Программа психолого-педагогического сопровождения образовательногопроцесса в условиях реализации ФГОС ООО

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Киренска"



Утверждаю:

Директор школы: _________ /Е.А. Потапова/

Приказ № ____ от ____ ____________20___ г.











ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО



















Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Нормативно-правовая база

  3. Объект психолого-педагогического сопровождения

  4. Цель программы

  5. Задачи

  6. Принципы модели психолого-педагогического сопровождения

  7. Уровни психолого-педагогического сопровождения

  8. Формы сопровождения

  9. Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения

  10. Работа с учащимися

  11. Работа с педагогами школы

  12. Работа с родителями

  13. Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в 5-х классах

  14. Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в 6-8-х классах

  15. Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в 9-х классах

  16. Ожидаемые результаты

  17. График диагностических мероприятий









  1. Пояснительная записка

Актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения ФГОС. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного педагога-психолога.

  1. Нормативно-правовая база разработки программы

  1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636

  3. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. №2106)

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образовния, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

  5. Приказ Минобрнауки России об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897; от 6 октября 2009 г.; от17 мая 2012 г.

  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  7. Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003г. №28-51-513/16 (Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования).

  8. Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».

  1. Объект психолого-педагогического сопровождения

Обучающиеся средней ступени образования; педагоги реализующие стандарты ФГОС ООО; родители детей, обучающихся по новым стандартам

  1. Цель программы

обеспечение психолого-педагогических условий для успешного обучения и развития каждого обучающегося на средней ступени образования

  1. Задачи

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус обучающегося и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

  • построить индивидуальную образовательную траекторию развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС ООО;

  • создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях введения ФГОС ООО

6. Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

1. Принцип системного целеполагания, который направлен на развитие психолого-педагогического сопровождения процесса образования.

2. Принцип целостности предполагает охват психолого-педагогическим сопровождением всех участников образовательного процесса.

3. Принцип профессионально-педагогической активности состоит в утверждении активной роли участников образовательного пространства.

4. Принцип достаточной ограниченности, который предполагает выбор единых и достаточно экономичных диагностических методик, для полного психолого-педагогического исследования.

5. Принцип взаимодействия всех участников образовательного процесса, для достижения фокусированного результата.

6. Принцип развития участников образовательного процесса как личности и как субъекта деятельности.

7. Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;

  • групповое;

  • на уровне класса;

  • на уровне школы.

  1. Формы сопровождения:

  1. диагностика

  2. консультирование;

  3. коррекционно-развивающая работа;

  4. профилактика;

  5. просвещение.

  1. Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения

В условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО традиционные направления деятельности психолога включают в себя решение новых задач сопровождения педагогов и обучающихся.

1. Профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей развития УУД, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.

3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

6. Психологическое просвещении детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

10. Работа с учащимися

Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.

Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.

Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).

Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение групповых занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры).

Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.

Сопровождение учащихся с ОВЗ. Работа по созданию образовательной траектории, подбору оптимальной модели инклюзии, созданию ситуации успешности (совместно с другими приглашенными специалистами).

При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.

  1. Работа с педагогами школы

На данном этапе основная задача - подбор диагностического инструментария и подготовка педагогов для введения ФГОС.

Основные задачи работы с педагогами:

активизация профессиональной рефлексивной позиции деятельности учителя

преодоление психологических барьеров деятельности учителя

активация инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы.

Прежде всего, речь идет о внутриличностных барьерах, обусловленных индивидуальными особенностями учителя (личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное восприятие нового). Психологическая помощь призвана изменить отношение учителя и показать, что инновационное поведение - не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности.

Консультирование педагогов и администрации по вопросам формирования и развития УУД, совершенствования учебно-воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).

  1. Работа с родителями

Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка. Достигается через следующие направления работы:

Просвещение и обучение родителей поддержке развития УУД школьников.

Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме - групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары, так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.

Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.

  1. Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в 5-х классах.


Направления работы

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственный

1. Определение психологической готовности к обучению в среднем звене. Диагностика личностных особенностей обучающихся

Выявление уровня воспитанности учащихся

Сентябрь, май

Классный руководитель

Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено.

Май (4 класс)-Сентябрь


Педагог-психолог

Изучение мотивации, самооценки, тревожности.

Ноябрь-декабрь, апрель-май


Классный руководитель, педагог-психолог

Диагностика сформированности ученического коллектива

Октябрь

Классный руководитель

Изучение познавательных процессов

Январь-февраль

Педагог-психолог

Изучение уровня креативности Рензулли

апрель

Классный руководитель, педагог-психолог

Исследование личностных особенностей пятиклассников

В течение года по запросам учителей и родителей

Педагог-психолог

2.Профилактика дезадаптации

Исследование особенностей адаптации пятиклассников к школе

Октябрь-март

Классный руководитель, педагог-психолог

Исследование психо-эмоционального самочувствия

Октябрь-март

Классный руководитель, педагог-психолог

Развивающие занятия «Я познаю свои способности»

2-3 четверть

Классный руководитель, педагог-психолог

Родительское собрание «Ваш ребенок пятиклассник»

Сентябрь-октябрь

Классный руководитель, педагог-психолог

3. Коррекционная работа с детьми «группы риска»

Коррекция проблем личностного развития

В течение года по результатам психологических исследований

Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог

4. Работа по формированию ЗОЖ

Просвещение и профилактика проблем охраны и укрепления здоровья детей

Декабрь, Март

Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог

5. Консультативная работа

Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам развития личности детей

В течение года

ЗДУВР, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог

6. Методическая работа

Обеспечение психолого-педагогической преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено. Консилиум по адаптации пятиклассников к школе

Март

ЗДУВР, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог



  1. Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в 6-8-х классах.


