Анализ работы школьного психолога за год

В  конце   учебного  года  школьным  психологам  предстоит  написание  анализа  работы  за  год. Цель работы школьного  психолога:- создание условий для качественного обучения, воспитания и развития  всех категорий учащихся с учетом их индивидуальных, возрастных и психологических особенностей в процессе взаимодействия семьи и школы; -создание условий для возможности целостного развития личности учащихся;  - совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения семьи с целью формирова...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Убинская общеобразовательная средняя школа»

Анализ работы педагога-психолога за 2014-2015 уч год.


Работа педагога-психолога строится на основании приказа № 528 от 20.12.2011 г. «Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования».

Участие школьного психолога в УВП предполагалось в решении следующих целей и задач:

Цели:

- создание условий для качественного обучения, воспитания и развития всех категорий учащихся с учетом их индивидуальных, возрастных и психологических особенностей в процессе взаимодействия семьи и школы;

- создание условий для возможности целостного развития личности учащихся;

- совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения семьи с целью формирования готовности родителей к взаимодействию со школой.

Задачи:

1. Комплектование 1-го класса с учётом развития и здоровья учащихся.

2. Психологическое сопровождение учащихся 1-го и 5-го классов в период адаптации.

3. Организация работы по формированию навыков саморазвития подростков.

4. Психологическое сопровождение учащихся "группы риска".

5. Организация работы по профилактике поведенческих рисков учащихся.

6. Организация профилактической работы с семьей по предупреждению неэффективных методов воспитания учащихся.

7. Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в школе.

8. Отработка механизмов преемственности ГПП и школы через внедрение в практику единых критериев оценки уровня готовности к школе.

9. Формирование единого мониторинга психологического развития школьников.

Результаты работы:

1. Психологическое сопровождение процесса комплектования 1 класса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

В школе данная работа ведется в системе и имеет четкий отработанный алгоритм, который предполагает в течение всего учебного года профилактическую, диагностическую, консультативную и коррекционную деятельность.

Комплектование 1 го класса на будущий 2015 - 2016 учебный год проводилось в несколько этапов:

I этап - сентябрь-ноябрь

- предварительное собеседование с воспитателем ГПП.

- знакомство с будущими школьниками и их семьями,

II этап - май

- диагностика уровня школьной зрелости будущих первоклассников,

- консультирование родителей,

- обследование детей узкими специалистами,

- составление коррекционных программ уровня школьной готовности совместно с воспитателем ГПП.

III этап - май-июнь

- работа школьных специалистов и ПМПК по уточнению образовательных программ.

Школьному психологу отводится задача знакомства с детьми, как возрастной нормы, так и с детьми «группы риска» и определение направления работы с ними и их семьями.

В конце учебного года (май 2015 г.) психологом школы совместно с воспитателем ГПП была организована и проведена работа по оценке уровня готовности детей к школе. Большинство выпускников ГПП были обследованы посредством единой диагностической методики, направленной на выявление уровня школьной зрелости будущих первоклассников. Одной из задач данной работы является - формирование единого мониторинга психологического развития школьников. А так же определение адекватных образовательных маршрутов учащихся с учетом их здоровья и индивидуальных особенностей.

В результате на начало нового 2015-2016 учебного года скомплектован 1 класс.

Работа с детьми «группы риска», испытывающими трудности в обучении.

По запросам классных руководителей и родителей в этом учебном году для уточнения характера затруднений в усвоении школьной программы психологом было поставлено на психолого-педагогический учёт 6 учащихся разных классов. После диагностического обследования учащихся и анализа условий и особенностей обучения была проведена следующая работа:

-все 6 учащихся обследованы ПМПК;

- проведены консультации по данной проблеме с родителями, с учителями, с детьми.

- с классными руководителями и учителями-предметниками определены индивидуальные коррекционные программы для данной группы учащихся;

- установлено индивидуальное патронирование за учащимися, нуждающимися в повышенном индивидуальном внимании педагогов школы (количественные показатели в данном отчете не предоставляются).

