Программа Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса при подготовке к ЕГЭ и ГИА

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»






Программа

«Психолого - педагогического сопровождения участников образовательного процесса при подготовке к ЕГЭ и ГИА»








Педагог-психолог: Степанова

Мария Николаевна






городской округ Сухой Лог 2015 год

Оглавление


Пояснительная записка………………………………………....3-5

План работы психолого- педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса к сдаче экзаменов, ГИА и ЕГЭ………6-8

Диагностический мониторинг психологической готовности к ГИА и ЕГЭ……………………………………………………………………....9

Тематический план занятий……………….……………………10

Литература……………………………………………………….11































Пояснительная записка


Актуальность проблемы обусловлена тем, что с 2009 года сдача ГИА-9 и ЕГЭ в форме тестирования является обязательной процедурой для всех выпускников школ России, она обеспечивает объективную оценку качества результата обучения по учебным дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами. В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса - обучающихся, учителей, родителей.Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ГИА и ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА и ЕГЭ.С этой целью разработана данная программа на основе работы М. Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями» и на основе программы Е.Ю. Шрагиной «Готовимся к ЕГЭ: программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха»». Программы М. Ю. Чибисовой и Е.Ю. Шрагиной позволяет учащимся пройти систематическую психологическую подготовку к этим экзаменам.

Цель программы- оказание психолого - педагогической помощи участникам образовательного процесса в подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Программа реализуется в течение учебного года (декабрь - июнь).

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

1. Познакомить выпускников с особенностями и процедурой ЕГЭ для снижения тревоги и повышения интереса к результатам экзамена;

2. Научить справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче экзаменов;

3. Развить умение адекватно оценить свои возможности, планировать и распределять время;

4. Освоить на практике методы саморегуляции, методы снижения напряжения и самоподдержки;

5. Повысить самооценку учащихся, уверенность в себе и в положительном результате сдачи экзамена.

Участники программы: педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники, родители, обучающиеся 9-11 классов.

Формы работы педагога-психолога:

1. Профилактические и просветительские беседы.

2. Занятия с элементами тренинга.

3. Консультирование участников образовательного процесса.

4. Наблюдение за обучающимися на уроках и во внеурочное время.

5. Первичная диагностика, проведение итоговой диагностики.

6. Оформление тематического стенда. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов.

Этапы и сроки реализации программы: Работа по психологической готовности к ЕГЭ и ГИА осуществляется в три этапа.

1.Этап подготовительный (декабрь - февраль). Информационное - психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса в плане трудностей ГИА и ЕГЭ и необходимости вести психологическую подготовку. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей (групповая консультация в форме родительского собрания, индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети могут испытывать трудности в период подготовке к экзаменам). Определение уровня психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям по трем компонентам психологической готовности (самоорганизация и самоконтроль, познавательные процессы - познавательный компонент, тревожность - личностный компонент, знакомство с процедурой ГИА и ЕГЭ - процессуальный компонент).

2.Этап основной (март - май). Этот этап - самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа предполагается:

· формирование групп учащихся, имеющих проблемы в обучении и психологической готовности к ГИА и ЕГЭ;

· проведение цикла психологических занятий для учащихся 9-11-х классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности;

· обучение учащихся релаксации на основе изучения методов и приемов психофизической саморегуляции;

· групповые и индивидуальные консультации участников образовательного процесса:«Психологическое сопровождение ГИА иЕГЭ», «Психологический комфорт в семье во время экзаменов», «Пути достижения успеха на экзамене».

3.Этап аналитико-обобщающий (май - июнь). Составление педагогом-психологом аналитических материалов об особенностях, обучающихся с целью формирования рекомендаций учителям - предметникам, классным руководителям 9 -11-х классов.Критериями оценки эффективности программы выступает то, что анализ проведенной работы будет производиться на основе сопоставления результатов проведенных диагностик до начала реализации программы и по ее завершению. Будет видно, насколько снизился уровень тревожности, как развились те или иные психические функции. Косвенной оценкой будет являться улучшение результатов ГИА и ЕГЭ у выпускников.

Ожидаемые результаты:

· развитие памяти и концентрации внимания, четкости и структурированности мышления у выпускников;

· снижение уровня тревожности у всех субъектов образовательного процесса;

· знание особенностей своего характера, умение использовать его сильные стороны, компенсировать слабые;

· знание и умение использовать свою ведущую анализаторную систему, т.е. систему, при помощи которой обучающемуся легче всего воспринимать учебный материал;

· развитие навыков саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервы;

· осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и результат сдачи экзаменов;

· готовность к эмоциональному принятию результатов ЕГЭ и способность построить «план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена.

Структура программы:

· План работы педагога психолога по формированию психологической готовности выпускников.

· Диагностический мониторинг.

· Психологические занятия по формированию психологической готовности выпускников.





План работы психолого- педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса к сдаче экзаменов, ГИА и ЕГЭ


№п/п

Мероприятия

Цель

Сроки

Ответственные

1этап подготовительный

1.

Выступление на педагогических советах «Психологическое сопровождение ГИА иЕГЭ» (по запросу).

Понимание необходимости психолого-педагогического сопровождения ГИА иЕГЭ.

