Программа В мире эмоций

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Общеобразовательная школа - интернат №30»





В МИРЕ ЭМОЦИЙ

Программа эмоционального развития детей начальных классов


Обсуждено на Составитель:

заседании методического объединения Белоусова Т.Т.,

протокол №_______ педагог - психолог

от __________

Руководитель м/о______

Утверждено Педагогическим

советом

протокол №_______

от____________

директор школы_________



Кемерово 2015


СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка…………………………………………………………3

1.1.Цель и задачи программы…………………………………………………...4

1.2.Методологические и теоретические основы программы ………………...5

1.3.Требования к оптимальной организации работы группы………………...5

1.4.Сроки реализации программы………………………………………………7

1.5. Методы обучения ………………………………………..…........................7

1.6. Приёмы…………..……………………………………...…..……………….7 1.7. Форма работы……..…………………………………………..……….....…..7

1.8.Структура занятий………………………………………………………...…7

1.9.Ожидаемые результаты……………………………………………………...8

1.10.Оценка эффективности работы …………………………………………...7

2. Тематический план ………………………………………………………….....9

3.Содержание программы ………………………………………………….…...10

4.Материально - техническое обеспечение……………….…..…………….....14

5.Список литературы для педагогов…………………………………….…......15

6.Список литературы для учащихся и родителей……………………...……...16

Приложение 1. Оценка эффективности работы …………………………...17














1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно данным отечественной и мировой статистики, отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих аномалии развития (в том числе и нарушения интеллектуального), причиной которых могут быть различные факторы: генетические, социальные, экологические, а также их сочетание. Большое количество таких детей воспитывается в неблагополучных семьях. Асоциальные условия в семье оставляют неизгладимый след в психике ребёнка, приводя в дальнейшем к педагогической и социальной запущенности. Кроме этого, наличие у детей заболеваний, связанных со снижением интеллекта затрудняет их обучение и развитие. Особенности интеллектуального статуса неблаготворно влияют на всестороннее развитие личности ребёнка, затрудняют его продвижение в значимых сферах деятельности, таких как учебная, трудовая, познавательная. Очень сильно страдает и эмоционально - волевая сфера.

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

У детей данной группы отмечается своеобразие социально - эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания в повседневной жизни. Как правило, дети не уверены в своих силах, очень чувствительны к оценкам взрослого, постоянно нуждаются в помощи взрослого. Эмоции детей развиты слабо, недостаточно дифференцированы, часто маловыразительны, однообразны. Могут наблюдаться немотивированные колебания настроения, присутствовать возбудимость, агрессивность. За внешними эмоциональными проявлениями дети не умеют угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и адекватно на них реагировать. Социализация таких детей чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения, несформированностью потребности в таком общении. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками..

Работая с этими детьми, все педагоги и психологи сталкиваются с проблемой отсутствия конкретных программ обучения и воспитания детей. Существующие программы достаточно ориентированные. Детей с нарушением интеллекта отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты их обучения и воспитания педагоги ждут достаточно долго, дети не дают «обратной связи».

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья растёт с каждым годом. В связи с этим, актуальность решения проблем коррекционно - развивающей работы с эмоционально - волевой сферой таких детей, приобретает огромное значение. Поэтому перед школой встала необходимость создания такой программы, которая была бы построена с учётом своеобразия психического развития этих детей.

Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный "эмоциональный фонд", с помощью которого он сможет ориентироваться в своих чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.

Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и "проживание" ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.

Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой). Занятия позволяют углубить знания ребёнка о себе, о своей семье, об окружающем мире.

При составлении занятий предусмотрено знакомство с пятью эмоциями. Потом можно знакомить и с другими эмоциями.

Практическая значимость программы заключается в том, что в ней предлагаются рекомендации по организации и проведению занятий, описание игр и упражнений.

1.1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Социальная адаптация детей с нарушением интеллекта через развитие эмоционально - волевой сферы.


