• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Тренинг на тему: Активное слушание. Тренинг можно применять для детей 9-11 классов. Цель тренинга ознакомление с понятием активное слушаниеи научить активно слушать

Тренинг на тему: Активное слушание. Тренинг можно применять для детей 9-11 классов. Цель тренинга ознакомление с понятием активное слушаниеи научить активно слушать

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Тренинг

На тему: «Активное слушание».

Выполнил:

студент 4 курса, 4 гр. ДО

Мясищева Татьяна Александровна

г. Ростов-на-Дону

2015 г.













Структура программы.



  1. Тема

  2. Целевая аудитория

  3. Цель занятия

  4. Задачи

  5. Описание процедуры (в описание процедуры входит):

  • 1-ое упражнение;

  • 2-ое упражнение;

  • Информационный блок;

  • 3-ое упражнение;

  • Ролевая ситуация;

  • Анализ ситуации;

  1. Заключительное упражнение

Тренинг на тему «Активное слушание» предоставлен, для детей 9-11 классов, также для психологов, и студентов психологического факультета.

Цель: Ознакомление с понятиями активное слушание, освоение техник активного слушания.

Задачи:

  • определить понятие слушания как активного процесса;

  • в игровых ситуациях научиться применять навыки активного слушания.

Описание процедуры:

1. Первое упражнение

Сейчас каждый из присутствующих назовет свое имя, а после этого скажет, что в нем, в его (или в ее) личности помогает ему в общении с другими людьми и что - мешает. При этом важно говорить не о внешних обстоятельствах, а о своих собственных качествах. Например, не стоит говорить: "В общении мне мешает, когда приходится иметь дело с глупыми людьми". Лучше сказать: "Мне мешает нетерпимость по отношению к людям, если они не понимают меня с первого слова" или "Мне мешает неумение так сформулировать свою мысль, чтобы меня понял любой человек, даже не слишком интеллектуальный». Итак, каждый называет два своих качества, одно из которых помогает, а другое-мешает в деловом общении. Но это еще не все. Прежде, чем каждый из нас будет говорить о себе, он должен сначала повторить слова своего соседа справа.

Завершить представление нужно обобщением: «Мы увидели, одни и те же качества одним людям помогают в деловом общении, а другим мешают... Например, эмоциональность некоторым помогает а некоторым мешает, уверенность в своей позиции также может иметь противоположный эффект» или «Мы увидели, что в нашей группе многим помогает умение слушать (в этот момент тренер должен взгляну по очереди на тех, кто называл это свое качество), а мешает многим нетерпение (взгляд на соответствующих участников), невнимательность» (взгляд) и т. п.

Так как тема нашего тренинга «активное слушание» я, хочу предложить вам небольшой опросник, который называется « Умеете ли вы слушать?» После прохождения теста, каждый подсчитает свои балы и мы обговорим, согласны вы или нет с результатами анкетирования ( приложение 1).

2. Информационный блок.

Умение слушать собеседника (следует отличать от инстинктивного слышания) - это активный мыслительный процесс, восприятие информации от говорящих, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций, такое отношение к собеседнику, при котором говорящий чувствует к себе интерес, сопереживание, понимание. Умение слушать имеет две стороны: способность понимать услышанное и отбирать, накапливать информацию.

Активное слушание (эмпатическое слушание) - это такое слушание, при котором активно дают понять собеседнику, что его не только слушают, но и слышат, и понимают, и даже разделяют его чувства. В результате говорящий чувствует, что его слышат и понимают, чувствует доверие и поддержку и гораздо больше идет контакт, раскрывая свои чувства, переживания.

Правила активного слушания

  • слушайте с первых же слов разговора и не ослабляйте внимание;

  • отложите все другие занятия и слушайте: не пытайтесь делать два дела одновременно;

  • гоните от себя любые отрицательные мысли о собеседнике;

  • осмысливайте то, что вам говорят в данный момент, не забегайте вперед;

  • не перебивайте;

  • постарайтесь заинтересоваться тем, о чем вам говорят;

  • оценивайте сказанное скорее по его содержанию, чем по манере подачи;

  • избегайте поспешных выводов, сохраняйте объективность.

Техники активного слушания

  • «Парафраз» («пересказ») - воспроизведение мысли говорящего своими словами («перефразирование»), например, «как я понимаю...», «по вашему мнению...», «другими словами...».

  • «Эхо-реакция» - повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. На дискотеку?»)

  • Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?) или наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?)

  • Побуждение («Ну и… И что дальше?»);

  • Резюмирование подытожить основные идеи партнера, соединить основные фрагменты разговора в единое целое.

  • и так, Вы считаете…

  • Ваши слова означают…

  • другими словами

  • Отражение чувств:

  • мне кажется, Вы чувствуете…

  • понимаю, Вы сейчас разгневаны…

  • Проявление эмоций: мимикой, пантомимикой, смехом, вздохами и т. п.

Для лучшего восприятия участникам тренинга предоставить материал с техниками активного слушания (приложение 2).

3. Второе упражнение (Что это?)

Сейчас я загадаю слово (существительное). Нужно задавать открытые вопросы, чтобы понять, кто этот человек. (Почему вы выбрали именно это слово?, Какое отношение это слово имеет для вас?) Кто-то из группы фиксирует, за сколько открытых вопросов личность была угадана. Для первого круга (психология, общение). Теперь попробуем отгадать слово с помощью закрытых вопросов (Это живое?, этот предмет находится среди нас?). Для второго круга (компьютер, цветок).

Вопросы: «Какие выводы мы можем сделать об открытых вопросах?» или «Каковы преимущества и ограничения открытых вопросов?»

4. Ролевая ситуация

Игра «Отказ»

Инструкция. Представим себе, что каждый из участников группы (кроме одного) является руководителем отдела (директором, менеджером, старшим специалистом и т.п.). Руководителю необходимо, чтобы его сотрудники Иванов и Петров вышли на работу в выходные дни для выполнения срочной работы (подготовки проекта, отчета, презентации и т. п., в зависимости от специфики группы). К сожалению, Иванов и Петров уже две недели работают без выходных. Однако начальник надеется, что они все же согласятся, так как они всегда соглашались. И вдруг - неприятный для него сюрприз: Петров цель игры: понять, почему Иванов отказывается выйти на работу в выходные для завершения проекта (отчета, презентации).

- Иванов отказывается, потому что чувствует себя некомпетентным, но боится в этом признаться (причина)

Нужно задавать такие вопросы, чтобы мы скорей поняли, почему Иванов отказывается, вопросы могут быть любыми(открытыми, закрытыми).

Вопросы: Опишите ваши чувства после ролевой ситуации? Что помогло вам? На сколько вы чувствуете, что цель достигнута? Что вы чувствовали, когда узнали, что ваши вопросы были эффективными?

5.Заключительное упражнение

Упражнение «Детектив»

Предлагаю всем встать и сыграть в детектив. Каждый из нас будет автором этого детектива. Я придумываю первую фразу, например: «Мы сегодня собрались для того, чтобы провести тренинг». И передаем мяч следующему участнику. Но прежде чем произнести следующую фразу, она должна точно повторить то, что сказала я. Следующий за Женей человек должен будет сначала повторить то, что сказала Женя, а потом произнести свою фразу, и т. д. Итак, прежде чем вносить свой вклад в совместное творчество, мы сначала повторяем то, что сказал предыдущий «автор». Есть ли какие-нибудь вопросы?.. Начинаем...

Вопросы: «Что было труднее - сочинять свою фразу или повторять чужую?»



© 2010-2022