, когда в Ваш ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и Вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что Вы забываете о неприятном кумушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время Вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда Вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, то сначала воспринимаем как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой ,если же нет, то могут возникнуть проблемы и немалые. Поэтому всегда полезно говорить о своих проблемах сразу, пока они не вылились в большой конфликт. Если вы скажете нам «У меня камушек в ботинке» то все мы будем знать, что Вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы Вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы Вам. Скажите тогда «У меня нет камушка в ботинке» или « У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится что….». Расскажите нам, что вас удручает. Затем обсудите отдельные «камушки», которые будут названы

Игра «Молекула» ,играет музыка

Игра проводится с целью деления участников на группы. Всем участникам предлагается свободно перемещаться по комнате, как только ведущий подаст сигнал, нужно соединится в группу из 2-3 молекул.

Основная часть

Работа в группах

Давайте сейчас попытаемся написать какие конфликты есть в школе.

Педагогические конфликты могут быть разделены на три группы (лучше коллективно выявить причины, а потом на листе ватмана обозначить их).

1. Мотивационные конфликты

2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе.

3. Конфликты взаимодействий: учащиеся между собой, учителей и школьников ,учителей с друг другом, учителей и администрации школы.

Решения конфликтных ситуаций

Далее каждой группе дается определенная конфликтная ситуация. Задача группы - найти свой вариант решений ситуации и охарактеризовать ее по «Алгоритму решения конфликтной педагогической ситуации».

«Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации».

Первый этап. Условно называется «Стоп!» и направлен на оценку педагогом ситуации и осознания собственных эмоций. Спросите себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что я сейчас хочу сделать?», «Что я делаю?».

Второй этап. Начинается с вопроса «Почему?» задаваемого педагогом самому себе. Суть данного заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка.

Третий этап. Постановка педагогической цели, формулируется в виде вопроса «Что?» - «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?» (чувства страха у ребенка или осознанное чувства вины). Педагогическое воздействие должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Важно показывать ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действий. Такой подход, не унижая ребенка, способен вызвать в нем положительное поведение.

Четвертый этап. Заключается в выборе оптимальных средств для достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вопрос «Как?» - «Каким образом достичь желаемого результата?». Мастерство педагога здесь проявляется в том, что ему необходимо создать условия для выбора поведения самим ребенком, а не навязывать ребенку «нужной» модели поведения.

Пятый этап. Это практическое действие педагога. Данный этап является логическим завершением всей предыдущей работы разрешения педагогической ситуации.

Шестой этап. Анализ педагогического воздействия, оценка эффективности общения педагога с ребенком. Возможность сравнить цель с достигнутыми результатами и сформулировать перспективы.

Психодиагностика.

Тест «Генеральная стратегия поведения»

Нет однозначно плохих или хороших стратегий, каждая из них может быть хороша для конкретной ситуации.

Упражнение «Модальность»

Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком. Какие слова он чаще слышит в школе и дома? «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем?», «Ты должен слушаться взрослых!». А теперь проанализируйте, что говорят родители и педагоги о себе, обращаясь к подростку «Я могу тебя наказать…», «У меня есть полное право…», «Я знаю, что делать….». Что же получается в результате? Те слова, которые направлены на подростка, носят модальность долженствования, а то, что касается самих взрослых, - модальность возможного.

Эта очевидная несправедливость в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Давайте потренируемся в бесконфликтном взаимодействий

Типичная фраза

Как необходимо сказать

Ты должен хорошо учиться!

Я уверен , что ты можешь хорошо учиться!

Ты должен думать о будущем!

Интересно , каким человеком ты хотел бы стать ? Какую профессию планируешь выбрать?

Ты должен уважать старших!

Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека!

Ты должен слушаться учителей и родителей!

Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться

А теперь поупражняйтесь самостоятельно. Слева даны типичные фразы, которые часто говорят подросткам, а справа напишите другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего высказывания

Типичная фраза

Как необходимо сказать

Давай дневник , я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь дневник!

Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!

Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!

Ты должен ценить заботу старших!

Завершение занятия

Релаксация «Садовник»

Прослушивание релаксационной музыки с записью текста

Рефлексия

Установление обратной связи, анализ информации, опыта, полученных в группе.

Каждый из вас должен завершить фразу: «Мне сейчас…».

Библиография:

  1. Лукьянова М.И. "Психолого-педагогическая компетентность учителя" (диагностика и развитие)/Лукьянова М.И.- М: ТЦ Сфера, 2004 (методика ГОКК стр.115).

  2. Релаксация.СД-диск,Усть-Каменогорск,2010г.

  3. Тест «Генеральная стратегия поведения(Электронный ресурс psihu.net/library/cat335)











© 2010-2022