Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей трудновоспитуемых, труднообучаемых, «группы риска» и дезадаптированных

"Описание материала: "Oснoвные направлeния прoгрaммы: "Cтимулирoвание рaзвития прoизвольной сфeры ребенка, кoтoрaя oбеспечивает усвoение нoрм и прaвил, пoвышает толерантность в сфeре oбщения, спoсобствуeт самooрганизации в учeбной и игровoй дeятельности. "Кoррекцию и oбучение адeкватным спосoбам поведения и общения cо cвeрстникaми, исключaющим агрессию. Формирование навыков кoнструктивных дeйствий в кoнфликтных ситуaциях. "Рaзвитие эмоциoнально-вoлевой сфeры. "Oтрабoтка навыков нoрм и правил пов...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»




Согласованно Утверждаю

«____»_____2010 «____»_____2010 руководитель МО директор школы

_________________ _______________

Забелина Г. А. Буртылёва Н.М.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий

для детей трудновоспитуемых, труднообучаемых, «группы риска» и дезадаптированных.


Кубышкиной Марии Сергеевны
























г.п. Приобье

2010-2011 учебный год



Содержание

  1. Пояснительная записка. 3

  2. Основные направления. 5

  3. Методы и формы коррекционной работы. 8

  4. Условия эффективности коррекционного воздействия при проведении занятий. 9

  5. Тематический план. 10

  6. Приложение. 17

  7. Список литературы. 26






















Пояснительная записка

При подборе содержания рабочей программы использованы:

-программа «Четыре путешествия» под ред. Новиковой Л.М., Самойлова И.В.

-программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации автор Гилюк Л. В.

На первом этапе школьного обучения в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции.

Появление "нежелательных" психологических новообразований создает

предпосылки для деформации личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у школьников имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности.

Квалификация тех либо иных особенностей психического развития или

поведения детей как неблагоприятных, требующих коррекции, основывается

на несоответствии их функциональной норме. Коррекция требуется детям с

высокой тревожностью, нарушением межличностных отношений, трудностей в обучении, семейном воспитании и т.д.

Часто над какими-либо первичными недостатками надстраивается целый комплекс вторичных новообразований, без анализа которых психологу

трудно решить, с чего начать коррекцию.

Развивающая деятельность психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребенка, а психокоррекционная - на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.

Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка.

Психокоррекционная работа может осуществляться как в форме групповой, так и индивидуальной деятельности. Выбор конкретной формы работы зависит от характера проблемы (могут быть противопоказания для групповой работы), возраста ребенка, его пожеланий. Для нее также сохраняет свое первостепенное значение принцип целостного воздействия, хотя очевидно, что выбор приоритетных направлений работы необходим.

Теоретическая значимость: по результатам проведения занятий можно расширить и углубить знания об особенностях школьников с различными психологическими проблемами.

Практическая значимость заключается в разработке приемов коррекционной работы, способствующих активизации и развитию познавательной, эмоционально-волевой, речевой сферы школьников, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему повышения эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога.

Основной целю программы является формирование и профилактика коммуникативного поведения, нарушений психологического здоровья детей в соответствии с его возрастными особенностями.

Задачи, способствующие реализации цели:

1. Обучение умению адекватно использовать формы общения при взаимодействии с другими людьми.

2. Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формирование доверия к собеседнику.

3. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих взаимоотношению в процессе общения.

4. Развитие психических процессов; внимание, памяти, мышления, восприятия.

5. Формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

Особенности психологической коррекции включают в себя ряд подзадач:

1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в

воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического

развития ребенка;

2) своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития;

3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с

ослабленным соматическим или нервно-психологическим здоровьем;

4) составление совместно с педагогами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьника для учителей, родителей и других лиц, имеющих отношение к воспитанию ребенка;

5) составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;

6) психологическое просвещение учителей и родителей с помощью

лекций и других форм работы.

Основные направления программы:

  1. Стимулирование развития произвольной сферы ребенка, которая обеспечивает усвоение норм и правил, повышает толерантность в сфере общения, способствует самоорганизации в учебной и игровой деятельности.

  2. Коррекцию и обучение адекватным способам поведения и общения со сверстниками, исключающим агрессию. Формирование навыков конструктивных действий в конфликтных ситуациях.

  3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

  4. Отработка навыков норм и правил поведения в общественных местах.

  5. Формирование у ребенка мотивационной сферы для его успешности в учебной деятельности.

  6. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.

  7. Развитие позитивной самооценки.

  8. Формирование сознания собственных эмоций и чувств.

  9. Развитие эмпатии (способность понимания и сопереживания).

  10. Снижение уровня тревожности.

Проблемы школьников.

К проблемам или трудностям, связанным с самим фактом поступления

в школу, обычно относят:

1) трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. И дело не в том, что таким детям трудно вовремя вставать, а в том, что у них чаще наблюдается отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности;

2) трудности адаптации ребенка к классному коллективу. В этом

случае они наиболее выражены у тех детей, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах;

3) трудности, локализующиеся в области взаимоотношения с учителем;

4) трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.

