- Преподавателю
- Школьному психологу
- Система работы психолога с родителями
Система работы психолога с родителями
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Половникова Н.В. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Система работы педагога-психолога с родителями.
В нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.
Родители располагают чрезвычайно бедными и однообразными сведениями о психологических особенностях своих детей, которые при всей своей любви к ребенку нередко не знают их и не могут его понять.
В семьях, многие психологические проблемы связаны с господствующим стилем семейного воспитания, а также со спецификой контакта между ребенком и взрослыми (неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать). Ребенок как лакмус впитывает и отражает слабые родительские стороны.
Поэтому наша общая цель по отношению к родителям состоит в создании социально-психологических условий для привлечения семьи (чаще всего - родителей) к сопровождению ребёнка в процессе школьного обучения. В первую очередь, это необходимо при решении возникающих проблем. Целью деятельности, таким образом, является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребёнка.
Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.
В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.
Сегодня я расскажу о своей системе работы с родителями, которая в себя включает: психологическое просвещении родителей, психопрофилактическую работу и индивидуальное консультирование родителей.
Психологическое просвещение - это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка.
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. Хочется привести систему работу с родителями на некоторых классах.
Например, в 1А и 1Б классе в начале учебного года на родительском собрании была проведена лекция для родителей по теме «Психологическая готовность ребенка к школе и его адаптация ». Было проведено анкетирование родителей по адаптации детей к школе.. В конце собрания каждый из родителей получил памятку «Как помочь ребенку адаптироваться к школе». Так же родители были ознакомлены с результатами диагностических обследований, то есть со степенью готовности к обучению. В результате проведения этих обследований была выявлена группа детей, которым трудно будет адаптироваться к условиям школьной среды из-за повышенного уровня тревожности и трудно будет усвоить школьную программу из-за недостаточной степени готовности к обучению. Родители этих детей были приглашены на индивидуальную консультацию, в ходе которой я предложила индивидуальные занятия с целью развития познавательных процессов, снятия тревожности для улучшения адаптации к школе. Так же на индивидуальной консультации родителям были предложены игры, задания и упражнения, которые они могут проводить дома с ребенком, некоторые родители брали книги, для того чтобы лучше познакомиться с проблемой и найти правильные пути выхода из сложившейся ситуации. В конце года будет проведено повторное обследование детей, будет подведена сравнительная характеристика динамики развития детей 1 класса, с которой родители будут ознакомлены на родительском собрании. На индивидуальной консультации родители будут ознакомлены с результатами проведения коррекционной работы.
В 10 классе на родительском собрании была проведена лекция для родителей о «Психологических особенностях развития в ранней юности» и были даны рекомендации, на что обратить внимание в этом возрасте. Так же родители были ознакомлены с результатами психологического обследования, а именно с развитием интеллекта, с уровнем мотивации и уровнем тревожности их детей.
В 11А и 11Б на родительском собрании родители были ознакомлены с рекомендациями при подготовке детей к ЕГЭ, где каждый из родителей получил памятку, чтобы он мог дома прочитать и выполнять полученные рекомендации.
В 7А классе была проведено психологическое обследование на выявление уровня агрессивности у подростков. Родители были ознакомлены с результатами проведенного обследования, и была проведена беседа с родителями по теме «Агрессивное поведение подростка», в конце которой были даны в устной форме рекомендации родителям по снижению уровня агрессивности у детей. Беседу проводила О.В.Маляева, а я помогала ей при подготовке к собранию.
Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения. В связи с этим совместно с социальным педагогом для родителей 7 и 8 классов была проведена презентация по теме «Неформальные молодежные объединения». Из которой родители узнали о разнообразии неформальных молодежных объединениях, и о причинах вступления детей в них.
С учащимися 8Б класса была проведена профилактическая беседа по проблеме наркомании, и было проведено анкетирование с целью выявления уровня информированности подростков по этой проблеме и ее последствиях. На родительском собрании родители были ознакомлены с результатами анкетирования и были даны рекомендации.
Так же в работе с родителями используются активные формы работы. Совместно с социальным педагогом для учащихся 8 классов и родителей 7 классов была проведена деловая игра по теме «Отцы и дети». Игра проводилась с целью предупреждения конфликтных ситуаций в общении детей с родителями. В ходе этой игры родители 7 классов увидели причины возникновения конфликтов, которые их могут ожидать с их детьми в 8 классе. В конце игры каждый из участников получил памятку по правильному общению, и в завершении этой игры было проведено чаепитие со всеми участниками игры: детьми, родителями и классными руководителями.
