Тренинг Я - личность (часть1)

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа Социально-психологического тренинга

«Я - личность!»







Автор: Татьяна Феоктистова





















ПРОГРАММА

Социально-психологический тренинг

Трудности и противоречия, которые объективно отталкивают сегодня людей друзей друг от друга, создают атмосферу страха, вызывают ощущение "одиночества среди толпы", зачастую рождают чувство неуверенности, замешательства, бессилия. Но опыт, приобретенный в учебно-тренировочных группах, создает определенный социально-психологический "иммунитет", помогающий решать сложные проблемы, возникающие в межличностном и деловом общении практически у каждого человека. Умения и навыки, которые формируются в искусственно созданной социально-психологической среде, помогают эффективно осваивать сложности реального мира межличностных отношений.

В процессе активного социально-психологического обучения, в рамках группы человек может экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые для него умения и навыки взаимодействия, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими, группа в значительной мере облегчает самоанализ и самораскрытие каждого члена этого временного социального объединения. И пожалуй, самое главное это интенсивная подготовка к активной и полноценной жизни среди людей.

Цели:

1. Развитие социально-психологической компетентности личности, т.е. способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.

2. Развитие активной социально-психологической позиции участника тренинга, т.е. способности человека производить общественно значимые преобразования в сфере межличностных отношений.

3. Повышение психологической культуры как существенного аспекта всестороннего развития личности.

Задачи:

  1. Овладение определенными психолого-педагогическими знаниями.

  2. Коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков участников.

  3. Формирование осознания целостности своего социально-психологического бытия среди людей.

  4. Развитие способности адекватного и полного познания себя и других.

  5. Овладение приемами декодирования психологических сообщений, идущих от окружающих людей и групп.

  6. Обучение индивидуализированным приемам межличностного общения.

  7. Чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям.

Количество участников: 8-12

Программа состоит из 5 модулей:

  1. Запуск процесса самораскрытия, определение личностных особенностей каждого участника.

  2. Изучение возможностей использования своих сильных сторон во взаимоотношениях с другими людьми.

  3. Освоение невербальных средств общения и диалогового общения.

  4. Формирование навыков самораскрытия, усиление психологического проникновения в мир значимого другого.

  5. Овладение навыками высказывания и принятия обратной связи.

  6. Формирование социально-психологической компетентности личности.

  7. Формирование социально-психологической компетентности личности.

Содержание тренинга

Этапы тренинга

Цель этапа

Содержание этапа

Регламент (в минутах)

Примечание

Создать позитивное настроение участников.

1


  1. Представление тренера

Вызвать доверие аудитории.

Тренер: «Меня зовут Татьяна, я бизнес-тренер. 8 лет назад я «заболела» тренингами по коммуникациям. Поэтому я здесь. Несколько слов о себе: педагогическое образование, 21 год педагогического стажа, курсы «Бизнес-тренер». Мне 42 года. Моё жизненное кредо: где я - там свет!»

1

15


  1. Ожидания

Изучить интерес участников тренинга, их зону комфорта.

Тренер: « Что бы вы хотели получить от тренинга? Запишите по одной цели на листочках.» Затем тренер группирует навыки ( на «ветви дерева» приклеиваются листочки с самоцелями участников -личностные и профессиональные.

10


  1. Цель-формат-результат

Ознакомить с программой.

Тренер: «Программа состоит из 7 модулей.

  1. Запуск процесса самораскрытия, определение личностных особенностей каждого участника.

  2. Изучение возможностей использования своих сильных сторон во взаимоотношениях с другими людьми.

  3. Освоение невербальных средств общения и диалогового общения.

  4. Формирование навыков самораскрытия, усиление психологического проникновения в мир значимого другого.

  5. Овладение навыками высказывания и принятия обратной связи.

  6. Формирование социально-психологической компетентности личности.

  7. Формирование социально-психологической компетентности личности.


2-3


  1. Правила работы

Установить деловой формат отношений участников тренинга.

Тренер : «Чтобы каждый из нас получил удовольствие от работы в группе, необходимо установить правила. Ваши предложения?» Правила записываются на доске, принимаются голосованием.

10


  1. Разминка на командообразование.

Сплотить команду.

Упражнение «Карандаши»: участники указательными пальцами держат карандаши и делают круговые движения (парами-тройками-четвёрками-всей группой)

10



Модуль 1. Запуск процесса самораскрытия, определение личностных особенностей каждого участника.


  1. Презентация темы

Создать мотивацию изучения темы

Целью первого занятия является создание условий для лучшего и быстрого знакомства участников, ознакомление с принципами работы группы и выработка групповых ритуалов, освоение игрового стиля общения, запуск процесса самораскрытия, определение личностных особенностей каждого участника, над которыми ему предстоит работать вместе с группой.

Тренер: Человек живёт среди людей. Поэтому, чтобы определить своё место (роль), общественную значимость, необходимо в первую очередь познать себя как личность.

1-2


  1. Проблематизация

(модерация)

Выявить потребности в обучении. Выявить зону развития участников.

3накомство. Все участники садятся а круг. Руководитель раздает бумагу и ручки. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя, затем делит лист на две части вертикальной чертой. Левую отмечает знаком «+» а правую знаком «». Под знаком «+» перечисляется то, что особенно нравится (в природе, в людях, в себе и т. д.), а под знаком «» пишется то, что особенно неприятно для каждого в окружающем его мире («ненавижу трусость», «не люблю осень» и т. д.). Затем все зачитывают свои записи вслух (можно приколоть эти листочки к груди и медленно ходить по комнате останавливаясь и читая, друг у друга записи).