И хотя к началу школьного возраста педагоги и родители специально готовят ребенка, указанные выше трудности порой достигают такой остроты, что встает вопрос о необходимости психологической коррекции.

Основные принципы, способствующие эффективности коррекционной

работы:

Принцип комплексности.

Принцип дифференцированного подхода.

Принцип развития.

Принцип учета личностных особенностей.

Принцип наглядности.

Принцип доступности.

Принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми.

Принцип индивидуального подхода к ребенку.

Принцип, воспитывающий характер обучения.

Структура занятий:

  • Организационная часть. Приветствие.

  • Основная часть. Игровой блок.

  • Заключительная часть. Рефлексия.

Инструментарий занятий:

музыкальное сопровождение

демонстрационный материал

раздаточный материал

Игрушки

Цветные карандаши (на каждого ребенка)

Альбом





Задачи психокоррекционной работы психолога в разных возрастных группах.

класс

Задачи работы

1-й класс.

«Путешествие в Мир Эмоций»

  1. Развитие позиции школьника.

  2. Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального интеллекта).

  3. Снижение страха ошибки.

  4. Повышение самооценки детей.

  5. Развитие рефлексии.

2-й класс.

«Путешествие в Мир Дружбы и сотрудничества»

  1. Развитие толерантности и сотрудничества детей.

  2. Развитие умения принимать ситуацию и изменять ее.

  3. Работа с симпатиями и антипатиями в классе.

  4. Профилактика и разбор конфликтных ситуаций в классе.

  5. коррекция страха отметки.

3-й класс.

«Путешествие по Внутреннему Миру»

  1. Развитие самосознания детей через совершенствование рефлексии.

  2. Осознание детьми своего образа «Я» глазами Другого.

  3. Развитие положительного отношения, принятия себя и Другого.

  4. Развитие самостоятельности детей.

4-й класс.

«Путешествие в Мир Будущего»

  1. Работа с психологическим временем личности: осознание прошлого, простаивание перспективы будущего, целей, средств их достижения.

  2. Коррекция страха будущего.

  3. Развитие осознания сферы прав и обязанностей.

  4. Развитие самостоятельности детей.

5-6 й класс.

«Навстречу»

  1. Закреплять навыки бесконфликтного общения.

  2. Мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру.

  3. Анализировать собственные поступки.

  4. Развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе.

Методы реализации: беседа, ролевая игра, упражнения по межличностной коммуникации, дыхательные и двигательные упражнения, методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

Упражнения: игровые (имитация действий)

При выполнении упражнений необходимо соблюдение следующих условий:

- Осознание ребенком цели упражнения;

- Систематичность, которая реализуется в многократном повторении;

- Постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

- Осознанное выполнение практических действий;

- Самостоятельное выполнение;

- Дифференцированный анализ и оценка выполнения.

Формы организации коррекционной работы

1. Создание ситуаций в ходе занятий и в процессе режимных моментов.

2. Проведение различных видов игр на занятиях: сюжетно-ролевые игры, психоразвивающие, дидактические, подвижные обыгрывание, импровизации, приход литературных персонажей.

Организация и проведение развивающих занятий.

Коррекция - это совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка.

Система коррекционных занятий включает в себя развивающие упражнения и их комплексы, имеющие определенную направленность, зависящую от характера выявленных психологических трудностей школьника.

Любое развивающее занятие может проводиться по времени в двух вариантах.

Вариант 1. Занятие проводится 20 минут;

5 - 7 минут - обсуждение задачи-образца, дача инструкций;

10 минут - самостоятельная работа детей;

3 - 5 минут - проверка ответов к заданиям.

Вариант 2. Этот вариант более продолжительный, когда используется

небольшая коррекционная программа, составленная из ряда упражнений.

Занятия можно проводить как индивидуально, так и в группе, в зависимости от имеющихся у детей трудностей.

Для проведения занятий выделяется специальное время. Эффективна

частота занятий 2 - 3 раза в неделю. Занимаясь с детьми, необходимо

помнить, что обучение проводится в игровой форме, интересно, увлекательно, не вызывая утомления.

Условия эффективности коррекционного воздействия

при проведении занятий.

Для детей необходима атмосфера доброжелательности, безусловного

принятия, что способствует формированию у ребенка позитивной Я-концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и охотно принимает участие в занятиях.

Необходимо ставить перед ребенком реалистические цели, требующие

определенных усилий с его стороны, но не превышающие действительные

возможности ребенка во избежание повышения тревожности, снижения самооценки. Во время занятий необходимо подбадривать детей, нацеливать на успех, вселять уверенность в своих силах.

Цель надлежит ставить так, чтобы мотивировать ребенка к ее достижению. Последующие занятия строить таким образом, чтобы они были реалистичны по отношению к прежним результатам. Цель должна быть такая, чтобы успех был возможен и его можно, было подкреплять далее. Это способствует восприятию ребенка себя как более успешного.

