- Преподавателю
- Школьному психологу
- Мастер-класс для педагогов Как успевать жить и работать
Мастер-класс для педагогов Как успевать жить и работать
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Яремчук Н.В. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Мастер- класс для педагогов: «Как успевать жить и работать»
Подготовила:
Яремчук Н.В. педагог - психолог МБОУ г. Иркутска лицея №2
Цель мастер- класса: познакомить педагогов с методами эффективного использования времени. Повысить личную эффективность работы, позволяющие добиваться больших результатов и достигать значимых целей при меньших затратах времени и энергии.
Оборудование: раздаточные материалы: схема «Пирог времени», буклет
Продолжительность: 40 минут
Содержание мастер- класса:
1.Настрой на работу
Приветствие.
2. Упражнение «Ассоциации» (5 мин)
- Какие возникают у Вас ассоциации со словом «самоорганизация» (организация времени, организация досуга и др.)
Понятие самоорганизации-процесс упорядочения (пространственного, временного или пространственно-временного) в открытой системе, за счёт согласованного взаимодействия множества элементов её составляющих». (Герман Хакен)
3. Ведение в понятие самоорганизация: цель- время- управление. (3 мин)
-Когда человек знает, чего он хочет от жизни, то препятствий и преград для осуществления главной цели просто не существует. Вы начинаете мыслить глобально, думать о том, как и что можно сделать, чтобы результаты не заставили себя ждать. Вот только мешает один вопрос - как понять, что в жизни важно?
Безусловно, определить цель всей своей жизни не просто нереально, но и не нужно. Жизнь тем и прекрасна, что каждому даны неограниченные возможности добиваться многих вещей, становиться теми, кем мы хотим - здесь и сейчас. В связи с этим вопрос о постановке цели в жизни должен решаться скорее так:
А. Делайте цели максимально детальными! Б. Концентрируйтесь на реальном желании, а не на средствах его реализации!
В. Лучше поставить высокую цель и не дотянуть до неё, чем на 100% реализовать низкую!
Г. Сконцентрируйтесь на действии, а не на вещи!
Д. Формулируйте в настоящем времени!
Цели, сформулированные в будущем времени, очень часто концентрируются на средстве, а не на том, что этим средством достигается. Формулировка в настоящем времени помогает понять, действительно ли Вы сформулировали что-то стоящее.
4. Упражнение «Пирог времени»
Цель: Осознание понятия «мой капитал времени» через визуальную технику.
- Рассмотрим еще одну картинку (см. приложение 1 «Пирог времени»). Попробуем заштриховать пирог времени в соответствии с нашими временными ресурсами, который у нас еще есть. Итак, поставьте на окружности точку и от этой точки.
Отсчитайте количество секторов, равное вашему возрасту. Заштрихуйте. Это то, что вы уже прожили. В этом круге 80 секторов (средняя продолжительность жизни человека). А теперь давайте посмотрим на то, что у нас еще впереди. Если мы тратим на сон - 8 часов. Это треть суток. Не правда ли? В сутках 24 часа, 8 часов это 1/3часть. Итак, треть нашей жизни мы тратим на сон.
Отсчитайте и заштрихуйте 1/3часть секторов на сон. А теперь давайте посмотрим, сколько мы примерно потратим нашего времени на какие-то бесцельные ожидания, в течение которых нельзя ни почитать, ни послушать музыку. Это, к сожалению, могут быть периоды болезни. Отсчитайте на это еще 3 года. Тоже заштрихуйте. (Обсуждение в круге.)
Посмотрите сколько остается. Весьма и весьма малый кусок пирога. На пару чашек чая. Наша задача растянуть этот пирог. Сделать его максимально вкусным, максимально питательным и полезным. Максимально нужным нам и вот эти мы будем сейчас заниматься.
Цитата:
• Чтобы узнать цену одного ГОДА, спроси студента, который подошел к последним экзаменам.
• Чтобы узнать цену одного МЕСЯЦА, спроси мать, которая родила ребенка слишком рано.
• Чтобы узнать цену одной НЕДЕЛИ, спроси издателя еженедельного журнала.
• Чтобы узнать цену одного ЧАСА, спроси влюбленных, ожидающих встречи.
• Чтобы узнать цену одной МИНУТЫ, спроси того, кто опоздал на поезд, самолет
или автобус.