ЗАДАЧИ:

1.Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

2.Способствовать обогащению эмоциональных состояний.

3.Способствовать формированию навыков адекватного поведения и общения в ситуации взаимодействия с взрослыми и детьми.


1.2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ


Теоретической основой данной программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребёнка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребёнка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого - педагогической программы.

В основу методики занятий положен комплексно - тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. В предлагаемой системе занятий реализуются следующие принципы:

1.Систематичности и последовательности: проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

2.Повторения. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

3.Доступности и индивидуализации.

Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

4.Цикличности: он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребёнка к каждому последующему этапу занятий.

5.Всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие личности ребёнка.

6.Комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

1.3 ТРЕБОВАНИЯ К ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГРУППЫ

Режим работы: занятия проходят 1 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 мин.

Количественный состав группы: группа состоит из 6 человек.

Принцип комплектования группы: комплектуется с учётом психофизических особенностей детей.

Организация пространства:

Помещение должно быть постоянным, светлым, просторным, легкопроветриваемым. Стулья должны быть легко перемещаемыми и не соединёнными друг с другом. В помещении не должно быть предметов, представляющих опасность для здоровья, а также отвлекающих внимание детей.

1.4 СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 1 год обучения в начальных классах школы - интерната. Программа предусматривает развитие и воспитание детей во внеурочное время через игру, музыку, изобразительную деятельность в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением.

1.5 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


  • Рассказ

  • Беседа

  • Демонстрация

  • Иллюстрация

  • Упражнения

  • Практический и игровой метод

  • Наглядность

1.6 ПРИЁМЫ


  • Разминки (речевые, двигательные, голосовые);

  • Упражнения, игры, этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, инсценировки с показом и изучением различных эмоциональных состояний.

  • Психогимнастика;

  • Игровые ситуации;

  • «Сюрпризные моменты»;

  • Изменение интонации.

1.7 ФОРМА РАБОТЫ

Для того чтобы дети научились приёмам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками, предусмотрены групповые занятия.

Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе группового занятия должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся.

1.8 СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ


  • Ритуал приветствия.

  • Мимическая гимнастика.

  • Упражнения, задания, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоционально - волевой сферы.

  • Упражнения на развитие двигательной активности.

  • Упражнения на развитие мелкой моторики.

  • Индивидуальная и групповая релаксация.

  • Ритуал прощания.

Задания, игры и упражнения подбираются с учётом индивидуально-психологических особенностей детей. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Каждое занятие посвящается какой - нибудь одной теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщённых на одном занятии, ограниченно, чтобы дети могли их запомнить.

1.9 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

После проведения занятий дети должны знать и уметь:

1.Знать своё имя и фамилию, отклик на них, возраст, членов своей семьи.

2. Проявлять эмоционально - положительное отношение к членам своей семьи (движениями, мимикой, жестами, вербально).

3. Выражать позитивные реакции на ласковое обращение взрослых и детей.

4. Называть основные части своего тела и их функциональное назначение.

5. Знать местоположение основных органов своего организма.

6. Узнавать себя и других детей в зеркале.

7. Понимать и воспроизводить эмоции, глядя на себя в зеркало и без зеркала.

8.Определять эмоции, проявляемые людьми, которые зафиксированы на фото, картинках.

9.Выполнять приёмы релаксации отдельных частей тела по показу педагога (сжать - разжать - расслабить кисть руки и т.п.).

10. Выполнять мимическую гимнастику (по словесной инструкции педагога).

1.10 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ


Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом и по завершению занятий. (См. приложение 1)






2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Выделение людей и их изображений среди объектов живой природы и предметов окружающей среды

1

-

1

2

Сопоставление, соотнесение и сравнение внешних признаков и действий людей, животных

1

-

1

3

Знакомство детей с базовыми потребностями человеческого организма

1

-

1

4

Моё имя

1

-

1

5

Расскажи о себе

1

-

1

6

Моё тело

1

-

1

7

Моя семья

1

-

1

8

Работа с зеркалом. Самоузнавание.