Оценка результатов занятий должна основываться на сравнении с

предыдущими результатами, а не на основании "нормативов", либо сравнении слабых и сильных детей. Учащихся целесообразно поощрять, заполнять индивидуальные карточки, в которых они будут отмечать прогресс в своих достижениях, независимо от того, насколько он мал.

Ошибки детей не должны вызывать досады и раздражения. Цель развивающих занятий - не отработка какого-либо навыка, умения, а включение детей в самостоятельную поисковую деятельность. Поэтому и ошибки детей являются следствием поиска решения, а не показателем недостаточной отработки какого-то навыка.

Систематические занятия с детьми способствуют развитию у них познавательных интересов, формируют стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм

самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.






Тематический план

Дата

Класс

Тема

Примечание

1


1

Тема I. Я - школьник! (6 занятий)

Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологии


2


2


3

Тема I. Я и моя школа (6 занятий)

Занятие 1. Я - Ученик!

Тема I. Знакомство с Самостоятельностью. (6 занятий)

Занятие 1. Я - третьеклассник!


3


3

4


5

Занятие 1. Я - третьеклассник!

Тема I. Я взрослею! (9 занятий)

Занятие 1. Я - четвероклассник!

Тема I. Учебная мотивация. (10 занятий)

Занятие 1. Знаки и символы.


4


5

Занятие 1. Знаки и символы.


5


6


6


1

Занятие 2. Я - первоклассник!


7


2

3

Занятие 2. Мой успех в школе.

Занятие 2. Портрет третьеклассника.


8


3

4


5

Занятие 2. Портрет третьеклассника.

Занятие 2. Я стал взрослее - новые грани моего «я»!

Занятие 2. Зашифрованная информация.


9


5

Занятие 2. Зашифрованная информация.


10


6


11


1

Занятие 3. Правила школьной жизни.


12


2

3

Занятие 3. Мое отношение к оценке.

Занятие 3. Что такое самостоятельность?


13


3


4

5

Занятие 3. Знакомство с самостоятельностью.

Занятие 3. Мое детство.

Занятие 3. Противоположности.


14


5

Занятие 3. Противоположности.


15


6


16


1

Занятие 4. Правила и права.


17


2

3

Занятие 4. Как я оцениваю себя сам.

Занятие 4. Зачем нужна самостоятельность?


18


3


4


5

Занятие 4. Зачем нужна самостоятельность?

Занятие 4. Однажды когда я был маленьким

Занятие 4. Ассоциации.


19


5

Занятие 4. Ассоциации.


20


6


21


5

Занятие 5. Читаем. Думаем. Говорим.


22


6


23


1

Занятие 5. Моя школьная жизнь.


24


2

3

Занятие 5. Мои мечты о школе.

Занятие 5. Моя самостоятельность.


25


3

4

5

Занятие 5. Моя самостоятельность.

Занятие 5. Встреча с детством.

Занятие 5. Читаем. Думаем. Говорим.


26


5

Занятие 6. «Умное предложение»


27


6


28


1

Занятие 6. Школа моей мечты.


29


2

3

Занятие 6. Мой Класс.

Занятие 6. Развиваем самостоятельность.


30


3


4

5

Занятие 6. Развиваем самостоятельность.

Занятие 6. Мои изменения.

Занятие 6. «Умное предложение»


31


5

Занятие 7. Математический урок.


32


6


33


1

Тема II. Мир Эмоций. (14 занятий)

Занятие 7. Мимика и жесты.


34


2




3


Тема II. Мир Дружбы и Сотрудничества.

(14 занятий)

Занятие 7. Что такое Дружба?

Тема II. Мой Внутренний Мир: кто я и каким меня видят Другие. (10 занятий)

Занятие 7. Кто Я?


35


3

4

5

Занятие 7. Кто Я?

Занятие 7. Трудности взросления.

Занятие 7. Математический урок.


36


5

Занятие 8. Что меня окружает.


37


6


38


1

Занятие 8. Город радости и веселья.


39


2

3

Занятие 8. Зачем нужна Дружба?

Занятие 8.Мои увлечения.


40


3

4

5

Занятие 8.Мои увлечения.

Занятие 8. Я рассуждаю как взрослый.

Занятие 8. Что меня окружает.


41


5

Занятие 9. Мир профессий.


42


6


43


1

Занятие 9. В городе радости только добрые слова.


44


2

3

Занятие 9. Настоящий, Друг-какой он?

Занятие 9. Мои роли.


45


3

4

5

Занятие 9. Мои роли.

Занятие 9. Критерии взрослости.

Занятие 9. Мир профессий.


46


5

Занятие 10. Обобщение. Подведение итогов.


47


6


48


1

Занятие 10. Остров Страха и его обитатели.


49


2

3

Занятие 10. Умею ли я дружить.

Занятие 10. Осваиваем новые роли.


50


3

4



5

Занятие 10. Осваиваем новые роли.

Тема II. Моя самостоятельность. (6 занятий)

Занятие 10. Мои новые возможности.

Занятие 10. Обобщение. Подведение итогов.



51



5

Тема II. Воспитание коммуникативной культуры.(10 занятий)

Занятие 11. Привет индивидуальность, или чем я отличаюсь от других.


