Мастер-класс для педагогов Как успевать жить и работать

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер- класс для педагогов: «Как успевать жить и работать»


Подготовила:

Яремчук Н.В. педагог - психолог МБОУ г. Иркутска лицея №2

Цель мастер- класса: познакомить педагогов с методами эффективного использования времени. Повысить личную эффективность работы, позволяющие добиваться больших результатов и достигать значимых целей при меньших затратах времени и энергии.

Оборудование: раздаточные материалы: схема «Пирог времени», буклет
Продолжительность: 40 минут

Содержание мастер- класса:

1.Настрой на работу

Приветствие.

2. Упражнение «Ассоциации» (5 мин)

- Какие возникают у Вас ассоциации со словом «самоорганизация» (организация времени, организация досуга и др.)

Понятие самоорганизации-процесс упорядочения (пространственного, временного или пространственно-временного) в открытой системе, за счёт согласованного взаимодействия множества элементов её составляющих». (Герман Хакен)

3. Ведение в понятие самоорганизация: цель- время- управление. (3 мин)

-Когда человек знает, чего он хочет от жизни, то препятствий и преград для осуществления главной цели просто не существует. Вы начинаете мыслить глобально, думать о том, как и что можно сделать, чтобы результаты не заставили себя ждать. Вот только мешает один вопрос - как понять, что в жизни важно?

Безусловно, определить цель всей своей жизни не просто нереально, но и не нужно. Жизнь тем и прекрасна, что каждому даны неограниченные возможности добиваться многих вещей, становиться теми, кем мы хотим - здесь и сейчас. В связи с этим вопрос о постановке цели в жизни должен решаться скорее так:

А. Делайте цели максимально детальными! Б. Концентрируйтесь на реальном желании, а не на средствах его реализации!

В. Лучше поставить высокую цель и не дотянуть до неё, чем на 100% реализовать низкую!

Г. Сконцентрируйтесь на действии, а не на вещи!

Д. Формулируйте в настоящем времени!

Цели, сформулированные в будущем времени, очень часто концентрируются на средстве, а не на том, что этим средством достигается. Формулировка в настоящем времени помогает понять, действительно ли Вы сформулировали что-то стоящее.

4. Упражнение «Пирог времени»

Цель: Осознание понятия «мой капитал времени» через визуальную технику.

- Рассмотрим еще одну картинку (см. приложение 1 «Пирог времени»). Попробуем заштриховать пирог времени в соответствии с нашими временными ресурсами, который у нас еще есть. Итак, поставьте на окружности точку и от этой точки.

Отсчитайте количество секторов, равное вашему возрасту. Заштрихуйте. Это то, что вы уже прожили. В этом круге 80 секторов (средняя продолжительность жизни человека). А теперь давайте посмотрим на то, что у нас еще впереди. Если мы тратим на сон - 8 часов. Это треть суток. Не правда ли? В сутках 24 часа, 8 часов это 1/3часть. Итак, треть нашей жизни мы тратим на сон.

Отсчитайте и заштрихуйте 1/3часть секторов на сон. А теперь давайте посмотрим, сколько мы примерно потратим нашего времени на какие-то бесцельные ожидания, в течение которых нельзя ни почитать, ни послушать музыку. Это, к сожалению, могут быть периоды болезни. Отсчитайте на это еще 3 года. Тоже заштрихуйте. (Обсуждение в круге.)

Посмотрите сколько остается. Весьма и весьма малый кусок пирога. На пару чашек чая. Наша задача растянуть этот пирог. Сделать его максимально вкусным, максимально питательным и полезным. Максимально нужным нам и вот эти мы будем сейчас заниматься.

Цитата:

• Чтобы узнать цену одного ГОДА, спроси студента, который подошел к последним экзаменам.

• Чтобы узнать цену одного МЕСЯЦА, спроси мать, которая родила ребенка слишком рано.

• Чтобы узнать цену одной НЕДЕЛИ, спроси издателя еженедельного журнала.

• Чтобы узнать цену одного ЧАСА, спроси влюбленных, ожидающих встречи.

• Чтобы узнать цену одной МИНУТЫ, спроси того, кто опоздал на поезд, самолет

или автобус.

• Чтобы узнать цену одной СЕКУНДЫ, спроси того, кто пережил несчастный случай.