В результате из 6 учащихся с положительными оценками переведены на следующую ступень обучения 6 человек.

2. Психологическое сопровождение учащихся 1-го, 5-го классов в период адаптации.

Профилактическая работа по преодолению проблем, связанных с нарушением адаптации школьников 1-го и 5-го классов в учебной среде, планируется психологом ежегодно совместно с учебной частью школы по отдельному плану. Психологическая работа в этом направлении за истекший период велась следующим образом.

Адаптация 1-го класса.

В первой четверти было проведено психологическое обследование учащихся 1-го класса с целью знакомства с новым составом учащихся. Исследовались несколько параметров: уровень зрелости познавательных процессов, уровень школьной тревожности, степень сформированности школьной мотивации, некоторые личностные особенности учащихся, характеризующие их индивидуальность.

Задачи исследования:

- прогнозирование успешности обучения ребенка в школе;

- предсказание возможных учебных трудностей;

- создание системы психолого-педагогического сопровождения, учитывающей особенности конкретного учащегося.

На конец сентября, начало октября 2014-2015 уч.г. в КГУ «Убинская осш» было обследовано 100% учащихся, поступивших в первый класс.

По результатам тестирования

- с классным руководителем 1-го класса было организовано индивидуальное собеседование по итогам данного психологического обследования, более подробно уделено внимание учащимся «группы риска», разработаны приемы и подходы психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся в адаптационный период.

- с учителями-предметниками, работающих в 1-ом классе, проведено семинарское занятие на тему «Уровень школьной готовности учащихся 1-го класса»,

- с родителями первоклассников проведены консультации и даны рекомендации по преодолению первых школьных трудностей,

- с родителями учащихся, нуждающихся в особой поддержке, проведены индивидуальные беседы по оказанию помощи детям, подведены итоги адаптации данной группы первоклассников, организовано обследование в ПМПК,

- на совещании при директоре представлен аналитический отчет по проделанной работе.

В результате проделанной работы все первоклассники обучаются по адекватным образовательным маршрутам и переведены на следующую ступень обучения.

Адаптация 5-го класса.

В начале учебного года в августе был проведен психолого-педагогический консилиум по ознакомлению с новым составом учащихся в среднем звене. На нем учителя начальной школы, психолог представили подробную информацию о выпускниках 4-го класса: социальный паспорт и общую характеристику класса, уровень сформированности учебных навыков, индивидуально-психологические особенности и состояние здоровья учащихся. В октябре был проведен психолого-педагогический консилиум по итогам адаптации 5-классников. В рамках адаптации младших подростков в среднем звене в начале учебного года в 5-го класса психологом были проведены занятия с элементами психологической игры «Новичок в средней школе», проведено обследование уровня школьной тревожности пятиклассников, уровня интеллектуального развития, социометрические исследования.

Результаты психологического обследования уровня тревожности учащихся 5-го класса.

В целом, по итогам исследования уровня школьной тревожности, в 5-ом классе в текущем учебном году можно отметить значительное уменьшение числа учащихся, испытывающих проблемы в эмоциональном переживании ситуаций проверки школьных знаний, таких учащихся на конец года оказалось 24%, часть из них имеет высокий уровень общей личностной тревоги - 14% и низкую стрессоустойчивость - 18%. Это говорит о том, что психолого-педагогическая работа всего педагогического состава работающего по адаптации пятиклассников в среднем звене, была спланирована и организована методически правильно.

В итоге:

1. Кл. руководителем взяты на индивидуальный контроль учащиеся «группы риска» по итогам диагностики школьной тревожности.

2. Учителям предметникам рекомендовано установить личный контакт с учащимися «группы риска», оказывать им стимулирующую и организующую индивидуальную помощь.

3. Проведено психологическое консультирование с родителями данной группы учащихся, даны подробные психологические рекомендации.