52


6


53


1

Занятие 11. Смешные жители Острова Страха.


54


2

3

Занятие 11. Что мешает Дружбе?

Занятие 11. Мои разные качества.


55


3

4

5

Занятие 11. Мои разные качества.

Занятие 11. Моя ответственность.

Занятие 11. Привет индивидуальность, или чем я отличаюсь от других.


56


5

Занятие 12. Я в мире людей


57


6


58


1

Занятие 12. Все бывают на Острове Страха.


59


2

3

Занятие 12. Меняемся ради Дружбы!

Занятие 12. Я глазами других.


60


3

4

5

Занятие 12. Я глазами других.

Занятие 12. Я самостоятелен.

Занятие 12. Я в мире людей



61



5


Занятие 13. Поведение и культура.


62


6


63


1

Занятие 13. Мы умеем побеждать страх.


64


2

3

Занятие 13. Что такое конфликт?

Занятие 13. Преодолеваем себя.


65


3

4

5

Занятие 13. Преодолеваем себя.

Занятие 13. Сила моего слова.

Занятие 13. Поведение и культура.


66


5

Занятие 14. Общение в моей жизни.


67


6


68


1

Занятие 14. Пещера гнева.


69


2

3

Занятие 14. Для чего нужен Конфликт

Занятие 14. Я могу, я умею!


70


3

4

5

Занятие 14. Я могу, я умею!

Занятие 14. Сила моего «Я»

Занятие 14. Общение в моей жизни.


71


5

Занятие 15. Общение и уважение


72


6


73


1

Занятие 15. Откуда берется гнев?


74


2


3

Занятие 15. Учимся разрешать конфликт!

Занятие 15. Мои достижения.


75


3

4


5

Занятие 15. Мои достижения.

Занятие 15. Проверка на самостоятельность.

Занятие 15. Общение и уважение


76


5

Занятие 16. Конфликт - неизбежность или…


77


6


78


2


3

Занятие 16. Стратегии разрешения конфликтов.

Занятие 16. Мои ресурсы.


79


3

4


5

Занятие 16. Мои ресурсы.

Тема III. Мои права и обязанности (5 занятий)

Занятие 16. Что такое права?

Занятие 16. Конфликт - неизбежность или…


80


5

Занятие 17. Комплимент - дело серьезное?


81


6


82


1

Занятие 16. Может ли гнев быть полезным?


83


2


3

Занятие 17. Я умею принимать другого!

Тема III. Учимся общаться (9 занятий)

Занятие 17. Что такое общение?


84


3

4

5

Занятие 17. Что такое общение?

Занятие 17. Что такое обязанности?

Занятие 17. Комплимент - дело серьезное?


85


5

Занятие 18. А без друзей на свете трудно жить…


86


6


87


1

Занятие 17. Обиженная Деревня.


88


2

3

Занятие 18. Я умею понимать Другого

Занятие 18. Умение общаться.


89


3

4

5

Занятие 18. Умение общаться.

Занятие 18. Моя свобода - мои права.

Занятие 18. А без друзей на свете трудно жить…


90


5

Занятие 19. На пути к гармонии…


91


6


92


1

Занятие 18. Прощение растворяет обиды.


93


3

4

5

Занятие 19. Стили общения.

Занятие 19. Мои обязанности.

Занятие 19. На пути к гармонии…


94


5

Занятие 20. Обобщение. Подведение итогов.


95


6


96


1

Занятие 19. Гора Стыда.


97


2


3

Занятие 19. Что такое сотрудничество?

Занятие 19. Стили общения.


98


3

4


5

Занятие 20. Ведущий - ведомый.

Занятие 20. Быль о правах и обязанностях четвероклассника.

Занятие 20. Обобщение. Подведение итогов.


99


5

Тема III. Эмоции. И их контроль. (9 занятий)

Занятие 21. Гиперактивность.


100


6


101


1

Занятие 20.Мы владеем разными эмоциями.


102


2

3

Занятие 20. Мы команда - мы класс!

Занятие 21. Я терпим к другому.


103


6

Занятие 22.Позитивная самооценка.


104


1

Тема III. Мир Качеств (5 занятий)

Занятие 21. Мешок хороших качеств.


105


2



3

Тема III. Мой внутренний мир (5 занятий)

Занятие 21. Мир каракулей.

Занятие 22. Мои границы.


106


3

4


5

Занятие 22. Мои границы.

Тема IV. Мое будущее. (5 занятий)

Занятие 21. Моя будущая жизнь.

Занятие 22. Позитивная самооценка.


107


5

Занятие 23. Агрессия и ее контроль.


108


6


109


1

Занятие 22. «Темные» и «Светлые» качества


110


2

3

Занятие 22. Моя тайна.

Занятие 23. Наше сотрудничество.


111


3

4

5

Занятие 23. Наше сотрудничество.

Занятие 22. На распутье дорог.

Занятие 23. Агрессия и ее контроль.


112


5

Занятие 24.Что такое обман и самообман?


113


6


114


1

Занятие 23. Умение видеть «Светлые» качества.