Декабрь

Администрация,

педагог-психолог, учителя предметники, классные руководители

2.

Выступление на родительских собраниях
«Как помочь ребенку готовиться к ЕГЭ и ГИА».

Формирования положительного отношения к ГИА и ЕГЭ, разрешения прогнозируемых трудностей.

Декабрь - февраль

3.

Выступление на тематических классных часах по теме «Что такое ЕГЭ?», «Пути достижения успеха на экзамене», «Как сдать ГИА и ЕГЭ» - практические советы.

Готовность и способность субъектов ГИА иЕГЭ к эмоционально-волевой регуляции.

4.

Диагностика психологической готовности учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Определение уровня психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям по трем компонентам психологической готовности к ГИА и ЕГЭ.

Педагог- психолог

2 этап основной

1.

Формирование группучащихся с низким уровнем психологической готовности к ГИА и ЕГЭ.

Выявление психолого -
педагогических проблем в обучении.

Февраль

Педагог- психолог

2.

Проведение цикла психологических занятий с элементами тренинга для учащихся 9, 11-х классов по развитию внимания, памяти, самоорганизации, самоконтроля, снятия тревожности.

Создание условий для психологической готовности к ГИА и ЕГЭ и решения психологических проблем конкретных учащихся.

Март - июнь

Педагог-психолог

3.

Проведение занятий с учащимися по обучению релаксации, методам снятия нервно-психического напряжения и стабилизации психоэмоционального состояния личности.

Овладение учащимися приёмами и навыками психофизической саморегуляции, выработка умений самостоятельно противостоять стрессу.

4.

Групповые и индивидуальные беседы с обучающимися по проблемам психологической готовности к ГИА и ЕГЭ.

Формирование положительного отношения к ГИА и ЕГЭ, формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

Март- июнь

Педагог- психолог

5.

Разработка рекомендаций, памяток для учащихся, педагогов, родителей.

Создание банка методических разработок и наглядности по психологическому сопровождению готовности к ГИА и ЕГЭ.

Март

6.

Родительские собрания«Психологический комфорт в семье во время экзаменов», «Как помочь ребенку пережить стресс экзамена», «Особенности психологической поддержки во время ЕГЭ и ГИА», «Три составляющих успеха сдачи ГИА и ЕГЭ - психологически подготовленный родитель и ребенок».

Овладение методами и приемами создания комфортной ситуации в семье выпускника школы во время сдачи ГИА иЕГЭ.

Март-май

Педагог- психолог, классные руководители

7.

Оформление информационного стенда, наглядных материалов для учащихся, учителей и родителей.

Формирования положительного отношения к ГИА и ЕГЭ, разрешения прогнозируемых трудностей.

Март

Педагог- психолог

3 этап аналитико - обобщающий

1.

Повторная диагностика.

Отслеживание динамики развития.

Апрель

Педагог- психолог

2.

Выступление на педагогических советах (по запросу)

Совершенствовать специальные педагогические и социально - психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно- формирующую работу с выпускниками школы.

Апрель

Учителя - предметники, классные руководители, педагог - психолог.

Диагностический мониторинг психологической готовности к ГИА и ЕГЭ

Название методик, автор, форма проведения

Форма отчётности

Как использованы результаты диагностики

Сроки проведения

«Шкала социально-ситуационной тревоги» Кондаша.
Цель: Выявление уровня тревожности у выпускников.



Заключение, сводная таблица.
Разработка возможных путей коррекции.

Индивидуальные и групповые консультации с участниками образовательного процесса. Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с обучающимися. Групповые психологические занятия с обучающимися.


Декабрь, Апрель

Тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана «Определение уровня развития волевой саморегуляции».

«Самооценка психических состояний» Айзенка.






Тематический план занятий


№ занятия

Темы занятия

Количество часов

1.

Плюсы и минусы ЕГЭ: объективный взгляд на экзамен.

2

2.

Понятие о стрессе. Как справиться со стрессом на экзамене?

2

3.

Уверенность на экзамене.

2









Литература


1. Адаптация и здоровье. Учебное пособие / Ответственный редактор Казин Э.М. - Кемерово, 2003.

2. Воронцов А. Особенности организации образовательного процесса при переходе с одной ступени образования на другую, или нужна ли нам возрастная школа? // Начальная школа, 2004, №35, 43.

3. С.А. Коробкина Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10): система работы с детьми, родителями, педагогами. - Волгоград: Учитель, 2011. - 238.

4. Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассни-ков).\\Школьный психолог.-2008.-№9.

5. Методический журнал для педагогов и психологов Школьный психолог №4. Изд. Первое сентября 2012.

6. Селевко Г.К. «Найди свой путь» - 2-е изд., стер. - М.: ООО»ИМЦАрскнал образования», 2008.

7. О.Ю.Соловьева Методика изучения курса «Найди свой путь». Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинги, игры. Упражнения/О.Ю. Соловьева; под ред. проф. Г. К.Селевко.

8. Школьная дезадаптация. // Школьный психолог, 2010, №12.

9. Е.Д.Шваб. Психологическая профилактика и коррекционно- развивающие занятия 2-е изд. - Волгоград: Учитель 2011-167.

10. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1991.








© 2010-2022