1

-

1

9

Восприятие и описание своей внешности

1

-

1

10

Восприятие и описание внешности других

1

-

1

11

Рассматривание выражений лица человека

1

-

1

12

Адекватное реагирование на телесный контакт, на обращённую речь, на слова, выражающие просьбу, запрет

1

-

1

13

Освоение жестов общения

1

-

1

14

Понимание жестов общения

1

-

1

15

Я и мои друзья

1

-

1

16

Формирование навыков общения

1

-

1

17

Настроение

1

-

1

18

Радость

1

-

1

19

Грусть

1

-

1

20

Страх

1

-

1

21

Удивление

1

-

1

22

Злость

1

-

1

23

Понимание и описание эмоциональных состояний

1

-

1

24

Регуляция состояний мышечного напряжения

2

1

1

25

Развитие и укрепление мимических мышц лица

2

1

1

26

Освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук

2

1

1

27

Расслабление мышц живота, рук, ног и корпуса

1

-

1

28

Разворачивание личного пространства

1

-

1

29

Освоение действий с воображаемыми предметами и освоение действий, имитирующих трудовые процессы

1

-

1

30

Закрепление знаний о чувствах

2

-

2

Итого:

34

3

31

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Выделение людей и их изображений среди объектов живой природы и предметов окружающей среды (1 час)

Выделение людей и их изображений среди объектов живой природы и предметов окружающей среды, используя зеркала, фотографии, иллюстрации. Игра «Покажи, где люди», «Что или кого ты видишь в зеркале», «Лицо в зеркале».

2. Сопоставление, соотнесение и сравнение внешних признаков и действий людей, животных (1 час)

Сопоставление, соотнесение и сравнение внешних признаков и действий людей, животных на основе просмотра фотографий, фрагментов видеозаписей о жизни и деятельности людей.. Игры «Кто из вас выше, кто ниже?», «Как узнать здоров ребёнок или нет?»

3. Знакомство детей с базовыми потребностями человеческого организма (1 час)

Знакомство детей с базовыми потребностями человеческого организма (любовь, жилище, еда, детская деятельность - игра, физическая безопасность, режим дня). Игры «Мой дом - моя крепость», «Когда спать, когда вставать, когда работу начинать».

4. Моё имя (1 час)

Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения к своему «Я». Реагирование и отклик на различное звучание своего имени (Оля, Олечка, Оленька).

5. Расскажи о себе (1 час)

Имя, фамилия, рост, возраст, цвет глаз, волос и т.д. Идентификация себя по половой принадлежности: я - мальчик, я - девочка. Внешние и физические особенности.

6. Моё тело (1 час)

Обследование фигуры человека (на кукле). Выделение характерных признаков и особенностей тела: нахождение головы, туловища, шеи, груди, спины, живота, рук, ног. Функциональное назначение основных частей тела. Игра «Что умеет твоё тело?».

7. Моя семья (1 час)

Члены моей семьи, имена и родственные отношения (я - дочка, внучка; я - сын, внук); домашние обязанности. Рассматривание фотографий в семейном альбоме, узнавание и показ себя, мамы, папы и называние их имён.

8. Работа с зеркалом. Самоузнавание (1 час)

Узнавание себя в зеркале. Определение своего места в зеркале среди других детей. Узнавание по одежде и другим признакам. Описание себя с зеркалом, без зеркала, по плану, произвольно. Игра «Кого ты знаешь из людей».

9. Восприятие и описание своей внешности (1 час)

Перечисление частей тела, описание лица, восприятие и описание движений и позы.

10. Восприятие и описание внешности других (1 час)

Перечисление частей тела, лица. Определение на картинке недостающих частей тела, лица. Восприятие движений и поз. Игра «Лицо в зеркале»

11. Рассматривание выражений лица человека (1 час)

Подражание мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос. Игра «Как ты улыбаешься».