115


2

3

Занятие 23. Мой мир эмоций.

Занятие 24. Наша Дружба


116


3

4

5

Занятие 24. Наша Дружба

Занятие 23. Я ставлю цели.

Занятие 24. Что такое обман и самообман?


117


5

Занятие 25. Эталон поведения.


118


6


119


1

Занятие 24. У кого какие качества?


120


2

3

Занятие 24. Сказочные превращения.

Занятие 25. Мы - коллектив.


121


3

4

5

Занятие 25. Мы - коллектив.

Занятие 24. Моя мечта.

Занятие 25. Эталон поведения.


122


5

Занятие 26. Характер. Как он формируется.


123


6


124


2

3

Занятие 25. Волшебная мандола.

Занятие 26. «Ты и твое время»


125


3

4


5

Занятие 26. «Ты и твое время»

Занятие 25. Я перехожу в пятый класс!

Занятие 26. Характер. Как он формируется.


126


5

Занятие 27. Мое отношение к людям.


127


6


128


2


3

Занятие 26. Мой портрет в лучах солнца.

Занятие 27. Мой портрет в лучах солнца.


129


3


4


5

Занятие 27. Мой портрет в лучах солнца.

Занятие 26. Мой портрет в лучах солнца.

Занятие 27. Мое отношение к людям.


130


5

Занятие 28. «О дружбе и вражде»


131


6


132


1

Занятие 25.Салют Качеств


133


2

3

Занятие 26. Благодарность без слов.

Занятие 28. Благодарность без слов.


134


3

4

5

Занятие 28.Благодарность без слов.

Занятие 26.Благодарность без слов.

Занятие 28. «О дружбе и вражде».


135


5

Занятие 29. «Добрые руки».


136


6


137


1

ПРОЩАНИЕ!!!

РЕФЛЕКСИЯ по итогам года.


138


2

3


139


3

4

5


140


5


141


6














ПРИЛОЖЕНИЕ


Примерная схема проведения коррекционного занятия

по развитию интеллектуальных способностей.

Проведение любого занятия по развитию интеллектуальных способностей школьников может иметь несколько этапов.

1) До начала занятия ставится конкретная цель, подбираются задачи, разбирается их решение, подготавливаются бланки, стимульный материал и т.п.

2) В начале занятия демонстрируются задачи-образцы аналогичные

тем, которые будут предложены детям во время занятия.

3) На материале задачи-образца проводится коллективное (при активном участии детей) обсуждение содержания, поиска ответа. Важно, чтобы в результате обсуждения решения дети ясно понимали, как надо решать задачи, что нужно найти и как это можно сделать. Особая, решающая роль такого обсуждения заключается в том, что в ходе него дети получают средства управления поиском решения, учатся разбирать задачи и контролировать свою мыслительную деятельность.

4) Организуется самостоятельная работа детей на материале задач

образцов. Такая работа благоприятствует умению детей применять те

средства при разборе задач и поиске решения, которые они узнали во

время обсуждения.

5) Проводится проверка ответов к задачам. В зависимости от наличия времени проверку можно провести кратко, указывая верные ответы, либо детально. В последнем случае психолог разбирает неверные решения, что полезно всем: и тем, кто ошибся, и тем, кто решил верно, поскольку в этом случае детям еще раз демонстрируются приемы разбора и решения заданий. Возникают условия для нормализации самооценки у детей.

Комплексы упражнений по развитию познавательных

способностей.

Комплекс упражнений по развитию внимания.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте. На протяжении учебной деятельности развиваются свойства внимания и его произвольность, увеличивается объем внимания, его устойчивость и ряд других особенностей.

Развитие свойств и видов внимания младшего школьника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса к учебному материалу. Показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевых играх. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять им.

Задания на развитие устойчивости внимания и наблюдательности.

Упражнение1: "Проследи за направлением".

Решение такого типа заданий предъявляет повышенные требования к

устойчивости внимания при восприятии сложных объектов (различных пере-

путанных линий, дорожек, лабиринтов и т.п.). Отвлекающими здесь являются точки пересечения. Именно в таких местах внимание ребенка может"перескочить" на пересекающуюся или другую линию.

Такого типа задачи могут решаться на двух уровнях:

1) с помощью указки;

2) без указки (глазами).

Второй уровень намного сложнее, часто к нему можно приступать

только после тренировки с указкой.

Упражнение 2: "Сравни две картинки".

В задачах этой серии ребенку предлагаются два рисунка: надо определить чего не хватает, либо что новое появилось на втором рисунке.

Этого типа задачи диагностируют внимание и кратковременную память при сравнительном восприятии двух наборов предметов, умение спланировать

свои действия. Если ребенок затрудняется в выполнении такого типа заданий, психолог объясняет, что нужно вначале выбрать на первом эскизе какой-то один объект, а затем проверить, есть ли он на другом.

Упражнение 3: "Дополнение картинок".

Ребенку предлагаются рисунки, на которых пропущена какая-либо

часть. Испытуемый внимательно смотрит на картинку и говорит, что имен-

но на ней пропущено.

