Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми образовательными потребностями «Стеснительная улитка»

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в  обществе, наследственность  и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении. Дети с ограниченными  возможностями здоровья  - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей   с ОВЗ чрезвычайна неоднородна: - это достаточно большая категория воспитанников, страдающих соматическими и  психическими заболеваниями, - это  дети с ослабленным здоровьем, дети, имеющие разной степени отклонения  в умственном, физическом или эмоциональном развитии, - помимо детей с выраженными нарушениями в развитии существует достаточно большая категория детей, имеющих легкую органическую патологию. Они могут испытывать значительные трудности в усвоении программы, эмоциональные перегрузки, ведущие к дезадаптации.   - также существует  категория детей, развитие которых происходит в неблагоприятных жизненных условиях. Не всегда состояние их можно квалифицировать как задержку психического развития, но даже при сохранном соматическом здоровье и изначально сохранном интеллекте эти дети  вследствие   эмоциональной и социальной депривации могут обнаруживать отклонения в  психическом развитии.  Цель занятия: коррекция эмоционально-волевой сферы (создание условий для приобретения позитивного опыта преодоления стесн... Количество участников: 3-4. Продолжительность занятия: 25-35 минут. Оборудование: кабинет, разделенный на две зоны: одна с ковром и детскими стульчиками по количеству детей, стоящими полукругом, и вторая – со столами; кукла-перчатка улитка, бумага и наборы цветных карандашей по количеству детей.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Количество участников: 3-4.

Продолжительность занятия: 25-35 минут.

Оборудование: кабинет, разделенный на две зоны: одна с ковром и детскими стульчиками по количеству детей, стоящими полукругом, и вторая - со столами; кукла-перчатка улитка, бумага и наборы цветных карандашей по количеству детей.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия (2-3 минуты)

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. А когда я радуюсь, я улыбаюсь. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь Максиму, Максим Ане….и т.д.

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом и по очереди друг другу улыбаются.

  1. Сказка «Стеснительная улитка» (5-7 минут)

- Сегодня мне хочется рассказать вам одну историю. Слушайте внимательно, а потом мы с вами поиграем.

Педагог-психолог рассказывает сказку.

Сказка.

На большой лесной полянке жила Улитка (показывает куклу-перчатку). Она была очень стеснительная. Когда к ней подходили лесные звери, чтобы познакомиться с ней, позвать ее играть или что-то спросить. Она тут же начинала стесняться и прятала голову в раковину.

Так, однажды мимо улитки прыгала семья лягушек. Лягушонок заметил Улитку и захотел с ней познакомиться. Он подобрался к ней поближе и проквакал: «Привет! Меня зовут Ква. А тебя?» Но улитка очень застеснялась и поспешила спрятать голову в свою раковинку. Лягушонок лишь пожал плечами и упрыгал восвояси.

В другой раз к маме Улитки пришла в гости тетушка Сова и хотела поговорить с маленькой Улиткой, но та так застеснялась, что тут же спрятала голову в раковину. Маме Улитке даже стало стыдно за дочку.

Однажды на лесной поляне маленькие лесные жители затеяли веселую игру в мяч. Ежик, Зайчонок, Лягушонок и Бельчонок бегали и смеялись. Улитке тоже захотелось поиграть с ними. Но она стеснялась попроситься в игру.

Так шло время. Лесные звери давно привыкли к стеснительности Улитки и уже не обращались к ней, не звали поиграть, не знакомились с ней. Улитка проводила время в одиночестве дни напролет, пока однажды в лесу не случилась одна история.

Как-то летним утром лесную тишину нарушил страшный птичий крик. Это Галка потеряла своего птенца. Тот выпал из гнезда, пока Галка летала за кормом. Она металась по лесной поляне и кричала: «Птенец пропал! Птенец пропал!». Все звери всполошились и принялись искать в овраге, Зайчиха с зайчатами - под листьями лопуха, Лягушонок -в пруду, а Бельчонок проверил кусты орешника. Мудрая Сова успокаивала не находившую себе места от волнения Галку.

Наша знакомая Улитка сидела на шляпке гриба рядом с тем деревом, где было гнездо Галки. Вдруг она заметила шевеление в зарослях крапивы под деревом. Через минуту из крапивы высунулся клюв Галчонка. Галчонок нашелся!

Но как Улитке рассказать о счастливой находке?! Ведь она никогда не заговаривала ни с кем первой!

«А вдруг его утащила лиса? А вдруг деревенская кошка решила им позавтракать?» - донеслись до Улитки причитания Галки.

