• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • «Он –обучающийся. Он тоже ученик» Дубровина Надежда Анатольевна, Плишкинский УКП при ФКУ ИК № 4 Иркутская обл. , Иркутский район, п. Плишкино

«Он –обучающийся. Он тоже ученик» Дубровина Надежда Анатольевна, Плишкинский УКП при ФКУ ИК № 4 Иркутская обл. , Иркутский район, п. Плишкино

Подавляющее большинство педагогов исправительной колонии- это люди,  знающие своё дело и стремящиеся честно и добросовестно донести до обучающихся содержание предметных учебных программ. Можно ли сегодня с уверенностью сказать, что хотят знать осужденные, как эти знания помогут им в предстоящей жизни на свободе, как будут способствовать их социальной реабилитации, насколько эти знания согласуются с потребностями общества и, в конечном итоге работают на перевоспитание осужденных в знаниях.  В чём... ОСОБЕННОСТИ     Внутренние особенности   осуждённого – обучающего.   Внешние особенности   осуждённого – обучающего Недостатки биологического развития: дефекты аргонов чувств; соматическая ослабленность ; особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение; психологические отклонения. Недостатки образования личности: проблемы в знаниях и специальных умениях; проблемы в навыках учебного труда. Недостатки психического развития личности: слабое развитие эмоциональной сферы личности; слабое развитие воли; отсутствие положительных интересов, мотивов, потребностей. Недостатки опыта влияния школы: недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.; недостатки воспитательных влияний школы Недостатки воспитанности и личности: недостатки в развитии моральных качеств личности, в отношениях личности к учителям, коллективу, семье; недостатки трудной воспитанности. Недостатки влияния внешкольной среды: недостатки влияний семьи, сверстников, недостатки влияний сверстников; культурно-производственного окружения.   Таким образом, процесс обучения характеризируется множественностью связей, а учет их может быть организован на основе целостного подхода к  распределению учебных занятий  согласно  предельно допустимой аудиторной    нагрузки по учебному плану. Вот такой у нас обучающийся на начало своего пути обучения , а каким он станет – время покажет [7]. Несомненно, экологическое образование  становится  следствием потребности обучающихся  разобраться в самом себе, раскрыть внутренний потенциал, зачатки д... Литература   1. Батищева,Е.В. К вопросу об использовании зарубежного опыта социальной работы в уголовно-исполнительной системе России / Е.В Батищева//Человек : преступление и наказание науч., журн./ Академия ФСИН России . – 2006 .№4.- 0,56п.л. 2. Батищева. Е. В . О некоторых аспектах реализации социальной функции в учреждениях уголовно – исполнительной системы/ Е. В.Батищева// Юридическая наука в трудах молодых учённых: сб.науч. тр./ ВЮИ Минюста России .- Владимир , 2004- 0,37п.л. 3. Алфёров Ю....
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


« Он -обучающийся. Он тоже ученик»


Дубровина Надежда Анатольевна , Плишкинский УКП при ФКУ ИК № 4

Иркутская обл., Иркутский район , п. Плишкино .