Упражнение развивает зрительную наблюдательность, способность выделять измененные признаки.

Упражнение 4: "Корректура".

Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста одну из часто встречающихся букв, например "о" или "е". Успешность оценивается по времени выполнения и по количеству допущенных ошибок.

Для тренировки переключения и распределения внимания задачу можно

изменить; одну букву зачеркивать вертикальной чертой, другую - горизонтальной.

Задание можно усложнять.

Упражнение 5: "Наблюдательность".

Детям предлагается по памяти подробно описать то, что они видели

много раз: школьный двор, путь из дома в школу и т.п. Кто-то описывает

вслух, а остальные дополняют. Тренируется внимание и зрительная па-

мять.

Комплекс упражнений по развитию аналитического восприятия.

Способность анализировать проявляется в возможности выделять в явлении разные стороны, вычленять в предмете разные особенности, определенные элементы и т.п. Умение мысленно расчленять воспринимаемый объект на части соответственно полученной инструкции.

Упражнение 6: "Поиск рисунков - двойников".

В каждом задании этого типа по несколько изображений одного и того же предмета. Один рисунок - основной (он выделяется). Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунки и определить, какой из них повторяет основной.

Решение такого типа заданий способствует преодолению чрезмерной импульсивности при восприятии различных объектов, способности к быстрому необдуманному принятию решения. Развивается рассудительность.

Упражнение 7: "Где два одинаковых?".

Это упражнение более трудное, так как в нем отсутствует исходный рисунок-эталон. В каждой задаче шесть изображений одного и того же предмета. Два из них одинаковы. Ребенку требуется найти эту пару. В процессе решения заданий 6,7 психолог выясняет, отличается ли ребенок повышенной импульсивностью. Для умения сознательно выполнять любое действие, можно предложить ребенку проговаривать способ решения

задачи. Если ребенок отвечает неверно и очень быстро, почти не думая, он принадлежит к группе импульсивных детей. Бывает, что ребенок отвечает неверно, несмотря на длительность принятия решения. Это говорит о недостаточной устойчивости его зрительной памяти (образ не удерживается до момента завершения процесса сравнения).

И повышенная импульсивность и неустойчивость зрительной памяти

преодолеваются одинаково:

1) поэлементные сравнения основного изображения с другими;

2) выполнение действий вслух.

Бывает, что дети решают задания типа 6,7 верно, но очень медленно. Причины этого могут быть различны: инертный тип ВНД, чрезмерная осторожность, связанная с неуверенностью в своих способностях.

Для медлительных детей целесообразно нормирование времени решения

задания; заполнение так называемой "таблицы достижений".

Для неуверенных детей необходима эмоциональная поддержка, подкрепление словами "правильно", "молодец", т.п.

Упражнение 8: "Поиск простой фигуры".

На отдельной карточке детям предлагается изображение простой фи-

гуры. Затем раздаются другие карточки с изображениями фигур, в которые

эта простая фигура включена один либо много раз. Дети ищут ее в таком

пространственном изображении и размере, которые даны на образце.

Для выполнения задания данную фигуру необходимо постоянно удержи-

вать ее перед своим мысленным взором, чему мешает восприятие других

фигур и линий, включенных в орнамент. Для этого требуется определенная

"помехоустойчивость" зрительной памяти. Если ребенку трудно работать,

можно вооружить его карандашом для облегчения поиска .

Упражнение 9: "Загадочные картинки».

Детям предлагаются специальные картинки, чтобы определить, что на

них изображено и в каком количестве.

Решение такого типа заданий требует беглости, подвижности процес-

сов восприятия, умения анализировать сложные переплетения линий.

Комплекс упражнений на пространственное воображение

и пространственное мышление.

Оба этих процесса функционируют во взаимодействии, но в одних

случаях большую роль играет пространственное воображение, в других -

мышление.

Это задания типа 10-12.

Упражнение 10: "Сколько здесь кубиков?".

Смысл заданий этого типа в том, чтобы, опираясь на логическое

мышление представить себе, сколько в изображаемой фигуре имеется невидимых кубиков (можно использовать кубики Кооса).

Оказывая помощь ребенку, посоветовать подсчет по отдельным рядам:

горизонтальным и вертикальным.

Упражнение 11: "Сколько кубиков не хватает".

Психологически близко к упражнению 10.

Ребенку предлагается картинка, на ней нарисована фигура, составленная из определенного количества кубиков. На других карточках изображена та же фигура, но с несколькими вынутыми кубиками. Ребенку нужно

посчитать, сколько кубиков не хватает.

Упражнение 12: "Вообрази, что получится".

Предназначено для тренировки пространственного воображения (способности оперировать в уме образами 2-х, 3-х-мерных объектов). Ребенку предлагается бумажная салфетка сложенная вчетверо (т.е.дважды пополам). После того, как салфетку сложили, в ней сделали фигурный вырез. Необходимо представить вид развернутой салфетки (поиск

среди готовых ответов).

Можно использовать различные игры типа "Собирание картинок из паззлов", различные развертки, коробочки и т.п.

