- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа по профориентации Дорога профессионального выбора
Программа по профориентации Дорога профессионального выбора
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Куликова Ю.Е. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
Села Сарыг-Сеп Республики Тыва
Программа профориентационной работы «Дорога профессионального выбора»
Педагог-психолог: Куликова Юлия Евгеньевна
Пояснительная записка
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка - система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основой школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т.п. профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Программа «Дорога профессионального выбора» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. Программа содержит диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.
Программа рассчитана на один учебный год при одном занятии в неделю. Каждая тема укладывается в 60 минут. В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проективной деятельности, контрольные задания. Формы
Курс разработан на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу один модуль - одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей курса и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.
Основная идея курса: профессионал - это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
Наша цель - формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
Основные задачи курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
Содержание программы
-
Введение - 1 час
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека.
Учащиеся должны знать:
-
Роль профессионального самоопределения в жизни человека
Учащиеся должны уметь:
-
Обосновывать важность выбора профессии в жизни человека
-
Называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии
-
Перечислять основные разделы программы курса
-
Что я знаю о своих возможностях - 8 часов
Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Стресс и тревожность. Определение типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы.
Учащиеся должны знать:
-
Определения понятий «самопрезентация», «самооценка», «уровень притязаний»
-
Типы темперамента и свойства нервной системы
-
Отличие чувств и эмоций. Истоки негативных эмоций.
-
Виды агрессии
-
Определение понятий «стресс», «тревожность»
-
Определение понятий «мышление», «интеллект»
-
Типы мышления
-
Определения понятий «внимание», «память»
-
Виды памяти и внимания
-
О феномене «внутренняя свобода»
Учащиеся должны уметь:
-
Делать самопрезентацию
-
Определять уровень своей самооценки и способы ее повышения
-
Называть типы нервной системы и их различия
-
Определять свой тип нервной системы
-
Выявлять свой ведущий тип темперамента
-
Определять свой уровень агрессивности, вид агрессии
-
Выявлять уровень тревожности
-
Перечислять типы мышления
-
Определять свой преобладающий тип мышления
-
Называть основные процессы памяти
-
Перечислять основные виды памяти
-
Указывать отличительные особенности различных видов памяти
-
Определять особенности своей памяти
-
Перечислять основные качества и виды внимания
-
Определять особенности своей памяти
-
Выявлять уровень своей внутренней свободы
3. Что я знаю о профессиях - 6
Классификации профессий. Признаки профессии. Определение типа будущей профессии. Профессия, специальность, должность. Формула профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.
Учащиеся должны знать:
-
Определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессии», «профессионально важные качества»
-
Влияние интересов и склонностей в выборе профессии
-
Медицинские ограничения профессиональной пригодности
Учащиеся должны уметь:
-
Приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек-человек», «природа», «техника», «знак»,»художественный образ»)
-
Определять тип своей будущей профессии
-
Выявлять свой профессиональный тип
-
Определять особенности своего здоровья
4. Способности и профессиональная пригодность - 7
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. Способности к предпринимательской деятельности. Артистические способности. Уровни профессиональной пригодности.
Учащиеся должны знать:
-
Определение понятия «способности»
-
Основные виды способностей (практические, технические, интеллектуальные, социальные, офисные, предпринимательские, артистические)
-
Типы поведения
-
Профессиональная пригодность и непригодность к конкретной профессии или группе профессий
Учащиеся должны уметь:
-
Называть общие и специальные способности
-
Определять технические способности
-
Выявлять своё умственное развитие
-
Определять свой тип поведения в конфликтной ситуации
-
Выявлять ведущее полушарие
-
Планирование профессиональной карьеры - 8
Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Пути получения профессии. Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии.
Учащиеся должны знать:
-
Определение понятий «мотивация», «потребности», «рынок труда», «работодатель», «работник», «самопрезентация»
-
Классификацию потребностей («пирамида потребностей» А. Маслоу)
-
Ошибки в выборе профессии
-
Матрица профессионального выбора
-
Современный рынок труда
-
Уровни профессионального образования
Учащиеся должны уметь:
-
Определять особенности своей мотивации
-
Называть цели и потребности человека
-
Составлять иерархию своих потребностей
-
Называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии
-
Делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»)
-
Работать с матрицей профессионального выбора
-
Проводить самопрезентацию
-
Защищать проект «Моя будущая профессия»
Тематическое планирование
n/n
Наименование тем
Количество часов
1
Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека
1
2
Что я знаю о своих возможностях
8
2.1
Самооценка и уровень притязаний
1
2.2
Темперамент и профессия. Определение темперамента
1
2.3
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
1
2.4
Стресс и тревожность.
1
2.5
Определение типа мышления.
1
2.6
Внимание и память.
1
2.7
Уровень внутренней свободы
1
2.8
Обобщающий
1
3
Что я знаю о профессиях
6
3.1
Классификации профессий. Признаки профессии. Определение типа будущей профессии.
1
3.2
Профессия, специальность, должность. Формула профессии.
1
3.3
Интересы и склонности в выборе профессии.
1
3.4
Определение профессионального типа личности.
1
3.5
Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.
1
3.6
Обобщающий
1
4
Способности и профессиональная пригодность
7
4.1
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.
1
4.2
Способности к интеллектуальным видам деятельности.
1
4.3
Способности к профессиям социального типа.
1
4.4
Способности к офисным видам деятельности.
1
4.5
Способности к предпринимательской деятельности.
1
4.6
Артистические способности.
1
4.7
Уровни профессиональной пригодности. Обобщающий.
1
5
Планирование профессиональной карьеры
8
5.1
Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии.
1
5.2
Современный рынок труда.
1
5.3
Пути получения профессии.
1
5.4
Навыки самопрезентации.
1
5.5
Стратегия выбора профессии.
1
5.6
Обобщающий.
1
5.7, 5.8
Защита проекта «Моя будущая профессия»
2
Итого:
30
Планируемые результаты
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
-
Психологические особенности личности
-
Самооценка
-
Уровень притязаний
-
Темперамент
-
Общение
-
Квалификации, типы и подтипы профессий
-
Самопрезентация
-
Профессиональные интересы и склонности
-
Способности общие и специальные
-
Профессиональная пригодность
-
Мотивы и потребности
-
Рынок труда
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
-
Раскрывать психологические особенности своей личности
-
Выявлять свои способности и профессиональные интересы
-
Определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда
-
Осуществлять самопрезентацию
-
Ориентироваться в типах и подтипах профессий
-
Составлять личный профессиональный план
-
Проектировать свою профессиональную карьеру
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Полный учебно-методический комплект курса состоит из следующих элементов:
-
Программа
-
Методическое пособие для учителя
-
«Дневник профессионального самоопределения»
-
Дидактический материал на электронных носителях
Список литературы
-
Выбери профессию / О.А. Колесникова и др. Жуковский, 2002.
-
Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.
-
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2000.
-
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М., 2005.
-
Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2000.
-
Степанов С.С. На всякое хотенье есть… теория //Школьный психолог. 2004. №12.
-
Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. (Психология для всех) М., 2001.