Направления работы

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственный

1. Диагностика личностных особенностей обучающихся

Выявление уровня воспитанности учащихся

Сентябрь, май

Классный руководитель

Изучение мотивации, самооценки, тревожности.

октябрь-декабрь

Педагог-психолог

Диагностика сформированности ученического коллектива

октябрь-декабрь

Классный руководитель

Исследование личностных особенностей учащихся

В течение года по запросам учителей и родителей

Педагог-психолог

Изучение познавательных процессов

Январь-февраль

Педагог-психолог

Изучение уровня креативности Рензулли

апрель

Классный руководитель, педагог-психолог

2. Коррекционная работа с детьми «группы риска»

Коррекция проблем личностного развития

В течение года по результатам психологических исследований

Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог

3. Работа по формированию ЗОЖ

Просвещение и профилактика проблем охраны и укрепления здоровья детей

Декабрь, апрель

Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог

4. Консультативная работа

Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам развития личности детей

В течение года

ЗДУВР, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог

5. Методическая работа

Обсуждение результатов работы на линейном ШМО (учителей, работающих в 6, 7, 8 классах)

Май

ЗДУВР, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-предметники


  1. Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в 9-х классах.


Направления работы

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственный

1. Определение психологической готовности к обучению в среднем звене. Диагностика личностных особенностей обучающихся

Выявление уровня воспитанности учащихся

Сентябрь, май

Классный руководитель

Изучение мотивации, самооценки, тревожности.

Октябрь- январь, апрель-май


Классный руководитель, педагог-психолог

Диагностика сформированности ученического коллектива

ноябрь

Классный руководитель

Изучение ценностных ориентаций М. Рокич

февраль

Классный руководитель, педагог-психолог

Диагностика профессиональной направленности

март

Классный руководитель, педагог-психолог

Изучение уровня креативности Рензулли

апрель

Классный руководитель, педагог-психолог

Исследование личностных особенностей

В течение года по запросам учителей и родителей

Педагог-психолог

2. Коррекционная работа с детьми «группы риска»

Коррекция проблем личностного развития

В течение года по результатам психологических исследований

Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог

3. Работа по формированию ЗОЖ

Просвещение и профилактика проблем охраны и укрепления здоровья детей

Декабрь, Март

Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог

4. Профориентационная работа

Проведение профориентационных классных часов

В течение года по плану классного руководителя

Классные руководители

Проведение психологических занятий по подготовке к итоговой аттестации

В течение года по плану работы педагога-психолога

Педагог-психолог

Консультация родителей, учащихся, педагогов по вопросам профессиональной направленности, подготовке к итоговой аттестации

В течение учебного года

ЗДУВР, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог

5. Консультативная работа

Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам развития личности детей

В течение года

ЗДУВР, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог

6. Методическая работа

Педагогический совет по допуску учащихся к итоговой аттестации

Март

ЗДУВР, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-предметники



  1. Ожидаемые результаты:


  • Активное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся.

  • Создание мониторинга психологического статуса обучающегося.

  • Разработанные рекомендации помогут оказать помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и педагогов школы, будут способствовать их личностному росту.

  • Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся.

  • Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса при переходе на ФГОС ООО.

  • Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.


  1. График диагностических мероприятий


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Сентябрь

Уровень воспитанности. Анкета «Как определить воспитанность?»


Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено.


Октябрь

Социометрия «Выбор»

Анкета школь ной мотивации Н.Г. Лускановой

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна

Изучение отношения к учению и учебным предметам Г. Казанцева

Изучение общей самооценки с помощью опросника Г.Н. Казанцевой

Ноябрь

Анкета школь ной мотивации Н.Г. Лускановой

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна

Социометрия «Выбор»

Мотивация обучения Журавлева

Методика КОС (В. Синявский)

Декабрь

Тест школьной тревожности Филипса

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна

Методика «Оценка отношений подростка с классом»

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна

Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей Спилберга

Январь

Изучения периода адаптации учащихся по методике Александровской

Тест Мюнсберга

Тест Мюнсберга

Тест Мюнсберга

Опросник А.А. Реана

«Мотивация на успех или избегания неудачу»

Февраль

Определение уровня развития словестно-логического мышления Т.Фотекова

Методика Вартего «Круги»

Методика ШТУР

Методика ШТУР

Методика «Ценностные ориентации» Б.С.Круглов (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича)

Март


Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова

Апрель

Анкета школь ной мотивации Н.Г. Лускановой

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна (повторное исследование)



Методика «Штур»

Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей Спилберга(повторное исследование)

Исследование уровня креативности (одаренности) Рензулли

Май

Тест школьной тревожности Филипса

Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено.


Опросник А.А. Реана

«Мотивация на успех или избегания неудачу»

Изучение общей самооценки с помощью опросника Г.Н. Казанцевой

Уровень воспитанности. Анкета «Как определить воспитанность?»












Программа психолого-педагогического сопровождения образовательногопроцесса в условиях реализации ФГОС ООО



© 2010-2022