- Преподавателю
- Школьному психологу
- Индивидуальная программа развития У страха глаза велики
Индивидуальная программа развития У страха глаза велики
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Красильникова Н.Л. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов - центр повышения квалификации:
«Региональный социопсихологический центр»
443111, г. Самара, ул. Московское шоссе, 125А
тел/факс (846) 931-55-15, тел (846) 931-55-08
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ФИО: (шифр) ШРВ Возраст: 11 лет Период: февраль-май Режим встреч: один раз в неделю Запрос (от кого): от классного руководителя, администрации
Причина обращения: мальчик замкнут, необщителен, плаксив, вследствие чего неудовлетворительные отметки по учебным предметам.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
-
Диагностирующий. Выявление проблемных зон.
-
Коррекционный/развивающий/профилактический.
-
Обобщающе-закрепляющий этап
-
Диагностирующий. Выявление динамики.
Первый этап. Диагностирующий. Выявление проблемных зон.
1.1. Используемый диагностический инструментарий:
-
Тест школьной тревожности Филлипса
-
Детский вариант теста Айзенка
-
Методика «Дерево»
-
Методика определения уровня самооценки и притязаний
-
«Прогрессивные матрицы Равена»
-
Тест Тулуз-Пьерона
1.2. Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
-уровень умственного мышления - средний
-оценка скорости внимания - средний
-оценка точности внимания - высокий
-уровень тревожности по Филипсу - 62 %, что превышает норму. Подвержен фрустрации,т.е. не умеет преодолевать трудности. Самый высокий уровень тревожности - страх не соответствовать ожиданиям окружающих по поводу оценок. Страх ситуации проверки знаний, проблема и страхи в отношениях с учителями.
- меланхолик, экстраверт. Раним, во всем «мерещится» опасность. Застенчив, не верит в свои силы.
- заниженная самооценка
Второй этап. Коррекционный/развивающий/профилактический
2.1. Цель программы: коррекция уровня тревожности и скованности ученика через формирование умения регулировать свое эмоциональное состояние.
2.2. Ожидаемый результат: снижение уровня тревожности, развитие позитивного самовосприятия, повышение самооценки, расширение уинформации о собственной личности и внутриличностных проблемах, снижение количества страхов.
2.2.1. Показатели и индикаторы эффективности реализации программы
-
Повышение уровня самооценки с низкого до адекватного (нормы)
-
Снижение уровня тревожности с 62 % до 40 %
-
Снижение количества страхов до 1-2 максимум.
2.3. Ответственные
Достижение запланированного результата в рамках выявленной проблемы предполагает комплексную систему мер со стороны:
-
Психолога - проведение индивидуальных развивающих занятий, наблюдение на уроках, переменах.
-
Педагога - проведение классных часов, КТД, совместных проектов, индивидуальный подход.
-
Родителей - совместные мероприятия, отдыхи, праздники.
2.4. «У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ»
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ. ЦЕЛЬ
ВРЕМЯ
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. Вводное занятие.
Цель: Расширение информации о собственной личности и внутриличностных проблемах; знакомство с миром эмоций и их ролью в жизни человека.
40мин
Представление имени.
Упражнение «Контур»
Игра «Похвалилки»
2. «Волшебные витражи»
Цель: Активизация самосознания, самовыражения; развитие способности вербального выражения чувств, расширение словарного запаса для выражения эмоциональных состояний.
40мин
Сочинение рассказа «Жил на свете человек маленького рста…»
Игра «Недотроги»
3. «Мой день»
Цель: Развитие способности к самоанализу, самосознанию; формирование позитивного самовосприятия.
40мин
Упражнение «Нипиши обобщающие слова», «Дорисуй фигуры», цветовая диагностика «Настроение»
4. «Мой страх»
Цель: снятие напряжение, развитие способности к позитивному самовосприятию; снижение тревожности, связанной с самооценкой.
