Индивидуальная программа развития У страха глаза велики

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов - центр повышения квалификации:

«Региональный социопсихологический центр»


443111, г. Самара, ул. Московское шоссе, 125А

тел/факс (846) 931-55-15, тел (846) 931-55-08


ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ФИО: (шифр) ШРВ Возраст: 11 лет Период: февраль-май Режим встреч: один раз в неделю Запрос (от кого): от классного руководителя, администрации

Причина обращения: мальчик замкнут, необщителен, плаксив, вследствие чего неудовлетворительные отметки по учебным предметам.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  1. Диагностирующий. Выявление проблемных зон.

  2. Коррекционный/развивающий/профилактический.

  3. Обобщающе-закрепляющий этап

  4. Диагностирующий. Выявление динамики.

Первый этап. Диагностирующий. Выявление проблемных зон.

1.1. Используемый диагностический инструментарий:

  • Тест школьной тревожности Филлипса

  • Детский вариант теста Айзенка

  • Методика «Дерево»

  • Методика определения уровня самооценки и притязаний

  • «Прогрессивные матрицы Равена»

  • Тест Тулуз-Пьерона

1.2. Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

-уровень умственного мышления - средний

-оценка скорости внимания - средний

-оценка точности внимания - высокий

-уровень тревожности по Филипсу - 62 %, что превышает норму. Подвержен фрустрации,т.е. не умеет преодолевать трудности. Самый высокий уровень тревожности - страх не соответствовать ожиданиям окружающих по поводу оценок. Страх ситуации проверки знаний, проблема и страхи в отношениях с учителями.

- меланхолик, экстраверт. Раним, во всем «мерещится» опасность. Застенчив, не верит в свои силы.

- заниженная самооценка

Второй этап. Коррекционный/развивающий/профилактический

2.1. Цель программы: коррекция уровня тревожности и скованности ученика через формирование умения регулировать свое эмоциональное состояние.

2.2. Ожидаемый результат: снижение уровня тревожности, развитие позитивного самовосприятия, повышение самооценки, расширение уинформации о собственной личности и внутриличностных проблемах, снижение количества страхов.

2.2.1. Показатели и индикаторы эффективности реализации программы

  • Повышение уровня самооценки с низкого до адекватного (нормы)

  • Снижение уровня тревожности с 62 % до 40 %

  • Снижение количества страхов до 1-2 максимум.

2.3. Ответственные

Достижение запланированного результата в рамках выявленной проблемы предполагает комплексную систему мер со стороны:

  • Психолога - проведение индивидуальных развивающих занятий, наблюдение на уроках, переменах.

  • Педагога - проведение классных часов, КТД, совместных проектов, индивидуальный подход.

  • Родителей - совместные мероприятия, отдыхи, праздники.

2.4. «У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ»

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ. ЦЕЛЬ

ВРЕМЯ

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1. Вводное занятие.

Цель: Расширение информации о собственной личности и внутриличностных проблемах; знакомство с миром эмоций и их ролью в жизни человека.

40мин

Представление имени.

Упражнение «Контур»

Игра «Похвалилки»

2. «Волшебные витражи»

Цель: Активизация самосознания, самовыражения; развитие способности вербального выражения чувств, расширение словарного запаса для выражения эмоциональных состояний.

40мин

Сочинение рассказа «Жил на свете человек маленького рста…»

Игра «Недотроги»

3. «Мой день»

Цель: Развитие способности к самоанализу, самосознанию; формирование позитивного самовосприятия.

40мин

Упражнение «Нипиши обобщающие слова», «Дорисуй фигуры», цветовая диагностика «Настроение»

4. «Мой страх»

Цель: снятие напряжение, развитие способности к позитивному самовосприятию; снижение тревожности, связанной с самооценкой.

40мин

Рисуночная терапия «Мой страх»,

Игра «Кляксы»

Релаксация

5. «В темной норке»

Цель: Формирование позитивной самооценки посредством принятия положительной оценки со стороны окружающих; снижение тревожности, связанной с межличностным общением.