12. Адекватное реагирование на телесный контакт, обращённую речь, на слова, выражающие просьбу, запрет (1 час)

Адекватное реагирование на телесный контакт, обращённую речь: на изменение громкости голоса, интонации (ласковую, строгую), на слова, выражающие просьбу, запрет (дай, на, нет, нельзя). Игра «Дотронься до…»

13. Освоение жестов общения (1 час)

Использование жестов для начала, развития или завершения контакта с партнёром. Жесты с «открытой» и «закрытой» ладонью. Другие жесты общения (кивок головой, поклон, рукопожатие одной или двумя руками). Упражнения «Покормим птичку», «Прошу - не надо».

14. Понимание жестов общения (1 час)

Понимание жестов общения, сочетающихся со словесной инструкцией и без неё. Упражнения «Прошу, дай мне, пожалуйста», Игра «Сорока - сорока»

15. Я и мои друзья (1 час)

Качества, способствующие эффективному общению (правила доброты, честности, вежливости).

Согласование своих действий с действиями друзей. Упражнение «Ищу друга».

16. Формирование навыков общения (1 час)

Умение здороваться, прощаться, используя вербальные и /или невербальные средства (установление зрительного контакта, улыбка, кивок головой, взмах рукой). Игра «Здравствуйте».

17. Настроение (1 час)

Знакомство с понятием «Настроение». Выражение настроения мимикой, обращение внимания на положение бровей, рта. Подбор подходящего цвета для определённого эмоционального состояния. Игра «Рисуем настроение».

18. Радость (1 час)

Знакомство с чувством радости. Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

19. Грусть (1 час)

Знакомство с чувством грусти. Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

20. Страх (1 час)

Знакомство с чувством страха. Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике. Поиск путей преодоления страха. Развитие умения сопереживать другим. Развитие умения справляться с чувством страха. Выражение чувства страха в рисунке.

21. Удивление (1 час)

Знакомство с чувством удивления. Закрепление мимических навыков.

Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

22. Злость (1 час)

Знакомство с чувством злости. Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Умение выявлять и контролировать чувство злости.

23. Понимание и описание эмоциональных состояний (1 час)

Понимание своих чувств и чувств других людей. Определение эмоционального настроя стихотворения и определение настроения музыкального произведения. Подбор соответствующего рисунка по «Азбуке настроений». Игры «Читаем стихотворение» и «Слушаем музыку».

24. Регуляция состояний мышечного напряжения (2 часа)

Произвольное управление собственным телом. Сбрасывание излишнего напряжения, зажимов в мышцах. Упражнения «Потягиваемся», «Деревья качаются»

25. Развитие и укрепление мимических мышц лица (2 часа)

Формирование умения расслаблять мускулатуру лица для снятия мышечного напряжения. Надувание и втягивание щёк. Поочерёдное закрытие глаз. Поднимание и опускание бровей. Игры «Хоровод», «Свет мой, зеркальце скажи».

26. Освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук

(2 часа)

Мышечное расслабление по контрасту с напряжением. Фиксирование внимания на приятном состоянии расслабленности. Упражнения «Поза покоя», «Кулачки», «Олени».

27. Расслабление мышц живота, рук, ног и корпуса (1 час)

Напряжение мышц живота. Фиксирование внимания на неприятном ощущении. Расслабление мышц живота. Фиксирование внимания на приятном ощущении. Умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения. Упражнения «Штанга», «Воздушный шарик»

28. Разворачивание личного пространства (1 час)

Сопоставление контрастных положений тела: максимально свёрнутого (на корточках) и максимально развёрнутого (в полный рост) и с другой - с более или менее широким отведением рук от корпуса (в стороны, вверх). Упражнения «Большие - маленькие», «Солнце разгорается и затухает».

29. Освоение действий с воображаемыми предметами и освоение действий, имитирующих трудовые процессы (1 час)

Создание иллюзии присутствия предмета или предметной обстановки с помощью выразительных движений. Развитие представления о приёмах изображения всего воображаемого пространства. Изображаемое действие должно быть завершено. Упражнения «Умываемся», «Игра с водой».