Подавляющее большинство педагогов исправительной колонии- это люди, знающие своё дело и стремящиеся честно и добросовестно донести до обучающихся содержание предметных учебных программ. Можно ли сегодня с уверенностью сказать, что хотят знать осужденные, как эти знания помогут им в предстоящей жизни на свободе, как будут способствовать их социальной реабилитации, насколько эти знания согласуются с потребностями общества и, в конечном итоге работают на перевоспитание осужденных в знаниях. В чём на сегодняшний день заключается государственная политика в области образования осужденных? Если в странах Европы положение дел в образовании осужденных является одной из обязательных характеристик общей государственной политики, то у нас в России подобный оценочный подход к обучению осужденных, в принципе не существует [2]. В связи с этим, педагоги и психологи, работающие с осужденными, не очень - то ясно представляют себе сущность государственной политики применительно к образованию лиц, отбывающих наказание. Все образовательные учреждения в пенитенциарной системе, независимо от типа колонии, прикованы к одной и той же сетке часов, к одному и тому же перечню предметов и программ. Как нет чёткой политики в сфере образования осужденных, так и нет стандартов, так как отсутствует концепция образования осужденных [1]. Получается, что перед учебной программой по предмету все равны, в связи с этим на наш взгляд образовательные стандарты в свою очередь также должны способствовать социальной реабилитации и адаптации обучающихся - осужденных. «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - мысли его спутаются, характер ожесточиться, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в мозгу, как дикий терновник среди пустыря» [4]. В этих словах французского философа Д.Дидро заложена целая программа для педагогического коллектива, работающего с обучающимися колонии. Вернуть осужденного человеком в общество, растопить ледышку в сердце, веять теплом и надеждой на лучшее - вот в чём заключается миссия учителя школы при колонии. Поскольку в учреждениях для осужденных очень велика "переменная" составляющая (обучающиеся постоянно сменяются), корпоративная культура УКП будет поддерживаться с помощью двух взаимодополняющих показателей: создания коллектива учителей - единомышленников и организации взаимодействия обучающихся [3], через интеграцию общего и дополнительного образования, формируемым ценностным ориентирам у людей, переступивших черту закона, но имеющих право на изменение. К числу базовых ценностей в образовательной концепции при исправительном учреждении можно отнести: самоценность познания как важнейшей формы деятельности; сотрудничество с профессионально и нравственно сильными людьми; стремление к саморазвитию и самореализации; стремление к гармоничным отношениям с окружающей средой; устойчивость к негативным влиянием; формирование у осужденных - обучающихся необходимой профессиональной компетентности в соответствии с их запросами и потребностями общества, куда они вернуться после окончания срока лишения свободы [4]. УКП совместно с Психологической службой должно оказывать осужденным психологическую и социально-педагогическую помощь, давать психологические знания, необходимые для полноценной жизни на свободе, прививать навыки самопознания и самооценки. Помочь человеку разобраться в самом себе, ответить на вопросы «Кто я? Как мне жить с людьми и среди людей?» - прямая задача педагогического коллектива образовательного учреждения при ИК. Если осужденный начинает задумываться о своей жизни, начинает осмысливать её и те причины, которые привели его в зону, пытается понять себя, значит, он становится на путь исправления [1].

Особенностью контингента является факт отсутствия мотивации к процессу обучения. Педагогическая запущенность , пробелы знаний, отсутствие навыков обучения способствуют специальной расстановке предметов в расписании занятий. Преимущественно - сдвоенные уроки, т.к. психосамотические особенности обучающихся (кратковременная память, отсутствие сосредоточенности (усидчивости), не развитая моторика кисти рук, не способность воспринимать и воспроизводить одновременно) имеют продуктивный характер совмещения теоретического материала и практического закрепления [6]. Особенности контингента можно представить в следующей таблице [5]:« Он –обучающийся. Он тоже ученик» Дубровина Надежда Анатольевна , Плишкинский УКП при ФКУ ИК № 4 Иркутская обл., Иркутский район , п. Плишкино .

ОСОБЕННОСТИ

Внутренние особенности осуждённого - обучающего.

Внешние особенности осуждённого - обучающего

Недостатки биологического развития:

дефекты аргонов чувств; соматическая ослабленность ; особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение; психологические отклонения.

Недостатки образования личности:

проблемы в знаниях и специальных умениях; проблемы в навыках учебного труда.

Недостатки психического развития личности:

слабое развитие эмоциональной сферы личности; слабое развитие воли; отсутствие положительных интересов, мотивов, потребностей.

Недостатки опыта влияния школы:

недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.; недостатки воспитательных влияний школы

Недостатки воспитанности и личности:

недостатки в развитии моральных качеств личности, в отношениях личности к учителям, коллективу, семье; недостатки трудной воспитанности.

Недостатки влияния внешкольной среды:

недостатки влияний семьи, сверстников, недостатки влияний сверстников; культурно-производственного окружения.