4. С детьми, чей уровень тревожности повлиял на качество усвоения школьного материала, психологом школы проведена коррекционная работа.

Результаты психологического обследования уровня интеллектуального развития учащихся 5-го класса.

Цель исследования: Выявление уровня и направленности профилей интеллектуального развития учащихся 5-го класса.

Задачи по практическому применению результатов исследования:

1. Прогнозирование успешности обучения учащихся в среднем звене.

2. Выявление сильных и слабых сторон интеллектуальной сферы учащихся.

3. Сравнительный анализ динамики умственного развития учащихся по запросу родителей и педагогов.

4. Психологическое консультирование участников образовательного процесса.

Качественный анализ результатов.

В обследовании приняло участие 100% пятиклассников

100 % учащихся 5-го класса способны удовлетворительно усваивать школьный материал, из них 40% с высокими показателями, 40% - со средними и 20% с низкими.

Учащиеся показали хорошие результаты по следующим параметрам и составляющим интеллекта:

- уровень информированности, эрудиция (кругозор, общая осведомленность) - 40% учащихся;

- гибкость восприятия, пространственное воображение - по одному заданию- 50% учащихся, по другому - 40%;

- умение строить умозаключения с опорой на жизненный опыт и здравый смысл - 60% учащихся;

- вербальное, логическое мышление, чувство языка - 40% учащихся;

- способность от частного переходить к общему (индуктивное мышление), умение оперировать числами, выявлять заданную закономерность - 40% учащихся;

- оперативная память, способность к сосредоточению в условиях максимальной интеллектуальной нагрузки - 40% учащихся.

Низкие показатели выявлены по таким критериям, как:

- сопротивляемость помехам - 20% учащихся;

- скорость восприятия текста, понимание его содержания - 20% учащихся;

- активное внимание, практическое математическое мышление - 20% учащихся;

- способность от общего переходить к частному (дедуктивное мышление), умение оперировать изученной информацией - 20% учащихся.

Общими причинами низких показателей могли быть:

- неумение работать в тестовом режиме,

- ограничение во времени,

- неумение работать индивидуально,

- плохое понимание инструкции,

- низкая стрессоустойчивость,

- недостаточная мотивация в достижении успеха,

- слабая концентрация внимания,

- повышенная интеллектуальная истощаемость,

- плохое самочувствие и другие.

По результатам исследования была проделана следующая работа:

1. Результаты тестирования доведены до сведения учебной части с целью прогнозирования успешности обучения учащихся в среднем звене и для анализа динамики умственного развития учащихся.

2. Проведено собеседование с классными руководителями с целью определения индивидуальных маршрутов сопровождения учащихся с опорой на выявленные сильные и слабые стороны их интеллектуальной сферы.

3. Данная информация в индивидуальном порядке предложена родителям учащихся.

4. По запросу учащихся организованы консультации для составления прогноза их обучаемости и развития познавательных навыков.

Итог работы по адаптации пятиклассников в среднем звене: адаптация прошла успешно.

Диагностика уровня интеллектуального развития старших подростков - учащихся 9-го класса.

Цель исследования: Выявление уровня и направленности профилей интеллектуального развития учащихся 9-го класса.

Задачи по практическому применению результатов исследования:

1. Прогнозирование успешности обучения учащихся в старшем звене.

2. Выявление сильных и слабых сторон интеллектуальной сферы учащихся.

3. Психологическое консультирование участников образовательного процесса с целью профессионального определения учащихся.

4. Сравнительный анализ динамики умственного развития учащихся по запросу родителей и педагогов.

В обследовании приняло участие 100% учащихся 9-го класса.

56% учащихся выполнили задания теста на хорошем и удовлетворительном уровнях.

Результаты:

1. Корреляционный анализ показателей качественной успеваемости учащихся 9-го класса и их показателей интеллектуального развития подтвердил значимую взаимозависимость и адекватность.