Вариант, на листе бумаги каждый участник пишет свое имя, а затем 10 раз отвечает на одни вопрос «кто я?».

В практике групп существует еще несколько способов знакомства, например, каждый участник выбирает себя новое имя и, объявляя его, объясняет, почему именно он это имя выбрал, и т. д.

Выработка правил работы в группе. После того, как знакомство состоялось, руководитесь кратко повторяет основные принципы нормы работы в группе социально-психологического тренинга. Затем идет коллективное обсуждение этих норм, что-то можно добавить, чуть исправить и в дальнейшем пользоваться в работе группы только этими принятыми нормами общения. Кроме того, часто группа вырабатывает своеобразные ритуалы, которые действуют только во время занятий. Например, ритуал начала занятий сесть плотно в круг, прижаться локтями друг к другу, закрыть глаза и молча посидеть 1 минуту, думая о всей группе. Или ритуал вхождения в групповую работу опоздавшего участника он обязательно должен прикоснуться к каждому, сказав что-то очень хорошее именно этому человеку от всей души и т. д.

Вопросы для обсуждения:

Легко ли было выполнять упражнение?

Возникали ли трудности при выполнении задания?

Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?

15


  1. Практические упражнения.

Освоение игрового стиля общения, запуск процесса самораскрытия, определение личностных особенностей каждого участника, над которыми ему предстоит работать вместе с группой.

Упражнение «Девиз».

Все участники по очереди (по кругу) говорят о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они купили бы себе, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет соответствовал его характеру.

Упражнение «Игрушка».

Каждый член группы думает о том, какой игрушкой он хотел бы стать (мог бы стать, если группа вдруг попросит его реанимировать эту игрушку). Затем группа пытается угадать «игрушку» каждого, идет обмен впечатлениями, своими ощущениями.

Упражнение «Свободный рисунок».

Всем членам группы выдаются листы бумаги и карандаши для рисования. Каждый рисует то, что ему хочется, любые формы, линии, цвет. Главное, чтобы, было выражение собственных чувств, переживаний...

После того как задание выполнено, организуется импровизированная выставка рисунков, качество которых, безусловно, не оценивается, а идет обмен своими ощущениями от процесса творчества.

Упражнение «Угадай кто это? ».

Каждый из участников составляет подробную психологическую самохарактеристику, не указывая на такие признаки по которым можно сразу же узнать человека. Например, «меня очень беспокоит мой маленький рост...», если вы в группе самый низкий по росту, так писать, разумеется, нельзя. В этой самохарактеристике должно быть не менее 10-12 предложений, признаков человека.

Затем все написанное сдается руководителю (или кому-то другому из группы), он все перемешивает и зачитывает вслух одну за другой эти самохарактеристики. Группа пытается узнать, чья же эта самохарактеристика, чей «психологический автопортрет»?

Список качеств, важных для межличностного общения.

На первом этапе этого задания проводится дискуссия с целью выяснения коллективного мнения о качествах личности, важных для общения. Любой член группы может высказаться, аргументируя свое мнение. Составляется сводный список качеств, важных для межличностного общения.

На втором этапе каждый участник заполняет свой листок, указывая качества, которые, по мнению группы, наиболее важны для межличностного общения. В этот индивидуальный список можно включать и дополнительные качества, важные, по мнению участника, но по каким-либо причинам не поддержанные группой. Затем все оценивают проявление этих качеств у себя, используя шкалу от «0» до «6» баллов, у каждой группы может быть своя шкала.

После того как все оценили себя, этот оценочный лист сдается руководителю, так как он будет нужен для следующего занятия.

Упражнение «Телефон доверия» .

Инструкция: «Представьте себе, что набираете номер «телефона доверия». О чем вы хотели бы спросить дежурного специалиста?. Задайте по очереди свой вопрос».

Ответом может быть коллективное обсуждение или чье-то персональное высказывание, но обязательно в рамках роли специалиста, отвечающего на вопрос клиента по «телефону доверия».

25


  1. Подведение итогов

Провести самоанализ результатов тренинга.

Каждый раз работа группы заканчивается небольшой анкетой, чтобы руководитель мог следить за развитием группо-динамических процессов. Текст анкеты может быть таким:

Имя _____________________________________________________

Дата занятия __________________________

1. Сегодняшнее общение произвело на меня:

большое впечатление 5 4 З 2 1 никакого впечатления

2. Я чувствовал(а) себя:

свободно 5 4 3 2 1 скованно

3. Самое большое влияние на ход занятий, на мой взгляд, оказали (называются какие-либо упражнения, другие моменты работы):

а)_________________________________________________________

б)_________________________________________________________

в)_________________________________________________________

4. Лично мне мешало поведение:

а)_______________ б)_______________ в)_______________

5. На следующем занятии я хотел(а) бы участвовать в ролевой игре с:

а)_______________ б)_______________ в)_______________

Заполненные анкеты сдаются руководителю группы.

В конце занятия вся группа получает домашнее задание:

"Вспомните как можно больше и запишите ласковые имена, клички, прозвища, которыми вы в моменты наибольшей духовной близости называете своих близких, родных, детей, родителей, друзей и т. д.

На первом же занятии группа может выработать и ритуал прощания.

10





© 2010-2022