Развивающее занятие по психологии для 10 класса Конфликты

Раздел Школьному психологу
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Конфликты в нашей жизни»

(развивающее занятие для обучающихся 10-х классов)

Цель: развитие теоретических знаний у подростков в сфере конфликтов,

формирование у подростков практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи занятия:



  1. Метапредметные задачи:

  • способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах, выхода их конфликтных ситуаций;

  • создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного);

  • умение формулировать цель занятия (целеполагание);

  • развитие логического и творческого мышления;

  • умение анализировать, обобщать и структурировать полученную информацию;

  • развитие рефлексивных способностей.



  1. Предметные задачи:

  • обучающиеся должны научиться способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации;

  • помощь участникам занятия скорректировать свое поведение в сторону снижения конфликтности;

  • способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;

  • развить у участников занятия умения и навыки взаимодействия в конфликтных ситуациях.



  1. Планируемые личностные задачи:

  • развитие коммуникативной культуры;

  • развитие навыка сотрудничества;

  • развитие социальной и коммуникативной компетентности;

  • развитие аналитического мышления;

  • развитие рефлексивных способностей учащихся;

  • создать условия для выражения учащимися собственного мнения.

Тип урока: развивающее занятие.

Форма организации: коллективная, групповая, индивидуальная

Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.

Основные понятия: конфликт, противоречие, участники конфликта, причины конфликта, типология конфликта, правила выхода из конфликта, правила предотвращения конфликтов.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, листы А4.

Необходимые материалы: презентация (создана в программе Microsoft Power Point), фрагмент фильма "Большая перемена", демонстрирующий конфликтную ситуацию; цветные корточки для деления на группы; дидактический материал для групповых заданий (конфликтные ситуации).

Основные ожидаемые результаты:

  1. Понимание сути конфликтов.

  2. Знание признаков конфликтов.

  3. Знание основных приемов недопущения и выхода из конфликта.

  4. Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

План урока:

  1. Понятие конфликта.

  2. Виды конфликтов.

  3. Причины конфликта.

  4. Значение конфликтов (положительное и отрицательное).

  5. Правила предотвращения конфликта.

  6. Правила выхода из конфликта.

Ход урока:



  1. Организационный момент

(слайд 1)

Добрый день. Сегодня мы с вами собрались, что обсудить очень важную жизненную тему. Эпиграфом к нашему занятию станет старинная народная мудрость:

«Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.

Прежде чем сказать - посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть - посчитай до ста,

Прежде чем ударить - посчитай до тысячи»

2. Изучение нового материала.

Целеполагание урока.

- О чём пойдёт речь на уроке, вы поймете, просмотрев видеофрагмент и кинофильма «Большая перемена» (слайд 2).

- Где происходит данное событие фильма? (в школе, в вечерней школе)

- Как бы вы назвали такую ситуацию, когда две стороны не слышат друг друга? (конфликт, ссора, спор)

- Действительно, мы будем рассматривать взаимоотношения людей в ситуации конфликта, пути предотвращения конфликта, пути выхода из конфликта.

- И тема нашего урока… (называют) « Конфликт в нашей жизни» (слайд 3)

3. Понятие конфликта

Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

- Какие ассоциации возникают у вас со словом "конфликт"? (ссора, спор, драка, война, неприязнь, крик, слёзы…) (слайд 4)

- Какие эмоции чаще вызывает конфликт? (отрицательные)

Что же такое конфликт? (Слайд 5)

- Дайте ему определение из своего личного опыта.

Восприятие нового учебного материала.

Определение, которое дается в психологическом словаре: Слово "конфликт" происходит (от латинского conflictus - столкновение) столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

(слайд 6)

Конфликты бывают разные, по отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов:

- Внутриличностный конфликт, который выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью.

-Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

-Межгрупповые конфликты, которые часто возникают из-за отсутствия четкого согласования между группами.

