Тренинг формирования лидерских качеств

В 10-11 классах  при создании профильных классов часто создаются новые ученические коллективы, что создает некоторые трудности в межличностном взаимодействии учащихся и не позволяет полностью раскрыться учащимся, имеющим небольшой опыт общения со сверстниками. Кроме того,  роль  "старшеклассник" обязывает быть лидером, задавать тон и вести за собой тех, кто младше. Предлагаемая разработка поможет подросткам лучше узнать не только одноклассников, но - в первую очерь! - самих себя, преодолеть собс...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинговое занятие «Формирование лидерских качеств».

Категория - учащиеся 10-11 классов.

Занятие рассчитано на 1 урок (45 минут).

Материалы и оборудование: бумага формата А-4, фломастеры, ручки, стикеры со скрепками или бейджи.

Сегодня, мы попытаемся (постановка целей):

  • овладеть полезными социально-психологическими знаниями;

  • развить способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

  • провести диагностику и коррекцию личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

  • изучим приемы межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;

  • поговорим о командообразовании и роли её лидера

ход занятия:

Организационный этап.

Давайте договоримся о некоторых особенностях и правилах нашей встрече:

  1. Доверительный стиль общения.

  2. Общение по принципу «здесь и сейчас».

  3. Персонификация высказываний.

  4. Искренность в общении.

  5. Правило пирога.

  6. Недопустимость непосредственных оценок человека.

Основной этап.

Знакомство:

На листочках напишите, как бы вы хотели, чтобы к вам обращались в этой группе. Прикрепите листок скрепкой к одежде.

  1. О нас. Сейчас в течение 3 минут попробуйте взять интервью у соседа, сидящего слева от вас. По окончании этого времени вы будете представлять друг друга по кругу по часовой стрелке. Постарайтесь за это время узнать какие-то интересные факты о своем соседе слева.

Обсуждение: что дает это упражнение? Какой опыт? Что в итоге произошло со всеми участниками? Остались ли они чужими друг другу?

2.Разносторонне развитая личность. Отсутствие стеснения и 100% уверенность в действиях. 10 мин.

Всесторонне развитой личности важно знать свои особенности. На листе бумаги разделенном пополам напишите: слева - то, над чем вы постоянно работаете (будете работать, т.е свои трудности), справа - свои достоинства, то чего вы уже достигли. Например: слева - медлителен, справа - уравновешен, не завожусь с полуслова, терпелив и т.д. Постарайтесь написать не менее 5 характеристик с одной и другой стороны. Участникам предлагается по желанию зачитать получившийся список вслух, после каждого прочтения обязательно положительное подкрепление говорившего аплодисментами группы.

Обсуждение:

- легко ли было составить такой список?

- что было сложнее сделать написать достижения или то, над чем еще надо работать? Почему, как вы думаете?

- чему учит это упражнение?

3.Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и также приятно расстаться с ним».

Члены группы встают по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга).

По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько.

Причем каждый раз роль участникам задает ведущий. Примеры ситуаций «встреча»:

1.«Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече…»

Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 1 мин. Затем ведущий дает сигнал, участники должны закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.

2.«Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его».

3.«Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека…»

4.«После длительной разлуки вы встречаете вашего любимого (любимую). Вы так рады этой встрече. И вот наконец он (она) рядом с вами…»

Делаем выводы о комфортности и не комфортности ситуаций.

Ведущему следует обратить внимание участников не только на то, как они вступают в контакт, начиная встречу, но и на то, как они заканчивают разговор.

После очередного перехода, смены партнеров, ведущий, задавая ситуацию, определяет конкретные роли для каждого круга, например, участники внутреннего круга играют роль испуганного ребенка, а внешнего - взрослого, который должен успокоить малыша.

4. О командообразовании (15 мин).

Вопросы учащимся: Что такое личность в команде? Чем группа отличается от команды? Дайте определения. О команде, как о школьном коллективе. О команде активистов школы, города/ района.

Дискуссия «Лидерство». Участникам группы предлагается обсудить следующие проблемы: являются ли лидерские способности врожденными или приобретенными; кто может стать лидером, а кто не может; нужно ли стремиться развивать в себе лидерские способности и почему; где могут пригодиться лидерские качества и организаторские умения. Можно дополнить дискуссию групповой работой: с помощью ответов на предлагаемые вопросы участникам удастся составить представление о сфере воспитания лидерских качеств

5. Деловая игра «Качества и умения лидера». Работу можно организовать в подгруппах по 5 - 7 человек. Ребятам предлагается составить перечень качеств и умений, которыми, по их мнению, должен обладать лидер, чтобы эффективно руководить деятельностью в группе. Общее обсуждение после групповой работы должно закончиться составлением общего списка (каждая мини-группа получает карточку с заданием - смотри Приложение 1).

6. Игра «Перестройка». Группе дается задание построиться по каким - либо определенным признакам, на время (засекает ведущий).

Например: за 1 минуту построиться

- по цвету глаз (от светлых к темным);

- по номерам квартир (от 0 до…);

- по дням рождения (от января к декабрю) и т.д.

7. Игра «Веревочка».

Ребята должны взявшись за руки и с закрытыми глазами построить: квадрат, треугольник, пятиугольник, восьмерку, тройку и т.д.

По окончании каждого упражнения - обсуждение:

- насколько комфортно вам было выполнять это упражнение?

- появился ли лидер в вашей группе? Почему он появился?

- чему учит это упражнение?

8. Качества лидера:

Умение выражать свои эмоции: прочитать стихотворение с заданной эмоцией (смотри приложение №1)

Подведение итогов:

- участникам предлагается заполнить анкету (смотри приложение №2)


Приложение 1

1. Можно ли стать лидером, воспитать в себе лидерские качества?

2. Какими качествами должен обладать лидер?

3. Считаете ли вы себя лидерами? Почему?

4. Нужны ли лидеру знания организаторской работы?

5. Какую функцию в коллективе выполняет лидер?

6. Каково отношение лидера к членам коллектива?

7. В чем проявляется активная лидерская позиция?

Приложение 2

  1. Прочитать с выражением, величественно:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.


  1. Прочитать язвительно, с ехидцей:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.


  1. Прочитать весело, со смехом:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.


  1. Прочитать печально, грустно:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.


  1. Прочитать повелительно, со злостью:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Приложение 3

Обратная связь

Фамилия Имя участника ( по желанию)

________________________________________

Класс который Вы представляете ________________________________________

Степень включенности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешает тебе быть более включенным в занятие на 100 %? ________________________________________

Твои основные ошибки в ходе занятий:

а) по отношению к себе ________________________________________

б) по отношению к группе ________________________________________

в) по отношению к ведущему ________________________________________

Самые значимые для тебя темы, упражнения, во время которых удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться: ________________________________________

Что тебе очень не понравилось на прошедшем занятии? Почему? ________________________________________

Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.). ________________________________________

Твои просьбы к организационному комитету мероприятия:

___________________________________________________________________________

© 2010-2022