«Вдеваем нитку в иголку и шьём», «Рубим дрова».

30. Закрепление знаний о чувствах (2 часа)

Закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоции художественными средствами.




4. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  • Средства аудио - и видеотехники.

  • Аудиозаписи с музыкальными фрагментами соответствующего характера (для расслабления и снижения эмоционального напряжения).

  • Воздушно - пузырьковая труба.

  • Профессиональный генератор запахов со звуками природы.

  • Картина с водопадом для релаксации.

  • Настенный фиброоптический ковёр «Звёздное небо».

  • Развивающие игрушки: игрушки для пальчиковых игр, игрушки для определения эмоций.

  • Карточки со схематическими изображениями эмоций.

  • Бумага для рисования.

  • Простые и цветные карандаши.

  • Красочные иллюстрации.





























5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1. Белая, А.Е. Пальчиковые игры [Текст] / А.Е Белая, И.В. Мирясова - М: Дрофа., 2003. - 46 с.

2. Герасимова, И.А. Педагогические условия реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями [Текст] / И.А. Герасимова // Начальная школа. - 2008. - №2. - с.11-14.

3. Горшкова, Е.В. О «говорящих» движениях и чудесных превращениях. [Текст]: учебно - методическое пособие / Е.В. Горшкова - М.: Дрофа, 2007. - 79 с.

4. Граборов, А.Н. Основы олигофренопедагогики [Текст] /А.Н. Граборов. - М.: Классикс Стиль, 2005. - 167 с.

5. Данкевич, Е.В. Умные пальчики. Уникальная методика развития малыша [Текст] / Е.В. Данкевич - М.: Астрель и СПб.: Астрель - СПб. 2008 - 159 с.

6. Прохорова, Г. Азбука настроений [Текст]/ Г.Прохорова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №8. - с.35-39.

7. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми [Текст] / С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова - М.: Просвещение, 2002. - 124 с.

8. Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Как помочь «особому» ребёнку [Текст]/ Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева, Л.А. Нисневич - СПб.: Наука - Питер, 2000. - 140 с.

9. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко- М.: Гном - Пресс, 1998. - 60 с.

10. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет [Текст]/ Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 160 с.

11. Максакова, А.И. Учите играя [Текст]/А.И. Максакова, Г,А.Тумакова - М.: Просвещение, 2003. - 90 с.

12. Маллер, А.Р. Помощь детям с недостатками развития [Текст]/ А.Р. Малер. - М.: АРКТИ, 2006. - 85 с.

13. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью [Текст]/ А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Академия, 2003. - 86 с.

14.Минаева, В.М.Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст]/ В.М. Минаева.- М.: АРКТИ, 2003. - 48 с.

15. Моё тело [Текст] /Под ред. Е.С. Петровой.// Серия «Я учусь». - М.: Омега - пресс, 2007. - 12 с.

16. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении [Текст]/ Н.П. Слободяник. М.: Просвещение, 2003. - 256 с.

17. Тарабарина, Т. Мир, в котором я живу [Текст]/ Т. Тарабарина. Ярославль: Академия развития, 2006. - 32 с.

18. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика [Текст]/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова М.: Академия, 2003. - 127с.

19. Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст]/ М.И.Чистякова - М.: Просвещение, 1990. - 84 с.

20. Шипицина, Л.М. Необучаемый» ребёнок в семье и обществе [Текст]/ Л.М. Шипицина. - СПб.: Наука - Питер, 2002.- 95 с.

21. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога [Текст]/ Г.А.

Широкова, Е.Г. Жадько. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.

22. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / Под ред. А.Д. Кошалевой - М.: Сфера, 1985. - 176 с.

23. Ястребова, А.В. Хочу в школу! [Текст]/: Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко- М.: АРКТИ, 1999. - 136 с.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

1. Белая, А.Е. Пальчиковые игры. [Текст] / А.Е. Белая., В.И. Мирясова - М.: Дрофа, 2003. - 46 с.

