Методические рекомендации по профилактике суицидов в интернатных учреждениях

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю

Директор д/дома ______________

Сыздыкова Ж.Ж.



Одобрено Методическим советом детского дома для

детей с ограниченными возможностями в развитии

Протокол №3 от 05.02.2011г.


Методические рекомендации

по профилактике суицидов в интернатных учреждениях

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является рост самоубийств среди молодежи. Причины отклонений в их поведении возникают как результат усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением юношей и девушек, увеличение числа разводов родителей.

По предложению Всемирной организации здравоохранения принято считать 10 сентября Всемирным днем предотвращения самоубийств.

Участникам воспитательного процесса в интернатных учреждениях необходимо проводить профилактическую работу, направленную на стабилизацию провокационных ситуаций и недопущение случаев самоубийств (суицидов) среди воспитанников.

Цель:

  • создание в интернатных учреждениях благоприятного социально-психологического климата, способствующего укреплению психического и психологического здоровья воспитанников.

Задачи:

  • укрепление социальной защищенности воспитанников;

  • выявление причин, способствующих проявлению суицидального поведения;

  • совершенствование организации профилактических мероприятий по предупреждению суицидов;

  • развитие социальной активности воспитанников;

  • вовлечение учащихся в социально полезную деятельность;

  • активное привлечение учащихся в деятельность органов ученического самоуправления;

  • организация работы информационных групп из числа юношей и девушек по принципу «равный обучает равного»;

- активное привлечение учащихся для участия в волонтерской деятельности.

Основным направлением профилактики самоубийств среди учащихся является просвещение педагогов, родителей и самих учащихся учреждений образования, в результате которого необходимо нацеливать взрослых на внимательное и чуткое отношение к детям и молодежи, а учащихся - на формирование активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций в жизни.

И в этом могут оказать неоценимую помощь специалисты СППС учреждения образования. Но проводить профилактические мероприятия такого плана следует очень грамотно, корректно, не привлекая ненужного любопытства, с привлечением специалистов (психологов, психотерапевтов, психоневрологов и др.)

Особое внимание педагогическим работникам в общеобразовательных учреждениях необходимо обращать на суицидальное поведение учащихся: на соответствующие высказывания, намеки, сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Суицидальное поведение может быть следствием социально-психологической дезадаптации личности учащихся в условиях переживаемых ими конфликтов: снижение социально-психологической адаптированности личности в виде предрасположенности, готовности к совершению суицида. В рамках проведения комплекса профилактических мероприятий по предупреждению самоубийств среди учащейся молодежи педагогическим работникам целесообразно исследовать причины и особенности суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте.

Алгоритм исследования:

1.Исследование психологической атмосферы в семье, изучение личных дел учащихся, диагностическое исследование психологической атмосферы в семье, посещение на дому, взаимодействие с ближайшим социальным окружением учащегося, особенно обратить внимание на:

- несправедливое отношение со стороны родителей;

- развод (или супружеские измены) в семье учащегося;

- потерю одного из членов семьи;

- неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями;

- одиночество;

- недостаток внимания и заботы со стороны окружающих.

2. Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья, изучение личных дел и медицинских карт учащихся, особенно обратить внимание на:

- реальные конфликты и мотивы его участников;

- патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психопатия, психологические травмы, зависимости);

- соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости от компьютерных и азартных игр, алкоголя, наркотических средств.

3. Взаимодействие в социуме, изучение межличностных отношений «учащийся - учащиеся», «учащийся - педагог», выявление референтных групп, особенно обратить внимание на:

- отверженность, неприятие, унижение личностного достоинства и др.;

- несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников;

- несправедливые требования к учащемуся;

- принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам или боязнь конфликтов, угроз, расправы за разрыв отношений с ними;

- страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок.

4. Дезадаптирующие условия:

- снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам;

- своеобразие личностного развития, несформированность навыков общения;

- неадекватную самооценку личностных возможностей;

- утрату понимания ценности жизни;

- потерю любимого человека; уязвленное чувство собственного достоинства;

- отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство (этим частично объясняются "эпидемии самоубийств");

- состояние переутомления;

- паническую боязнь будущего.

Рекомендуемые формы профилактической работы:


  • Акция «Я выбираю жизнь»

  • Воспитательный час «Поиск позитивных путей разрешения конфликтных ситуаций»

  • Конкурс сочинений о смысле жизни (например, «Несколько слов о поиске смысла в жизни» или «Классики литературы о смысле жизни»)

  • Проблемные мастерские для педагогов, родителей, учащихся «Нормы неконфликтного общения», «Пути получения помощи в ситуации дискомфорта или стресса»

  • Тренинговые занятия «Дорога к спасению души»

  • Круглый стол «Я в этом мире не один» (по проблеме одиночества личности учащегося в социуме и дома)

  • Конференция «Наше духовное богатство»

  • Воспитательный час «Экстремальная ситуация. Как себя вести?»

  • Психолого-педагогические групповые консультации на темы «Умей владеть собой», «Приемы снятия психологического напряжения», «Экзамен без стресса» и др.

  • Кинолекторий на тему «Нравственные ценности» и др.


Ситуация проявления суицида, как одного из вариантов поведения, может возникнуть у учащихся в сложившейся для них экстремальной ситуации, поэтому профилактическая работа должна проводиться систематически. Профессиональные практические действия педагогов напрямую зависят от их понимания социально-дезадаптационной природы самоубийства.

Типология суицидов

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по породу смысла жизни.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид (косвенное убийство) - вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков и самоизоляция.

Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический портрет суицидента. Для него характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это чувствительный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличает высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному мышлению. Также отмечаются трудность волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем.


Характерные черты суицидальных личностей:


- настойчивые или повторные мысли о суициде;

- депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, сна;

- возможно присутствие сильной зависимости от наркотиков или алкоголя;

- чувство изоляции и отверженности по причине ухода из семьи или лишения системы поддержки;

- утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников;

- ощущение безнадежности и беспомощности;

- неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве и чувстве безысходности;

- в мыслях и речах наличие обобщения и фатальности;

- «туннельное» зрение, неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;

- амбивалентность: хотят умереть и в то же время хотят жить.

Одна из классификаций выделяет четыре основные причины самоубийства:

изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду:


  1. не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

  2. доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

  3. не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

  4. дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

  5. сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

  6. говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

  7. постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план - это знак реальной опасности;

  8. убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

  9. не предлагайте упрощенных решений;

10) дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

11) помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

12) помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

13) при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;

14) помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Рекомендуемая литература


  1. Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии. - СПб., 1999.

  2. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков// Вестник психосоциальной работы.- 1994. - №1.- С.44-52.

  3. Диагностика суицидального поведения: Метод.рекомендации /Сост. А.Г.Амбрумова, В.А. Тихоненко. - М., 1981.

  4. Дюргейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М., 1994.

  5. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков. Справочное пособие. Мн., 1999.

  6. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 1999.

  7. Суицидология: прошлое и настоящее: Сб. статей /Сост. А.Н. моховиков. - М., 2001.

  8. Телефон доверия в системе социально-психологической службы.- М., 1988.

  9. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

  10. Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы: Пер. с англ. - М., 2001.


© 2010-2022