- Давайте сегодня подробно остановимся на межличностном конфликте. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями может проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

4. Работа в группах: (слайд 7)

- У каждого из вас есть карточка определенного цвета (синяя, зеленая, красная)

- причины конфликтов (синяя карточка)

- минусы конфликтов (красная карточка)

- плюсы конфликтов (зеленая карточка)

Что может послужить причиной для межличностного конфликта? (слайд 8)

  1. Не понимание друг друга.

  2. Не владение своими эмоциями.

  3. Не принятие чужого мнения.

  4. Не желание считаются с правами других.

  5. Попытка во всем доминировать.

  6. Не умение слушать других.

  7. Желание умышленно обидеть друг друга.

У конфликтов есть как положительные, так и отрицательные стороны. Рассмотрим их.

Минусы конфликтов «-»: (слайд 9)

  1. Выброс негативных эмоций

  2. Затратный (тратите силы, энергия, время)

  3. Ухудшает отношения и психологическое состояние

  4. Снижение эффективности работы

  5. Падает авторитет (если не умеешь вовремя и правильно разрешить конфликт).

Плюсы конфликтов «+»: (слайд 10)

  1. Люди лучше узнают друг друга (конфликт показывает истинное лицо)

  2. Снимает напряжение

  3. Сплочение единомышленников

  4. Развитие отношений (конфликт - это толчок к развитию)

  5. Дает возможность увидеть лидера

  6. Конфликт проясняет ситуацию (сделает ее диагностику)

  7. Толчок для повышения ответственности.

Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий. Конфликт легче предотвратить, чем его погасить.

- Как не допустить появление конфликта? (слайд 11)

Игра «Инсценировка» (разыграть конфликт)

Ситуация: в автобусе вы нечаянно наступили на ногу стоящему человеку…

Инсценировка может идти по разным направлениям: конфликт и не допущение конфликта.

  1. «Вы мне наступили на ногу!!!» СТОП

  2. «Извините…»

- Провоцирующему конфликт человеку легче предотвратить конфликт.

Правила предотвращения конфликтов. (слайд 12)

1. Не реагируйте на провокации. Не совершайте ответных нападений.

2. Не ввязывайтесь в диалог.

3. Не оправдывайтесь. Если вам нечего сказать, промолчите, сделайте паузу.

4. Уходите от ответа на вопросы. Игнорируйте их или отвечайте на вопросы вопросами, лишая их возможности «играть на своём поле». Задавайте встречные вопросы, но помните, что они не должны быть провоцирующими.

5. Не переходите на личность.

- Если конфликт уже случился, как выйти из конфликта? (слайд 13)

Ситуация: при встрече двух подруг одна делает некорректное замечание по поводу ее новой стрижки.

Правила выхода из конфликта: (слайд 14)

  1. Если возник спор, обсуждайте только его предмет, не переходя на личности.

  2. У каждого человека может быть свое личное мнение. Уважайте мнение партнера. Выслушайте до конца, не перебивая, быть может, оно в чем-то совпадает с вашим.

  3. Улыбка и доброжелательность- лучшие помощники в решении самых спорных вопросов.

  4. Сохраняйте свое лицо, гнев, злоба и крик явно его портят.

  5. Проявляйте чувство юмора- хорошая и уместная шутка может разрядить обстановку и помочь в решении даже самых напряженных вопросов.

5. Подведение итогов урока. (слайд 15)

Итак, наше занятие подошло к концу. Подведем итоги. И поможет нам методика «Неоконченное предложение»:

Конфликт- это….

Чтобы предотвратить конфликт нужно…

Чтобы достойно выйти из конфликта надо…

Молодцы. Конфликты сопровождают нашу жизнь, я предлагаю вам памятку по предотвращению конфликта и выхода из конфликтной ситуации. Зная эти простые правила уже не конфликты будут управлять нами, а мы - конфликтами!

(слайд 16) Давайте жить дружно!




© 2010-2022