2. У 22% учащихся реализованность учебных способностей достаточно хорошая и превышает показатели IQ, что говорит о правильно организованной работе педагогов с этими учащимися и о старательности и прилежании самих учеников,

3. Особое внимание необходимо уделить той группе учащихся (44%), у которой показатели школьной успеваемости снижены по отношению к показателям IQ. Анализ причин неуспеваемости этих учащихся показал, что у всех снижена школьная мотивация, уровень познавательных притязаний низкий. У определенной части учащихся наблюдается снижение контроля со стороны взрослых, наличие пропусков занятий, отсутствие систематической подготовки к занятиям. С данной группой учащихся и с их семьями спланирована профилактическая и коррекционная работа, как классного руководителя, так и коллектива педагогов, работающих в этих классах и узких специалистов школы.

4. На индивидуальном педагогическом контроле, на учете у психолога состоял 1 учащийся 9-го класса, который по заключению ПМПК имеет диагноз F-83.

Учитывая тот факт, что часть природных способностей может хорошо тренироваться в процессе школьного обучения, то по результатам тестирования можно сделать следующие выводы:

- повысить свою эрудицию, объем общекультурных знаний было рекомендовано 78% учащихся,

- развитие практического математического мышления необходимо для 44% учащихся,

- повысить объем практических знаний, умение строить умозаключения на основе жизненного опыта следует 22% учащихся. Этот показатель отражает уровень социального интеллекта, адаптивные способности подростков. Особенно важно это учитывать семьям, которые планируют завершить школьное обучение детей после 9-го класса,

- развивать дедуктивное мышление, способность рассуждать и делать умозаключения - 44% учащихся,

- способность к сосредоточенности, концентрации внимания, оперативную память нужно развивать 22% учащихся.

Необходимо учитывать и тот факт, что часть природных способностей учащихся развивать достаточно сложно. К ним относятся гибкость восприятия, умение находить перцептивно-логические связи, склонность к инсайту, пространственно-комбинаторные способности. В данной выборке обследуемых, со сниженными показателями перечисленных выше особенностей мышления, находится 44% учащихся 9-го класса..

Выводы. Основная цель проводимого обследования была выполнена.

1. Выявлен уровень интеллектуального развития учащихся 9-го класса.

2. Определена направленность ведущих профилей каждого учащегося - девятиклассника. В среднем склонности к различным предметным циклам у учащихся распределились равномерно.

3. Выявлены сильные и слабые стороны интеллектуальной сферы каждого учащихся. В целом по классу показатели общей осведомленности, социального интеллекта и оперативной памяти оказались выше, чем остальные, наибольшее затруднение вызвало задание на умение строить умозаключения.

4. Полученные данные соотнесены с уровнем общей успеваемости в данном классе. Составлен прогноз успешности обучения учащихся. Спрогнозированы результаты итоговой аттестации на конец года.

5. Задачи по практическому применению результатов исследования включены в рабочем порядке в УВП. Разработаны подробные рекомендации и ряд мероприятий по использованию полученных данных исследования.

6. Проведен сравнительный анализ уровня интеллектуального развития девятиклассников текущего и прошлого годов.

В классе были проведены классные часы с целью предъявления общих результатов тестирования, индивидуальные собеседования с учащимися, которые проявили интерес к подобного рода информации (100%). С классным руководителем организованы собеседования по аналитическим справкам и прописанным рекомендациям на каждого учащегося, на родительских собраниях была представлена информация о целях, задачах и результатах исследования. Завучу сдан аналитический отчет, на совещании при директоре заслушаны результаты проведенной работы.

3. Работа психолога с учащимися по овладению приемов самопознания и саморазвития, профориентация выпускников. Организация работы по профилактике поведенческих рисков учащихся.

Работа психолога с учащимися по овладению приемов самопознания и саморазвития отличается устоявшимися традициями и системным характером.