Комплекс упражнений на умозаключения при сопоставлении

предметов и событий.

Это задания типа 13-22. Общее в них то, что ребенку предлагаются карточки с изображенными на них группами предметов, геометрических фигур, различных ситуаций . При этом ставится цель их анализа по определенному признаку, указанному в инструкции.

Задания типа 13-19 имеют общую цель: выделение существенного

признака предмета.

Упражнение 13: "Пара к паре".

Устанавливается вид связи между заданными предметами, составление

пары. Определять пару трудно, так как есть предметы объединенные с данным предметом другими связями (выработка понятий о функциональной паре).

Упражнение 14: "Подбери пару".

Психологически близко к упражнению 13.

Для одного предмета, выделенного на карточке, подбирается пара.

Все предметы как-то связаны с главным, но только один из них можно

употреблять совместно с выделенным.

Упражнение 15: "Противоположности в картинках".

Выбор из предложенных предметов противоположного по своему назначению заданному. Требуется умение выделять в представленных предметах существенные признаки, в первую очередь функциональные.

Упражнение 16: "Пятый - лишний".

Вычленение существенных свойств изображенных на карточке предметов. Обобщение предметов, обладающих одним и тем же свойством.

На карточках изображены 5 предметов: 4 сходны, а один отличается

от других. Найти его.

Упражнение 17: "Составление квартета".

Психологически близок к упражнению 16. Устанавливается признак, по которому сгруппированы предметы. Затем среди других предметов ребенок ищет тот, который соответствует выделенному признаку.

Трудности, с которыми сталкиваются дети решая такие задачи, связаны с незнанием предметов, изображенных на картинках. Это связано с бедностью его жизненных представлений.

Упражнение 18: "Развитие событий".

Используются рисунки с изображением эпизодов одного события, которые предъявляются ребенку вразброс. Определить - с чего начинаются и как развиваются далее события.

Решение такого типа задач требует от ребенка понимания реальных жизненных событий, связывания отдельных эпизодов. А далее - умения логически их анализировать. Для активизации памяти ребенка можно предложить ему рассказывать о событии без опоры на картинки.

Упражнение 19: "Расположение иллюстраций к сказкам".

Предлагаются рисунки к определенной сказке, расположенные непоследовательно. Ребенок должен вспомнить сказку и расположить эпизоды правильно (выполнение задачи предполагает знание сказки).

Задание отличается от предыдущего тем, что эпизоды не жестко следуют один за другим, а представляют собой разрозненные фрагменты сказки. Поэтому задание активизирует не только мышление, но и память ребенка.

Упражнение 20: "Анаграммы в картинках".

Упражнение предназначено для детей, умеющих читать.

Анаграмма - игра с буквами, образование из одних и тех же букв

разных слов (лето - тело, куб - бук и т.п). Это упражнение особенно полезно при овладении звуко-буквенным анализом слов, т.к. процесс решения требует от ребенка побужденного анализа каждого слова с последующим по парным сопоставлением всех слов.

Упражнение 21: "Какая фигура следующая".

На карточке изображены два ряда фигур. В первом - фигуры располагаются в определенной последовательности. Если ребенок поймет смысл этой последовательности, то он выбирает из второго ряда фигуру, которая может продолжить верхний ряд.

Развивается умение анализировать изменение составных элементов при переходе от фигуры к фигуре, выделять закономерность изменения.

Упражнение 22: "Чем заполнить пробел ?".

Это задания на пространственное воображение, анализ и синтез.

Можно просить объяснить ребенка, как он выполняет задания. Помогать наводящими вопросами. Используются упражнения из теста Равена.

Комплекс упражнений на формирование

нравственных качеств личности.

Цель таких упражнений - диагностика и коррекция нравственных

убеждений ребенка, его социальной зрелости.

Упражнение 23: "Как поступить?".

Задания этого типа - проективные. Решая их, ребенок проецирует себя, свою личность, свои установки на ту или иную нравственную коллизию.

Предлагаются карточки с рисунками из жизни детей. Представлены различные варианты разворачивания события.

Даже если ребенок дает положительный ответ с точки зрения нравственных норм, все равно разобрать с ним остальные варианты, дав им соответствующие оценки. Такой анализ подводит ребенка к умению самостоятельно делать нравственный выбор, принимать решение.

Упражнение 24: "Рассуждения".

Ребенку задаются вопросы типа "Что нужно делать?" Оценивается степень принятия ребенком ответственности на себя.

Психолог, работая с ребенком, анализирует его эмоциональные реакции, темп работы, словарный запас, односложность речи или многословие, тенденцию к излишней детализации, наличие жизненного опыта. Все это имеет существенное значение при составлении коррекционной программы.

Материалами для составления планов, программ коррекционных занятий могут служить различные диагностические методики, авторские комплексы и программы отечественных и зарубежных психологов. В построении занятий используется принцип постепенности усложнения материала, посильности занятий для данного возраста.

