Условия развития творческой индивидуальности ребенка в процессе обучения

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МБОУ ДОД ДДТ












Условия развития творческой

индивидуальности ребенка

в процессе обучения









Подготовила:

педагог-психолог

Воронова И.А.













Новочеркасск,

2011г.


Мир изменчив. За последние 10 лет многие профессии ушли в прошлое, много профессий появилось.

В рамках одной профессии изменились условия труда. Именно поэтому важно чтобы у ребенка формировались не только ЗУН, но и способности, в т.ч. и творческие.

Существует 2 вида способностей - репродуктивные и творческие. Репродуктивные предполагают усвоение известных способов деятельности, способов усвоения информации, приобретения навыков. Творческие - являются инструментом создания нового качества, позволяют переосмыслить имеющиеся знания, расширить и углубить их. Человеку нужны и те и другие способности. Но первым учат везде, а вторым - редко где.

Голова хорошо устроенная стоит дороже, чем голова хорошо наполненная. Бытует мнение, что способности - преимущество одаренных людей. На самом деле способности, вернее задатки есть у всех людей. Но сочетание этих задатков и способностей уникально у каждого человека. И нам необходимо научиться уважать уникальность каждой личности, ее неповторимость. Лишь понимание личностной непохожести человека дает реальную возможность понять и развить его креативные способности. Способность к творчеству, творческому мышлению - это одно из качеств адаптированной личности. Именно благодаря творческому мышлению создаются произведения искусства, оно ведет науку вперед, ведет по пути развития человеческую цивилизацию.

Человек, наделенный развитыми способностями - другой, и по характеру и по восприятию мира. Он по другому строит отношения с окружающими, по другому трудиться.

Большую роль в формировании творческой индивидуальности ребенка играет и д/сад и семья , и школа и т.д. Но, несомненно, личность педагога является ведущим фактором развития творческих способностей. Именно педагог создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или разрушать его уверенность в себе, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности.

Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен демократичный стиль взаимодействия педагога с детьми. В опыте педагогов-новаторов и творчески работающих учителей наблюдается, в первую очередь, перестройка в стиле взаимодействия преподавателей с учащимися. Демократический стиль - это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности.

В связи с этим психологи выделяют следующие качества, необходимые педагогу для работы с детьми:

  • чуткость - чувствительность к переживаниям и потребностям других;

  • способность к индивидуализации обучения;

  • позитивная Я-концепция;

  • интеллект выше среднего уровня;

  • настойчивость и целеустремленность;

  • творческое начало; профессиональная и эмоциональная зрелость;

  • эмоциональная стабильность;

  • широкий круг интересов и умений;

  • чувство юмора;

Владение учителем, воспитателем эффективными методами преподавания также может способствовать развитию детских творческих способностей. Так, среди наиболее упоминаемых «творческих методов в преподавании» П.Торренс приводит:

  • - уважение желания ребенка работать самостоятельно;

  • - индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников;

  • создание условий для конкретного воплощения творческих идей;

  • поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками;

  • исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки;

  • подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;

  • уважение потенциальных возможностей отстающих; оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников;

  • терпимое отношение к возможному беспорядку;

  • поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.

Если перейти к конкретным приемам, то педагоги часто используют иллюстративно-объяснительный метод преподавания. Педагог показывает, как выполнять действия - ребенок повторяет. На один вопрос при таком методе всегда предполагается только один верный ответ. Именно этот метод формирует ограниченное мышление, безынициативность, пассивность у человека.

Существует и другой способ - проблемный (И.Я.Лернер), при котором ребенку не дают знания в готовом виде, а втягивают его в процессе активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей. В таком случае ребенок становится в какой-то мере творцом и своего знания и своего умственного развития. Этим методом пользовался Сократ. Он не излагал ученикам готовые знания, а приводил их к постижению этих знаний при помощи эвристической беседы, т.е. системы наводящих вопросов, отвечая на которые ученики постигали новые знания.

Практическое задание:

  1. Поставить неваляшку на голову так, чтобы она не переворачивалась и не падала без какой либо поддержки.

  2. Сложить четыре треугольника из шести спичек.

  3. Даны четыре точки (вершины квадрата). Проведите три прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги, так, чтобы карандаш вернулся в исходную точку.

  4. Можно ли трижды наполнить ведро, не опорожняя его?

Сложность при решении этих задач создают внутренние баьеры - инертность мышления.

Негибкое инертное мышление не может правильно отражать внешний мир: в мире нет застывших, неподвижных явлений, все существующее меняется, развивается, несет в себе противоречия, переходит в свою противоположность.

Неумение отказаться от стереотипов - результат дефицита поисковой активности и страха перед поиском.

Инертность мышления в искусстве приводят к однообразию, в крайних проявлениях - к созданию штампов. Художник находит один прием или образ - и повторяет его без необходимости. В чем бы ни была причина инертности мышления - с ней можно бороться. Используйте разнообразные задания, разные способы (несколько способов) работы, развивайте умение анализировать условия, находить различия в сходном учебном материале. Хорошо использовать задания с подвохами - с такими условиями, при которых бездумное решение невозможно. Хорошо применять задания с избыточной или недостаточной информацией.

Обучая детей, используйте не только объяснительно-иллюстративный метод обучения, но и проблемный.

При решении проблемных задач можно использовать методы активизации творческого мышления.

Например такие, как морфологический ящик, метод фокальных объектов, идеальный конечный результат.

Перед коллективом педагогов стоит проблема - игры детей во время летнего лагеря (нет игровых материалов, игрушек).

Дети сами могут придумывать игры. Их надо научить этому. Используйте метод морфологического ящика. Исходные материалы: каштаны, камешки, бумажный шарик, мяч, воздушный шарик, пустые пластиковые бутылки, палки, веревка. Именно предметы, в которых нет четко заложенного способа действий развивают творчество детей.

Практическое задание: придумать игры для детей, используя исходные материалы. Еще одна проблема: во многих объединениях дети делают фигурки животных. Как разнообразить их, сделать процесс творческим? Применение метода фокальных объектов может сделать этот процесс творческим.

Практическое задание: усовершенствовать игрушку «Котик», используя метод фокальных объектов.

Эти два метода взяты из ТРИЗ.

В работе с детьми важно развивать их фантазию. Фундаментом творческих способностей человека являются развитое, хорошо управляемое воображение.

Приемы развития воображения подготовлены для педагогов в методическом кабинете ДДТ.

Используемая литература.


  1. Падаяко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся, Москва. Педагогика, 1984г.

  2. Симановская А.Э. Развитие творческого мышления детей, Ярославль, «Гринго», 1996г.

  3. Шустерман З.Г. Новые приключения колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Москва, Педагогика-Пресс, 1993г.

© 2010-2022