Ну что ж! Делать нечего. Надо торопиться. А то чего доброго и вправду лиса или кошка пожалуют. Улитка поспешила к зверям.

На полянке стояла страшная суета. И никто из зверей не обратил на Улитку внимания. Улитка набралась смелости и тихо прошептала: «Я больше не стесняюсь». Но ее никто не услышал.

Улитка расстроилась и повторила еще раз, но уже громче: «Я больше не стесняюсь!». Но ее по прежнему никто не слушал. Все были заняты поисками. Тут Улитка не выдержала и прокричала что есть мочи: «Я больше не стесняюсь!» Звери оторопели и затихли. Они никак не ожидали от Улитки такого. А Улитка, воспользовавшись наступившей тишиной, сказала: «Я видела Галчонка, он в крапиве».

Через минуту Галка уже обнимала Галчонка и вместе со всеми лесными зверями благодарила Улитку.

С тех пор Улитка стала меньше стесняться, у нее появились друзья. Ее стали приглашать в игры и другие затеи. И дни стали проходить гораздо веселее.

  1. Обратная связь (4-5 минут)

Педагог-психолог собирает впечатления от сказки, ассоциации. Мысли и чувства, которые вызвала в детях сказка.

- Ну что, понравилась вам сказка? Про кого эта сказка? А кто из вас иногда стесняется? Как можно победить стеснение?

Дети по желанию делятся своими впечатлениями. Рассказывают о стеснении и робости и способах их преодолевать в собственном опыте.

Примечание. На этом этапе психолог просто выслушивает детей, лишь поощряя их желание поделиться своими мыслями.

  1. Психогимнастический этюд «Стеснительная улитка» (3-4 минуты)

- А теперь мы с вами поиграем в нашу улитку. Давайте покажем, как сидит стеснительная улитка. А теперь - как сидит улитка. Которая перестала стесняться.

Дети сидя позой и мимикой показывают стеснение. А затем уверенность.

- Давайте постоим, как стоит стеснительная улитка. А теперь - как стоит улитка, которая перестала стесняться.

Дети стоя позой и мимикой показывают стеснение. А затем уверенность.

- Давайте походим, как ходит стеснительная улитка. А теперь - как улитка, которая перестала стесняться.

Дети походкой, мимикой и жестами показывают стеснение, а затем уверенность.

Психолог выполняет упражнение вместе с детьми, комментирует получающиеся у детей наиболее характерные при стеснении и уверенности мимику, жесты, позы, движения. Поощряет стеснительных детей.

  1. Проигрывание ключевого эпизода сказки (4-5 минут)

- А теперь мы с вами будем говорить, как наша улитка. Помните, как она набралась смелости и сначала тихо, а потом все громче и громче, увереннее и увереннее стала повторять: «Я больше не стесняюсь!» Сейчас каждый из вас по очереди попробует изобразить этот момент сказки. Мы будем произносить эту фразу и изображать состояние улитки мимикой, позой, движениями. И не забудем похлопать нашим уверенным улиткам.

Педагог-психолог начинает выполнять упражнение, держа в руках улитку, которую затем передает первому ребенку, и далее по кругу. Каждый ребенок с места несколько раз произносит фразу «Я больше не стесняюсь!», каждый раз стараясь сказать ее громче и увереннее.

Психолог не настаивает на выполнении задания, в случае если кто-то из детей отказывается. Детей, которым произнести фразу громко особенно тяжело, поощряет особо.

Каждому ребенку после последнего уверенного произнесения фразы педагог-психолог и другие дети аплодируют.

  1. Раскрашивание улиток (5-7 минут)

Дети переходят в зону со столами.

- Сейчас я раздам вам листы с изображением уверенной улитки, а вы раскрасите ее как можно ярче и красивее.

Ребята раскрашивают улиток и при необходимости психолог помогает.

  1. Подведение итогов занятия и ритуал прощания (2-3 минуты)

- Ну что же, наше занятие заканчивается. Давайте покажем друг другу, что у нас получилось. А теперь все по очереди скажем, что нам больше всего понравилось, а что нет на занятии.

Дети в одном-двух предложениях рассказывают о своих впечатлениях от занятия. Педагог-психолог принимает и поддерживает любые высказывания, касающиеся занятия; следит, чтобы все высказывались коротко. Если ребенок отказывается говорить, не настаивает.

- А теперь, мы с вами возьмемся за руки и «передадим» друг другу улыбку. На этом наше занятие заканчивается. Вы молодцы. Спасибо!



© 2010-2022