• Чтобы узнать цену одной СЕКУНДЫ, спроси того, кто пережил несчастный случай.
• Чтобы узнать цену одной МИЛЛИСЕКУНДЫ, спроси того, кто на Олимпийский Играх получил Серебряную медаль.
5. Упражнение «5 минут моей жизни» (5-7 мин)
Цель: осознание значения и ценности временного интервала.
Правило 5 минут - то, что можно сделать меньше чем за 5 минут, следует сделать прямо сейчас. (Дэвид Аллен)
- Запишите какие дела в вашей жизни вы можете выполнить за 5 минут.
6. Упражнение «Поглотители времени» (10-12 мин)
Цель: Выявление поглотителей времени
- Вам будет легче справиться с этим заданием, если вы определите причины, которые приводят к потере времени. Предлагаю вам перечень наиболее распространенных причин. Отметьте те, которые характерны для вас.
Причины потерь времени:
-
не умею отделить важные дела от второстепенных;
-
не планирую предварительно свой день;
-
личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и т.п.);
-
не всегда знаю, что нужно делать;
-
отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);
-
не умею сказать «нет»;
-
моя личная недисциплинированность;
-
не довожу начатое до конца;
-
долго раскачиваюсь в начале каждого дела;
-
много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел руки не доходят;
-
не знаю своего личного ритма физической и умственной активности;
-
очень легко отвлекаюсь (например, на шум).
Пусть вас не смущает большое количество отмеченных вами слабых мест. Определите «свои» 3 наиболее дорогостоящие и придумайте способ, как их устранить. Одолев три важнейших «поглотителя» времени, вы сможете значительно сократить потери времени.
7. Поглотилели времени и Правила отдыха (3 мин)
8. Подведение итогов
Упражнение «Пять Пальцев»
Цель: Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге.
Чтобы достижение цели стало реальностью, необходимо постоянно следить за тем, чтобы не сбиться с курса. Для управления такой «тонкой материей», как время, контроль важен особенно. Лотар Зайверт предлагает очень простой и удобный метод ежедневного итогового ТМ-контроля (впрочем, метод можно использовать и для промежуточного контроля над выполнением отдельных задач в течение дня) - так называемый метод «пяти пальцев». Метод является элементарной мнемотехникой, в которой за каждым из пальцев руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. Достаточно лишь посмотреть на ладонь правой руки и по первым буквам названий пальцев вспомнить параметры, на основании которых осуществляется контроль. Вот эти параметры (в несколько модифицированном, по сравнению с предложенными Л. Зайвертом, виде):
М (мизинец)- Мысли, знания, информация. Что новое сегодня я узнал? Узнал ли я что-то новое о своем времени? Придумал ли новые «хитрости», чтобы лучше управлять им?
Б (безымянный)- Близость к цели. Какие оперативные задачи, приближающие меня к достижению важных целей (долгосрочных стратегических), я сегодня решил?
С (средний)- Состояние. Какие дела были особенно интересными? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией? Напротив, какие дела были скучными, субъективно тяжелыми, делались «через силу»?
У (указательный)- Услуга, помощь, сотрудничество. Кому я помог, кому оказал ценную услугу, с кем нашел общий язык, с кем вместе хорошо работал?
Б (большой)- Бодрость. На какие задачи я затратил больше всего энергии, физических сил? Что сделано мною сегодня для поддержания здоровья и физической формы?
Попробуйте прямо сейчас, на этапе завершения нашего занятия, посмотреть на свою правую ладонь и проконтролировать результат, например, полученной информации:
-Можете ли вы назвать несколько наиболее важных идей, которые вас заинтересовали на занятии, какие у вас возникли мысли (мизинец)?
-Помогут ли знания, полученные на тренинге, в достижении ваших актуальных жизненных целей, ваша близость к цели (безымянный)?
-Были ли на тренинге упражнения, которые изменили ваше состояние (средний)?
-Помогло ли вам занятие лучше понять самого себя? Смогли ли вы в чем-то изменить себя, а в чем-то принять себя таким человеком, какой вы есть (указательный)?
-Было ли занятие тяжелым, трудным? Сильно ли утомило вас понимание изложенного материала (большой)?
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Приложение 1. Пирог времени.