В целом при реализации той либо иной коррекционной программы необходимо, чтобы:

- решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям;

- задания должны быть посильны для детей, не слишком легкие -чтобы вызывать стремленее их решать, и не слишком трудные, чтобы привлекая сначала к себе внимание и интерес, не разочаровывать из-за невозможности их решить. Выполнение упражнений предполагает некоторое умственное напряжение в процессе поиска решения и удовлетворение при его нахождении.

Примерный конспект одного коррекционного занятия

Запрос родителей к психологу звучал следующим образом: плохо запоминает, не может воспроизвести только что выученное, не запоминает таблицу умножения, много времени тратит на уроки.

Было проведено психологическое обследование ученика Т. По интеллектуальной шкале Векслера. При достаточно высоком интеллектуальном потенциале оказался сниженным уровень произвольной концентрации внимания, слабая кратковременная память.

Индивидуальная коррекционная программа составлялась на основе имеющихся трудностей в обучении и форм их проявления с учетом потенциальных возможностей ребенка.

На коррекционном занятии использовались следующие упражнения:

1) Упражнение "Точки".

Цель: тренировка объема внимания, памяти.

Для тренировки используются наборы из 8 карточек, на которых расположены от 2 до 9 точек. От ребенка требуется в течение 1 сек. посмотреть на один из предлагаемых квадратов и заметить, сколько на нем точек и место их расположения. Затем на отдельном листе на аналогичном квадрате ученик отмечает запомнившиеся точки. Результат оценивается по количеству правильно воспроизведенных точек.

В процессе дальнейшей тренировки карточки меняются, вращаются вокруг своей оси для изменения расположения точек в пространстве.

Если ребенок, к примеру, воспроизвел верно шесть точек, а семь уже не может, значит объем его внимания равен 6 усл. ед. при норме 7 _+ .2 усл. ед.

2) Упражнение "Проследи за направлением"

Цель: тренировка концентрации и устойчивости внимания, сосредоточенности.

Ученику предлагаются бланки с нарисованными на них перепутанными линиями, которые слева и справа пронумерованы. Задача ребенка - проследить каждую линию слева направо и определить номер начала и конца каждой линии. Следить за линиями глазами.

При определении качества выполняемого упражнения учитывается время выполнения одной таблицы и количество ошибок.

При дальнейшей тренировке таблицы уплотняются большим количеством линий, усложняется рисунок.

3) Упражнение "Корректура".

Цель: тренировка устойчивости внимания, наблюдательности.

Учащемуся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например "о" или "е".

Успешность оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок.

Для тренировки распределения и переключения внимания задача усложняется: одна буква зачеркивается вертикальной чертой, другая - горизонтальной. Могут быть другие варианты усложнения.

4) Упражнение "Визуализация".

Цель: тренировка зрительной памяти.

Для запоминания большей части коротких чисел и формул вполне достаточно сосредоточить внимание на их мысленном зрительном образе.

Инструкция ученику:

1. Сделай паузу, мысленно воспроизведи образ запоминаемого числа.

2. Представь, что оно горит желтыми неоновыми цифрами на фоне черного неба (и т.п. образы).

3. Заставь эту надпись мигать в своем воображении не менее 15 секунд.

4. Повтори вслух.

Такие упражнения тренируют различные свойства внимания, памяти.

Повышается мотивация к достижению результата, ребенок обучается новым

способам восприятия, контроля, внимания, учится организовывать материал при запоминании, а затем извлекать его из памяти, формируются новые стратегии мышления.









ЛИТЕРАТУРА


  1. Абрамова Г.С. Ввдение в практическую психологию. - М., 1995.

  2. Афонькина Ю.А., Урунтаева Т.А. Практикум по детской психологии. -М., 1995.

  3. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб., 1996.

  4. Гилюк Л. В., педагог- психолог. «Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации» Первое сентября, статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба.

  5. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. - СПб., 1994.

  6. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.

  7. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М.: МГУ, 1991.

  8. Зак А. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М., 1996.

  9. Измерение интеллекта детей. Пособие для психолога-практика под ред. Гильбуха Ю.З. - Киев, 1992.

  10. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. - М., 1993.

  11. Ллойд Л. Школьная магия. - СПб., 1994.

  12. Мазо Г.Е. Психологический практикум. - Минск, 1991.

  13. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.

  14. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Программа «Четыре Путешествия» - психопрофилактические развивающие занятия в школе.

  15. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993.

  16. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. - Л.: ЛГУ, 1990.

  17. Прогрессивные матрицы Дж.Равена. - СПб.: СПГУ, 1994.

  18. Психологическое консультирование в школе. Сост. Коптева Н.В. - Пермь, 1993.

  19. Психодиагностическая работа в начальной школе. Сост. Архипова И.А. - СПб.: РГПУ, 1994.

  20. Рабочая книга школьного психолга. Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1991.

  21. Развитие интеллекта у детей. Гильбух Ю.З. - Киев, 1994.

  22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.,1995.

  23. Содержание диагностической и коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях. Под ред. Кушнир Н.Я. - Минск, 1996.

  24. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления у детей. - Ярославль, 1995.

  25. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений в кн. Общая психодиагностика.

Под ред. Бодалева А.А. - М., 1987.


© 2010-2022