Новые подходы в преподавании и обучении

 «НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ. ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ» По завершении первого этапа курсов третьего базового уровня передо мной встала задача внедрения идей семи модулей в серию последовательных уроков математики в 7 классе. Для того, чтобы решить имеющуюся проблему в моем классе (не умение учащихся работать самостоятельно, в парах в  малых группах), мне необходимо было более подробно остановиться на новых подходах в преподавании и обучении. Полученные мною знания на данном этапе дали...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ. ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»

По завершении первого этапа курсов третьего базового уровня передо мной встала задача внедрения идей семи модулей в серию последовательных уроков математики в 7 классе. Для того, чтобы решить имеющуюся проблему в моем классе (не умение учащихся работать самостоятельно, в парах в малых группах), мне необходимо было более подробно остановиться на новых подходах в преподавании и обучении. Полученные мною знания на данном этапе дали мне понять, что главную роль на уроке исполняет ученик, а учитель только направляет его действия для успешного самостоятельного обучения. Раньше у нас существовал авторитарный тип общения, но новые подходы в обучении и преподавании позволяют нам перейти на демократический стиль, где учитель и ученик являются равноправными партнёрами.

От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. Всё это обеспечивает диалоговое обучение как основной способ введения нового знания, которые используется мною на уроках.

В целях реализации семи модулей в частности диалогового обучения я провела уроки математики в 7 классе я преследовала цель: создать условия для взаимодействия в парах через диалоговое обучение. Наиболее распространенной формой общения является диалог. Диалог - это универсальный способ познания мира. Его организация дает возможность общаться через знания, а знания получать через общение.

Используемые мною на практике диалогические методы, такие как кумулятивная беседа, исследовательская беседа, показали, что дети более активно включились в процесс обучения через обсуждение изучаемой информации, высказывания своих идей принятие решений и формирование выводов, их обоснование, а кроме этого учились работать в группе, стремились достичь согласия. Если раньше для обсуждения в основном предлагались «тонкие вопросы», то теперь дети стали сами создавать «Толстые вопросы». Но не все вопросы помогают реализовать идеи диалогового подхода. Детям, да и нам учителям, более привычны, фактологические знания и вопросы, но знакомство с вопросами таксономии Блума позволили углубить беседы по темам занятий. Также я задавалась целью достичь доверительного отношения с учениками и отойти от авторитарного преподавания и развить коммуникабельные способности у учащихся. Результаты, которые я ожидала получить следующие:
 ученик сможет свободно выражать свою точку зрения;

- умение прислушиваться к мнению других членов группы;
 ученик сможет непринужденно общаться с учителем, со сверстниками.
В целом ожидаемые результаты оправдались. Мне удалось создать благоприятный психологический климат, дети активно участвовали в обсуждении тем и вопросов, дети с удовольствием высказывали и отстаивали свою точку зрения. Усвоение материала стало более эффективным, осознанным. Уроками оставались довольны и я, и дети. Проводя уроки, я задалась вопросом: «Почему такая важная проблема, как диалоговый подход в обучении осталась в тени». После обучения на первом этапе курсов, а еще больше во время проведения практики я поняла важность диалогового обучения и необходимость его регулярного применения на уроках.
Я разрабатывала уроки, чтобы вовлечь детей в диалог, реализуя один из приемов «Парные разговоры». Я постаралась сформулировать уроки, так чтобы каждый ученик мог выразить свое мнение. Кроме того, внимательно выслушивала детей, не перебивала, не оценивала выступающего, не выслушав до конца. Если дети неправильно отвечали, я с помощью вопросов старалась направить их в нужное русло.