• Чтобы узнать цену одной МИЛЛИСЕКУНДЫ, спроси того, кто на Олимпийский Играх получил Серебряную медаль.

5. Упражнение «5 минут моей жизни» (5-7 мин)

Цель: осознание значения и ценности временного интервала.

Правило 5 минут - то, что можно сделать меньше чем за 5 минут, следует сделать прямо сейчас. (Дэвид Аллен)

- Запишите какие дела в вашей жизни вы можете выполнить за 5 минут.

6. Упражнение «Поглотители времени» (10-12 мин)

Цель: Выявление поглотителей времени

- Вам будет легче справиться с этим заданием, если вы определите причины, которые приводят к потере времени. Предлагаю вам перечень наиболее распространенных причин. Отметьте те, которые характерны для вас.

Причины потерь времени:

  • не умею отделить важные дела от второстепенных;

  • не планирую предварительно свой день;

  • личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и т.п.);

  • не всегда знаю, что нужно делать;

  • отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);

  • не умею сказать «нет»;

  • моя личная недисциплинированность;

  • не довожу начатое до конца;

  • долго раскачиваюсь в начале каждого дела;

  • много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел руки не доходят;

  • не знаю своего личного ритма физической и умственной активности;

  • очень легко отвлекаюсь (например, на шум).

Пусть вас не смущает большое количество отмеченных вами слабых мест. Определите «свои» 3 наиболее дорогостоящие и придумайте способ, как их устранить. Одолев три важнейших «поглотителя» времени, вы сможете значительно сократить потери времени.

7. Поглотилели времени и Правила отдыха (3 мин)

Мастер- класс для педагогов Как успевать жить и работать

Мастер- класс для педагогов Как успевать жить и работать

8. Подведение итогов
Упражнение «Пять Пальцев»

Цель: Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге.

Чтобы достижение цели стало реальностью, необходимо постоянно следить за тем, чтобы не сбиться с курса. Для управления такой «тонкой материей», как время, контроль важен особенно. Лотар Зайверт предлагает очень простой и удобный метод ежедневного итогового ТМ-контроля (впрочем, метод можно использовать и для промежуточного контроля над выполнением отдельных задач в течение дня) - так называемый метод «пяти пальцев». Метод является элементарной мнемотехникой, в которой за каждым из пальцев руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. Достаточно лишь посмотреть на ладонь правой руки и по первым буквам названий пальцев вспомнить параметры, на основании которых осуществляется контроль. Вот эти параметры (в несколько модифицированном, по сравнению с предложенными Л. Зайвертом, виде):

М (мизинец)- Мысли, знания, информация. Что новое сегодня я узнал? Узнал ли я что-то новое о своем времени? Придумал ли новые «хитрости», чтобы лучше управлять им?

Б (безымянный)- Близость к цели. Какие оперативные задачи, приближающие меня к достижению важных целей (долгосрочных стратегических), я сегодня решил?

С (средний)- Состояние. Какие дела были особенно интересными? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией? Напротив, какие дела были скучными, субъективно тяжелыми, делались «через силу»?

У (указательный)- Услуга, помощь, сотрудничество. Кому я помог, кому оказал ценную услугу, с кем нашел общий язык, с кем вместе хорошо работал?

Б (большой)- Бодрость. На какие задачи я затратил больше всего энергии, физических сил? Что сделано мною сегодня для поддержания здоровья и физической формы?

Попробуйте прямо сейчас, на этапе завершения нашего занятия, посмотреть на свою правую ладонь и проконтролировать результат, например, полученной информации:

-Можете ли вы назвать несколько наиболее важных идей, которые вас заинтересовали на занятии, какие у вас возникли мысли (мизинец)?

-Помогут ли знания, полученные на тренинге, в достижении ваших актуальных жизненных целей, ваша близость к цели (безымянный)?

-Были ли на тренинге упражнения, которые изменили ваше состояние (средний)?

-Помогло ли вам занятие лучше понять самого себя? Смогли ли вы в чем-то изменить себя, а в чем-то принять себя таким человеком, какой вы есть (указательный)?

-Было ли занятие тяжелым, трудным? Сильно ли утомило вас понимание изложенного материала (большой)?

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!




Приложение 1. Пирог времени.

Мастер- класс для педагогов Как успевать жить и работать

© 2010-2022