Статья «Вопросы психологического консультирования в школе»

Данная статья основана мной на собственном опыте. Очень часто приходилось слышать, что школьный психолог не может проводить профессиональные психологические консультации в школе. Причины неудач психологического консультирования обыватели высказывают следующие: слишком молодой специалист, без жизненного опыта, неспособен правильно консультировать, учитель, прошедший переподготовку, не может быть хорошим консультантом, дети воспринимают школьного психолога как человека, пытающегося выудить у них и...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Вопросы психологического консультирования в школе»

Подготовила Гулина А.В.

педагог-психолог МОУ «Средняя школа №16»

г. Кимры Тверская область

Данная статья основана мной на собственном опыте. Очень часто приходилось слышать, что школьный психолог не может проводить профессиональные психологические консультации в школе. Причины неудач психологического консультирования обыватели высказывают следующие: слишком молодой специалист, без жизненного опыта, неспособен правильно консультировать, учитель, прошедший переподготовку, не может быть хорошим консультантом, дети воспринимают школьного психолога как человека, пытающегося выудить у них информацию. Не могу полностью не согласиться с данными мнениями. Поэтому рекомендую каждому школьному психологу пройти дополнительное обучение, например, в мастерских психологического консультирования, организованных в различных ВУЗах. После прохождения такого обучения расширяются знания и возможности в психологическом консультировании, решаются многие, в том числе и личные, проблемы психолога-консультанта.

Данной публикацией мне хотелось бы оказать помощь начинающим педагогам-психологам. Прежде чем описывать вопросы, которые решает педагог-психолог в школе на своих консультациях, хотелось бы напомнить несколько правил: добровольность клиента консультации, конфиденциальность, объективность, не оценивай, не навреди!

Со временем все психологические консультации, проводимые мною в школе, упорядочились и выделились в следующие классификации:

  • Консультации по запросу родителей и учителей

  • Страхи, тревожность, агрессивное поведение ребенка

Родители замечают в поведении ребенка проявления тревожности, страха, неуверенности в себе, агрессивности. Причины: врожденные и возрастные особенности личности ребенка, влияние сверстников, воспитательные воздействия , особый взгляд ребенка видеть и воспринимать окружающую его действительность. Совместная задача родителей и психолога: выяснить причины поведения, вызывающего озабоченность у взрослых, и помочь ребенку стать счастливым.

  • Адаптация в детском коллективе

Адаптация - это приспособления к режиму, видам деятельности, учителям, сверстникам. Поэтому каждый родитель переживает, будет ли их ребенок слушаться взрослых, не будет ли ему страшно или тревожно, не станет ли он изгоем в классе. Задача психолога: помочь разобраться с подобными ситуациями и помочь адаптироваться в классе и школе.

  • Плохая успеваемость

Родители заметили, что их ребенок выполняет домашние задания только под контролем со стороны, учителя говорят родителям, что их ребенок умный, но ленивый, а также существует проблема низких отметок либо неадекватного, вызывающего поведения в школе. Скорее всего, причина кроется не в низком интеллекте, а в отсутствии мотивации ребенка к учебе. Психолог совместно с родителями и учителями помогает достичь повышения мотивации, ответственного отношения к учебе и понимания ребенком важности обучения.

  • Социально неприемлемое поведение

Признаки такого поведения: звонки из полиции о правонарушении, ребенок приходит домой с запахом спиртного или сигарет, периодически у родителей пропадают деньги из дома, учителя жалуются на то, что ребенок прогуливает уроки в школе, на все вопросы родителей ребенок замыкается в себе либо грубит, уходит на улицу к друзьям. Очень важно родителям вовремя увидеть и проанализировать данную ситуацию, вмешаться и постараться спасти будущее, а может быть и жизнь ребенка. Такие проблемы тоже можно решить с психологом.

  • Консультации по запросу непосредственно детей

В основном за психологической консультацией в школе обращаются старшеклассники. Приходилось сталкиваться со следующими вопросами: профориентация, неразделенная любовь, проблема с родителями, с учителями, проблемы в отношении с коллективом в классе и со сверстниками, суицидальные наклонности, проблемы в учебе.

  • Консультирование учителей

Учителя же в школе, как правило, стараются не обращаться за помощью по консультационным вопросам в отношении себя, и Ваш рассказ о главном правиле психолога - конфиденциальности также не поможет. На это они имеют полное право, а в нашей работе одно из главных правил - добровольность!

Главное запомните, если к Вам поступил запрос на консультативную беседу, не забывайте о правилах конфиденциальности и то, что мы действуем исключительно во благо ребенка! Педагог-психолог не оценивает ребенка, а видит в нем индивидуальность и право на развитие! Удачи в консультациях!









Литература

  1. Битянова М.Л. Организация психологической работы в школе М.: Совершенство, 1998. - 298 с. (Практическая психология в образовании). Издание второе, исправленное.

  2. Битянова М.Р. , Азарова Т.В. , Афанасьева Е.И. , Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе М.: Совершенство, 1998. - 352 с.

  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе М.: Сфера , 1996. - 240 с.

  4. Степанова М.А. , Адамский А.И. Психолог в школе: Факты, комментарии, рекомендации М.: Сфера , 2005. - 288 с - (Библиотека практического психолога).




© 2010-2022