Ученики в начале урока не могли сконцентрироваться, потом после повторного объяснения стали чувствовать комфортно и учащимся было очень интересно. В начале они индивидуально, а затем в парах обсуждали свое мнение и довольны были тем, что могли высказать свое мнение. Далее отражение этого модуля в своем плане я увидела во время составления учащимися критериального оценивания для презентации слайдов. Здесь идет обсуждение какие критерии необходимые во время презентации слайдов, где они сами себе ставят суммативную оценку. При обмене мнениями, я предлагала предоставление слова конкретным участникам. Собирала максимум мнений, идей, предложений, для этого активизировала каждого ученика. Такой анализ, предварительные выводы или резюме целесообразно делать через определенные интервалы (каждые 10-15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов очень полезно поручать ученикам, предлагая им временную роль ведущего. Проанализировать и оценить проведенную работу, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале урока цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны. Принять групповое решение совместно с учениками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов. Добиться чувства удовлетворения у большинства учеников, т.е. поблагодарить всех учеников за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы. Опираясь на методическое пособие «Руководство для учителя» (стр 155-158), где «Модуль обучения Выготского предполагает , что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог и роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика., подтверждении я провела уроки в парной и групповой форме, где ученики выражали свое понимание темы, говорили друг с другом, обсуждали, аргументировали. Достижение единства сторон в переговорном процессе становится более эффективным, если оно подкрепляется рефлексивным взаимодействием участников, осмыслением своей и противоположной позиции, анализом мотивов тех или иных поступков, критическим восприятием как себя, так и партнеров по переговорам, формированием «я-концепции». Для того, чтобы самооценка и саморегуляция приводили к самоутверждению личности обучаемого и взаимообогащению всех учащихся, я постоянно помогала им. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Так как у меня предмет математика на протяжении всего урока дети пользуются учебниками, карточками, где они являются источником учебной информации, наглядным пособием является интерактивная доска, с применением карточек ученики оценивали свои работы, выполняя задания, также при рефлексии был использован ТСО.
Диалоговое обучение выявляет интерес и эмоции у детей, развивает любознательность. Я соглашусь с мнением Барнса (1971), что речь используется в классе и оказывает наибольшее влияние на учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. Диалоговое обучение позволяет ученикам выражать свое понимание темы, осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей. А учителю помогает понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения (рук. для учителя стр.155). Так же хочется сказать, что во время урока использовала исследовательскую беседу, для достижения. Проведя урок, я достигла поставленных целей и получила необходимые результаты.
В дальнейшем я буду реализовывать в своей практике модуль диалоговое обучение, я понимаю, что в течение месяца невозможно получить всю информацию по модулю и реализовать его. Поэтому я буду изучать дополнительный материал, который будет мне помогать в моей педагогической деятельности. Старалась планировать уроки так, чтобы дать ученикам возможность вступить в диалог. Ведь диалог является основной формой общения. Только через диалог учащиеся обмениваются знаниями, получают новую информацию, а также диалог помогает мне узнавать, насколько мои ребята усвоили пройденный материал, на каком уровне они находятся в процессе своего обучения. Диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик» теперь будут часто встречаться на моих уроках. Потому что такие формы диалога позволяют детям высказывать свои суждения и доводы. Я заметила, что дети активно включаются в данный вид деятельности, и в его процессе могут поделиться различной информацией, используя свой жизненный опыт. Вот один пример из беседы в паре по выполнению задания: «…раньше я никогда не проверяла, полученный результат, а теперь поняла, почему нужно проверять найденное значение буквы. Если, когда мы подставим найденный многочлен, в выражение и наш результат не будет равен правой части, то мы это выражение не сможем назвать уравнением». По данному высказыванию могу для себя сделать вывод, что детям нравится рассуждать, они учатся говорить, выделять главное.

Наверное, для меня такая форма работы, как работа в парах и малых группах, стала новым видом работы, потому что в своей прежней практике я очень редко использовала такой вид работы. После проведения двух уроков, я увидела, что работа в группе позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу, учит умению слышать и слушать собеседника, что в ходе парной и групповой работах, обсуждая решение того или иного задания, ученики могут прийти к одному решению. Мы еще не научились работать в группе, потому что это очень трудоемкий процесс, который требует от учеников полной самоотдачи, детям тяжело принять мнения друг друга, но уже видно, что они стараются. А также они учатся выступать возле доски, защищая парную и групповую работы. Считаю, что у детей сформировались навыки саморегуляции, дети свободно вступают в диалог, аргументируют свои ответы, видят и анализируют свои ошибки. Думаю, что проведённые мной уроки оставят положительный эмоциональный след в душах моих учеников, и они будут с нетерпением ждать каждый последующий урок, не просто, чтобы прийти и отдохнуть, а плодотворно работать, не испытывая тревожности.

В заключение своего рефлективного отчета о важности диалога в классе я хотела бы порекомендовать себе, более развернуто составлять планы уроков, включая в них разные ситуации, в том числе игровые моменты. Внедрение модуля диалогового обучения дает учащимся самим понимать цели урока и достичь ее в конце урока.

Ценность данного опыта можно выразить словами: «Теперь я не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово - открывать знания вместе с детьми!»







4



© 2010-2022