Таким образом, процесс обучения характеризируется множественностью связей, а учет их может быть организован на основе целостного подхода к распределению учебных занятий согласно предельно допустимой аудиторной нагрузки по учебному плану. Вот такой у нас обучающийся на начало своего пути обучения , а каким он станет - время покажет [7]. Несомненно, экологическое образование становится следствием потребности обучающихся разобраться в самом себе, раскрыть внутренний потенциал, зачатки доброго, нежного , но забытого под гнётом социальных невзгод . В связи с этим, было предложено организовать совместную деятельность педагогического коллектива и Психологической службы ИК по реализации курса «Флористика и растениеводство». Обучающийся ( и не только) при желании обогащается знаниями о природе, земле, процессах растениеводства, возможностям флористики и дизайна ландшафта. На базе УКП № 9 такая внеурочная деятельность ведётся с 2009 г. Ребята участвуют в ежегодном конкурсе «Лучшая клумба», оформляют дизайн своего цветника при каждом общежитии, делятся секретами выращивания рассады, знаниями по изученным темам. В психологическом плане данная работа предполагает развитие человека и реализации себя в этом направлении, которое благодарно в свою очередь. Хочется отметить и стремление преподавательского состава более продуктивно оформить класс. Если это фотообои, то изображение должно нести информацию, если это цветы, то не простые, а особенные - для ребят это ,своего рода, есть к чему стремиться. После таких занятий хоть что- то доброе всё равно проснётся в чёрствой душе. И не будем забывать, срок наказания отбывают осуждённые из разных регионов - это ещё и определённая информатизация о природном богатстве родного края. Даже если взыграют у кого - то меркантильные денежные интересы по факту дальнейшей трудовой деятельности, например в Бодайбо, нужно и необходимо знать особенности и проблемы!!! этого природного края.« Он –обучающийся. Он тоже ученик» Дубровина Надежда Анатольевна , Плишкинский УКП при ФКУ ИК № 4 Иркутская обл., Иркутский район , п. Плишкино .« Он –обучающийся. Он тоже ученик» Дубровина Надежда Анатольевна , Плишкинский УКП при ФКУ ИК № 4 Иркутская обл., Иркутский район , п. Плишкино .

Таким образом, в нашем образовательном учреждении, в пенитенциарной системе, психолого - педагогическое сопровождение экологического образования через учебные предметы и внеурочную деятельность способствует личностному росту, развитию знающего, информированного человека. Каким бы он ни был до того, как… (попал в Исправительную колонию), наша задача и прямая ответственность - КЕМ и с каким умственным багажом, с какими чувствами он выйдет на свободу, к нам, в наше общество.

Литература



1. Батищева,Е.В. К вопросу об использовании зарубежного опыта социальной работы в уголовно-исполнительной системе России / Е.В Батищева//Человек : преступление и наказание науч., журн./ Академия ФСИН России . - 2006 .№4.- 0,56п.л.

2. Батищева. Е. В . О некоторых аспектах реализации социальной функции в учреждениях уголовно - исполнительной системы/ Е. В.Батищева// Юридическая наука в трудах молодых учённых: сб.науч. тр./ ВЮИ Минюста России .- Владимир , 2004- 0,37п.л.

3. Алфёров Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях. - Домодедово,1993- 125с.

4. Алфёров Ю.А . Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных . -Домодедово: РИПК МВД РФ,1994- 205с.

5. Алфёров Ю.А. . Пенитенциарная социология : невербальная диагностика личности ( нетрадиционные методы). - Домодедово : РИПК МВД РФ 1996- .121с.

6. Аминев Г.А. и др. Инструментарий пенитенциарного психолога. -Уфа, 1997. -168с.

Кудрявцев Г .С. Содержание формы и методы криминологической профилактики в условиях социально- правовых реформ. М. : Мос. Гос Индустр. Ун-т., 1997.- 81с.

7. Сломчинский А.Г. Жарков И. Д, Проблемы общего образования осужденных : Поиски, находки, решения: Учебно- методическое пособие- М.: Издательство МГСУ, 2002 .152с.


© 2010-2022