- Преподавателю
- Школьному психологу
- Психологическое занятие для старшеклассников
Психологическое занятие для старшеклассников
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова Е.С. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Психологическое занятие «Развиваем чувство уверенности в себе»
Иванова Елена Сергеевна,
педагог-психолог
МБОУ «Средняя школа №1»
г. Вилючинск, Камчатский край
Цель: повышение уверенности в себе, в свои силы.
Задачи: развить навыки, необходимые для уверенного поведения; укрепить чувство собственного достоинства; повысить самооценку каждого участника.
Форма проведения: занятие с элементами тренинга
Участники: учащиеся 9-11 классов.
Оборудование: листы бумаги для каждого участника, фломастеры, шкатулка, зеркало овальной формы, листочки с пожеланиями, правила, магниты, магнитофон, запись с музыкой, презентации.
План занятия:
1. Знакомство с группой.
2. Ритуал приветствия.
3. Принятие правил в группе.
4. Упражнение «Снежный ком».
5. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
6. Притча «О луне».
7. Упражнение «Волшебное озеро».
8. Упражнение «Я верю, что я….»
9. Упражнение «Пожелания».
10. Рефлексия. Благодарность за участие.
11. Ритуал прощания.
Ход занятия:
1. Знакомство с группой.
Здравствуйте, дорогие ребята! Зовут меня Елена Сергеевна. Сегодня я проведу с вами небольшой тренинг, который поможет вам развить чувство уверенности в себе, укрепить чувство собственного достоинства, повысить самооценку.
2. Ритуал приветствия.
А начнем занятие так: сейчас мы все встанем и по моей команде начнем здороваться. Здороваться будем за руку с каждым, при этом надо посмотреть в глаза и улыбнуться. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное - никого не пропустить.
3. Принятие правил в группе.
Теперь вам будут предложены правила поведения в группе. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила.
Правила:
1. Принцип Я.
2. Принцип поднятой руки.
3. Искренность и открытость.
4. Безоценочность суждений.
5. Активность.
Говорить только от своего лица: не «Все тут думают», а «Я думаю»
Оцениваем не человека, а действия
Слушать друг друга внимательно, не перебивая, вопросы после выступления
Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях
Говорить искренно и открыто. Если нет желание говорить честно, молчим.
? - заполните эту клетку сами
4. Упражнение «Снежный ком».
Первое упражнение называется «Снежный ком». Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и прилагательное к нему, которое начинается с первой буквы вашего имени. Например, Елена - Е единственная.
5. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Следующее упражнение называется «Мой портрет в лучах солнца». Так как вы из одного класса, вы очень хорошо знаете друг друга. Я сейчас каждому раздам по листку бумаги, на котором нарисовано солнце. Ваша задача - написать свое имя в центре солнечного круга и передать своему соседу, который должен написать вдоль лучей одно ваше достоинство. Будем работать по кругу, пока лист не вернется к вам назад.
Рефлексия:
- Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?
- Какие чувства вы испытали после прочтения ваших достоинств?
- Все ли ваши достоинства, о которых написали, были вам известны?
- Что было легче: говорить о себе или о других?
6. Притча «О луне».
А теперь послушайте притчу.
Один человек влюбился в Луну и тосковал по ней. Чтобы быть к Луне поближе, он устроил свое жилище на горе, и каждый вечер смотрел на нее, мечтая когда-нибудь приблизиться к предмету своего обожания. Однажды ночью, увидев, как лунная дорожка достигла его жилища, человек решился вступить на нее и пошел навстречу к Луне. Он уже прошел половину пути без помех, когда засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз, закачался и упал.
Рефлексия:
- Какое впечатление произвела на вас эта притча?
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: нужно обязательно верить в себя и не сомневаться в своих силах.
7. Упражнение «Волшебное озеро».
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.
Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
После того как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает ученикам вопросы:
- Как вы понимаете значение слова «уникальный»? (единственный в воем роде)
- Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
- Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
Мы выяснили, что каждый человек - это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
8. Упражнение «Я верю, что я…» (просмотр презентации, чтение установок)
Я верю, что я …
… могу понять своих родителей и они понимают меня, хотя это не всегда просто.
… хороший друг.
… добрый и отзывчивый человек.
… могу доставлять радость себе и другим.
… могу сам принимать решения, касающейся моей жизни.
… могу сказать «нет», когда это необходимо.
… могу отстаивать свою позицию.
… учусь на своих ошибках.
… не отчаиваюсь из-за проблем, какими бы они не были.
… имею право быть самим собой со всеми своими моими достоинствами и недостатками.
9. Упражнение «Пожелания».
На карточках написаны "мудрые мысли". Каждый достает себе карточку и вслух зачитывает то, что там написано:
1. Надейтесь на лучшее, мечтайте о лучшем будущем, подходите ко всему и ко всем с оптимизмом.
2. Стремитесь к знанию, к культуре, к духовно богатым людям. Помните, то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.
3. Не позволяйте душе лениться. Будьте требовательны к себе, строго оценивайте свои мысли и поступки.
4. Растите в себе счастливого человека, создавайте себе душевный настрой на счастье. Собирайте свое счастье по крупицам, берегите, не бросайтесь тем, что удастся собрать.
5. Будьте целеустремленны и настойчивы в достижении поставленных целей, трудитесь и творите, реализуйте себя в окружающем мире.
6. Не копите проблемы, а решайте их. Неразбериха проблем порождает чувство тревоги и беспокойства.
7. При удаче больше всего благодарите других, а во всех бедах вините, прежде всего, себя.
8. Чаще улыбайтесь, улыбка ничего не стоит, но дорого ценится.
9. Не акцентируйте внимание на недостатках других людей, ищите в людях хорошее.
10. Анализируйте прожитый день, сделайте так, чтобы назавтра одной ошибкой и одним огорчением стало меньше.
11. Если у вас случилась неприятность, постарайтесь при случае при этом поговорить, но только с человеком, которому вы доверяете.
12. Не мстите врагам своим и не тратьте на них свою энергию. Они этого не стоят.
10. Рефлексия.
Каждый из вас теперь имеет возможность проанализировать полученную информацию и высказать свое мнение о сегодняшнем занятии.
- Что нового вы узнали на занятии?
- Чему научились?
- Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?
- Насколько хорошо вы, на ваш взгляд, знаете себя?
- Что вам понравилось на занятии?
- Что удивило?
- Что вызвало затруднение?
Участники высказываются.
Ведущий подводит итоги. Ведущий должен поблагодарить каждого в отдельности, акцентируя внимание на особенностях в поведении и характере участника.
Ведущий также произносит слова благодарности всем за активную, творческую работу.
11. Ритуал прощания.
Аплодисменты!