При работе с младшими и старшими школьниками так важно систематическое консультирование родителей, поддержание тесного контакта и взаимодействия с ними.
Индивидуальное консультирование родителей является традиционной и наиболее эффективной формой психологической работы школьного психолога с родителями. Традиционно считается, что содержание консультирования определяется запросом клиента, однако в практике школы далеко не всегда так. Особенностью психологического консультирования родителей в рамках школы является то, что они не всегда приходят на консультацию по собственному запросу.
В случае, когда родитель приходит сам, встречаются такие запросы:
- нежелание ребенка учиться, отсутствие интересов;
- плохая память;
- повышенная рассеянность, невнимательность;
- неорганизованность, несамостоятельность;
- лень;
- агрессивность;
- повышенная возбудимость или боязливость, робость;
- отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим, старшим сестрам или братьям.
Любой запрос для меня является сигналом того, что у ребенка, подростка, возможно, существует какая-то проблема.
Следует отметить, что во многих случаях жалобы носят чрезвычайно расплывчатый, неопределенный характер. Поэтому для вычленения точности запроса, для наполнения конкретным содержанием проблемы или сомнения необходимо проведение специальной беседы с человеком, сделавшим запрос. Беседа имеет и дополнительное значение - она служит для сбора первичной информации об учащемся, помогает прояснить его трудности перед взаимодействием с ним психолога.
Иногда, условно говоря, я могу сделать запрос сама себе по поводу какого-либо конкретного ребенка или группы детей, если особенности поведения, общения, учения привлекут мое внимание, обеспокоят меня, и я почувствую необходимость выяснить их причины с целью коррекции или развития. Свой запрос я перевожу в психологическую проблему. Проблема формулируется на основании изучения всей информации о ребенке. Сбор информации обычно происходит при наблюдении за ребенком во время уроков, игры, перемен, внеклассных мероприятий, бесед с классным руководителем, другими учителями, родителями, товарищами. Сотрудничество по поводу проблемы ребенка позволяет соединить их знания и открывает богатые творческие возможности для решения проблем. В этом, наверное, основное значение консультативной работы.
Так же я обязательно обращаюсь к данным «личного дела» ребенка, в котором фиксируются все результаты психологических обследований, случаи обращений, ход и результаты диагностической, развивающей или коррекционной работы, а так же обращаюсь к данным истории развития ребенка.
Когда психологическая проблема становится ясной, я выдвигаю гипотезы о причинах нарушений в обучении, воспитании, развитии ребенка, о его потенциальных возможностях, о направленности его интересов.
Когда родитель приходит на консультацию по моему приглашению, классного руководителя или администрации, традиционный начальный этап консультирования несколько видоизменяется: беседа начинается с сообщения родителям о проблеме ребенка, что, безусловно, увеличивает вероятность появления у них сопротивления и различных защитных механизмов. Поэтому информирую родителей о проблемах ребенка максимально корректно и кратко, делая больше акцент на том, как эти трудности могут повлиять на развитие ребенка в будущем, в более взрослом возрасте. Акцент делаю на значимых для родителя сферах жизни ребенка (учебе или здоровье, например). Таким образом, я стараюсь справиться с основной задачей на этом этапе - побуждение родителей к формулированию собственных жалоб и запроса.
Когда родитель принял проблему, встает вопрос о ее причинах. И здесь я могу предложить разнообразные «классические» версии этой проблемы и предлагаю родителю самому определить причину. Это важно для снятия чувства вины, для того чтобы родитель осознал некие объективные причины происходящего. Итогом всей консультации должно стать появление у родителя готовности прежде всего к изменениям самого себя, а потом уже ребенка.
В процессе консультирования родителя стараюсь расширять его внутренние ресурсы. Для этого использую «поддерживающую», а не обвиняющую позицию в беседе. То есть, интересуюсь, чего родители уже достигли в воспитании ребенка, и каких усилий ему это стоило, или помечтать о том, как ребенок удивит в будущем, какие способности у него появятся.
Конечно, в процессе беседы с родителем все рекомендации подробно обсуждаются, приводятся примеры их применения и формы осуществления. Так же использую письменные рекомендации, для повышения ответственности родителя по отношению к ребенку.
И в завершении своего сообщения хочется сказать, что если вы видите психологические проблемы у детей, обращайтесь с запросом. Так же вы можете сделать запрос по работе с родителями.