2. Горшкова, Е.В. О «говорящих» движениях и чудесных превращениях. [Текст]: учебно-методическое пособие. / Е.В. Горшкова - М.: Дрофа, 2007. - 79 с.

3. Данкевич, Е.В. Умные пальчики. Уникальная методика развития малыша. [Текст] / Е.В. Данкевич, М.: Астрель и СПб.: Астрель, 2008 -159 с.

4. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. [Текст]/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко- М.: Гном - Пресс, 1998. - 60 с.

5. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. [Текст]/ Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 160 с.

6. Маллер, А.Р. Помощь детям с недостатками развития. [Текст]/А.Р. Малер. М.: АРКТИ, 2006. - 85 с.

7. Моё тело. [Текст]/ Под ред. Е.С. Петровой.// Серия «Я учусь». - М.: «Омега - пресс», 2007. - 12 с.

8. Соколова, Е. На лесной полянке. Развитие мелкой моторики. [Текст]/ Е.Соколова. -М.: ООО «Атберг», 2006. - 32 с.

9. Тарабарина, Т. Мир, в котором я живу. [Текст]/ Т. Тарабарина. Ярославль: Академия развития, 2006. - 32 с.

10. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика. [Текст]/ О.В. Узорова, Е.А., Нефёдова М.: Академия, 2003. - 127с.

Приложение 1

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ


Задание 1. Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции (проводится индивидуально)

1)Ребёнку предлагают продемонстрировать весёлого, грустного, испуганного, сердитого, удивлённого мальчика, девочку).

Выразительное средство, используемое ребёнком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают «+» в соответствующей графе таблицы 1.

Таблица 1

Ф.И.

ребёнка

Весёлый

Грустный

Испуганный

Сердитый

Удивлённый

М

П

М

П

М

П

М

П

М

П

М - мимика, П - пантомимика

2)Ребёнку предлагают назвать и изобразить героев сказки или мультфильма, который был весёлым, грустным, испуганным, сердитым, удивлённым. Эмоциональное состояние героев называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.

В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребёнок. Знаком «+»обозначают используемое ребёнком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.

Таблица 2

Ф.И. ребёнка

Весёлый

Грустный

Испуганный

Сердитый

Удивлённый


Пр

М

П

Пр

М

П

Пр

М

П

Пр

М

П

Пр

М

П

















М - мимика, П - пантомимика, Пр - персонаж.

Обработка данных. Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первого и второго задания.

Задание 2. Изучение выразительности речи (проводится индивидуально)

Ребёнку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивлённо.

Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 3.

Таблица 3

Ф.И. ребёнка

Радостно

Грустно

Испуганно

Сердито

Удивлённо







Обработка данных. Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний.

Задание 3. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (проводится индивидуально).

Ребёнку предлагают карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, удивления, злости. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?» Ответы детей записывают в таблицу 4.

Таблица 4

Ф.И.ребёнка

Радость

Грусть

Страх

Злость

Удивление







Обработка данных. Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.

Задание 4. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей (проводится индивидуально)

1)Ребёнку предлагают ответить на вопросы:

-Когда человек удивляется?

-Когда бывает радостно?

-Когда бывает страшно?

-Когда человек злится?

-Когда человеку бывает грустно?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребёнка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 5.

Таблица 5

Ф.И.ребёнка

Ответы ребёнка



2)Ребёнку предлагают ответить на вопросы:

-Что произойдёт с человеком, если он увидит на берёзе груши?

-Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

-Что почувствует человек, если у него пропадёт любимая кошка?

-Что чувствует собака, когда другая собака утащила у неё кость?

-Что почувствует мальчик, если ему подарят игрушку?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребёнка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 6.

Таблица 6

Ф.И.ребёнка

Ответы ребёнка



Обработка данных. Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первого и второго задания.


© 2010-2022