40мин

Упражнение «Скопируй точки»

Игра «Расшифруй слова»

Разрезные картинки.

6. «Привидение»

Цель: ориентация ребенка на собственные возможности избавления от страхов; снятие напряжения

40мин

Рисуночная терапия «Веселые и страшные привидения»

Беседа по рисунку

Релаксация

7. «Мои достоинства»

Цель: выработка уверенности в себе, умения отстоять свою точку зрения; снижение тревожности, связанной с ситуацией конфликта.

40 мин

Игра «Разговор с руками»

Упражнение «Мои достоинства»

Релаксация

8. «Я в будущем»

Цель: преодоление тревожности, связанной с планированием будущего; снятие эмоционального напряжения, релаксация.

40 мин

Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»

«Кто я?»

9. «Учусь принимать решения»

Цель: развитие уверенности в себе; развитие умения принимать ответственность на себя; преодоление тревожности, связанной с принятием решения.

40 мин

Упражнение «Круги общения»

«Цвета эмоций»

Рисуночная терапия «Я это…»

10. Итоговое занятие

«Старый я, новый я»

Цель: формирование активной жизненной позиции, оптимистического взгляда на собственное будущее; снятие эмоционального напряжения, релаксация.

40 мин

Упражнения «Дорисуй человечков»

Игра «Помоги фотографу»

Пиктограмма - аппликация»

Третий этап. Обобщающее-закрепляющий

3.1. Задачи:

  • Наблюдение за закреплением приобретенных навыков, умений на уроках, во внеучебное время

  • Повышение уровня психологической грамотности, компетентности в общении со сверстниками на КТД, внеклассных мероприятиях.

Четвертый этап. Диагностирующий. Выявление динамики.

4.1. Сравнительный качественно-количественный анализ результатов обследования показал положительную динамику. В частности, понизился уровень тревожности, повысился уровень самооценки.

Далее идет таблица следующего плана (позволяет наглядно увидеть западающие области, если таковые имеются)

Показатель/ индикаторы

Динамика целевых и фактических

индикаторов

Источник получения информации

Выявленные тенденции

Целевой

Фактический

Повысился уровень самооценки

Понизился уровень школьной тревожности

Адекватная

40 %

Адекватная

40 %


Журнал учета посещения занятий

Позитивные тенденции:

Целевой результат совпадает с фактическим

Анализ проделанной работы позволяет говорить о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с младшим школьником с целью формирования у них эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков (такая работа была проведена). Важна работа с учителями и родителями: разработаны рекомендации для родителей, памятка педагогам «Правила работы с тревожными детьми».

4.2. Рекомендации (адресные):

  • Рекомендации для родителей

- Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку.

- Составьте распорядок дня, следите за его соблюдением.

- Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения. Если, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними

- Поддерживайте желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека.

- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.

- Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У ребенка должно оставаться время для игровых занятий.

  • Памятка педагогам «Правила работы с тревожными детьми»

  1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ на скорость.

  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

  4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

  5. Чаще обращайтесь к нему по имени.

  6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

  7. Не предъявляйте к нему завышенных требований.

  8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

  9. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.

  10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

  11. Наказывайте ребенка, не унижайте его.

Если по каким - либо объективным причинам ребенку трудно выполнять учебные поручения и задания, выберете для него кружок по душе, чтобы занятия приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным; при этом ненавязчиво помогайте выполнять сложные и трудные для него задания. Старайтесь заниматься с ребенком на предельной для него трудности, развивайте его «зону ближайшего развития». Если вы не удовлетворены поведением и успехами вашего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть ребенок живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Ответственный за сопровождение по коррекционному/развивающему/профилактическому маршруту педагог-психолог

Регионального социопсихологического центра

в МБУ лицее № 19 ____________________ / Н.Л.Красильникова

© 2010-2022