40мин
Рисуночная терапия «Мой страх»,
Игра «Кляксы»
Релаксация
5. «В темной норке»
Цель: Формирование позитивной самооценки посредством принятия положительной оценки со стороны окружающих; снижение тревожности, связанной с межличностным общением.
40мин
Упражнение «Скопируй точки»
Игра «Расшифруй слова»
Разрезные картинки.
6. «Привидение»
Цель: ориентация ребенка на собственные возможности избавления от страхов; снятие напряжения
40мин
Рисуночная терапия «Веселые и страшные привидения»
Беседа по рисунку
Релаксация
7. «Мои достоинства»
Цель: выработка уверенности в себе, умения отстоять свою точку зрения; снижение тревожности, связанной с ситуацией конфликта.
40 мин
Игра «Разговор с руками»
Упражнение «Мои достоинства»
Релаксация
8. «Я в будущем»
Цель: преодоление тревожности, связанной с планированием будущего; снятие эмоционального напряжения, релаксация.
40 мин
Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»
«Кто я?»
9. «Учусь принимать решения»
Цель: развитие уверенности в себе; развитие умения принимать ответственность на себя; преодоление тревожности, связанной с принятием решения.
40 мин
Упражнение «Круги общения»
«Цвета эмоций»
Рисуночная терапия «Я это…»
10. Итоговое занятие
«Старый я, новый я»
Цель: формирование активной жизненной позиции, оптимистического взгляда на собственное будущее; снятие эмоционального напряжения, релаксация.
40 мин
Упражнения «Дорисуй человечков»
Игра «Помоги фотографу»
Пиктограмма - аппликация»
Третий этап. Обобщающее-закрепляющий
3.1. Задачи:
-
Наблюдение за закреплением приобретенных навыков, умений на уроках, во внеучебное время
-
Повышение уровня психологической грамотности, компетентности в общении со сверстниками на КТД, внеклассных мероприятиях.
Четвертый этап. Диагностирующий. Выявление динамики.
4.1. Сравнительный качественно-количественный анализ результатов обследования показал положительную динамику. В частности, понизился уровень тревожности, повысился уровень самооценки.
Далее идет таблица следующего плана (позволяет наглядно увидеть западающие области, если таковые имеются)
Показатель/ индикаторы
Динамика целевых и фактических
индикаторов
Источник получения информации
Выявленные тенденции
Целевой
Фактический
Повысился уровень самооценки
Понизился уровень школьной тревожности
Адекватная
40 %
Адекватная
40 %
Журнал учета посещения занятий
Позитивные тенденции:
Целевой результат совпадает с фактическим
Анализ проделанной работы позволяет говорить о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с младшим школьником с целью формирования у них эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков (такая работа была проведена). Важна работа с учителями и родителями: разработаны рекомендации для родителей, памятка педагогам «Правила работы с тревожными детьми».
4.2. Рекомендации (адресные):
-
Рекомендации для родителей
- Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку.
- Составьте распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения. Если, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними
- Поддерживайте желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
- Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У ребенка должно оставаться время для игровых занятий.
-
Памятка педагогам «Правила работы с тревожными детьми»
-
Избегайте состязаний и каких-либо видов работ на скорость.
-
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
-
Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
-
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
-
Чаще обращайтесь к нему по имени.
-
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
-
Не предъявляйте к нему завышенных требований.
-
Будьте последовательны в воспитании ребенка.
-
Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.
-
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
-
Наказывайте ребенка, не унижайте его.
Если по каким - либо объективным причинам ребенку трудно выполнять учебные поручения и задания, выберете для него кружок по душе, чтобы занятия приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным; при этом ненавязчиво помогайте выполнять сложные и трудные для него задания. Старайтесь заниматься с ребенком на предельной для него трудности, развивайте его «зону ближайшего развития». Если вы не удовлетворены поведением и успехами вашего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть ребенок живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
Ответственный за сопровождение по коррекционному/развивающему/профилактическому маршруту педагог-психолог
Регионального социопсихологического центра
в МБУ лицее № 19 ____________________ / Н.Л.Красильникова