Программа по профориентации Дорога профессионального выбора

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

Села Сарыг-Сеп Республики Тыва













Программа профориентационной работы «Дорога профессионального выбора»



















Педагог-психолог: Куликова Юлия Евгеньевна











Пояснительная записка

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка - система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основой школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т.п. профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Программа «Дорога профессионального выбора» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. Программа содержит диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.

Программа рассчитана на один учебный год при одном занятии в неделю. Каждая тема укладывается в 60 минут. В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проективной деятельности, контрольные задания. Формы

Курс разработан на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу один модуль - одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей курса и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.

Основная идея курса: профессионал - это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.

Наша цель - формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

Основные задачи курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.













Содержание программы

  1. Введение - 1 час

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека.

Учащиеся должны знать:

  • Роль профессионального самоопределения в жизни человека

Учащиеся должны уметь:

  • Обосновывать важность выбора профессии в жизни человека

  • Называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии

  • Перечислять основные разделы программы курса



  1. Что я знаю о своих возможностях - 8 часов

Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Стресс и тревожность. Определение типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы.

Учащиеся должны знать:

  • Определения понятий «самопрезентация», «самооценка», «уровень притязаний»

  • Типы темперамента и свойства нервной системы

  • Отличие чувств и эмоций. Истоки негативных эмоций.

  • Виды агрессии

  • Определение понятий «стресс», «тревожность»

  • Определение понятий «мышление», «интеллект»

  • Типы мышления

  • Определения понятий «внимание», «память»

  • Виды памяти и внимания

  • О феномене «внутренняя свобода»

Учащиеся должны уметь:

  • Делать самопрезентацию

  • Определять уровень своей самооценки и способы ее повышения

  • Называть типы нервной системы и их различия

  • Определять свой тип нервной системы

  • Выявлять свой ведущий тип темперамента

  • Определять свой уровень агрессивности, вид агрессии

  • Выявлять уровень тревожности

  • Перечислять типы мышления

  • Определять свой преобладающий тип мышления

  • Называть основные процессы памяти

  • Перечислять основные виды памяти

  • Указывать отличительные особенности различных видов памяти

  • Определять особенности своей памяти

  • Перечислять основные качества и виды внимания

  • Определять особенности своей памяти

  • Выявлять уровень своей внутренней свободы

3. Что я знаю о профессиях - 6

Классификации профессий. Признаки профессии. Определение типа будущей профессии. Профессия, специальность, должность. Формула профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.

Учащиеся должны знать:

  • Определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессии», «профессионально важные качества»

  • Влияние интересов и склонностей в выборе профессии

  • Медицинские ограничения профессиональной пригодности

Учащиеся должны уметь:

  • Приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек-человек», «природа», «техника», «знак»,»художественный образ»)

  • Определять тип своей будущей профессии

  • Выявлять свой профессиональный тип

  • Определять особенности своего здоровья

4. Способности и профессиональная пригодность - 7

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. Способности к предпринимательской деятельности. Артистические способности. Уровни профессиональной пригодности.

Учащиеся должны знать:

  • Определение понятия «способности»

  • Основные виды способностей (практические, технические, интеллектуальные, социальные, офисные, предпринимательские, артистические)

  • Типы поведения

  • Профессиональная пригодность и непригодность к конкретной профессии или группе профессий

Учащиеся должны уметь:

  • Называть общие и специальные способности

  • Определять технические способности

  • Выявлять своё умственное развитие

  • Определять свой тип поведения в конфликтной ситуации

  • Выявлять ведущее полушарие

  1. Планирование профессиональной карьеры - 8

Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Пути получения профессии. Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии.

Учащиеся должны знать:

  • Определение понятий «мотивация», «потребности», «рынок труда», «работодатель», «работник», «самопрезентация»

  • Классификацию потребностей («пирамида потребностей» А. Маслоу)

  • Ошибки в выборе профессии

  • Матрица профессионального выбора

  • Современный рынок труда

  • Уровни профессионального образования

Учащиеся должны уметь:

  • Определять особенности своей мотивации

  • Называть цели и потребности человека

  • Составлять иерархию своих потребностей

  • Называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии

  • Делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»)

  • Работать с матрицей профессионального выбора

  • Проводить самопрезентацию

  • Защищать проект «Моя будущая профессия»

















Тематическое планирование

n/n

Наименование тем

Количество часов

1

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека

1

2

Что я знаю о своих возможностях

8

2.1

Самооценка и уровень притязаний

1

2.2

Темперамент и профессия. Определение темперамента

1

2.3

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

1

2.4

Стресс и тревожность.

1

2.5

Определение типа мышления.

1

2.6

Внимание и память.

1

2.7

Уровень внутренней свободы

1

2.8

Обобщающий

1

3

Что я знаю о профессиях

6

3.1

Классификации профессий. Признаки профессии. Определение типа будущей профессии.

1

3.2

Профессия, специальность, должность. Формула профессии.

1

3.3

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

3.4

Определение профессионального типа личности.

1

3.5

Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.

1

3.6

Обобщающий

1

4

Способности и профессиональная пригодность

7

4.1

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

1

4.2

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

1

4.3

Способности к профессиям социального типа.

1

4.4

Способности к офисным видам деятельности.

1

4.5

Способности к предпринимательской деятельности.

1

4.6

Артистические способности.

1

4.7

Уровни профессиональной пригодности. Обобщающий.

1

5

Планирование профессиональной карьеры

8

5.1

Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии.

1

5.2

Современный рынок труда.

1

5.3

Пути получения профессии.

1

5.4

Навыки самопрезентации.

1

5.5

Стратегия выбора профессии.

1

5.6

Обобщающий.

1

5.7, 5.8

Защита проекта «Моя будущая профессия»

2


Итого:

30









Планируемые результаты

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • Психологические особенности личности

  • Самооценка

  • Уровень притязаний

  • Темперамент

  • Общение

  • Квалификации, типы и подтипы профессий

  • Самопрезентация

  • Профессиональные интересы и склонности

  • Способности общие и специальные

  • Профессиональная пригодность

  • Мотивы и потребности

  • Рынок труда

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • Раскрывать психологические особенности своей личности

  • Выявлять свои способности и профессиональные интересы

  • Определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда

  • Осуществлять самопрезентацию

  • Ориентироваться в типах и подтипах профессий

  • Составлять личный профессиональный план

  • Проектировать свою профессиональную карьеру

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Полный учебно-методический комплект курса состоит из следующих элементов:

  1. Программа

  2. Методическое пособие для учителя

  3. «Дневник профессионального самоопределения»

  4. Дидактический материал на электронных носителях

Список литературы

  1. Выбери профессию / О.А. Колесникова и др. Жуковский, 2002.

  2. Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.

  3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2000.

  4. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М., 2005.

  5. Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2000.

  6. Степанов С.С. На всякое хотенье есть… теория //Школьный психолог. 2004. №12.

  7. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. (Психология для всех) М., 2001.







© 2010-2022