В текущем учебном году психологическая подготовка выпускников к ЕНТ, как и в прошлом, была спланирована и выполняется. С учащимися были проведены беседы, организованы психологические игры, разучены специальные упражнения, помогающие справиться с предэкзаменационной тревогой. Основные направления работы психолога:

- на родительских собраниях: даны рекомендации, о том, как помочь детям правильно психологически настроиться на экзамен, организовать правильное питание, режим работы и отдыха в предэкзаменационный период; родителям детей, состоящим на медицинском диспансерном учете, было рекомендовано проконсультироваться у специалистов о состоянии здоровья детей и о возможности профилактического пролечивания в течение выпускного года (при необходимости весной и осенью) по поводу их основного диагноза (можно без отрыва от учебного процесса на дневном стационаре).

- на классных часах с психологом: часть занятий была посвящена изучению индивидуальных особенностей самих учащихся, их типа нервной системы, уровня тревожности и стрессоустойчивости, разучиванию специальных упражнений и игр для снятия психологического напряжения перед экзаменами, групповым и индивидуальным занятиям по коррекции самооценки в экзаменационный период.

- учителям - предметникам в работе по подготовке к ЕНТ предложены различные стратегии работы с детьми «группы риска» с подробным описанием их разновидностей.

2) Были проведены психологические беседы с элементами самодиагностики и тренинговых упражнений.

Всего за год проведено 12 тренингов и 15 бесед с охватом учащихся в 259 человек.

3) Наиболее эффективной в этом направлении является индивидуальная работа с учащимися. Через диагностику, самодиагностику и беседы с психологом подростки получают более полную информацию о себе. Всего по проблемам личностного роста к психологу обратилось в этом году 38 учащихся.

В рамках решения задач по профилактике поведенческих рисков учащихся в школе работает психологический кружок «Юный психолог».

Задачи кружка:

- активизация внутренних резервов подростков для развития самостоятельности, ответственности, осознанности, необходимых для решения возникающих проблем.

4. Организация профилактической и коррекционной работы по предупреждению неэффективных методов воспитания учащихся. Организация работы с родителями с целью привлечения семьи к УВП.

Профилактическая и коррекционная работа по предупреждению использования неэффективных методов обучения и воспитания учащихся традиционно ведется в нескольких направлениях:

1) На педсоветах и МО кл. руководителей, педконсилиумах и родительских собраниях с учителями и родителями каждый год обсуждаются проблемы, связанные с необходимостью более гибкого подхода в образовательных и воспитательных технологиях.

В этом году были организованы лекции и беседы на темы, определившиеся в прошлом учебном году, как наиболее востребованные:

«Современные первоклассники: особенности адаптации в учебной среде»,

«Психологические особенности младших школьников, проблемы адаптации в среднем звене обучения»,

«Влияние индивидуально-типологических особенностей младших подростков на развитие обучения и воспитания»,

«Психологическая готовность старшеклассников к сдаче ЕНТ»

2) На индивидуальных беседах и консультациях для педагогов и родителей в этом году наиболее востребованными темами были:

- проблемы в обучении и воспитании

- агрессивность ребенка по отношению к родителям, учителям, одноклассникам;

- конфликты;

- детские страхи;

- дефицит эмоционального общения ребенка и родителей;

- неспецифические трудности обучения ребенка при нормальном интеллекте и мотивации;

- причины девиантного поведения подростков;

5. Участие в работе РМО психологов Шемонаихинского района

В текущем учебном году посещено 5 методических совещаний.

Психолог школы и ученицы 9-го класса Свечникова Елена и Банникова Елена провели научное исследование по психологии на тему «Исследование зависимости эмоционального состояния учащихся от количества учебных предметов» и на районном этапе Республиканской научно-практической конференции заняли 2 место. Педагог-психолог приняла участие в районном конкурсе «Лучший психолог года - 2015», где заняла 3-е место.

Выводы:

Подводя итог психологической работы за истекший период, необходимо отметить, что в целом запланированный объем работ по решению поставленных задач выполнен.

Педагог-психолог______________ Подгорнова О.В.



© 2010-2022