Выступление на МО на темуРазвитие коммуникативной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети школьного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с взрослым, особенно если речь идет о детях с интеллектуальными нарушениями. В тоже время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности является ак...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Юн Марина Анатольевна

2. Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида №1»

Развитие коммуникативной компетентности у детей с

ограниченными возможностями здоровья


Дети школьного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с взрослым, особенно если речь идет о детях с интеллектуальными нарушениями. В тоже время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности является актуальной задачей воспитательно-образовательного процесса школы.

Коммуникативная компетентность - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

Нарушенное развитие детей с ОВЗ имеет свои закономерности, характеризующие как отставание в развитии психики, так и компенсацию нарушений. У таких детей велики потенциальные возможности формирования психики. Основная задача - выявить у ребенка сохранные функции, базируясь на которых, можно корректировать ход его психического развития.

У данной категории детей недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Коммуникативная компетентность детей с ОВЗ включает:

- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

-Развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) - средствами человеческого общения.

-Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

-Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.

-Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.

-Коррекция нежелательных черт характера и поведения.

Для развития коммуникативной компетентности создаю такие ситуации, в которых ученик мог бы реализовать свой коммуникативный опыт, а также использовать упражнения, которые помогают раскрыться каждому ученику независимо от его способностей.

Поэтому в работе с детьми использую основные методы развития:

1. рассматривание рисунков и фотографий;

2. свободное и тематическое рисование;

3. упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;

4. психогимнастика (этюды, игры, упражнения);

5. игры с правилами:

-сюжетно - ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в

условиях влияния различной социальной среды и разнообразного круга

общения («Зазвонил телефон»);

-словесные, подвижные, музыкальные игры;

-творческие игры: игры - драматизации;

6. беседы.

Включаю в коррекционно - развивающие занятия разнообразные приемы, упражнения для совершенствования невербальных навыков общения. Дети учатся по особенностям выразительных движений и жестов, понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми.

В процессе коррекционно - развивающей работы использую следующие виды упражнений:

- «Я - не Я!»;

- «Вылепить скульптуру»;

- «Наблюдатель»;

- «Неожиданный гость»;

- «Игра с облаком»;

- «Безмолвный разговор»;

- «Не озвученная беседа»;

- «Говорящие руки»;

- «В магазине зеркал».

Данные игры позволяют подойти к осмыслению самых разнообразных связей и отношений в окружающем мире. Они развивают воображение, способность действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях.

В играх обучающиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. В игре всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными, так и невербальными средствами.

Итак, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным средством. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Таким образом, коммуникативная компетентность заключаются в развитии навыков и умений разностороннего общения, установления конструктивных связей и взаимоотношений с окружающими людьми. Развивая коммуникативную сферу у детей с ОВЗ, мы способствуем успешной социализации детей, развиваем навыки адекватного поведения и общения, как в семье, так и в социуме.

Список литературы:

1.Занков Л.В. Психология умственно-отсталого ребенка. М., 1939.

2.Стернина Т.З. Понимание эмоционального состояния другого человека детьми с умственной отсталостью//Дефектология, 1988, №3

3.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога//М. 1989.



© 2010-2022